Содержание майского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях» - 9 Апреля 2022 - Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях
Главная » 2022 » Апрель » 9 » Содержание майского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»
11:57
Содержание майского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях»

Представляем Вашему вниманию аннотации основных статей журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2022.

 

 Подписаться на журнал с любого номера без каталожных наценок можно в редакции (тел. (495) 541-89-22, E-mail: zdrav1@mail.ru) или на нашем сайте. Подписку также можно оформить в любом почтовом отделении через каталог "Почта России" (индекс П3081), а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-ПрессПресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций».

 

Перевод системы гражданской обороны с мирного на военное время: организация управления и основные мероприятия

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время начинается с момента введения в действие Президентом РФ Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации. При этом План гражданской обороны может вводится как на всей территории Российской Федерации, так и в отдельных ее местностях, в полном объеме или частично. При этом приведение в готовность гражданской обороны осуществляется в общем комплексе мероприятий по переводу государства на работу в условиях военного времени.

 

Управление гражданской обороной на региональном уровне

Статья содержит обновленные рекомендации по осуществлению управления гражданской обороной на региональном уровне. Напомним, что основными принципами управления гражданской обороной являются:

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ. Заключается в обеспечении достижения поставленной цели по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей с задействованием всех имеющихся сил и ресурсов;

УСТОЙЧИВОСТЬ. Заключается в правильном уяснении задачи, созданием, своевременным развертыванием пунктов управления и организацией работы на них оперативного состава, организацией работы на пунктах управления органов исполнительной власти субъектов РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оперативных групп или сотрудников главных управлений, поддержанием устойчивой связи с органами, осуществляющими управление гражданской обороной на федеральном, муниципальном уровнях и в организациях;

НЕПРЕРЫВНОСТЬ. Заключается в постоянном и своевременном сборе данных об обстановке, проведении расчетов ее возможного развития, своевременной подготовке проектов решений и представлении их руководителю гражданской обороны, комплексном использовании средств автоматизации и связи, быстрой передачи сигналов (команд) управления между пунктами управления, а также восстановлении нарушенного управления в кратчайшие сроки;

ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Заключается в обоснованности подготавливаемых проектов решений руководителей гражданской обороны, а также в организации их исполнения;

ОПЕРАТИВНОСТЬ И ГИБКОСТЬ. Заключается в способности главного управления осуществить весь цикл управления в сроки, соответствующие срокам выполнения установленных мероприятий по гражданской обороне в любых условиях развития обстановки;

СКРЫТНОСТЬ. Заключается в способности сохранять в тайне действующие системы управления, содержание циркулирующей в них информации, планируемые и выполняемые мероприятия.

В статье также рассмотрены основные мероприятия по управлению гражданской обороной на региональном уровне.

 

Порядок подготовки и примерная структура решения руководителя гражданской обороны

В статье рассмотрены особенности контроля за выполнением принятых решений и проведением мероприятий по гражданской обороне.

 

Штаб гражданской обороны в организации

Читатели журнала задают вопрос – насколько правомочно создание штаба гражданской обороны в организации (в учреждении, на предприятии)? Насколько это соотносится со статьей 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций"?

Штабы формируются из числа руководящего состава организации. В состав штаба ГО входят: начальник штаба (обычно это уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны в организации), заместители начальника штаба, председатель эвакуационной комиссии, председатель комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, руководители спасательных служб ГО организации. Состав штаба и функциональные обязанности его членов утверждает руководитель ГО организации по представлению начальника штаба ГО. Если есть начальник ГО, должен быть и штаб ГО или работник (в небольших организациях), выполняющий функции штаба. Это не противоречит действующему с 14 июля 2017 года приказу МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций". В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органами, осуществляющими управление гражданской обороной в организации, являются «структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». А штаб ГО фактически является нештатным постоянно действующим рабочим органом при начальнике ГО организации и уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций. Все его решения идут за подписью начальника ГО организации или уполномоченного за ГО (он же начальник штаба).

 

Задачи, функции и полномочия штаба гражданской обороны организации

В статье рассматриваются задачи, функции и полномочия штаба гражданской обороны организации (учреждения, предприятия). Публикация подготовлена на основе действующих нормативно-правовых актов и методических документов в области гражданской обороны.

 

Что проверяют при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны

Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 утверждена новая форма проверочного листа, применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Проверочный лист содержит список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении обязательных требований в области гражданской обороны. Предъявление к организациям (учреждениям, предприятиям) дополнительных требований незаконно.

Документ достаточно объемный, поэтому в публикации представлены контрольные вопросы без указания реквизитов нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования в области ГО. По нашему мнению для удобства пользования список контрольных вопросов следовало разбить по основным направлениям деятельности в области ГО (общие вопросы, планирование, обучение и тренировки, защитные сооружения, нештатные формирования, системы оповещения, защитные сооружения и т.д.). В будущем хотелось бы увидеть методические рекомендации и разъяснения МЧС России по организации проверок организаций в соответствии с новым списком контрольных вопросов. Если такие появятся, мы оперативно проинформируем наших читателей.

Даже если проверка состояния охраны труда в Вашей организации была недавно, советуем внимательно просмотреть все представленные проверочные вопросы. Возможно, по таким-то направлениям деятельности по ГО необходимо внести определенные коррективы.

 

Определение готовности функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Методические рекомендации по определению готовности функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций содержат рекомендуемый порядок оценки состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также критерии оценки состояния указанных подсистем РСЧС.

 

Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования

Документ определяет основные задачи, функции и полномочия ЕДДС муниципального образования с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112». Напомним, что ЕДДС муниципального образования является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.

 

Как проходит подготовка организаций Республики Крым к устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Под устойчивым функционированием предприятий, учреждений, организаций, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Республики Крым (далее – организации Республики Крым), в военное время понимается их способность обеспечивать производство продукции (оказывать услуги, обеспечивать жизнедеятельность населения) в установленной номенклатуре и объемах в военное время.

Устойчивое функционирование организаций Республики Крым достигается заблаговременным планированием и выполнением в мирное время мероприятий по подготовке организации к защите от воздействия современных средств поражения, в том числе от вторичных факторов поражения, и снижению тяжести последствий воздействия этих средств. Мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций дифференцированы по составу, содержанию, объему и времени выполнения и разделяются на два этапа:

первый этап – подготовка к работе в военное время;

второй этап – работа в условиях военного времени.

Мероприятия первого этапа являются основными и выполняются заблаговременно с привлечением необходимых для этого финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

Мероприятия второго этапа планируются заблаговременно, но осуществляются с объявлением военного положения в целях выполнения задач по выпуску продукции в объемах и номенклатуре, установленных на военное время.

Подготовка организаций Республики Крым к устойчивому функционированию в военное время включает в себя комплекс инженерно-технических, организационных и иных мероприятий, выполняемых на стадиях проектирования, строительства новых и реконструкции действующих организаций, а также в период функционирования организаций.

При определении условий функционирования организаций Республики Крым в военное время необходимо учитывать:

- вероятные варианты воздействия противника;

- степень возможных повреждений (разрушений) сооружений и технологического оборудования организации и прогнозируемый выход из строя части производственных мощностей;

- возможность внезапного прекращения (нарушения) электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;

- радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение местности;

- возможность катастрофического затопления части организации при разрушении гидросооружений;

- дефицит квалифицированных кадров в связи с призывом части рабочих и служащих предприятий на военную службу.

При планировании и выполнении мероприятий, связанных с поддержанием устойчивого функционирования организации Республики Крым, необходимо предусматривать:

- обеспечение надежной защиты персонала организации;

- организацию защиты и обеспечение сохранности основных производственных фондов, материальных, сырьевых и других запасов;

- меры по последующему восстановлению производственного процесса при частичном разрушении объектов организации в возможно кратчайшие сроки;

- организацию охраны и обороны организации.

 

Примерное положение об оперативном штабе по охране лесов от пожаров субъекта РФ

Приближается пожароопасный летний период. Для решения задач обеспечения пожарной безопасности в лесах, планирования и использования сил и средств для ликвидации лесных пожаров в субъектах Российской Федерации создаются оперативные штабы по охране лесов от пожаров.

Оперативный штаб по охране лесов от пожаров субъекта РФ координирует профилактические противопожарные мероприятия на территории субъекта РФ, обеспечивает организацию мер пожарной безопасности в лесах, планирование и использование сил и средств пожаротушения для ликвидации лесных пожаров на территории субъекта РФ.

Просмотров: 716 | Добавил: ЦИПЗО