Порядок ведения гражданской обороны
Главная » Статьи » Организация ГО

Порядок ведения гражданской обороны

Порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное время

Перевод системы гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется путем выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей – организационных, технических, экономических, финансовых и других. Указанные мероприятия подготавливаются и проводятся дифференцированно по:

- уровням системы гражданской обороны (федеральный, региональный, муниципальный, объектовый);

- структурным элементам системы гражданской обороны (руководство, органы управления, координационные органы (штабы, службы), силы гражданской обороны);

- направлениям ведения гражданской обороны (обучение населения способам защиты от опасностей, оповещение об опасностях, эвакуация в безопасные районы, предоставление защитных сооружений и средств индивидуальной защиты, обнаружение зараженных (загрязненных) районов, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, обеспечение помощи пострадавшему населению, сохранение объектов).

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время начинается с момента введения в действие Президентом РФ Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации. При этом План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации может вводится как на всей территории Российской Федерации, так и в отдельных ее местностях, в полном объеме или частично. При этом приведение в готовность гражданской обороны осуществляется в общем комплексе мероприятий по переводу государства на работу в условиях военного времени.

В случае доведения Национальным центром управления в кризисных ситуациях до дежурных служб федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ сигналов о внезапном нападении противника органами исполнительной власти субъектов РФ организуется оповещение населения по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ" с доведением соответствующей информации. При этом организуется приведение в готовность гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны).

Окончание периода перевода гражданской обороны с мирного на военное время определяется временем (сроком) проведения первоочередных мероприятий первой, второй и третьей очередей.

Если перевод гражданской обороны с мирного на военное время к моменту начала войны фактически в силу сложившихся условий оказывается незаконченным, т.е. к этому моменту выполнен не весь объем предусмотренных мероприятий, то он продолжается уже в военное время до выполнения указанных мероприятий в полном объеме.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время состоит в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, сохранение объектов, необходимых для функционирования экономики и выживания населения в военное время, и приведение в готовность к действиям органов управления, сил и средств гражданской обороны по ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.

В целях обеспечения последовательного наращивания возможностей гражданской обороны на выполнение ее задач с учетом приоритетности их выполнения перевод гражданской обороны осуществляется по мере нарастания угроз, поэтапно. При внезапном развязывании войны противником перевод гражданской обороны на военное время осуществляется с одновременным выполнением всех мероприятий, предусмотренных предшествующими состояниями готовности гражданской обороны.

Мероприятия гражданской обороны при ее переводе с мирного на военное время планируются и проводятся в соответствии с Положением о порядке приведения в готовность гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.2011 N 437-13, приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70дсп "О порядке разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), а также другими нормативно-правовыми и методическими документами в области гражданской обороны.

Количественные и временные показатели выполнения всех мероприятий по переводу гражданской обороны с мирного на военное время, а также порядок и последовательность их осуществления отражаются в планах гражданской обороны и защиты населения (планах гражданской обороны).

 

Организация управления и взаимодействия

Сущность управления гражданской обороной заключается в постоянной целенаправленной организующей деятельности органов государственной власти, руководителей и органов управления гражданской обороны всех уровней, направленной на всестороннюю подготовку и ведение гражданской обороны.

Основными задачами управления гражданской обороной являются:

- в мирное время – обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств ГО к решению задач в зонах чрезвычайных ситуаций различного характера; разработка и своевременная корректировка планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны); разработка перспективных и годовых планов по подготовке гражданской обороны и организация их выполнения; организация всесторонней подготовки органов управления, сил ГО и населения по гражданской обороне;

- в угрожаемый период – быстрый и организованный перевод органов управления и сил в соответствующую степень готовности;

- в военное время – организация выполнения мероприятий планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) с учетом реально сложившейся обстановки; обеспечение и поддержание готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГО с учетом их возможных потерь и ущерба.

Для обеспечения управления гражданской обороной создается соответствующая система управления, включающая в себя органы и пункты управления, системы оповещения и связи.

В мирное время непосредственное управление гражданской обороной осуществляют руководители всех уровней и органы управления, осуществляющие управление гражданской обороной.

В военное время система управления гражданской обороны организационно базируется на тех же органах управления, но с учетом их перевода на штаты и условия работы военного времени.

Сложность задач, стоящих перед гражданской обороной, и условия, в которых они будут решаться, предъявляют высокие требования к управлению. Важнейшую роль в процессе управления играет информация. Именно на ее основе формируются и реализуются решения, оценивается ее выполнение и организуется взаимодействие.

Информация, используемая в интересах управления ГО, должна обладать:

- максимальной оперативностью, достоверностью и полнотой;

- широтой обзора явлений;

- возможностью оперативного отображения на картах и автоматизированных средствах отображения;

- совместимостью со специальными банками данных, используемых для принятия решения.

Управление может быть успешным, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.

Управление строится и осуществляется на основе следующих принципов:

- единство государственного управления гражданской обороной;

- единоначалие и централизация руководства в сочетании с децентрализацией и представлением подчиненным инициативы в определении путей и способов выполнения поставленных задач;

- твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизни;

- личная ответственность начальников всех уровней и звеньев за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных перед ними задач.

Основными направлениями повышения эффективности и устойчивости системы управления гражданской обороны являются:

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания и совершенствования системы управления гражданской обороны на военное время;

- совершенствование системы планирования мероприятий гражданской обороны до объекта включительно;

- разработка и реализация комплекса организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления гражданской обороны (живучести пунктов управления, систем связи и оповещения);

- создание запасных пунктов управления;

- разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений руководства;

- создание корпоративных цифровых систем связи гражданской обороны по линии запасных пунктов управления;

- создание мобильных узлов связи в составе подвижных и мобильных пунктов управления и оснащение их средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи;

- замена устаревших средств связи, используемых в управлении гражданской обороной, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения;

- использование аппаратных и программных средств закрытия информации, циркулирующей в системе управления гражданской обороной;

- создание в составе городских и загородных запасных пунктов управления (ПУ) защищенных узлов связи;

- обеспечение всех пунктов управления автономными источниками питания.

Успешное решение задач гражданской обороны в мирное и военное время может быть достигнуто только объединенными и согласованными усилиями органов управления и сил всех уровней и звеньев, привлекаемых к выполнению этих задач, т.е. через организацию и поддержание их взаимодействия.

Сущность взаимодействия заключается в согласовании намечаемых к проведению мероприятий и действий сил между соответствующими органами управления, подчиненными им силами по целям, задачам, месту (направлениям, районам, участкам, объектам) и времени, а также в оказании им взаимной помощи в интересах наиболее успешного решения возложенных на них задач.

Важнейшей задачей организации взаимодействия является определение взаимоотношений между собой в процессе выполнения задач не подчиненными друг другу органами управления и силами ГО.

Организация взаимодействия осуществляется соответствующими органами управления, осуществляющими управление гражданской обороной. При этом взаимодействие организуется, прежде всего, в интересах тех органов управления и сил, которые на данном этапе выполняют главную, определяющую задачу. В угрожаемый период взаимодействие между органами, осуществляющими управление гражданской обороной, органами государственной власти по управлению экономикой, а также органами военного командования, должно быть подчинено созданию необходимых условий для мобилизационного развертывания войск и экономики страны, а при проведении спасательных работ – обеспечению действий сил, участвующих в этих работах.

Порядок организации взаимодействия предусматривает:

- определение перечня задач взаимодействующих органов;

- определение сроков совместных действий и их последовательности;

- определение районов (направлений) совместных действий и сосредоточения основных сил и средств;

- определение состава сил и средств;

- разработку планов взаимодействия;

- практическую отработку вопросов взаимодействия;

- порядок доставки сил и средств;

- порядок использования маршрутов выдвижения;

- порядок, время и место прохождений барьерных рубежей;

- порядок преодоления полос (участков) оперативного оборудования местности, а также места встречи и порядок сопровождения сил и средств МЧС России при нахождении в полосах действий войск;

- порядок организации и обеспечения охраны сил и средств сторон.

 

Организация связи и оповещения

Связь является основным средством, обеспечивающим непрерывность управления органами и силами гражданской обороны как в мирное, так и в военное время на всех уровнях управления. На каждом уровне управления заблаговременно создаются системы связи, которые развертываются по полной схеме при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение.

Система связи гражданской обороны является важнейшей составной частью (подсистемой) системы управления и представляет собой организационно-техническое объединение сил, программно-технических средств и сетей связи, обеспечивающих передачу информации в интересах обеспечения надежного управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, а также мероприятиями гражданской обороны в военное время.

Основными задачами системы связи являются:

- обеспечение устойчивого управления подчиненными органами управления и силами;

- обеспечение передачи сигналов и информации оповещения органам управления, силам в установленные сроки;

- обеспечение различными видами связи оперативных групп (ОГ) всех уровней в районах ЧС и очагах поражения с целью организации взаимодействия и управления спасательными и аварийно-восстановительными работами;

- обеспечение обмена данными между стационарными, мобильными и подвижными ПУ, органами военного командования.

Система связи должна устойчиво функционировать и в условиях возможного отключения отдельных элементов системы связи при воздействии поражающих факторов современного оружия.

Для обеспечения устойчивости системы связи в военное время каналы связи организуются по разнесенным трассам и через защищенные узлы связи.

Система связи включает в себя: узлы связи стационарных, мобильных и подвижных пунктов управления; линии привязки к узлам связи общего пользования; линии и каналы связи (цифровые потоки), выделяемые из государственной сети; силы и средства связи частей, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, а также частей, выделяемых по плану взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями, привлекаемыми для решения задач гражданской обороны; резерв сил и средств связи.

Система связи гражданской обороны сопрягается с ведомственными (корпоративными) системами связи, системами связи военных округов (флотов) и гарнизонов.

В интересах повышения устойчивости управления системы связи используют также возможности ведомственных сетей связи, среди которых наиболее часто используются сети Минобороны России, железной дороги, энергетиков, нефтяников (газовиков), речного и воздушного транспорта и др.

Связь организуется в соответствии с решениями руководителя (начальника) органа, осуществляющего управление гражданской обороной и распоряжениями по связи старших органов управления.

Ответственность за организацию и состояние связи возлагается на руководителя (начальника) органа, осуществляющего управление гражданской обороной. Непосредственно вопросами организации связи занимаются начальники отделов связи органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

В целях обеспечения устойчивого непрерывного управления гражданской обороной в системе связи организуются различные виды связи:

- проводная связь, которая является основным видом связи в повседневной деятельности;

- радиосвязь, являющаяся основным видом связи в движении, а главное – при организации управления в районах чрезвычайных ситуаций и военное время, когда она может стать вообще единственным видом связи;

- радиорелейная связь, которая сочетает в себе одновременно положительные свойства радио- и проводных средств связи. Радиорелейные средства имеют остронаправленный характер действия и обладают большой пропускной способностью, их работа мало зависит от времени года, суток и от атмосферных и промышленных помех;

- спутниковая связь, которая в ряде регионов страны получила широкое использование. Спутниковые средства связи имеют большую пропускную способность и в состоянии обеспечить высококачественную многоканальную связь практически из любой точки страны в любое время, что имеет особое значение при организации связи из районов чрезвычайных ситуаций, где отсутствует или слабо развита сеть связи общего пользования;

- связь подвижными средствами (автомашины, мотоциклы, катера, летательные аппараты и др.).

 

Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) включает: оценку обстановки; принятие решения на проведение работ; постановку задач подчиненным спасательным воинским формированиям, аварийно-спасательным формированиям, привлекаемым для ведения АСДНР; организацию управления; организацию взаимодействия с органами военного командования; всестороннее обеспечение действий сил гражданской обороны; планирование мероприятий по проведению АСДНР.

Планирование мероприятий по проведению аварийно-спасательных работ осуществляется заблаговременно (отработка планов взаимодействия объектов экономики и воинских формирований постоянной готовности, разработка карточек и схем ведения АСДНР на объектах и участках работ, создания электронных банков данных об объектах экономики и т.д.) и отражается в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. В условиях военных действий или вследствие этих действий на основе данных о конкретно сложившейся обстановке по результатам разведки эти планы уточняются, после чего принимается решение на ведение АСДНР.

Оценка обстановки включает оценку и состояние сил гражданской обороны, очагов поражения, района (участка) предстоящих действий с учетом погодных условий, времени года и суток, а также других факторов, влияющих на выполнение задачи.

Решение на ведение АСДНР руководитель гражданской обороны может объявить в полном объеме или частично путем отдания частных распоряжений и указаний. В любом случае решение руководителя гражданской обороны должно включать:

- краткие выводы из оценки обстановки;

- замысел предстоящих действий сил гражданской обороны (направление и участки, объекты сосредоточения основных усилий; построение группировки сил гражданской обороны; способы и последовательность (этапы) выполнения работ);

- задачи подчиненным органам управления и силам гражданской обороны;

- порядок обеспечения действий сил гражданской обороны при выполнении задач;

- организацию управления и взаимодействия в ходе проведения АСДНР.

Решение руководителя гражданской обороны отрабатывается на карте (схеме) с приложением пояснительной записки и необходимой детализацией (таблицы, графики и т.п.) в зависимости от уровня планирования проведения АСДНР и характера работ (обстановки).

Планирование проведения АСДНР осуществляется органами управления по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям на основе решения руководителя гражданской обороны и завершается утверждением старшим руководителем принимаемого решения. В зависимости от уровня планирования решение может отрабатываться либо на карте (схеме), либо текстуально.

Планирование ведения АСДНР в очагах поражения осуществляется заблаговременно в мирное время по двум основным вариантам: при внезапном нападении противника и при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны.

Основные вопросы взаимодействия, определяемые в решении руководителя гражданской обороны на ведение АСДНР, отражаются в плане (плановой таблице) взаимодействия, в котором указывается организация и сигналы взаимодействия при занятии исходных районов, выдвижении в очаги поражения (на участки и объекты работ), проведении работ по спасению людей, оказании помощи пострадавшим, проведении эвакуации пораженных в загородную зону, выполнении других неотложных работ в опасных зонах.

Выдвижение и ввод сил в очаг поражения, их развертывание. В условиях внезапного нападения противника порядок ввода сил гражданской обороны в очаг поражения определяется применяемыми противником средствами поражения, конкретной обстановкой и степенью выполнения мероприятий гражданской обороны на момент нападения противника.

Организация ввода сил при внезапном нападении характеризуется острым дефицитом времени на сбор формирований в исходных районах. Руководители гражданской обороны городов, не отнесенных к группам по ГО, и сельских районов на основе задачи, поставленной руководителем гражданской обороны области, и с учетом конкретных условий обстановки организуют сбор сил и средств гражданской обороны районных (городских) колонн и выдвижение их к очагам поражения. Обеспечение ввода возлагается на спасательные воинские формирования постоянной готовности и формирования гражданской обороны близлежащих городов, не отнесенных к группам по ГО, и сельских районов.

Группировка сил гражданской обороны для проведения АСДНР после применения обычных средств поражения, как правило, строится в один эшелон с выделением резерва. На случай ядерного нападения группировка сил гражданской обороны, обычно, создается в составе двух эшелонов и резерва. Основу группировки сил наряду со спасательными воинскими формированиями постоянной готовности составляют формирования организаций, продолжающих работу в категорированных городах. Эти формирования, как правило, включаются в первый эшелон.

При непосредственной угрозе нападения противника или сразу после него силы первого эшелона прибывают в исходные районы, назначаемые на каждом направлении ввода в очаги поражения.

Второй эшелон, состоящий из формирований гражданской обороны организаций городов, отнесенных к группам по ГО, а также спасательных воинских формирований постоянной готовности, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил, выделяемых по планам взаимодействия, формируется в местах (районах) дислокации. Ввод этих сил осуществляется решением руководителя гражданской обороны, на которого возложено руководство проведением спасательных и других неотложных работ на территории города. Порядок ввода сил определяется решением руководителя гражданской обороны на ввод второго эшелона и складывающейся в очагах поражения обстановки.

Резерв формируется из сил гражданской обороны удаленных районов, его ввод в очаги поражения для проведения АСДНР производится из исходных районов или непосредственно из пунктов постоянной дислокации.

Ввод сил гражданской обороны в очаг массового поражения во всех случаях их применения осуществляется после предварительной оценки обстановки.

В резерве руководителей гражданской обороны городов, отнесенных к группам по ГО, должны предусматриваться необходимые силы для создания отрядов обеспечения движения и организации разведки в случае повторных ударов противника.

Ведение аварийно-спасательных работ. Порядок ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ зависит от характера и масштабов поражения территории, потерь населения, а также от сложившейся обстановки.

При больших масштабах очага поражения всю территорию спасательных работ разбивают на секторы, секторы – на отдельные объекты, объекты – на участки работ. Определяются и обозначаются места (границы), опасные для нахождения личного состава. Между вышестоящими и подчиненными начальниками на участках работ и объекте устанавливается радиосвязь. Все коммунальные сети в разрушенных зданиях перекрываются, а электрические – обесточиваются.

При недостатке подразделений (формирований) в первую очередь выполняются работы на объектах, где проведение работ обеспечивает спасение наибольшего числа пострадавших.

Места ведения работ ограждаются по периметру, на улицах в дневное время выставляются предупреждающие знаки со стороны движения транспорта. В темное время на ограждении со стороны движения вывешиваются лампы красного цвета, а место работы освещается светильниками местного освещения.

При массовых разрушениях, большом количестве пострадавших основные усилия сосредоточиваются на спасении жизни пострадавших и потому основу группировки сил гражданской обороны каждой смены составляют спасательные подразделения, усиливаемые инженерно-техническими подразделениями обеспечения действий спасателей, а также инженерно-дорожными и инженерно-техническими подразделениями для расчистки завалов, проходов, освещения участков работ и т.д.

Для ликвидации очагов поражения, связанных с загрязнением местности и объектов радиоактивными веществами, основные усилия должны сосредоточиваться на эвакуации и оказании помощи пострадавшим, защите населения в зоне загрязнения, локализации и ликвидации источника радиоактивного загрязнения.

Вслед за разведкой в зону радиоактивного загрязнения вводятся подразделения дезактивации вооружения, инженерной техники, а также подразделения санитарной обработки. Спасательные подразделения действуют в тесном взаимодействии с ними, развертывается пункт обеззараживания техники и санитарной обработки личного состава. При действиях в очагах химического заражения, радиоактивного загрязнения, пожаров, а также при высокой температуре окружающего воздуха работы организуются и ведутся посменно.

Режим работы смен устанавливается с учетом времени защитного действия используемых средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и работоспособности человека в определенных условиях.

Для планирования и круглосуточного ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов (устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени).

Борьба с пожарами. В целях получения данных о пожарной обстановке для принятия решения на выполнение работ по локализации и тушению пожара производится пожарная разведка. Для проведения пожарной разведки заблаговременно назначаются и готовятся разведывательные группы и отделения из состава военизированных подразделений противопожарной службы и формирований пожаротушения гражданской обороны.

При необходимости ведения разведки одновременно на нескольких направлениях высылается несколько разведывательных групп (отделений). Пожарные разведывательные группы ведут непрерывную разведку до полного завершения работ по локализации и тушению пожара.

Для тушения крупных и массовых пожаров территория (район), где выполняют задачи несколько подразделений пожаротушения, разбивается на боевые участки (по числу привлекаемых подразделений пожаротушения).

Границы этих участков определяются руководством подразделений и могут создаваться по этажам, противопожарным преградам, периметру здания, отдельным зонам пожара.

Исходя из оценки сложившейся обстановки и с учетом имеющихся сил и средств принимается решение на тушение пожара.

Принятие решения на тушение пожара завершается планированием и постановкой задач подчиненным на выполнение работ. Руководитель тушения пожара лично ставит задачу на боевое развертывание, указывает цель, характер и способ действий.

Исходя из обстановки тушение пожаров производится прежде всего на тех объектах, которые получили слабые или средние разрушения, т.е. меньше других пострадали от воздействия современных средств поражения противника и после ликвидации пожара могут быть частично или полностью восстановлены.

Продвижение личного состава сил ГО через зону сплошного пожара производится после полной локализации горения, когда достигнуто снижение тепловой радиации и задымления и личный состав может преодолеть этот проход без средств защиты от теплового воздействия.

Пожары строений, сооружений, лесов, развившиеся от применения зажигательных средств, тушатся приемами и способами, применяемыми в обычных условиях.

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий производятся при их заражении (загрязнении) отравляющими, радиоактивными веществами и биологическими средствами. Основными целями санитарной обработки и обеззараживания объектов являются:

предотвращение поражений производственного персонала объекта и населения при контакте с находящимися на зараженной территории предметами;

предотвращение изнурения производственного персонала объектов, подвергшихся воздействию средств нападения, и личного состава воинских формирований постоянной готовности при длительном нахождении в средствах индивидуальной защиты во время работы и ликвидации последствий нападения противника.

В зависимости от наличия времени и средств специальная обработка техники и промышленного оборудования может проводиться в два этапа: вначале – частичная, а затем полная. Частичная специальная обработка обеспечивает безопасность соприкосновения с обработанными поверхностями без средств защиты кожи. Полная специальная обработка обеспечивает безопасность работы без средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. По степени достижения полноты обеззараживания различают частичную и полную дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию.

На территории промышленных объектов ликвидация заражения, как правило, осуществляется силами и средствами формирований гражданской обороны объектовой службы радиационной и химической защиты. Наиболее сложные работы выполняются подразделениями воинских формирований постоянной готовности, формирований радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации на пунктах специальной обработки.

В ходе специальной обработки подразделений, как правило, проводится и санитарная обработка кожных покровов людей. При частичной санитарной обработке обеззараживаются открытые участки тела путем обработки рецептурой индивидуальных противохимических пакетов или обмывания кожи водой. При полной санитарной обработке проводится гигиеническая помывка всего тела теплой водой с мылом и с заменой нательного белья, а, при необходимости, обмундирования (одежды) и обуви.

Санитарная обработка проводится на санитарно-обмывочных пунктах или санитарных пропускниках, развертываемых на стационарных пунктах специальной обработки, с привлечением средств медицинской службы, или в населенных пунктах на базе бань и бассейнов и является обязательной для участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных веществ, и населения, оказавшегося в зонах заражения (загрязнения).

Организация управления при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения осуществляется на основе решения руководителя гражданской обороны и включает:

- определение состава необходимых пунктов управления силами гражданской обороны и сроков их развертывания в очаге поражения, расчет графика их работы и перемещения (в случае необходимости);

- построение колонн для передвижения;

- распределение личного состава органов управления, средств связи, подразделений обеспечения по пунктам управления;

- составление расчетов (дежурных смен) и распределение личного состава по пунктам управления, установление режимов их работы;

- организацию связи с вышестоящим руководством, взаимодействующими и подчиненными силами;

- организацию охранения, комендантской службы, регулирования движения, инженерного оборудования и маскировки;

- определение системы кодирования топокарт, применения документов скрытого управления, назначение позывных должностным лицам руководства и органам управления;

- уточнение состава, содержания и сроков представления документов по табелю срочных донесений;

- установление единых сигналов оповещения, управления и взаимодействия, определение порядка восстановления нарушенного управления.

Управление силами при ведении АСДНР включает: непрерывное добывание, сбор, анализ и оценку обстановки в зоне работ; принятие решений; постановку задач подчиненным; планирование действий сил; организацию их всестороннего обеспечения; организацию и поддержание взаимодействия; организацию системы управления; непосредственное руководство силами (формированиями, соединениями, частями, подразделениями), контроль и оказание помощи силам в ходе выполнения задач.

Управление ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ должно обеспечить своевременное оказание помощи пострадавшему населению, эффективное использование возможностей подразделений и успешное выполнение поставленной задачи в короткие сроки, обеспечивающие выживание пораженных (пострадавших) в сложившейся обстановке с минимальными потерями и нанесением окружающей природной среде минимального ущерба.

Для осуществления мероприятий по защите населения и проведения аварийно-спасательных работ руководитель гражданской обороны должен:

- поддерживать непрерывную связь с вышестоящим органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, подчиненными и взаимодействующими органами управления;

- оперативно добывать, собирать, анализировать, обобщать и оценивать данные обстановки;

- в любое время располагать данными о ходе осуществления намеченных мероприятий и действиях сил в ходе проведения спасательных и других неотложных работ;

- контролировать выполнение отданных распоряжений по обеспечению действий сил;

- своевременно докладывать в вышестоящие органы управления об обстановке, принятых (уточненных) решениях, поставленных подчиненным силам задачах и их выполнении;

- поддерживать взаимодействие между органами управления (силами);

- восстанавливать резерв сил и средств;

- принимать меры по восполнению потерь, понесенных подчиненными силами в ходе проведения спасательных и других неотложных работ; обеспечивать непрерывность управления подчиненными органами управления и силами;

- вести учет потерь населения, личного состава и техники формирований гражданской обороны.

К исходу каждых текущих суток руководителем гражданской обороны подводятся итоги ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, обобщаются поступившие данные обстановки и подготавливаются предложения для принятия решения на последующие действия сил.

В целях повышения оперативности принятия мер по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаги поражения обычно направляется оперативная группа, начальник которой обязан:

- организовать разведку очага поражения, аварии, катастрофы или стихийного бедствия;

- оценить сложившуюся обстановку в районе чрезвычайной ситуации;

- принять меры к установлению устойчивой связи с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- доложить обстановку, выводы, предложения по ней вышестоящему начальнику органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям для принятия решения по ликвидации чрезвычайной ситуаций;

- совместно с другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям местного самоуправления организовать управление и координацию действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации;

- своевременно представлять доклады в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;

- координировать работу членов оперативной группы;

- принимать участие в заседаниях оперативного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации;

- организовывать взаимодействие между органами управления силами и средствами в районе чрезвычайной ситуации.

Оказание первой помощи пострадавшим. Первая помощь населению должна оказываться непосредственно на месте поражения в кратчайшие сроки. Решение этой задачи достигается организацией системы взаимопомощи пострадавшего населения, оказавшегося в очаге поражения, районе стихийного бедствия, производственной или транспортной аварии, и привлечением достаточного количества медицинских и спасательных формирований. Сокращению сроков оказания первой медицинской помощи способствует умелый розыск пораженных, проведение их первичной сортировки с целью определения очередности оказания помощи по жизненным показаниям.

К мероприятиям первой помощи в очаге поражения относятся:

- временная остановка наружного кровотечения;

- наложение асептических повязок на раны и ожоговые поверхности, в том числе и окклюзионных повязок на раны грудной клетки при открытом пневмотораксе;

- транспортная иммобилизация конечностей с помощью шин и подручных средств при переломах, обширных ранах, ожогах, повреждениях магистральных сосудов, суставов, при травматическом токсикозе;

- простейшие противошоковые мероприятия с использованием противоболевых средств и путем устранения причин, обусловливающих возникновение шока (согревание пораженного, своевременная остановка кровотечения, иммобилизация переломов и др.), простейшие мероприятия по реанимации, направленные на восстановление дыхания и сердечной деятельности путем проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;

- профилактика радиационных, химических, бактериологических поражений путем защиты органов дыхания и пищеварения от попадания в них радиоактивных и отравляющих веществ, своевременного проведения частичной санитарной обработки кожных покровов и слизистых оболочек и частичной дезактивации одежды, использования медицинских радиозащитных, противобактериологических средств и антидотов отравляющих веществ.

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий. Подготовка сил и средств для восстановления и поддержания порядка в очагах поражения на военное время осуществляется заблаговременно в мирное время.

При проведении АСДНР обеспечивается беспрепятственное передвижение сил гражданской обороны в очаги поражения, блокирование очагов поражения, охрана общественного порядка в них, обеспечение порядка вывоза (выхода) пострадавших из очагов поражения.

Основными задачами сил охраны общественного порядка в очагах поражения при проведении АСДНР являются:

- охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения при вводе сил гражданской обороны в очаги поражения;

- осуществление жесткого пропускного режима, выполнения должностными лицами и населением правил карантина;

- охрана зданий административных органов, складов, хранилищ, банков и других важных объектов;

- ведение учета потерь населения;

- проведение профилактических мер среди населения по недопущению нарушений правил правопорядка;

- оцепление очагов поражения;

- обеспечение охраны имущества, ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев;

- проведение разъяснительной работы среди населения в целях пресечения паники и ложных слухов;

- организация учета людей в зонах и пунктах их размещения, ведение адресно-справочной работы по особым информационным массивам;

- установление личностей погибших и пострадавших;

- оказание помощи медработникам в вывозе погибших и пострадавших людей в медицинские и другие пункты, сопровождение медицинского транспорта;

- содействие органам исполнительной власти в привлечении населения, транспортных и иных средств, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам для проведения АСДНР;

- закрытие разрушенных и опасных участков дорог, установление необходимых разъяснительных указателей и знаков, выставление постов контроля и регулирования дорожного движения;

- обследование местных автопредприятий, привлекаемых к аварийно-спасательным работам, усиление контроля за исправностью автотехники, предназначенной для перевозки людей и грузов при эвакуационных и восстановительных работах;

- осуществление надзорно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, выполнение которых крайне необходимо в сложившейся обстановке.

В ходе ведения АСДНР в очагах поражения и на прилежащей к ним территории в целях обеспечения безопасности развертываются:

- посты регулирования на маршрутах ввода сил гражданской обороны на объекты ведения АСДНР;

- контрольно-пропускные пункты на въездах;

- посты охраны специальных объектов;

- посты по поддержанию порядка на пунктах сбора и санитарной обработки пострадавших, а также по обеспечению режима допуска людей;

- оперативно-поисковые группы по борьбе с преступностью;

- наряды по оказанию содействия должностным лицам по мобилизации населения и транспорта для наращивания темпа ведения АСДНР.

Срочное захоронение трупов. Захоронение заключается в погребении с соблюдением установленных правил и обрядов. Своевременность захоронения трупов при массовом поражении людей крайне необходима для поддержания санитарно-гигиенической обстановки в местах пребывания людей, недопущения появления в местах скопления трупов особо опасных инфекционных заболеваний.

Сбор погибших, доставка их к местам захоронения, оформление могил и кладбищ производятся специально назначенными командами. В распоряжение этих команд выделяются необходимые транспортные средства, инструменты, материалы, обмундирование подменного фонда и дезинфицирующие средства, необходимые для производства захоронения и оформления могил и кладбищ.

Личный состав команд по организации захоронения обязан знать порядок захоронения погибших. В медицинских учреждениях захоронение умерших от полученных ран (болезней), оформление могил и кладбищ производится в порядке, определенном руководителем гражданской обороны.

Захоронение осуществляется, как правило, не позднее чем через сутки после гибели.

Перед захоронением производится опознание погибших по имеющимся при них документам. В случае отсутствия при погибшем документов, удостоверяющих его личность, командир команды по организации захоронения немедленно докладывает об этом по команде для принятия мер по установлению личности погибшего.

Для опознания погибшего назначается комиссия в составе представителей медицинской службы, прокуратуры и командира команды по организации захоронения. В случае, когда принятые для опознания меры не дали результатов, производится описание внешности (облика) погибшего, для чего составляется его карточка, или осуществляется фотографирование в анфас и профиль.

Организация утилизации и захоронения пораженных сельскохозяйственных животных осуществляется службой защиты сельскохозяйственных животных и растений совместно с другими службами гражданской обороны.

При захоронении трупов руководствуются требованиями Закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального Закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", Методических рекомендаций по организации мероприятий по срочному захоронению трупов и Методических рекомендаций по созданию, подготовке и применению формирований, предназначенных для срочного захоронения трупов в военное время, утвержденных МЧС России.

 

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий

К населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее по тексту – пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении боевых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов поражения. В число пострадавшего населения следует включать раненых, травмированных, перенесших или переносящих различные заболевания (включая нервно-психологического характера), а также людей, лишившихся необходимых средств для существования и жизнедеятельности.

Первоочередное обеспечение пострадавшего населения включает снабжение его жизненно важными материальными средствами, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, оказание медицинской помощи и информационно-психологической поддержки. Главной целью проведения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений и предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение данных вопросов согласно планам гражданской обороны и защиты населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъектов РФ.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономических возможностей, природных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения, которая может возникнуть в результате развязывания военных действий и их последствий.

По каждому виду обеспечения соответствующими административными органами гражданской обороны разрабатываются планы обеспечения, которые должны содержать объемы решаемых задач, перечень сил и средств для их решения, распределение материальных ресурсов по решаемым задачам с указанием сроков их поставки и поставщиков, а также ответственных лиц за выполнение запланированных мероприятий.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения включает:

- своевременное оказание медицинской помощи и лечение пострадавших;

- проведение противоэпидемических мероприятий по недопущению воздействия и распространения инфекционных заболеваний;

- усиленное санитарно-эпидемиологическое наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью продовольствия и воды, организацию санитарно-гигиенического контроля за внешней средой, водоисточниками, питанием и санитарно-просветительную работу среди населения; проведение комплекса медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воздействия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения) территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели животных;

- организацию лечебно-эвакуационных мероприятий;

- уточнение потребного количества медицинского персонала с учетом его специализации;

- определение потребности в дополнительном развертывании лечебной базы с учетом возможностей использования административных и других зданий под лечебные учреждения, армейских и флотских госпиталей; организацию бесперебойного снабжения больниц, госпиталей и других медицинских учреждений водой, теплом, электроэнергией и др.

Первая помощь пораженным оказывается на месте ведения спасательных работ силами формирований медицинской службы, а также незамедлительно в порядке само- и взаимопомощи самим населением.

Первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к эвакуации в лечебные учреждения больничной базы производится силами медицинской службы. Для эвакуации пораженных выделяются необходимые санитарно-транспортные формирования, а также приспособленные транспортные средства объектов и транспортных организаций.

Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуществляется в стационарных лечебных учреждениях. Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется соответствующими нормами с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им первой медицинской помощи. Потребность в медицинском имуществе определяется по прогнозируемой численности и структуре санитарных потерь и соответствующим нормам обеспечения. Особое внимание уделяется обеспечению в полной мере потребностей медицинских сил на этапе оказания первой медицинской помощи пострадавшим, получившим физические травмы, антибиотиками, противошоковыми препаратами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления – средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими средствами, кислородом и водой.

Для остального пострадавшего населения потребность в специализированном медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется соответствующими нормами с учетом психологического состояния населения в условиях военного времени.

Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами и материалами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий, вызванных военными действиями или вследствие этих действий.

Обеспечение пострадавшего населения жильем включает:

- определение численности населения, лишившегося жилья (потерявшего жилую площадь);

- проведение инвентаризации сохранившегося и оценки состояния поврежденного жилого фонда с целью определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

- исследование зданий и сооружений лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха (санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и загородные детские оздоровительные учреждения), а также развертывание временных жилищ (передвижных и сборных домов, палаток, юрт, землянок и т.д.) для размещения людей, оставшихся без крова, в местах их эвакуации.

В случае нехватки временного жилья определяется дополнительная его потребность, порядок доставки к месту размещения пострадавших, организация приема и распределения жилья для пострадавшего населения.

В случае радиоактивного, химического или биологического заражения (загрязнения) территории сначала проводятся мероприятия по ее обеззараживанию до допустимых норм, а затем изучаются возможности и определяется порядок обеспечения пострадавшего населения жильем.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматривает проведение следующих мероприятий:

- определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;

- оценка запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольствия;

- организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия;

- поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших районов и других регионов;

- создание временных баз и складов для хранения продуктов и развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопекарен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

- определение порядка обеспечения населения продуктами питания (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

- закрепление пострадавшего населения за предприятиями (организациями) общепита;

- организация взаимодействия с органами военного управления по использованию возможностей армии и флота для обеспечения продовольствием пострадавшего населения;

- подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

- принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (зараженных) продуктов питания и пищевого сырья.

При оценке потребностей в продуктах питания для пострадавшего населения необходимо учитывать, что в первые двое – трое суток после начала военных действий наиболее вероятна организация питания с использованием сухих пайков, консервов, копченых колбас и т.п., не требующих тепловой обработки.

При определении объемов продуктов питания, необходимых пострадавшему населению, следует исходить из организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки – консервированными или сборными пайками.

В целях обеспечения пострадавшего населения водой коммунально-технические службы определяют:

- состояние магистральных водопроводов и возможности их восстановления;

- наличие стационарных и передвижных лабораторий анализа качества воды и готовность их к работе;

- места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд;

- состояние защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных скважин;

- возможности внешнего водоснабжения и доставки воды емкостями на передвижных средствах;

- потребность в опреснителях, очистных установках, препаратах для обеззараживания воды.

В случае радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) территорий проводятся мероприятия по надежной защите от поражающих факторов систем водоснабжения и автономных водозаборов, перевод систем водоснабжения на особый режим работы, обеспечение оперативного контроля зараженности воды и экстренного доведения информации до населения о ее непригодности к использованию.

Из других видов коммунально-бытовых услуг (кроме обеспечения жильем и водой) пострадавшее население обеспечивается необходимыми топливно-энергетическими ресурсами (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия), банями, душевыми, прачечными, туалетами и др.

При дефиците сохранившихся теплоэнергоносителей, объектов коммунального хозяйства используются нестандартные, простейшие средства обогрева, энергоснабжения, коммунального обслуживания (передвижные малогабаритные котельные, дизель- и бензоэлектростанции, теплоэнергоносители локомотивов, судов пассажирского, торгового и рыбного флотов, военных кораблей, аккумуляторы, печи "буржуйки", передвижные душевые, прачечные и т.д.).

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости (одеждой, обувью, одеялами, тканями, посудо-хозяйственными товарами, галантерейно-парфюмерными изделиями, прочими непродовольственными товарами) предусматривает:

- организацию сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

- установление возможности обеспечения пострадавших за счет собственных резервов;

- определение мест и порядка выдачи, организация снабжения через подвижные пункты и отделения служб снабжения;

- определение объема, сроков и путей поставки предметов первой необходимости для погашения имеющегося дефицита, организация их получения, учета и распределения.

Оказание информационно-психологической поддержки. В целях информационного обеспечения пострадавшего населения:

- организуется оперативное информирование населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановке и порядке действий;

- проводится обход мест проживания и нахождения людей для выяснения нужд, запросов и доведения оперативной информации;

- для своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и домыслов население постоянно информируется об обстановке, мерах безопасности, о местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунальными услугами;

- устанавливаются информационные пункты в местах выдачи населению продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных услуг;

- создаются справочно-информационные службы для информирования людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых;

- организуются через соответствующие службы речевые сообщения для проведения психологического воздействия в целях снижения стрессового состояния у населения.

 

Порядок использования сил и средств гражданской обороны в мирное время

В мирное время к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решениями глав органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на соответствующих территориях, могут привлекаться силы и средства гражданской обороны.

Главной задачей сил и средств гражданской обороны, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, является участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Управление силами гражданской обороны осуществляется теми органами управления, которые формируют привлекаемые силы.

Мероприятия по участию сил гражданской обороны в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций планируются заранее и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планах гражданской обороны и защиты населения.

В планах на основе прогноза возможных чрезвычайных ситуаций определяются те из них, для ликвидации которых могут потребоваться силы и средства гражданской обороны, порядок их привлечения, оповещения и выдвижения в районы чрезвычайных ситуаций.

К планам прилагаются карта с обозначением районов размещения сил и средств, маршрутов их выдвижения; данные об укомплектованности и оснащенности формирований и другие сведения.

Состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации, может быть различным в зависимости от вида и масштаба ее, характера и объема решаемых задач, особенностей местных условий, наличия сил и средств.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (26.04.2018)
Просмотров: 362 | Теги: Организация ГО