Требования к повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований при возникновении чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Организация ГО

Требования к повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований при возникновении чрезвычайных ситуаций

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Настоящая публикация подготовлена на основе действующих нормативно-правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и может использоваться при подготовке локальных нормативно-правовых документов по повышению устойчивости функционирования объектов экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время.

 

I. Общие положения

 

1.1. Под устойчивостью функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) понимается его способность выполнять и восстанавливать свои функции при заданном уровне безопасности для населения, экономического комплекса муниципального образования и окружающей среды. Уровень безопасности определяется вероятностью возникновения ЧС и тяжестью их последствий.

1.2. Повышение устойчивости функционирования экономического комплекса муниципального образования заключается в осуществлении комплекса мероприятий (инженерно-технических, технологических, экономических, социальных и др.), направленных на:

- предупреждение (при наличии возможности) и уменьшение риска возникновения ЧС;

- снижение социального, экономического и экологического ущерба в результате ЧС;

- обеспечение функционирования экономического комплекса муниципального образования и его звеньев в ЧС;

- создание необходимых условий для проведения работ по ликвидации последствий ЧС;

- обеспечение жизнедеятельности муниципального образования и его населения в условиях ЧС.

1.3. Основными задачами повышения устойчивости функционирования экономического комплекса муниципального образования являются:

- обеспечение максимально безопасной жизни и деятельности населения;

- оказание населению эффективной помощи при возникновении ЧС;

- снижение возможного экономического и экологического ущерба;

- подготовка к функционированию в ЧС объектов и отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

1.4. Основным назначением настоящих Требований является проведение единой в масштабе муниципального образования политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное время, а также формирование основ системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, техногенной и экологической безопасности.

1.5. Настоящие Требования должны применяться при разработке и осуществлении в административном и муниципальных муниципального образованиях, отраслях и объектах экономического комплекса муниципального образования программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования экономического комплекса муниципального образования при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, а также при решении задач экономического и социального характера в части техногенной и экологической безопасности. Они обязательны для исполнения всеми территориальными и отраслевыми органами власти и управления экономическим комплексом муниципального образования, а также расположенными на его территории предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.

1.6. Общее руководство работой по подготовке экономического комплекса муниципального образования к устойчивому функционированию в ЧС осуществляет глава муниципального образования.

Ответственность за состояние готовности подведомственного комплекса к функционированию в ЧС, непосредственное руководство работой по его подготовке возлагается на заместителей главы муниципального образования по направлениям их деятельности, руководителей управлений комитетов и прочих подчиненных им структур, других органов управления экономическим комплексом, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, а также на исполнительные органы власти территориальных звеньев экономического комплекса в пределах их компетенции.

Повседневная работа по организации разработки и осуществления своевременных и эффективных мер по повышению устойчивости к действиям в ЧС решениями указанных выше органов и руководителей возлагается на штатные структурные подразделения аппарата администрации либо на отдельных должностных лиц (в зависимости от объема работы), а также на создаваемые во всех звеньях экономического комплекса муниципального образования, в т.ч. и на предприятиях, Комиссии по чрезвычайным ситуациям.

1.7. Решения и акты органов государственной власти муниципального образования по вопросам безопасности, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории муниципального образования органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.

Органы местного самоуправления, их должностные лица, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане несут установленную законодательством ответственность, возмещают ущерб, причиненный муниципальному образованию и интересам граждан их действиями, приведшими к возникновению ЧС.

1.8. Основными направлениями повышения устойчивости функционирования экономического комплекса муниципального образования в ЧС являются:

- снижение риска возникновения ЧС;

- снижение тяжести последствий ЧС;

- подготовка отраслей и объектов экономического комплекса к устойчивой работе в ЧС;

- подготовка к ликвидации последствий ЧС;

- подготовка системы управления к ликвидации последствий в ЧС.

1.9. Применительно к основным направлениям разрабатываются мероприятия:

- в отраслевых звеньях экономического комплекса муниципального образования – по подведомственному хозяйству каждой отрасли с учетом ее специфики, а также межотраслевых связей и муниципальных интересов;

- в территориальных звеньях – по хозяйству региона независимо от подчиненности и форм собственности расположенных на его территории предприятий, организаций и учреждений с учетом возможности возникновения аварий с катастрофическими последствиями в соседних регионах, а также в интересах населения муниципального образования;

- на объектах экономического комплекса муниципального образования – по объекту с учетом возможности возникновения чрезвычайных ситуаций за его пределами.

1.10. Мероприятия по повышению устойчивости разрабатываются и осуществляются в основном заблаговременно, в процессе решения экономических и социальных проблем с учетом особенностей муниципального образования и наличия ресурсов. Приоритет отдается наиболее эффективным мероприятиям, имеющим общегородское значение, реализуемым и дающим эффект в минимальные сроки при имеющихся ресурсах. Те из них, которые не выполнены заблаговременно, предусматриваются к выполнению в период угрозы ЧС, а также при их возникновении в специальных планирующих документах (планы действий в ЧС).

1.11. Настоящие Требования содержат принципиальные положения, которыми должны руководствоваться государственные и хозяйственные органы при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономического комплекса муниципального образования и его звеньев в ЧС. Содержание этих мероприятий, область их применения и порядок осуществления регламентируются правовыми и нормативными документами, разработанными органами управления экономическим комплексом России, субъекта РФ и соответствующих отраслей.

 

II. Общие требования по подготовке народного хозяйства муниципального образования к функционированию в ЧС

 

Подготовка экономического комплекса муниципального образования должна быть направлена на снижение возможного социально-экономического ущерба в соответствии с основными направлениями повышения устойчивости.

2.1. Требования, направленные на снижение риска возникновения ЧС.

Основными способами снижения риска возникновения ЧС являются сокращение количества потенциальных источников чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании и уменьшение степени их опасности.

2.1.1. Требования, направленные на сокращение количества потенциальных источников чрезвычайных событий.

Сокращение количества потенциальных источников чрезвычайных событий в муниципальном образовании достигается путем ограничения создания новых опасных объектов и производств, а также уменьшением количества существующих.

С целью ограничения появления новых опасных объектов и производств необходимо:

- разрабатывать и систематически уточнять кадастр потенциально опасных источников ЧС, в том числе расположенных в загородной зоне;

- не допускать размещения на территории муниципального образования и в опасной близости от нее новых предприятий – потенциальных источников чрезвычайных событий, не связанных с обеспечением жизнедеятельности населения;

- запретить создание новых опасных или изменение существующих безопасных производств, технологий в процессе реконструкции предприятий на опасные, ввести обязательную экспертизу на промышленную и экологическую безопасность крупных социально-экономических проектов и программ;

- не допускать увеличения сверхнормативных запасов, хранящихся в муниципальном образовании, в том числе на предприятиях, опасных веществ, материалов как по количеству, так и по номенклатуре, нормативы запасов на подведомственных объектах ведомства республиканского подчинения согласовывают с Правительством субъекта РФ;

- не допускать введения новых дополнительных маршрутов для перевозки опасных грузов в черте муниципального образования;

- запретить без согласования с администрацией муниципального образования проведение в черте муниципального района (города) работ, в ходе которых возможны изменения геологической среды, приводящие к разуплотнению грунтов, катастрофическим просадкам, обвалам земной поверхности, образованию пустот, оползней и т.п.;

- создать мониторинг технологических новшеств в экономическом комплексе с целью выявления возможности и предупреждения появления новых опасных предприятий и производств в муниципальном образовании.

С целью сокращения численности имеющихся в муниципальном образовании потенциальных источников чрезвычайных ситуаций необходимо:

- принимать меры к выводу из селитебных зон и за черту муниципального образования, а также к закрытию опасных предприятий и производств или их перепрофилированию;

- при реконструкции и в процессе модернизации производства принимать меры к переводу опасных предприятий и производств на применение безопасных или менее опасных технологий, сырья и материалов;

- принимать меры к сокращению объемов опасных веществ и материалов, а также числа мест погрузки, разгрузки и хранения их на территории муниципального образования;

- принимать меры к сокращению транзитных перевозок опасных грузов;

- принимать меры к сокращению количества маршрутов, по которым на территории муниципального образования транспортируются опасные вещества.

2.1.2. Требования, направленные на уменьшение степени опасности потенциальных источников чрезвычайных событий.

Для уменьшения степени опасности потенциальных источников чрезвычайных событий предусматривать меры по снижению вероятности возникновения этих событий и интенсивности образующихся при этом поражающих факторов.

С целью уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных событий необходимо:

- стимулировать на предприятиях муниципального образования замену устаревших оборудования и технологий на современные, обеспечивающие надежность (безотказность) и максимальную безопасность производства;

- обеспечить соблюдение требований противопожарной безопасности в муниципальном образовании, совершенствовать и повышать эффективность противопожарной защиты;

- предусматривать меры по надежному обеспечению всеми видами энергии предприятий, на которых перебои в энергоснабжении могут вызвать чрезвычайные события;

- принимать меры к устранению причин возможного возникновения чрезвычайных событий на предприятиях муниципального образования, а также проведению специальных профилактических мероприятий;

- устанавливать оптимальные с позиций безопасности расстояния между потенциально опасными объектами и другими объектами, а также селитебными зонами.

С целью уменьшения интенсивности образующихся при возникновении чрезвычайных событий поражающих факторов необходимо:

- принимать меры к уменьшению использования предприятиями опасных веществ, материалов, а также к сокращению объемов производства опасной продукции.

2.3. Требования к подготовке отраслей и объектов экономического комплекса к устойчивой работе в ЧС.

Подготовка отраслей и объектов экономического комплекса к устойчивой работе в ЧС заключается в разработке и реализации мероприятий, направленных на:

- предупреждение и снижение риска возникновения аварий с катастрофическими последствиями в подведомственном хозяйстве;

- уменьшение тяжести последствий ЧС для отрасли, объекта независимо от места и причин их образования;

- обеспечение выполнения своих производственных функций в ЧС в соответствии с установленными заданиями и заключенными договорами и, прежде всего, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и проведением работ по ликвидации последствий таких ситуаций.

2.3.1. Промышленное производство.

Подготовка промышленного производства к работе в ЧС направлена на снижение риска возникновения аварий и катастроф, защиту основных производственных фондов и технологическую подготовку производства к функционированию в ЧС.

В целях снижения риска возникновения аварий и катастроф необходимо предусматривать:

- выявление в подведомственном хозяйстве источников и причин потенциальных чрезвычайных событий, прогноз их последствий;

- разработку и внедрение на предприятиях технологических процессов и материалов, технических решений и нормативов, обеспечивающих снижение риска возникновения аварий и катастроф;

- строгое соблюдение установленных нормативами объемов запасов СДЯВ, ВВ и ЛВГЖ на предприятиях, базах и складах отрасли;

- внедрение систем быстрого аварийного освобождения аппаратов, емкостей, технологических коммуникаций от СДЯВ и ЛВГЖ при возникновении аварийных ситуаций;

- подготовку производств с непрерывным технологическим циклом к безаварийной остановке, переводу на пониженные режимы работы в аварийной ситуации, а также в случае внезапного прекращения подачи электроэнергии, тепла и воды;

- защиту емкостей и коммуникаций со СДЯВ и ЛВГЖ от разрушения ударной волной, проведение мероприятий, исключающих розлив или утечку опасных жидкостей;

- разработку и применение средств и методов нейтрализации СДЯВ, имеющихся на предприятиях, и дегазации технологического оборудования;

- создание, совершенствование и поддержание в готовности локальных систем выявления аварийных выбросов опасных веществ и оповещения о возникшей опасности персонала объектов и населения, расположенных в зонах возможного поражения;

- внедрение автоматических систем предупреждения о возникновении пожара и систем пожаротушения, проведение других противопожарных мероприятий на предприятиях отрасли.

Защиту производственных фондов осуществлять заблаговременным проведением следующих мероприятий:

- при строительстве и реконструкции предприятий предусматривать применение материалов, конструкций, типовых планировочных решений, форм и конфигураций зданий, повышающих способность производственных фондов противостоять воздействию поражающих факторов чрезвычайных событий;

- предусматривать подземное или заглубленное размещение коммунально-энергетических сетей и других уязвимых объектов производственных фондов.

Предприятиям, которые могут быть подвержены воздействию ударной волны взрывов, а также расположенным в зонах геологического риска, необходимо:

- использовать в объемно-планировочных решениях зданий противообвальные устройства, размещать оборудование на энергопоглащающих конструкциях, применять специальные устройства для защиты уникального оборудования, аппаратуры, приборов при угрозе возникновения чрезвычайного события;

- размещать технологическое оборудование на открытых площадках или под легкими огнестойкими покрытиями.

В отраслях промышленности, связанных с переработкой, производством и хранением продовольствия и пищевого сырья, кроме того, предусматривать:

- разработку и внедрение прогрессивных технологий, в т.ч. автоматических и закрытых поточных линий, обеспечивающих надежную изоляцию пищевых продуктов от внешней среды, их расфасовку и упаковку в защитную тару;

- защиту пищевого сырья и продовольствия от воздействия СДЯВ, радиоактивного и бактериологического заражения на всех этапах производства, хранения и транспортировки, герметизацию складов, хранилищ и холодильников;

- разработку методов контроля зараженного пищевого сырья, продовольствия, а также способов и средств их обеззараживания;

- применение на предприятиях муниципального образования тароупаковочных материалов и видов тары, отвечающих соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям и обладающих необходимыми защитными свойствами от СДЯВ, радиоактивных веществ и бактериологического заражения.

Технологическую подготовку производства к функционированию в ЧС осуществлять путем:

- разработки и внедрения максимально автоматизированных процессов производства;

- разработки обходных технологических процессов и мероприятий по их упрощению на случай выхода из строя отдельных участков производства, обеспечивая при этом качество выпускаемой продукции в соответствии с действующими требованиями;

- создания страхового фонда технической документации, необходимой для ликвидации последствий ЧС;

- внедрения в производство взаимозаменяемого технологического оборудования, узлов и деталей;

- разработки и внедрения в производство приборов и систем измерительной техники многоцелевого назначения.

2.3.2. Коммунально-энергетическое хозяйство.

В целях подготовки коммунально-энергетического хозяйства муниципального образования необходимо:

- разрабатывать и осуществлять мероприятия по совершенствованию его эксплуатации, своевременному проведению ремонтно-профилактических работ, повышению устойчивости функционирования в ЧС;

- предусматривать заглубленное размещение газопроводов, кабелей электроснабжения, водопроводных и канализационных коллекторов, трубопроводов, систем теплофикации и горячего водоснабжения;

- создавать заглубленные обходы вокруг газораспределительных станций (ГРС), очистных сооружений водопровода и канализации, аварийные сбросы у водоочистных сооружений, станций перекачки в системе канализации, перемычки между тупиковыми газопроводами;

- предусматривать возможность централизованного отключения отдельных объектов от коммунально-энергетических сетей в ЧС;

- разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению автономного электроснабжения насосных станций в системах и сетях теплоснабжения, водоснабжения и канализации, компрессорных станций и распределительных сетей системы газоснабжения;

- повышать готовность к действиям в ЧС, совершенствовать подготовку ремонтных служб и формирований, обеспечивать их необходимыми для выполнения аварийных и ремонтно-восстановительных работ материально-техническими ресурсами.

В системе электро- и теплоснабжения:

- создавать резервы энергетических мощностей за счет: парка передвижных электростанций, трансформаторных подстанций и распределительных устройств; выводимых из эксплуатации и консервируемых мелких электростанций, котельных; энергоустановок судов, земснарядов, других плавсредств через заблаговременно оборудованные для приема энергии и передачи ее транзитом береговые устройства; других механизмов, оборудованных генерирующими устройствами;

- принимать меры к надежному обеспечению электрической и тепловой энергией ответственных потребителей;

- осуществлять подготовку систем к работе по специальным режимам с учетом возможного выхода из строя в ЧС отдельных источников, энергетических коммуникаций и потребителей энергии;

- осуществлять подготовку к оперативному отключению по диспетчерскому графику в ЧС менее ответственных потребителей электрической и тепловой энергии;

- подготавливать топливопотребителей к работе на резервных видах топлива;

- обеспечивать создание неснижаемого запаса топлива в соответствии с установленными нормативами, а также радиационное хранение его;

- принимать меры к развитию в районе и на предприятиях трубопроводного транспорта для подачи топлива топливопотребителям.

В системе газоснабжения:

- внедрять автоматизированное управление местной системой газоснабжения, предусматривать оборудование газовых сетей автоматическими и дистанционно управляемыми системами обнаружения аварий и отключения поврежденных участков;

- предусматривать устройство перемычек между тупиковыми газопроводами;

- создавать совместно с Минтопэнерго РФ и другими заинтересованными организациями сеть подземных газохранилищ в качестве резерва газа для газоснабжения муниципального образования в ЧС;

- не допускать прокладки газопроводов в подвальных помещениях зданий, а также по поверхности земли в местах их пересечения с транспортными магистралями.

В системе хозяйственно-питьевого водоснабжения:

- разрабатывать и осуществлять мероприятия по защите водоисточников, водопроводных сооружений, артезианских скважин от заражения радиоактивными, сильнодействующими ядовитыми веществами и бактериальными средствами;

- совершенствовать организацию контроля за зараженностью питьевой воды на водопроводных станциях;

- оборудовать артезианские скважины и резервуары чистой воды приспособлениями для обеспечения разбора воды в передвижную тару;

- предусматривать создание подземных защищенных резервуаров чистой воды для обеспечения водой населения в ЧС;

- разрабатывать технологические режимы очистки воды в условиях ЧС, обеспечивать водоочистные станции необходимыми для этого материалами и реагентами;

- внедрять на предприятиях системы оборотного водоснабжения, повторного и последовательного использования воды;

- готовить водопроводные станции к работе в ЧС по спецрежимам.

В системе канализации:

- предусматривать устройство соединительных и перепускных линий, аварийных сбросов от эксплуатируемых участков сети в ближайшие колодцы ливневой, соседние участки бытовой или производственной канализации, нижерасположенные участки соседних бассейнов канализации, овраги, балки и проточные водоемы;

- кольцевать и прокладывать соединительные линии между соседними участками канализационной сети и районными насосными станциями;

- предусматривать возможность передачи сточной жидкости и осадка с недогруженных или отключаемых в аварийных ситуациях со станций на станцию, эксплуатация которой наиболее предпочтительна;

- обеспечивать создание и рациональное хранение установленных запасов реагентов.

2.3.3. Транспортная система.

В целях подготовки транспортной системы муниципального образования к функционированию в ЧС необходимо:

- проводить мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте;

- создавать и организовывать подготовку сил и средств для выполнения восстановительных работ на транспортных объектах и коммуникациях;

- осуществлять подготовку к обеззараживанию транспорта в условиях ЧС.

 

III. Управление подготовкой экономического комплекса муниципального образования к работе в ЧС

 

3.1. Управление подготовкой экономического комплекса муниципального образования к работе в условиях ЧС заключается в принятии эффективных решений, обеспечивающих выполнение этих, а также принятых вышестоящими органами решений, требований руководящих документов по данной проблеме.

3.2. Руководство подготовкой экономического комплекса муниципального образования к работе в ЧС возлагается на администрацию муниципального образования, органы управления отраслями экономического комплекса и предприятиями независимо от их подчиненности и формы собственности.

К решению задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды в условиях ЧС могут привлекаться общественные организации (профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества и другие общественные формирования).

3.3. Повседневное руководство работой по подготовке соответствующих звеньев экономического комплекса к функционированию в ЧС, а также по ликвидации их последствий возлагается на комиссии по чрезвычайным ситуациям (муниципальные, отраслевые, объектовые). Председателями КЧС назначаются заместители руководителя органа управления или предприятия, при которых создается комиссия.

В зависимости от объема работ, степени риска возникновения ЧС и возможных ее последствий решением руководителей соответствующих органов и предприятий для повседневного руководства подготовкой подведомственного хозяйства к работе в ЧС могут быть созданы специальные штатные органы либо назначены освобожденные должностные лица.

3.4. Права, обязанности и функции органов управления, привлекаемых для решения проблемы подготовки экономического комплекса муниципального образования к работе в ЧС, устанавливаются положениями об этих органах, другими документами, регламентирующими их деятельность, а также действующим законодательством.

Права, обязанности и функции конкретных должностных лиц, решающих задачи подготовки экономического комплекса к работе в ЧС, устанавливаются в их должностных инструкциях, функциональных обязанностях, а также приказами и распоряжениями руководителей предприятий и соответствующих органов управления.

3.5. Ответственность за подготовку органов управления, а также входящих в их состав должностных лиц к выполнению возложенных на них функций несут руководители этих органов.

Основными формами подготовки руководящего состава и специалистов, включенных в состав органов управления, являются: самостоятельное изучение руководящих и учебно-методических документов, групповые, семинарские и практические занятия, деловые игры, проведение учебно-методических сборов, научно-практических конференций, обучение в учебных заведениях.

3.6. Эффективность работы по подготовке экономического комплекса муниципального образования обеспечивается ее научной обоснованностью.

Основными задачами исследовательской работы являются:

- определение источников и видов возможных чрезвычайных событий, представляющих опасность для муниципального образования;

- прогнозирование риска их возникновения, возможных последствий;

- разработка и обоснование эффективности предложений по предотвращению, уменьшению тяжести и ликвидации последствий ЧС;

- разработка предложений по созданию нормативно-правовой базы, системы стимулов и санкций, организации контроля, а также других элементов механизма, обеспечивающего успешную деятельность по подготовке экономического комплекса муниципального образования к функционированию в ЧС.

Исследования по вопросам, имеющим отраслевое и объектовое значение, проводятся за счет заинтересованных в результатах исследований отраслей и объектов.

Финансирование научных исследований может проводиться также за счет добровольных взносов, пожертвований граждан, коммерческих, общественных и др. учреждений, организаций, в том числе зарубежных.

К проведению научных исследований по проблемам подготовки экономического комплекса муниципального образования и его звеньев к работе в ЧС могут быть привлечены любые научно-исследовательские учреждения, вузы независимо от подчиненности и форм собственности, временные творческие коллективы, способные на высоком научном уровне выполнить работы. На объектах экономического комплекса исследовательская работа может проводиться собственными силами, если квалификация специалистов этих объектов позволяет выполнить такие работы.

Отраслевые органы управления и предприятия независимо от подчиненности и форм собственности мероприятия по подготовке подведомственного хозяйства проводят за счет собственных средств, а также средств, которые могут быть выделены на эти цели вышестоящими органами, добровольных пожертвований граждан, предприятий, учреждений, организаций. Они могут также объединять свои финансовые ресурсы с ресурсами других организации, предприятий и учреждений для финансирования указанных мероприятий.

Для финансирования мероприятий, связанных с решением проблем повышения безопасности и подготовки экономического комплекса муниципального образования к устойчивому функционированию в ЧС, используются также доходы, полученные в результате коммерческой деятельности в этой сфере (сдачи в аренду защитных сооружений, реализации результатов НИОКР, оказания различных услуг и т.п.).

3.7. В целях повышения экономической заинтересованности органов управления и объектов экономического комплекса в активизации и повышении эффективности работы по снижению аварийности и подготовке подведомственного хозяйства к функционированию в ЧС необходимо:

- устанавливать плату за пользование территорией, находящимися в муниципальной собственности зданиями и сооружениями, трудовыми, водными ресурсами, за пользование услугами коммунально-энергетического хозяйства муниципального образования, дифференцировать размеры муниципальных налогов в зависимости от степени риска возникновения на предприятиях аварий с катастрофическими последствиями, от состояния и эффективности работы по повышению безопасности производства;

- устанавливать льготные налоги, а в особых случаях и освобождать от поступающих в местный бюджет налогов на прибыль средства из прибыли, расходуемые предприятиями и организациями на разработку и внедрение новых технологий, обновление оборудования, проведение других мероприятий, направленных на повышение безопасности и подготовку подведомственного хозяйства к функционированию в ЧС;

- выдавать для указанных выше целей на льготных условиях кредиты, дотации из резервных фондов и отчисления из страховых фондов.

3.8. В целях повышения ответственности предприятий, организаций и конкретных должностных лиц за безопасность производства и подготовку подведомственного хозяйства к устойчивой работе в ЧС к виновным применять, если это не влечет за собой уголовной ответственности, санкции:

- меры дисциплинарного воздействия вплоть до освобождения от занимаемой должности;

- штрафы в случае возникновения аварий, а также реальной угрозы их возникновения;

- выплаты платежей, компенсирующих ущерб, причиненный чрезвычайным событием гражданам, экономическому комплексу и окружающей среде муниципального образования;

- штрафы за нарушения требований действующего законодательства, нормативных и др. руководящих документов, решений вышестоящих органов государственной власти по данной проблеме.

Размеры штрафов и компенсационных выплат, порядок применения санкций, если они не определены действующим законодательством, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Средства, полученные от применения санкций, расходовать на финансирование работ, связанных с дальнейшим повышением готовности экономического комплекса муниципального образования к функционированию в ЧС, стимулированием этой работы, а также на ликвидацию последствий ЧС.

3.9. В целях повышения ответственности предприятий, на которых существует риск возникновения чрезвычайных событий, за возможный ущерб здоровью и имуществу населения, для усиления социальной защиты граждан, работающих или проживающих в зонах возможного воздействия поражающих факторов указанных событий, предусмотреть страхование этих граждан за счет средств предприятий – потенциальных источников ЧС. Величина страховых платежей для таких предприятий устанавливается с участием независимой экспертизы.

Страхование производится с учетом риска возникновения и вероятных последствий ЧС для жителей муниципального образования порядком, устанавливаемым органами государственной власти субъекта РФ.

3.10. Работа по снижению риска возникновения ЧС, уменьшению тяжести и подготовки к ликвидации последствий ЧС в экономическом комплексе муниципального образования и его звеньях основывается на действующей нормативно-правовой базе.

3.11. Контроль за выполнением требований нормативных документов, решений, принятых представительными и исполнительными органами государственной власти муниципального образования и вышестоящих инстанций, организует комиссия Правительства субъекта РФ по чрезвычайным ситуациям.

Основными видами контроля являются:

- проверка состояния и хода выполнения действующих требований в экономическом комплексе муниципального образования и его звеньях государственными и муниципальными органами контроля и надзора по вопросам, входящим в их компетенцию. Результаты контроля и предложения по устранению выявленных недостатков установленным порядком представляются председателю КЧС муниципального образования;

- проведение комплексных проверок состояния дел в экономическом комплексе муниципального образования или его звеньях специально создаваемыми комиссиями. Такие комиссии могут создаваться и для проверки отдельных аспектов проблемы безопасности. Комиссии могут создаваться решениями органов государственной власти муниципального образования, а также по инициативе общественности;

- заслушивание отчетов должностных лиц на заседании КЧС о состоянии дел в подведомственном хозяйстве, о выполнении принятых решений по вопросам, входящим в их компетенцию;

- рассмотрение и согласование соответствующими структурами муниципального образования заданий на проектирование, проектов на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий, проектов планировки и застройки муниципального образования с позиций полноты учета в них требований нормативных документов по вопросам безопасности;

- анализ представляемой ежегодной отчетности о ходе подготовки экономического комплекса муниципального образования и его звеньев к функционированию в ЧС;

- надзор за качеством строительно-монтажных работ, соответствием их проекту и требованиям нормативных документов по вопросам предупреждения риска возникновения ЧС и снижения тяжести их последствий;

- включение в состав комиссии по приемке в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых объектов специалистов в области промышленной безопасности. Не допускать принятия в эксплуатацию объектов с недоделками по указанным вопросам;

- лицензирование опасных видов деятельности в муниципальном образовании, рассмотрение и согласование уполномоченными на то правительством муниципального образования управленческими структурами учредительных и других документов вновь создаваемых, реорганизуемых предприятий и организаций различных форм собственности с позиций соответствия требованиям действующего законодательства и решениям органов власти муниципального образования по вопросам безопасности;

- обеспечение информацией общественности и населения муниципального образования о потенциальных опасностях, проводимых и намечаемых к проведению мероприятиях в области безопасности, возникающих при этом проблемах, ходе их решения, конкретных виновниках в нарушении установленных правил и принимаемых мерах к устранению возникающих недостатков и трудностей.

4.2. Местные органы самоуправления.

Основными задачами местных органов самоуправления являются: контроль и оказание помощи в проведении мероприятий по повышению устойчивости экономического комплекса муниципального образования на своей территории; обеспечение защиты и жизнедеятельности населения и оказание помощи пострадавшим в ЧС на территории своего муниципального образования.

В целях обеспечения решения указанных задач местные органы самоуправления:

- выявляют на своей территории и ведут учет потенциально опасных объектов, устанавливают и оценивают степень их опасности;

- обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации, практическую реализацию решений органов власти муниципального образования по вопросам безопасности;

- участвуют в разработке программ по вопросам подготовки экономического комплекса муниципального образования к устойчивому функционированию в ЧС, согласовывают и вносят предложения в интересах своего муниципального образования в аналогичные программы, разрабатываемые отраслевыми органами управления экономического комплекса муниципального образования, разрабатывают и реализуют местные программы;

- предусматривают меры по снижению риска возникновения ЧС и повышению безопасности населения в программах социально-экономического развития муниципального образования, обеспечивают их выполнение;

- согласовывают планы размещения, развития и специализации предприятий и организаций различных форм собственности на территории муниципального образования с учетом требований безопасности;

- вносят предложения органам власти муниципального образования о выводе, перепрофилировании опасных объектов;

- организуют проведение с позиций безопасности независимых экспертиз проектов и программ, осуществляемых на территории муниципального образования;

- вносят предложения в соответствующие органы о применении санкций экономического, административного и дисциплинарного характера за допущенные нарушения, приведшие к возникновению или повышению риска возникновения аварийных ситуаций;

- обеспечивают соблюдение требований руководящих документов по вопросам безопасности при выполнении функций заказчика на разработку проектно-сметной документации и строительство отдельных объектов, а также при согласовании проектов реконструкции и нового строительства предприятий на территории муниципального образования независимо от ведомственной принадлежности;

- осуществляют с позиций безопасности контроль за разработкой проектно-сметной документации и ходом строительства, ведущегося на территории муниципального образования, в соответствии с утвержденными титульными списками и проектами;

- отводят в установленном порядке участки под строительство с учетом требований безопасности, снижения риска возникновения чрезвычайных событий и тяжести их последствий;

- вносят предложения о запрещении или приостановлении строительства, проводимого с нарушением требований по вопросам безопасности;

- решают с согласия предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, вопросы о совместном использовании их средств для решения проблем безопасности, а также выступают заказчиком или определяют заказчика по этим видам деятельности;

- включают специалистов по вопросам безопасности в состав государственных приемочных комиссий, назначаемых в установленном порядке. Не допускается утверждение актов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов с недоделками, влияющими на промышленную и экологическую безопасность;

- координируют работу территориальных подразделений органов контроля и надзора, осуществляют свою контрольно-инспекторскую деятельность за соблюдением расположенными на территории муниципального образования предприятиями и организациями независимо от их подчиненности и форм собственности требований руководящих документов по вопросам промышленной и экологической безопасности;

- вносят предложения о предоставлении предприятиям, учреждениям, организациям льгот и преимуществ, в том числе налоговых, стимулирующих их деятельность в области безопасности;

- организуют на территории муниципального образования деятельность общественных организаций и формирований по контролю за промышленной и экологической безопасностью, ходом выполнения принятых решений по данным вопросам;

- информируют через средства массовой информации общественность о принимаемых мерах и ходе работы по снижению риска возникновения аварий с катастрофическими последствиями для населения муниципального образования.

4.3. Объекты экономики.

Основными задачами объектов экономики независимо от их принадлежности и формы собственности являются предупреждение и уменьшение риска возникновения производственных аварий, а также подготовка производства к устойчивой работе в ЧС и ликвидации их последствий.

В целях обеспечения решения указанных задач объекты экономики:

- выявляют опасные производства и материалы, производимые, используемые и хранимые на объекте, устанавливают и оценивают степень их опасности;

- выявляют внешние потенциальные источники чрезвычайных событий, поражающие факторы, которые могут воздействовать на объект, оценивают возможные последствия их воздействия;

- разрабатывают и реализуют мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС;

- предусматривают меры по повышению безопасности производства в процессе его модернизации, реконструкции и расширения;

- организуют проведение исследовательской работы по повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС силами своих специалистов, а также с привлечением при необходимости научно-исследовательских учреждений и специалистов сторонних организаций;

- определяют должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по безопасности и привлекаемых к этой работе, устанавливают соответствующими документами их права, обязанности, меры ответственности;

- разрабатывают инструкции, положения и др. документы, регламентирующие работу по повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС;

- разрабатывают планы действий отделов, служб и производственного персонала объекта при возникновении аварий и в ЧС;

- организуют контроль за выполнением установленных требований и принятых решений по вопросам безопасности;

- организуют рационализаторскую, изобретательскую работу, разрабатывают меры по стимулированию подготовки производства к безаварийной работе и функционированию в ЧС;

- вносят по вопросам безопасности предложения в вышестоящие органы и ходатайствуют об оказании помощи со стороны этих органов в решении указанных вопросов;

- предоставляют сведения, необходимые организациям и учреждениям (по их запросам) для решения возложенных на них задач повышения устойчивости функционирования в ЧС экономического потенциала муниципального образования и его звеньев;

- предоставляют органам власти, комиссиям по ЧС, а также общественности информацию о наличии риска возникновения на объекте чрезвычайных событий, их возможном характере и последствиях, а также мерах, принимаемых по предупреждению аварий и снижению тяжести их последствий.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» № 10/2017.

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (06.12.2017)
Просмотров: 3556 | Теги: Организация ГО, Защита от ЧС