10:16 Новые подходы к обязательным нормативно-правовым требованиям в области гражданской обороны и защиты от ЧС | |
Поверки в рамках государственного надзора и муниципального контроля всегда являлись головной болью для руководителей организаций и иных должностных лиц, ответственных за гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций. Слишком часто такие проверки заканчиваются штрафами для организаций и протоколами о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Никто не отрицает и не принижает роль контроля – это важнейший канал обратной связи в системе государственного и муниципального управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций. Проверки позволяют выявлять недостатки, разрабатывать и проводить мероприятия по их устранению и/или предупреждению (профилактике). Проблема состоит в неудовлетворительном нормативно-правовом и методическом обеспечении проведения контрольных мероприятий, избыточном административном давлении и отсутствии должного порядка в самих нормативных требованиях, соблюдение которых проверяются в ходе проверок. Часто эти требования противоречивы, устаревшие, но официально не отмененные. До сих пор в ходу тысячи устаревших и дублирующих нормативно-правовых актов. Проблема воспринята властью и в настоящее время предпринимаются определенные шаги по наведению порядка в этой сфере. Одним из инструментов решения проблемы является так называемая «регуляторная гильотина». Ее целью является упрощение и упорядочение (систематизация) нормативно-правовых требований, предъявляемых в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля и при привлечении к административной ответственности. Основным направлением деятельности становится наведение порядка и систематизация нормативно-правовых требований, соблюдение которых проверяется при проверках (надзоре). Реализация этого направления деятельности должна привести к сокращению количества и актуализации действующих документов, содержащих нормативно-правовые требования. На основе обновленной нормативно-правовой базы необходимо обновление списков контрольных вопросов (чек-листов), используемых при проверках. Проверка вопросов, не входящих в утвержденный список, незаконна. С 1 ноября вступил в силу закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Его целью является снижение административной нагрузки на предпринимательскую и иную экономическую деятельность, но фактически он касается всех организаций, включая бюджетные. Закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативно-правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. В документе, в частности, дается определение понятия обязательного требования, определены цели, основные принципы и полномочия по их установлению. Оценка соблюдения принятых до 2020 года требований становится недопустимой, как и привлечение к ответственности за их несоблюдение. Отныне такие требования могут устанавливаться федеральными законами, Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), российскими международными договорами, которые не требуют издания внутригосударственных актов, законами регионов и муниципалитетов, в редких случаях указами президента РФ. Должны применяться следующие принципы: законность, обоснованность обязательных требований, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость, исполнимость обязательных требований. В настоящее время разрабатываются новые и отменяются устаревшие нормативно-правовые акты, содержащие требования, проверяемые в ходе проверок (надзора). Обо всех изменениях нормативно-правовой базы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках действии «регуляторной гильотины» будет оперативно рассказано на страницах журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
| |
Просмотров: 1056 | |