Кто-то должен взять ответственность
Главная » Статьи » Организация ГО

Кто-то должен взять ответственность

Проблема защиты населения и территорий издавна является актуальной проблемой человечества. И сегодня мы ежедневно наблюдаем рост количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и, как ни странно, увеличение в нашем цивилизованном мире частоты возникающих войн и военных конфликтов.

Общеизвестно, что успешное решение задач гражданской обороны по подготовке к возможной ядерной войне стало одним из сдерживающих факторов ее развязывания.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В настоящее время можно выделить две важнейших проблемы гражданской обороны и защиты населения от ЧС:

1) низкое качество подготовки населения к действиям в условиях ЧС;

2) низкая ответственность руководителей организаций (предприятий, учреждений) в подборе и расстановке кадров, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС.

Это мнение автора, но в том, что он в своем убеждении не одинок, – подтверждает его общение с большим количеством людей, в том числе руководителями предприятий и учреждений разного уровня.

Сегодня активно обсуждаются изменения в перечень задач гражданской обороны. Это серьезный шаг вперед для понимания современных тенденций развития гражданской обороны. Но не надо питать иллюзий, что достаточно принять закон или издать постановление и все сразу будет работать и «качественно» исполняться. На память приходят слова известного немецкого канцлера о том, что «с плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы».

В последнее время в системе МЧС наблюдается определенный крен в сторону пожарной безопасности. Достаточно побывать на любом подведении итогов деятельности территориальной подсистемы РСЧС и увидеть, что все сосредоточено вокруг пожарной безопасности, надзоре именно в этой области.

Еще вопрос, о нормативной правовой базе и ее исполнении. Сегодня, когда помимо государственной собственности немало иных форм собственности, одними окриками, распоряжениями, указаниями методическими рекомендациями проблему повышения ответственности руководителей за выполнение задач гражданской обороны не решить.

Сегодня достаточно много руководящих документов, обязывающих руководителей организаций проводить занятия с работниками по 16-ти часовой программе подготовки по ГО и ЧС в рабочее время (два полноценных рабочих дня предприятия в год), создавать НАСФ и НФГО, оснащать их современным имуществом и обучать их членов опять же в рабочее время. Добавьте к этому расходы на защитные сооружения, создание запасов (резервов) и прочее. Это, согласитесь, серьезное финансовое обременение. Мало того, руководителям приходится находиться в постоянном напряжении от того, что надзорные органы проверят, «закошмарят» и накажут – тоже рублем.

Не надо быть крупным специалистом, чтобы понять что без «ничего» (финансовой составляющей) – ничего «значимое» не получится. Замалчивание проблемы затянулось.

Мне могут возразить, что не так уж все и плохо. Да, крупные предприятия-монополисты могут позволить себе ремонт защитного сооружения. Большинство же организаций с трудом находят средства на их содержание в удовлетворительном состоянии. Вопрос о строительстве новых защитных сооружений вообще не стоит.

Потому первое, что необходимо сделать сегодня – признать наличие проблем.

Сохраняя принцип «разумной достаточности», возможно даже скорректировать не только перечень задач гражданской обороны, но и их реальное наполнение. Каждое мероприятие влечет серьезные финансовые издержки. Кто-то должен взять ответственность и определить минимальный первоочередной объем работ в области ГО, обязательный для исполнения для каждой группы предприятий.

Понятно, что весь существующий перечень задач по гражданской обороне желательно реализовать, однако в большинстве случаев реальное положение дел значительно хуже заявленных.

Достаточно взглянуть в недавнее прошлое – этап становления ГО, когда и память войны была свежа, и не требовалось много агитации о необходимости подготовки, и форма собственности была одна, и вертикаль власти жестче, но и тогда выполнение отдельных задач по гражданской обороне была под сомнением. В качестве примера можно привести задачу ГО по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.

В 60-е годы проводилась большая работа по освоению загородной зоны. За каждым предприятием и организацией закреплялись населенные пункты. Каждая городская семья приписывалась к конкретному дому. Были разработаны и заготовлены бланки удостоверений. В интересах обеспечения жизнедеятельности эвакуируемого населения в загородной зоне был предусмотрен план развертывания дополнительной сети школ, больниц, магазинов. Активно работали специально созданные эвакоорганы.

Однако чем более детально штабы гражданской обороны разрабатывали планы эвакомероприятий, тем становилось все более очевидным, что все предусмотреть в этих планах нельзя и массовая эвакуация из крупных городов в короткие сроки может привести к непредсказуемым последствиям.

В 1967 году Начальник Гражданской обороны СССР Чуйков В.И. проводил крупное специальное командно-штабное учение по эвакуации в Москве и Московской области. Перед началом учения им было заявлено, что учение не закончится, пока все проблемные вопросы, связанные с эвакуацией населения города Москвы, не будут решены. Учение шло три месяца и так и не закончилось.

Со времени утверждения «Положения о гражданской обороне Союза ССР»[1] гражданская оборона выводилась на уровень вооруженной защиты. Еще в 1991 году руководствовались определением: «Гражданская оборона – система общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения» В наше время при такой постановке вопроса это повлекло бы дополнительные налоговые освобождения и снятия определенной финансовой нагрузки с предприятий и возможность обязать их использование высвободившиеся денежные средства целенаправленно на задачи гражданской обороны.

Сегодня в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» под гражданской обороной понимают систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

На всех этапах развития гражданской обороны, правительство страны ставило задачу реализации мероприятий защиты с учетом наименьших затрат, с точки зрения критерия «стоимость – эффективность». Это актуально и для сегодняшнего дня. Существующий подход к проблеме, когда на предприятие-организацию обрушивают огромный объем не обеспеченных финансово и материально задач, на мой взгляд, опасен для страны иллюзией, что всем все ясно и соответственно исполняется на местах.

Прошло немногим более двух лет с момента заседания Совета Безопасности РФ, где рассматривался вопрос состояния гражданской обороны и было дано поручение Генеральной Прокуратуре РФ совместно с органами исполнительной власти провести проверку исполнения законодательства по вопросам гражданской обороны. Считаю, что период осмысления значимости вопроса пора завершать. О проблемах необходимо говорить открыто и предлагать возможные варианты их решения.

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.05.

 

 

[1] Утверждено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18.03.1976 № 201-78.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (02.09.2018)
Просмотров: 64 | Теги: Организация ГО