Главная » Статьи » Организация ГО |
Гражданская оборона (далее по тексту – ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение ГО в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту – организации) осуществляется на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области ГО. Основными из них являются Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях". На их основе разрабатывается локальное «Положение об организации и ведении ГО в организации», утверждаемое руководителем организации, являющимся по должности начальником ГО на своем объекте. Ведение гражданской обороны в организациях начинается с момента объявления состояния войны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Управление ГО в организациях осуществляют их руководители и уполномоченные по ГО (в соответствии с «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»[1] уполномоченные назначаются руководителем организации, в определенных случаях их кандидатуры согласовываются с органами МЧС). Другими словами, управление гражданской обороной осуществляют руководители организаций при помощи уполномоченных по ГО и посредством штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций[2] на основе планов гражданской обороны организаций, определяющих объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны организаций в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Подготовка органов управления гражданской обороной и обучение должностных лиц организаций организовывается и планируется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Задачи организаций в области гражданской обороны Основными задачами организаций в области ГО являются: - подготовка руководителей и работников в области ГО; - оповещение работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - эвакуация работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - предоставление работникам средств индивидуальной и коллективной защиты; - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО организации. Указанные задачи в зависимости от численности работающих, вида деятельности организации, категории по ГО, наличия НАСФ и НФГО могут дополняться или детализироваться (по согласованию и указанию вышестоящих органов управления ГО). Например, организации может быть поручено: - борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; - санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; - восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - срочное захоронение трупов в военное время; - обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Для решения этих специализированных задач формируются и оснащаются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО).
Мероприятия в области ГО Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: 1. По подготовке населения в области гражданской обороны: - разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области гражданской обороны; - осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; - создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; - пропаганда знаний в области гражданской обороны. 2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - создание и совершенствование системы оповещения работников; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности; - установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; - сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею. 3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: - организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей; - подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; - разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений); - создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава. 4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: - поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; - разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; - строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; - накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; - разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки. 5. По световой и другим видам маскировки: - определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке; - разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке; - проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. 6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне; - создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны; - создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ. 7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: - создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны. 8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению): - организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения); - введение режимов радиационной защиты организаций; - создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в составе сил гражданской обороны постов радиационного и химического наблюдения; - обеспечение сил гражданской обороны средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля; - создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных). 9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: - создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны; - организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время; - заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов. 10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций: - создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны; - осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения; - усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра. 11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: - обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий; - создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации; - создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; - создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; - создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги. 12. По срочному захоронению трупов в военное время: - создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями. 13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время; - разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства; - планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время; - заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса; - создание страхового фонда документации; - повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения. 14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны: - создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием; - проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; - определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием.
Обязанности уполномоченного в области ГО На должностное лицо, уполномоченное в области ГО, возлагаются следующие обязанности: В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области ГО уполномоченный работник по ГО: В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИЯМ ПО ГО: - организует разработку (разрабатывает), уточняет и корректирует планы ГО; - осуществляет методическое руководство планированием мероприятий ГО в представительствах и филиалах (если они имеются) ; - организует планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах; - разрабатывает проекты документов, регламентирующих работу в области ГО; - формирует (разрабатывает) предложения по мероприятиям ГО, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций; - ведет учет защитных сооружений и других объектов ГО, принимает меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием; - организует планирование и проведение мероприятий по ГО, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время; - организует разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий ГО; - организует планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; - организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций; - организует прием сигналов ГО и доведение их до руководителей организаций; - организует оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности; - планирует и организует подготовку по ГО руководителей организаций; - организует, планирует и осуществляет контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб организаций и осуществляют их учет; - участвует в планировании проведения аварийно-спасательных работ; - организует подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - планирует и организует проведение учений и тренировок по ГО, а также участвует в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке; - формирует (разрабатывает) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организует создание страхового фонда документации по ГО; - организует контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО; - вносит на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения ГО; - привлекает к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по ГО другие структурные подразделения организации. В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НЕ ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИЯМ ПО ГО: - организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - участвует в планировании мероприятий по ГО муниципального образования в части касающейся; - организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Планирование мероприятий ГОЧС Планирование мероприятий ГОЧС осуществляется с целью обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий ГОЧС, повышению устойчивости работы организаций в военное время, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Руководители организаций в мирное время в пределах своих полномочий: - планируют и организуют проведение мероприятий по ГОЧС; - проводят мероприятия для поддержания устойчивого функционирования организации в военное время; - осуществляют обучение работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий или в условиях ЧС; - создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; - создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - создают объекты гражданской обороны, обеспечивают их сохранность; - ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; - создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности НАСФ и НФГО; - осуществляют другие мероприятия по выполнению организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других требований ГОЧС. Указанные мероприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемого плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей (далее – План основных мероприятий). В организации также разрабатываются и ежегодно уточняются: - план гражданской обороны организации; - план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации; - план эвакуации организации. Работу по разработке Плана основных мероприятий на год условно можно разделить на 3 основных этапа: 1 этап – организационно-подготовительный; 2 этап – практическая разработка плана; 3 этап – согласование и утверждение плана. На первом этапе работы осуществляется определение состава исполнителей, подготовка исполнителей к работе, изучение руководящих документов, сбор и изучение исходных данных, необходимых для разработки плана, определение общего объема работ, распределение обязанностей, назначение ответственных исполнителей и расчет времени. На втором этапе проводится обобщение исходных данных, их согласование и уточнение, принимаются наиболее целесообразные решения по отдельным вопросам, организуется взаимодействие с организациями, расположенными в пунктах нахождения организации, осуществляется разработка проекта плана. На третьем этапе проект плана в рабочем порядке согласовывается с территориальными органами МЧС России и утверждается руководителем организации. Исходными данными для разработки Плана основных мероприятий организации на год являются: приказ (распоряжение) организации по подготовке должностных лиц и работников организаций в области ГОЧС; предложения по включению мероприятий в проект плана от должностных лиц организации; организационно-методические указания управления ГОЧС пункта нахождения организации по вопросам планирования мероприятий. План основных мероприятий организации состоит из шести основных разделов, которые в свою очередь делятся на подразделы. Разделы Плана основных мероприятий. I. Участие организации в мероприятиях, проводимых МЧС России, управлением МЧС по региону, городу. Мероприятия по подготовке органов управления сил и средств ГОЧС: - учения, тренировки; - обучение, повышение квалификации должностных лиц и работников организаций по вопросам ГОЧС. Мероприятия по проверке готовности органов управления сил и средств ГОЧС организации по предназначению (ежемесячные плановые занятия в системе ГОЧС, проверки, конференции, сборы, соревнования). II. Разработка нормативно-правовой базы по вопросам ГОЧС и пожарной безопасности. В данном разделе планируются следующие мероприятия: - разработка положения по гражданской обороне в организации; - разработка проектов распоряжений о подготовке должностных лиц по вопросам ГОЧС на год; - разработка документов статистической отчетности деятельности организации. III. Основные мероприятия организации по ГОЧС и обеспечению пожарной безопасности: - проведение инструкторско-методических занятий с должностными лицами организации по вопросам ГОЧС; - проведение заседаний штаба по делам ГОЧС, эвакуационной комиссии и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации; - согласование и уточнение районов предполагаемой эвакуации и размещения должностных лиц организации; - организация контроля за целевым расходованием денежных средств на ГОЧС по обеспечению пожарной безопасности; - проверка состояния первичных средств пожаротушения; - составление заявок на выделение денежных средств на мероприятия и имущество ГОЧС и обеспечение пожарной безопасности; - приобретение и закупка для должностных лиц и работников организации индивидуальных средств защиты. IV. Учебно-тренировочные мероприятия: - контроль подготовки должностных лиц и работников организации в области ГОЧС; - проверка громкоговорящей связи на объектах организации; - проведение тренировок по сбору, обработке и проверке систем оповещения объектов организации; - проведение контрольных занятий по проверке готовности дежурного персонала органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях. V. Методическое обеспечение мероприятий ГОЧС организации: - оборудование кабинета охраны труда и гражданской обороны; - оборудование объектов организации информационными стендами "Действия должностных лиц в чрезвычайных ситуациях"; - подписка на литературу по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности. VI. Контроль за организацией выполнения мероприятий ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности в организации: - осуществление контроля за своевременной корректировкой планов и приказов по ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности; - контроль за организацией обучения в подразделениях организации по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности, оказание помощи в проведении занятий; - контроль за подготовкой к командно-штабным учениям, проводимым по плану управлений МЧС; - организация подготовки организации к комплексным проверкам. План гражданской обороны – это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по приведению ГО в установленные степени готовности, к переводу ее с мирного на военное положение и по выполнению возложенных на нее задач в военное время. В Плане ГО должны быть четко и ясно изложены задачи гражданской обороны, решение начальника организации на их выполнение; определены силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; установлен порядок действий должностных лиц при решении задач ГО как в условиях внезапного нападения противника, так и при планомерном выполнении мероприятий ГО. План ГО организации должен содержать три раздела с приложениями. I раздел "Краткую оценку возможной обстановки на объектах организации после нападения противника". II раздел "Выполнение мероприятий ГО в организации". III раздел "Выполнение мероприятий ГО на объектах организации при внезапном нападении противника". К плану ГО целесообразно разработать следующие приложения: 1) основные показатели состояния ГО по состоянию на 1 января текущего года; 2) возможная обстановка на территории организации при возникновении ЧС; 3) календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе организации с мирного на военное время; 4) расчет укрытия должностных лиц организации и членов их семей в защитных сооружениях и в загородной зоне; 5) расчет на приведение в готовность защитных сооружений. Расчет на проведение мероприятий эвакуации; 6) план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации в военное время; 7) состав сил и средств ГО организации; 8) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты должностным лицам организации; 9) схема управления, связи и оповещения. Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для должностных лиц организаций, общества и государства, чем их ликвидация. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в организациях основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения. Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. Планирование мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: - мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов; - прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска; - предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего потенциала; - разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на объектах организаций и территориях; - подготовка объектов организаций и систем жизнеобеспечения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; - разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий; - проведение надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности; - информирование должностных лиц о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания. Для комплексного решения вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется их планирование. Планирование превентивных и ликвидационных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых штабами ГОЧС организаций. В основе организации аварийно-спасательных и других неотложных работ лежит заранее разработанный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот план разрабатывается в организации на основе риска возникновения чрезвычайных ситуаций, для соответствующей территории нахождения организации, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации должен содержать два раздела с приложениями. I раздел "Краткая характеристика объектов организации и оценка возможной обстановки на его территории". II раздел "Мероприятия, проводимые организацией при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий". К Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации целесообразно разработать следующие приложения: 1) схема возможной обстановки при возникновении ЧС (на графическом плане организации); 2) календарный план основных мероприятий организации при угрозе и возникновении ЧС; 3) решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) организации по ликвидации ЧС (на графическом плане организации); 4) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; 5) организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий. На схеме в виде таблиц и условных обозначений оформляются данные, характеризующие организацию по аварийным и защитным свойствам. На схеме наносятся места размещения сил и средств НАСФ, а также сил, выделяемых по плану взаимодействия с органами МЧС и привлекаемых для ликвидации ЧС, защитные сооружения, органы управления, пункты размещения запасов материально-технических средств. Наносятся возможные масштабы и характер разрушений, пожаров, затоплений, заражения (загрязнения) аварийно химически опасными веществами (АХОВ) в результате аварий на предприятиях и объектах на прилегающей территории, численность работающих должностных лиц и тех, кто может находиться в зоне чрезвычайной ситуации. План эвакуации организации, как правило, составляется без деления на разделы и содержит приложения. План эвакуации включает: - порядок оповещения работников и членов их семей о начале эвакуации; - численность работников и членов их семей, подлежащих эвакуации; - районы размещения эвакуируемых; - сроки выполнения эвакуационных мероприятий; - порядок вывоза (вывода) эвакуируемых транспортом из зоны ЧС; - организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршруте эвакуации; - организация обеспечения эвакуируемых средствами индивидуальной защиты; - организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации; - порядок размещения эвакуируемых в безопасном районе и первоочередного жизнеобеспечения; - санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия; - порядок управления эвакомероприятиями; - организация информационного обеспечения и порядок инструктирования работников и членов их семей в ходе эвакуации. К Плану эвакуации целесообразно разработать следующие приложения: - расчет работников и членов их семей, подлежащих эвакуации; - места размещения сборных эвакопунктов (СЭП), пунктов посадки и безопасного района; - расчет транспорта и его распределение по структурным подразделениям организации; - размещение СЭП, исходного пункта эвакуации пешим порядком, станций (пунктов) посадки и высадки эвакуируемых; - состав эвакуационного органа и сроки его приведения в готовность; - схема оповещения о начале эвакуации; - организация связи; - карта размещения эвакуируемых в безопасном районе; - порядок оповещения работников и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования; - численность работников и членов их семей, подлежащих эвакуации; - СЭП, за которым закреплен или который развертывает организацию, время развертывания СЭП и прибытия на него должностных лиц, а также членов их семей; - порядок подготовки необходимых документов и минимально необходимых грузов к эвакуации, погрузке их на транспортные средства и разгрузке в пунктах эвакуации; - порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункт эвакуации и остающихся в пункте (месте) постоянной дислокации, а также охраны их; - маршрут (маршруты) эвакуации, пункты посадки, высадки; - пункты размещения эвакуируемых в загородной зоне; - начальники эвакуационных эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в загородную зону; - порядок размещения в загородной зоне работников и членов их семей; - организация защиты эвакоконтингента в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне; - организация первоочередного жизнеобеспечения эвакоконтингента в местах его размещения в загородной зоне; - организация управления и связи в ходе эвакуации в загородной зоне. С учетом особенностей расположения организации в плане эвакуации могут отражаться и другие вопросы. Планы работ штаба по делам ГОЧС, КЧС и ПБ, эвакуационной комиссии и другие планы, приказы, распоряжения, решения в интересах ГОЧС отрабатываются ежегодно.
Основные локальные документы по ГОЧС
----------------------------------------- Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки). Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Код публикации: 18.05.
[1] Утверждено приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230. [2] Создание штаба в организации не обязательно, но иногда целесообразно. О правомочности создания штаба гражданской обороны в организации (в учреждении, на предприятии) мы уже неоднократно писали на страницах нашего журнала. Напомним, что штабы формируются из числа руководящего состава организации. В состав штаба ГО входят: начальник штаба (обычно это уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны в организации), заместители начальника штаба, председатель эвакуационной комиссии, председатель комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, руководители спасательных служб ГО организации. Состав штаба и функциональные обязанности его членов утверждает руководитель ГО организации по представлению начальника штаба ГО. Если есть командир (начальник ГО), должен быть и штаб ГО или работник (в небольших организациях), выполняющий функции штаба. Это не противоречит действующему с 14 июля 2017 года приказу МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций". Штаб ГО фактически является нештатным постоянно действующим рабочим органом при начальнике ГО организации и уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (02.09.2018) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2039 | |