Организация гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях
Главная » Статьи » Организация ГО

Организация гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях

Гражданская оборона (далее по тексту – ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение ГО в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту – организации) осуществляется на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области ГО. Основными из них являются Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях". На их основе разрабатывается локальное «Положение об организации и ведении ГО в организации», утверждаемое руководителем организации, являющимся по должности начальником ГО на своем объекте.

Ведение гражданской обороны в организациях начинается с момента объявления состояния войны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Управление ГО в организациях осуществляют их руководители и уполномоченные по ГО (в соответствии с «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»[1] уполномоченные назначаются руководителем организации, в определенных случаях их кандидатуры согласовываются с органами МЧС).

Другими словами, управление гражданской обороной осуществляют руководители организаций при помощи уполномоченных по ГО и посредством штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций[2] на основе планов гражданской обороны организаций, определяющих объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны организаций в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подготовка органов управления гражданской обороной и обучение должностных лиц организаций организовывается и планируется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Задачи организаций в области гражданской обороны

Основными задачами организаций в области ГО являются:

- подготовка руководителей и работников в области ГО;

- оповещение работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- эвакуация работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление работникам средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО организации.

Указанные задачи в зависимости от численности работающих, вида деятельности организации, категории по ГО, наличия НАСФ и НФГО могут дополняться или детализироваться (по согласованию и указанию вышестоящих органов управления ГО). Например, организации может быть поручено:

- борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Для решения этих специализированных задач формируются и оснащаются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО).

 

Мероприятия в области ГО

Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения в области гражданской обороны:

- разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

- осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

- пропаганда знаний в области гражданской обороны.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- создание и совершенствование системы оповещения работников;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

- подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций;

- разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;

- строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;

- разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

- определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;

- разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

- создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;

- создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны;

- создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

- организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);

- введение режимов радиационной защиты организаций;

- создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в составе сил гражданской обороны постов радиационного и химического наблюдения;

- обеспечение сил гражданской обороны средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

- создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

- создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны;

- организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;

- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:

- создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;

- осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;

- усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

- обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации;

- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:

- создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;

- проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием.

 

Обязанности уполномоченного в области ГО

На должностное лицо, уполномоченное в области ГО, возлагаются следующие обязанности:

В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области ГО уполномоченный работник по ГО:

В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИЯМ ПО ГО:

- организует разработку (разрабатывает), уточняет и корректирует планы ГО;

- осуществляет методическое руководство планированием мероприятий ГО в представительствах и филиалах (если они имеются) ;

- организует планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах;

- разрабатывает проекты документов, регламентирующих работу в области ГО;

- формирует (разрабатывает) предложения по мероприятиям ГО, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций;

- ведет учет защитных сооружений и других объектов ГО, принимает меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием;

- организует планирование и проведение мероприятий по ГО, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время;

- организует разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий ГО;

- организует планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций;

- организует прием сигналов ГО и доведение их до руководителей организаций;

- организует оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;

- планирует и организует подготовку по ГО руководителей организаций;

- организует, планирует и осуществляет контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб организаций и осуществляют их учет;

- участвует в планировании проведения аварийно-спасательных работ;

- организует подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- планирует и организует проведение учений и тренировок по ГО, а также участвует в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке;

- формирует (разрабатывает) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- организует создание страхового фонда документации по ГО;

- организует контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО;

- вносит на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения ГО;

- привлекает к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по ГО другие структурные подразделения организации.

В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НЕ ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИЯМ ПО ГО:

- организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- участвует в планировании мероприятий по ГО муниципального образования в части касающейся;

- организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 

Планирование мероприятий ГОЧС

Планирование мероприятий ГОЧС осуществляется с целью обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий ГОЧС, повышению устойчивости работы организаций в военное время, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Руководители организаций в мирное время в пределах своих полномочий:

- планируют и организуют проведение мероприятий по ГОЧС;

- проводят мероприятия для поддержания устойчивого функционирования организации в военное время;

- осуществляют обучение работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий или в условиях ЧС;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- создают объекты гражданской обороны, обеспечивают их сохранность;

- ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности НАСФ и НФГО;

- осуществляют другие мероприятия по выполнению организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других требований ГОЧС.

Указанные мероприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемого плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей (далее – План основных мероприятий).

В организации также разрабатываются и ежегодно уточняются:

- план гражданской обороны организации;

- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации;

- план эвакуации организации.

Работу по разработке Плана основных мероприятий на год условно можно разделить на 3 основных этапа:

1 этап – организационно-подготовительный;

2 этап – практическая разработка плана;

3 этап – согласование и утверждение плана.

На первом этапе работы осуществляется определение состава исполнителей, подготовка исполнителей к работе, изучение руководящих документов, сбор и изучение исходных данных, необходимых для разработки плана, определение общего объема работ, распределение обязанностей, назначение ответственных исполнителей и расчет времени.

На втором этапе проводится обобщение исходных данных, их согласование и уточнение, принимаются наиболее целесообразные решения по отдельным вопросам, организуется взаимодействие с организациями, расположенными в пунктах нахождения организации, осуществляется разработка проекта плана.

На третьем этапе проект плана в рабочем порядке согласовывается с территориальными органами МЧС России и утверждается руководителем организации.

Исходными данными для разработки Плана основных мероприятий организации на год являются:

приказ (распоряжение) организации по подготовке должностных лиц и работников организаций в области ГОЧС;

предложения по включению мероприятий в проект плана от должностных лиц организации;

организационно-методические указания управления ГОЧС пункта нахождения организации по вопросам планирования мероприятий.

План основных мероприятий организации состоит из шести основных разделов, которые в свою очередь делятся на подразделы.

Разделы Плана основных мероприятий.

I. Участие организации в мероприятиях, проводимых МЧС России, управлением МЧС по региону, городу.

Мероприятия по подготовке органов управления сил и средств ГОЧС:

- учения, тренировки;

- обучение, повышение квалификации должностных лиц и работников организаций по вопросам ГОЧС.

Мероприятия по проверке готовности органов управления сил и средств ГОЧС организации по предназначению (ежемесячные плановые занятия в системе ГОЧС, проверки, конференции, сборы, соревнования).

II. Разработка нормативно-правовой базы по вопросам ГОЧС и пожарной безопасности.

В данном разделе планируются следующие мероприятия:

- разработка положения по гражданской обороне в организации;

- разработка проектов распоряжений о подготовке должностных лиц по вопросам ГОЧС на год;

- разработка документов статистической отчетности деятельности организации.

III. Основные мероприятия организации по ГОЧС и обеспечению пожарной безопасности:

- проведение инструкторско-методических занятий с должностными лицами организации по вопросам ГОЧС;

- проведение заседаний штаба по делам ГОЧС, эвакуационной комиссии и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации;

- согласование и уточнение районов предполагаемой эвакуации и размещения должностных лиц организации;

- организация контроля за целевым расходованием денежных средств на ГОЧС по обеспечению пожарной безопасности;

- проверка состояния первичных средств пожаротушения;

- составление заявок на выделение денежных средств на мероприятия и имущество ГОЧС и обеспечение пожарной безопасности;

- приобретение и закупка для должностных лиц и работников организации индивидуальных средств защиты.

IV. Учебно-тренировочные мероприятия:

- контроль подготовки должностных лиц и работников организации в области ГОЧС;

- проверка громкоговорящей связи на объектах организации;

- проведение тренировок по сбору, обработке и проверке систем оповещения объектов организации;

- проведение контрольных занятий по проверке готовности дежурного персонала органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях.

V. Методическое обеспечение мероприятий ГОЧС организации:

- оборудование кабинета охраны труда и гражданской обороны;

- оборудование объектов организации информационными стендами "Действия должностных лиц в чрезвычайных ситуациях";

- подписка на литературу по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности.

VI. Контроль за организацией выполнения мероприятий ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности в организации:

- осуществление контроля за своевременной корректировкой планов и приказов по ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности;

- контроль за организацией обучения в подразделениях организации по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности, оказание помощи в проведении занятий;

- контроль за подготовкой к командно-штабным учениям, проводимым по плану управлений МЧС;

- организация подготовки организации к комплексным проверкам.

План гражданской обороны – это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по приведению ГО в установленные степени готовности, к переводу ее с мирного на военное положение и по выполнению возложенных на нее задач в военное время.

В Плане ГО должны быть четко и ясно изложены задачи гражданской обороны, решение начальника организации на их выполнение; определены силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; установлен порядок действий должностных лиц при решении задач ГО как в условиях внезапного нападения противника, так и при планомерном выполнении мероприятий ГО.

План ГО организации должен содержать три раздела с приложениями.

I раздел "Краткую оценку возможной обстановки на объектах организации после нападения противника".

II раздел "Выполнение мероприятий ГО в организации".

III раздел "Выполнение мероприятий ГО на объектах организации при внезапном нападении противника".

К плану ГО целесообразно разработать следующие приложения:

1) основные показатели состояния ГО по состоянию на 1 января текущего года;

2) возможная обстановка на территории организации при возникновении ЧС;

3) календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе организации с мирного на военное время;

4) расчет укрытия должностных лиц организации и членов их семей в защитных сооружениях и в загородной зоне;

5) расчет на приведение в готовность защитных сооружений. Расчет на проведение мероприятий эвакуации;

6) план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации в военное время;

7) состав сил и средств ГО организации;

8) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты должностным лицам организации;

9) схема управления, связи и оповещения.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для должностных лиц организаций, общества и государства, чем их ликвидация.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций в организациях основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Планирование мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям:

- мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска;

- предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего потенциала;

- разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на объектах организаций и территориях;

- подготовка объектов организаций и систем жизнеобеспечения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;

- проведение надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности;

- информирование должностных лиц о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

Для комплексного решения вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется их планирование. Планирование превентивных и ликвидационных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых штабами ГОЧС организаций.

В основе организации аварийно-спасательных и других неотложных работ лежит заранее разработанный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот план разрабатывается в организации на основе риска возникновения чрезвычайных ситуаций, для соответствующей территории нахождения организации, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации должен содержать два раздела с приложениями.

I раздел "Краткая характеристика объектов организации и оценка возможной обстановки на его территории".

II раздел "Мероприятия, проводимые организацией при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий".

К Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации целесообразно разработать следующие приложения:

1) схема возможной обстановки при возникновении ЧС (на графическом плане организации);

2) календарный план основных мероприятий организации при угрозе и возникновении ЧС;

3) решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) организации по ликвидации ЧС (на графическом плане организации);

4) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

5) организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.

На схеме в виде таблиц и условных обозначений оформляются данные, характеризующие организацию по аварийным и защитным свойствам. На схеме наносятся места размещения сил и средств НАСФ, а также сил, выделяемых по плану взаимодействия с органами МЧС и привлекаемых для ликвидации ЧС, защитные сооружения, органы управления, пункты размещения запасов материально-технических средств. Наносятся возможные масштабы и характер разрушений, пожаров, затоплений, заражения (загрязнения) аварийно химически опасными веществами (АХОВ) в результате аварий на предприятиях и объектах на прилегающей территории, численность работающих должностных лиц и тех, кто может находиться в зоне чрезвычайной ситуации.

План эвакуации организации, как правило, составляется без деления на разделы и содержит приложения.

План эвакуации включает:

- порядок оповещения работников и членов их семей о начале эвакуации;

- численность работников и членов их семей, подлежащих эвакуации;

- районы размещения эвакуируемых;

- сроки выполнения эвакуационных мероприятий;

- порядок вывоза (вывода) эвакуируемых транспортом из зоны ЧС;

- организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршруте эвакуации;

- организация обеспечения эвакуируемых средствами индивидуальной защиты;

- организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации;

- порядок размещения эвакуируемых в безопасном районе и первоочередного жизнеобеспечения;

- санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

- порядок управления эвакомероприятиями;

- организация информационного обеспечения и порядок инструктирования работников и членов их семей в ходе эвакуации.

К Плану эвакуации целесообразно разработать следующие приложения:

- расчет работников и членов их семей, подлежащих эвакуации;

- места размещения сборных эвакопунктов (СЭП), пунктов посадки и безопасного района;

- расчет транспорта и его распределение по структурным подразделениям организации;

- размещение СЭП, исходного пункта эвакуации пешим порядком, станций (пунктов) посадки и высадки эвакуируемых;

- состав эвакуационного органа и сроки его приведения в готовность;

- схема оповещения о начале эвакуации;

- организация связи;

- карта размещения эвакуируемых в безопасном районе;

- порядок оповещения работников и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования;

- численность работников и членов их семей, подлежащих эвакуации;

- СЭП, за которым закреплен или который развертывает организацию, время развертывания СЭП и прибытия на него должностных лиц, а также членов их семей;

- порядок подготовки необходимых документов и минимально необходимых грузов к эвакуации, погрузке их на транспортные средства и разгрузке в пунктах эвакуации;

- порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункт эвакуации и остающихся в пункте (месте) постоянной дислокации, а также охраны их;

- маршрут (маршруты) эвакуации, пункты посадки, высадки;

- пункты размещения эвакуируемых в загородной зоне;

- начальники эвакуационных эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в загородную зону;

- порядок размещения в загородной зоне работников и членов их семей;

- организация защиты эвакоконтингента в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне;

- организация первоочередного жизнеобеспечения эвакоконтингента в местах его размещения в загородной зоне;

- организация управления и связи в ходе эвакуации в загородной зоне.

С учетом особенностей расположения организации в плане эвакуации могут отражаться и другие вопросы.

Планы работ штаба по делам ГОЧС, КЧС и ПБ, эвакуационной комиссии и другие планы, приказы, распоряжения, решения в интересах ГОЧС отрабатываются ежегодно.

 

Основные локальные документы по ГОЧС

 

N

НАИМЕНОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

1

Приказ о назначении должностного лица, уполномоченного на решение вопросов по ГОЧС

2

Утвержденное в соответствии с установленным порядком положение о подразделении по охране труда и гражданской обороне (если такое имеется) и должностной регламент (инструкция) уполномоченного по вопросам ГОЧС

3

Положение об организации и ведении гражданской обороны в организации

4

Приказ о штабе по делам ГОЧС (состав штаба, положение о штабе)  (при наличии штаба)

5

Приказ о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧСиПБ) (состав, положение о комиссии, план работы, решения, протоколы заседаний)

6

Приказ об эвакуационной комиссии организации (состав, положение о комиссии, план работы, решения, протоколы заседаний)

7

Приказ о комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования организации в чрезвычайных ситуациях (состав, положение о комиссии, план работы, решения, протоколы заседаний)

8

План основных мероприятий организации по ГОЧС и ПБ на год

9

План работы штаба по делам ГОЧС на год

10

План работы эвакуационной комиссии на год

11

План работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на год

12

Документы по планированию и проведению практических занятий (штабных учений, тренировок)

13

План гражданской обороны организации

14

План эвакуации работников и членов их семей

15

Учетные документы по обеспеченности формирований ГО и должностных лиц (работников) организации средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической разведки и дозиметрического контроля.

16

Документы нештатных аварийно-спасательных формирований (спасательных служб), их подготовке и оснащению

17

Документы о наличии и состоянии защитных сооружений ГО, а также их соответствие предъявляемым требованиям

18

Документы технического состояния системы оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций

19

Приказ о подготовке должностных лиц и работников организации по вопросам ГОЧС

20

Журналы учета занятий

21

Планы-конспекты проведения занятий

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.05.

 

 

[1] Утверждено приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230.

[2] Создание штаба в организации не обязательно, но иногда целесообразно. О правомочности создания штаба гражданской обороны в организации (в учреждении, на предприятии) мы уже неоднократно писали на страницах нашего журнала. Напомним, что штабы формируются из числа руководящего состава организации. В состав штаба ГО входят: начальник штаба (обычно это уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны в организации), заместители начальника штаба, председатель эвакуационной комиссии, председатель комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, руководители спасательных служб ГО организации. Состав штаба и функциональные обязанности его членов утверждает руководитель ГО организации по представлению начальника штаба ГО. Если есть командир (начальник ГО), должен быть и штаб ГО или работник (в небольших организациях), выполняющий функции штаба. Это не противоречит действующему с 14 июля 2017 года приказу МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций". Штаб ГО фактически является нештатным постоянно действующим рабочим органом при начальнике ГО организации и уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (02.09.2018)
Просмотров: 2039 | Теги: Организация ГО