Содержание октябрьского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях» - 24 Сентября 2025 - Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях
Главная » 2025 » Сентябрь » 24 » Содержание октябрьского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»
23:36
Содержание октябрьского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»

Представляем аннотации основных статей журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2025. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

 

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail zdrav1@mail.ru копию документа, подтверждающего подписку.

 

Муниципальный уровень гражданской обороны: задачи, функции, основные мероприятия

В статье рассмотрены задачи, функции, основные мероприятия гражданской обороны на муниципальном (районном, городском) уровне. Управление гражданской обороной включает планирование, организацию, реализацию и контроль проведения законодательно установленных мероприятий по ГО. В систему управления ГО также входят мотивация работников, принятие управленческих решений, коммуникации, информационное и нормативно-правовое обеспечение.

 

Обеспечение химической и биологической безопасности – важнейший компонент системы национальной безопасности Российской Федерации

Обеспечение химической и биологической безопасности является важнейшим компонентом системы национальной безопасности Российской Федерации (далее – РФ). Развитие новых технологий в области химии и биологии содержит потенциальные риски в плане безопасности. Кроме того, химические и биологические производственные и научно-исследовательские объекты сами по себе представляют опасность для населения и окружающей среды, так как свести риски к нулю в этой сфере практически невозможно. Дополнительные профилактические меры должны быть приняты для защиты этих объектов в условиях различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и военных действий.

Учитывая значимость проблемы, Президентом России утверждены Основы государственной политики РФ в области обеспечения химической и биологической безопасности. Документ определяется цель, принципы, приоритетные направления и основные задачи государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также механизмы ее реализации. В начале 2025 года утверждена новая редакция Основ.

 

Подготовка населения и сотрудников экстренных оперативных служб оказанию первой помощи как важнейшая составляющая защиты от чрезвычайных ситуаций

Первая помощь при травмах и неотложных состояниях имеет особое значение, так как у пострадавших в течение короткого времени могут развиться тяжелые и даже необратимые соматические нарушения, в связи с чем оказание первой помощи должно быть начато незамедлительно. Первая помощь в большинстве случаев занимает относительно небольшой промежуток времени. Однако без ее оказания в этот короткий промежуток времени у пострадавшего возрастают риски развития тяжелых нарушений вплоть до летального исхода. Чем раньше пострадавшему будет оказана первая помощь, а впоследствии при необходимости медицинская помощь, тем больше у него шансов сохранить свою жизнь и здоровье. Профессиональная подготовка спасателей в области оказания первой помощи позволяет уменьшить санитарные потери в условиях ЧС в мирное и военное время.

 

Задачи, структура и организация деятельности функциональной подсистемы наблюдения, оценки и прогноза гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды

В статье рассмотрены задачи, функции и организация деятельности функциональной подсистемы наблюдения, оценки и прогноза гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Опасные гидрометеорологические и гелиогеофизические явления, а также загрязнение окружающей среды – причины многих чрезвычайных ситуаций. За этим надо наблюдать, причем нужно не просто оценивать опасные гидрометеорологические и гелиогеофизические явления, но и уметь их прогнозировать. Кроме того, при ликвидации и устранении последствий любых ЧС без метеорологических данных не обойтись.

 

Организация работы  пунктов выдачи средств индивидуальной защиты населению, проживающему и (или) работающему в пределах границ зон возможного химического загрязнения

Публикация предназначена для специалистов и руководителей гражданской обороны организаций, на базе которых развертываются пункты выдачи средств индивидуальной защиты населению, проживающему и (или) работающему в пределах границ зон возможного химического загрязнения, начальников и личного состава пунктов выдачи СИЗ.

 

Кто и где должен проходить обучение по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны?

Обновлен перечень должностных лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, находящихся в ведении МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах ГО.

Перечень представлен в виде таблицы с указанием кто и где должен проходить обучение по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области ГО. Из-за большого объема полностью опубликовать документ не представляется возможным. Приказ можно найти в информационной системе «Нормативно-правовые акты и методические материалы по ГО и защите от ЧС». Подписчикам нашего журнала система предоставляется бесплатно. Для этого необходимо выслать по E-mail zdrav1@mail.ru копию документа, подтверждающего подписку. В настоящей публикации мы даем только перечень должностных лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области ГО в обязательном порядке без указания места обучения.

Обратите внимание, что в ходе государственного надзора в области ГО могут потребоваться документы о прохождении обучения, поэтому уполномоченным по ГО в своих организациях необходимо вести учет обучаемых лиц по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области ГО, а также иметь копии документов о прохождении обучения.

 

Организация психологической помощи добровольцам (волонтерам), участвующим в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

В настоящее время в нашей стране реализуется ряд мер, способствующих развитию добровольчества (волонтерства) в различных сферах жизни общества. Основные направления реализации добровольческой деятельности и меры по содействию добровольчества (волонтерства) определяются распоряжением Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г.». Одним из таких направлений является развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках этого направления, помимо популяризации и освещения с участием добровольцев (волонтеров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от ЧС, предусмотрено участие добровольцев (волонтеров) в ликвидации пожаров и последствий ЧС техногенного и природного характера, что определяет необходимость обеспечения доступности психологической помощи как на этапе проведения работ по ликвидации последствий ЧС, так и на последующем этапе, после окончания этих работ.

Влияние стрессогенных факторов на участников ликвидации последствий ЧС носит различный характер, начиная от особых условий труда и заканчивая травматическими факторами ЧС, оказывающими негативное влияние на психику человека. Влияние этих факторов может способствовать проявлению таких реакций, которые принято классифицировать как острые реакции на стресс. В международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) острые реакции на стресс определяются как преходящее расстройство, которое развивается у человека без каких-либо других проявлений психических расстройств в ответ на необычный физический или психологический стресс и обычно стихает через несколько часов или дней.

Реакции на стресс могут характеризоваться изменениями в когнитивной, социальной и эмоциональной сферах:

- в когнитивной – может проявляться в виде снижении функций внимания, памяти, способности к критической оценке ситуации и планированию деятельности;

- в социальной – это может быть нарушение контактов с другими людьми, а также в проявлении конфликтности, самоизоляции и т.д.

- в эмоциональной – может характеризоваться повышением тревоги, агрессивности и проявлением страха.

 

Повышение устойчивости функционирования предприятий и учреждений в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций

Публикация содержит рекомендации по повышению устойчивости функционирования предприятий, учреждений и иных организаций в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций. Статья предназначена для специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также председателей и членов комиссий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время и в условиях ЧС.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших задач системы гражданской обороны и защиты от ЧС. В первую очередь необходимо обратить внимание на организации, имеющие особое значение для национальной безопасности, обороны и экономики страны, а также на организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.             

 

Порядок создания, хранения и использования резерва технических средств оповещения населения

Резерв технических средств оповещения предназначен для обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций или при возникновении ЧС природного и техногенного характера на территории муниципального образования и обеспечения максимально возможного охвата населения в зонах чрезвычайных ситуаций.

Резерв технических средств оповещения населения создается заблаговременно в мирное время и хранится в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.

 

Комиссия субъекта Российской Федерации по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей

Региональная (областная, республиканская, краевая) комиссия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ. Цель комиссии – повышение эффективности планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в субъекте РФ.

 

Примерное положение об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на территории муниципального образования

Положение определяет основные цели и задачи, порядок создания, оснащения и функционирования учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – УКП) на территории муниципального образования.

УКП предназначены для проведения мероприятий по подготовке, информированию и консультированию населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Основной целью создания УКП является обеспечение необходимых условий для подготовки неработающего населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Биологическое оружие: принцип действия, история, проблемы

Биологическое оружие – это патогенные организмы, микроорганизмы или их споры, вирусы, прионы, бактериальные токсины, заражающие людей и животных, предназначенные для массового поражения живой силы и населения противника, сельскохозяйственных животных, посевов сельскохозяйственных культур, заражения продовольствия и источников воды, а также порчи некоторых видов военного снаряжения и военных материалов. Биологическое оружие также включает средства доставки патогенных микроорганизмов и животных-переносчиков. Является оружием массового поражения и запрещено согласно Женевскому протоколу 1925 года и конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсичного оружия, подписанной в 1972 году.

Поражающее действие биологического оружия основано в первую очередь на использовании болезнетворных свойств патогенных микроорганизмов и токсичных продуктов их жизнедеятельности.

Основу биологического оружия массового поражения составляют особо опасные инфекции (ООИ). К ним относятся инфекционные заболевания, которые характеризуются высокой эпидемической опасностью, тяжелым течением и высоким уровнем летальности. В России и в мировой практике к основным ООИ принято относить чуму, холеру, натуральную оспу, желтую лихорадку, сибирскую язву, туляремию. Кроме того, к ООИ часто относят геморрагические лихорадки, такие как лихорадки Эбола и Марбург, а также новые подтипы гриппа и острый респираторный синдром (SARS). Эти инфекции могут распространяться очень быстро, вызывать массовые вспышки и представляют угрозу для здоровья населения и национальной безопасности. Некоторые из них, например, натуральная оспа, несмотря на то, что официально ликвидированы, остаются в списке из-за риска использования в качестве биологического оружия.

Таким образом, перечень особо опасных инфекций включает чуму, холеру, натуральную оспу, желтую лихорадку, сибирскую язву и туляремию, а также ряд вирусных геморрагических лихорадок и новых вирусных заболеваний с высокой эпидемической опасностью. Перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, представлен в приложении 11 к СП 3.3686-21к СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4).

Просмотров: 141 | Добавил: ЦИПЗО