00:02 Содержание ноябрьского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях» | |
Представляем аннотации основных статей журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 11/2025. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).
Организация муниципального звена территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: структура, функции, порядок деятельности В статье рассмотрены нормативно-правовые основы, структура, режимы функционирования, порядок организации и деятельности муниципального звена территориальной (областной, краевой, республиканской) системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В статье рассмотрен порядок организации регионального (областного, республиканского, краевого) государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перед началом проверки всегда полезно освежить информацию о принципах государственного надзора. Важно знать что, как и в какие сроки проверяют, свои права и обязанности, а также полномочия, права и обязанности проверяющих. Завершает статью порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов и действий их должностных лиц.
Подготовка работников организаций и неработающего населения в области гражданской обороны на муниципальном уровне Успешное решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в значительной степени зависит от уровня подготовки руководителей и работников организаций, неработающего населения, руководящего состава и специалистов сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. В статье рассмотрены вопросы подготовки работников организаций и неработающего населения на муниципальном уровне (города, района, округа).
Инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны: цели, задачи, критерии оценки Инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) – это комплекс мероприятий по оценке защитных свойств, состояния и готовности ЗС ГО к приему укрываемых. Она проводится территориальными и объектовыми инвентаризационными комиссиями по месту нахождения защитных сооружений. В приложении к статье даны образцы положения о комиссии по проведению оценки технического состояния ЗС ГО и положения о межведомственной комиссии по снятию с учета (изменению типа) ЗС ГО, находящихся в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности. Напомним, что к ЗС ГО относятся убежища, противорадиационные укрытия и укрытия. Основными методическими документами по проведению инвентаризации ЗС ГО являются: - рекомендации федеральным органам исполнительной власти (государственным корпорациям) по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны" (утв. МЧС России); - рекомендации исполнительным органам субъектов РФ по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны и иных объектов, предназначенных для укрытия населения, на территории РФ (направлены письмом МЧС России от 19.06.2024 N 43-3750-11). Инвентаризация направлена на повышение уровня защиты населения, в том числе работников, от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени путем обеспечения готовности защитных сооружений к эксплуатации и приему укрываемых. Основными задачами инвентаризации являются: - выявление фактического наличия ЗС ГО и оценка их основных технических характеристик; - сверка учетных сведений ЗС ГО (наличие и соответствие паспорта ЗС ГО); - приведение учетных данных в соответствие с фактическими параметрами ЗС ГО; - оценка готовности ЗС ГО к использованию по предназначению (готово, ограничено готово, не готово); - определение состояния обеспеченности населения, в том числе работников организаций, учреждений, предприятий, средствами коллективной защиты. Инвентаризация осуществляется комиссией, создаваемой в соответствии с распоряжениями (приказами, постановлениями) руководителей органов государственной власти и местного самоуправления и организаций. Порядок проведения инвентаризации: - формирование соответствующих комиссий по проведению инвентаризации; - проверка наличия документов о праве собственности на сооружения, паспортов ЗС ГО, журналов учета; - объективная проверка соблюдения нормативных требований к ЗС ГО (целостность и функциональность сооружений, их оборудование и материально-техническое оснащение); - по результатам проверки составляется акт инвентаризации с рекомендациями и планом по устранению выявленных недостатков, вносятся необходимые исправления в учетные и отчетные документы. ЗС ГО в зависимости от состояния их ограждающих конструкций, защитных устройств и оборудования инженерно-технических систем оцениваются как готовые, неготовые или ограниченно готовые к приему укрываемых.
Планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях Рассматриваемые рекомендации по планированию мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и содействии устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера (далее – ЧС) содержат требования, направленные на повышение устойчивости функционирования организаций в военное время и в ЧС межмуниципального и регионального характера. Под устойчивым функционированием организаций понимается: - для промышленных организаций – способность выпускать установленные виды продукции в заданных объемах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами, в условиях военного времени и в ЧС, а также приспособленность этих организаций к восстановлению после их повреждения; - для организаций, деятельность которых направлена на оказание услуг (транспорт, связь, электроэнергетика, наука, образование), – способность организации выполнять и восстанавливать свои функции.
Оповещение населения муниципального образования об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера относится к основным задачам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для решения этой задачи необходимо: - создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, в том числе муниципальных и локальных систем оповещения населения; - установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; - сбор информации и обмен ею. Деятельность по организации оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий регламентирована соответствующими нормативно-правовыми актами, стандартами и методическими материалами. Из последних документов федерального уровня можно выделить: - методические рекомендации по организации оповещения населения (одобрены протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 12.03.2025 N 3); - концепция организации оповещения населения Российской Федерации (одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19.11.2024 N 15); - концепция развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) (одобрена на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 27.06.2024 N 7); - методические рекомендации проведения технического обслуживания технических средств оповещения населения (утв. протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 26.06.2024 N 2); - методические рекомендации по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения (утв. протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 26.06.2024 N 2). В муниципальных образованиях (районах, городах, округах) разрабатываются и утверждаются главами органов местного самоуправления «Положения о системах оповещения населения» и «Положения об организации технического обслуживания технических средств оповещения системы экстренного информирования и оповещения населения». Даже если Вы напрямую не задействованы в организации оповещения населения, рекомендуем ознакомиться с представленными образцами таких документов, так как эффективность гражданской обороны и защиты от ЧС напрямую связана с эффективностью системы оповещения, а формат положения делает информацию более удобной для восприятия.
Организация обеспечения населения муниципального образования средствами индивидуальной защиты Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты является одной из основных задач гражданской обороны. Для решения этой задачи в соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации планируются и проводятся мероприятия по: - накоплению, хранению, освежению и использованию по предназначению средств индивидуальной защиты населения; - обеспечению выдачи населению средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Основными уровнями обеспечения населения средствами индивидуальной защиты является муниципальный (городской, районный, окружной) и объектовый[1]. На муниципальном уровне разрабатывается «Положение об организации обеспечения населения муниципального образования средствами индивидуальной защиты» и «Положение о пунктах выдачи средств индивидуальной защиты населению муниципального образования». Планирование и проведение мероприятий по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с: - Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; - Положением о гражданской обороне в Российской Федерации (пункт 10), утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; - Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; - Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (ред. от 30.09.2019) "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств"; - приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 (ред. от 31.07.2017) "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" - приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля"; - письмом МЧС России от 21.11.2006 N 43-3897-14 (ред. от 30.12.2019) «О Методических рекомендациях по организации создания, содержания запасов средств индивидуальной защиты населения и проведения их лабораторных испытаний»; - иными нормативно-правовыми и методическими документами федерального, регионального и муниципального уровней в части касающейся. Обеспечение населения СИЗ осуществляется в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и в установленных случаях организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения. Организационно-методическое руководство накоплением, хранением и использованием запасов (резервов) СИЗ на территории субъекта РФ осуществляется Главным управлением МЧС России по субъекту РФ. Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты является обязательным предметом федерального государственный надзора в области гражданской обороны. Обучение населения правилам хранения и использования СИЗ проводится в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" и от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Пункты выдачи средств индивидуальной защиты населению муниципального образования: функции, структура, организация деятельности Пункты выдачи средств индивидуальной защиты – основная организационная структура по выдаче СИЗ населению муниципального образования (города, района, округа). Пункты выдачи СИЗ могут создаваться как иные объекты гражданской обороны, определенные постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", с назначением необходимого количества личного состава из спасательных команд (групп), в соответствии с приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне". Пункты выдачи СИЗ предназначены для обеспечения организованной выдачи СИЗ личному составу нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны (далее – НФГО), работникам предприятий, учреждений и населению. Пункты создаются и размещаются по территориально-производственному принципу: - на предприятиях и в организациях – для выдачи имущества личному составу НАСФ и НФГО, рабочим и служащим из запасов объектов экономики и полученного из резерва субъекта РФ; - на предприятиях (организациях) жилищно-коммунального хозяйства (УК, ТСЖ), в учебных и детских учреждениях и т.д. – для выдачи СИЗ населению, не занятому в производственной сфере. Пункты создаются в количестве 23-25 человек в зависимости от наличия людей и количества выдаваемых противогазов. Личный состав пунктов выдачи СИЗ назначается приказом руководителя объекта, организации, УК, ТСЖ, на базе которого он создается. В мирное время производится приписка автотранспорта к складам для подвоза СИЗ на пункты выдачи и определяется численность погрузочно-разгрузочных команд. Расположение пункта выдачи СИЗ выбирается вблизи зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения). По вопросам подготовки пунктов выдачи СИЗ к работе учреждения (предприятия, организации), на базе которых создаются пункты выдачи СИЗ, взаимодействуют с Управлением ГОЧС администрации муниципального образования.
Примерное положение о медицинской спасательной службе обеспечения мероприятий гражданской обороны муниципального образования (города, округа, района) Медицинская спасательная служба обеспечения мероприятий ГО муниципального образования осуществляет медицинское обеспечение мероприятий ГО с целью защиты персонала и больных, организации мероприятий медицинской защиты населения муниципального образования от опасностей, возникающих при ведении военных действий и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Примерное положение о санитарно-противоэпидемиологической комиссии по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций эпидемиологического характера и санитарной охране территории муниципального образования от заноса и распространения инфекционных болезней Санитарно-противоэпидемиологическая комиссия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций эпидемиологического характера и санитарной охране территории муниципального образования от заноса и распространения инфекционных болезней является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в решении задач, направленных на предупреждение (профилактику) массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, отравлений и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия муниципального образования. Основными задачами Комиссии являются: - разработка мер по обеспечению реализации государственной политики в области профилактики массовых заболеваний и отравлений населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; - координация деятельности отделов и служб Администрации, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также должностных лиц и граждан, направленной на решение вопросов профилактики массовых заболеваний и отравлений населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, выполнения санитарного законодательства Российской Федерации; - подготовка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов по профилактике массовых заболеваний и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по вопросам возмещения вреда здоровью граждан, причиненного в результате нарушения санитарного законодательства.
Новые стандарты по гражданской обороне Текущий год выдался богатым на стандарты по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Часть из них носит специализированный нормативно-технический характер, часть – организационный. Из последних всем точно пригодится ГОСТ Р 42.1.01-2024 «Гражданская оборона. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Общие требования», введенный в действие с 1 мая 2025 года. Принятые стандарты по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций Вы найдете в информационной системе «Нормативно-правовые акты и методические материалы по ГО и защите от ЧС». Подписчикам нашего журнала система предоставляется бесплатно. Для этого необходимо выслать по E-mail zdrav1@mail.ru копию документа, подтверждающего подписку на I полугодие 2026 года. [1] В крупных и имеющих особое значение объектах. | |
| Просмотров: 51 | | |
