Инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны
Главная » Статьи » Защитные сооружения ГО

Инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны

Инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны (далее – инвентаризация) проводится с целью повышения уровня защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО), уточнения их наличия и надлежащего оформления прав балансодержателей ЗС ГО.

Основными целями и задачами инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия ЗС ГО, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными;

2) определение фактического состояния ЗС ГО и выработка предложений об их дальнейшей эксплуатации;

3) сверка учетных сведений (наличие паспорта ЗС ГО);

4) приведение учетных данных в соответствие с фактическими параметрами ЗС ГО;

5) выявление пользователей, владельцев, установление собственников ЗС ГО;

6) выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению ЗС ГО, а также нарушений в их использовании;

7) определение мер, направленных на обеспечение сохранности и повышение эффективности использования ЗС ГО;

8) выработка предложений для принятия решений о дальнейшем использовании ЗС ГО, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ЗС ГО;

9) корректировка автоматизированной базы данных ЗС ГО;

10) определение перечней ЗС ГО, необходимых для осуществления полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления в области гражданской обороны и защиты населения.

Организации, на балансе которых находятся ЗС ГО, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (далее – организации – балансодержатели ЗС ГО):

1) создают объектовые инвентаризационные комиссии;

2) проводят инвентаризацию и представляют данные о результатах инвентаризации в организациях в муниципальные инвентаризационные комиссии;

3) обеспечивают допуск муниципальных инвентаризационных комиссий в ЗС ГО, находящиеся на балансе организаций, и представляют документы, обосновывающие права организаций в отношении ЗС ГО, в инвентаризационные комиссии по их требованию.

Проведение инвентаризации осуществляется Комиссией по организации поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны субъекта РФ, муниципальными инвентаризационными комиссиями, объектовыми инвентаризационными комиссиями. Каждая инвентаризационная комиссия несет ответственность за полноту и точность фактических данных о ЗС ГО, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Комиссия по организации поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны субъекта РФ:

1) осуществляет контроль за ходом инвентаризации;

2) осуществляет координацию действий заинтересованных органов власти и организаций;

3) осуществляет обобщение результатов инвентаризации ЗС ГО на территории субъекта РФ;

4) составляет документы по итогам инвентаризации.

Муниципальные инвентаризационные комиссии создаются в соответствии с распоряжениями администраций муниципальных образований, определяющими порядок проведения инвентаризации ЗС ГО на территории соответствующих муниципальных образований. Муниципальные инвентаризационные комиссии:

1) осуществляют непосредственное проведение инвентаризации на территории соответствующих муниципальных образований (далее – районы);

2) обобщают результаты инвентаризации на территории соответствующего района.

Председателями муниципальных инвентаризационных комиссий, как правило, назначаются заместители руководителей администраций, курирующие вопросы гражданской обороны, защиты населения и территории соответствующего муниципального образования от чрезвычайных ситуаций. Заместителями председателей муниципальных инвентаризационных комиссий, как правило, назначаются руководители структурных подразделений, уполномоченных на решение вопросов гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности. В состав комиссии, как правило, включаются представители органа по управлению имуществом муниципального образования.

Объектовые инвентаризационные комиссии осуществляют непосредственное проведение инвентаризации в организациях – балансодержателях ЗС ГО. Объектовые инвентаризационные комиссии создаются приказом руководителя организации – балансодержателя ЗС ГО (в составе не менее 3 человек). Председателем объектовых комиссий, как правило, назначаются заместители руководителей организаций, отвечающих за вопросы гражданской обороны и защиты работников организации от чрезвычайных ситуаций.

При наличии со стороны организации – балансодержателя ЗС ГО возражений, касающихся наличия ЗС ГО в организации, их мест расположения, типа, класса, вместимости, состава и площади помещений, прав организации в отношении ЗС ГО и других вопросов, связанных с содержанием и эксплуатацией ЗС ГО, непосредственная проверка ЗС ГО осуществляется муниципальной инвентаризационной комиссией. К инвентаризационной карточке ЗС ГО в этом случае прилагаются письменные объяснения балансодержателя ЗС ГО за подписью руководителя организации.

При проведении инвентаризации каждая комиссия в соответствии с поставленными перед ней задачами:

1) проверяет наличие и состояние паспортов ЗС ГО, журналов учета ЗС ГО, их соответствие реестрам учета государственного и муниципального имущества органов, осуществляющих управление имуществом. Фактическое наличие ЗС ГО, их состав и основные характеристики определяются путем обязательной сверки всей необходимой правовой и технической документации;

2) проверяет наличие документов, подтверждающих права пользователей ЗС ГО;

3) осуществляет визуальный осмотр ЗС ГО с фотофиксацией основных элементов ЗС ГО:

а) общее состояние ЗС ГО, состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и вытяжных каналов;

б) состояние несущих и ограждающих строительных конструкций (осмотр поверхностей стен, потолков, полов) во всех помещениях ЗС ГО;

в) у отдельно стоящих ЗС ГО – состояние обвалования, у встроенных – состояние отмостки;

г) исправность систем вентиляции, водоснабжения, отопления, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;

д) исправность защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставен и других защитных устройств;

е) использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;

4) проверяет наличие эксплуатационной документации ЗС ГО в соответствии с пунктом 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее – Правила эксплуатации);

5) заполняет инвентаризационную карточку на каждое ЗС ГО по установленной форме;

6) составляет документы по итогам инвентаризации по установленным формам, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии.

Оценка готовности ЗС ГО осуществляется в соответствии с критериями согласно приложению N 1.

В случае выявления ранее не учтенных ЗС ГО их инвентаризация и оценка технических параметров и технического состояния проводятся в соответствии с Правилами эксплуатации.

Инвентаризационные ведомости ЗС ГО оформляются соответствующими комиссиями на бумажном носителе и в электронном виде в установленном порядке.

 

Литература:

1. Методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации" (утв. Росимуществом 29.05.2013, МЧС России 17.05.2013 N 2-7-87-5-14).

Приложение N 1

 

Оценка готовности защитных сооружений гражданской обороны

 

Защитные сооружения при проверке содержания и эксплуатации в зависимости от состояния их ограждающих конструкций, защитных устройств и внутреннего оборудования оцениваются как готовые, неготовые или ограниченно готовые к приему укрываемых.

Защитные сооружения оцениваются как готовые, если их ограждающие конструкции и защитные устройства соответствуют требованиям СНиП "Защитные сооружения ГО", обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов, имеют исправные системы жизнеобеспечения и обслуживаются обученными формированиями убежищ и укрытий.

Убежище или укрытие считается не готовым, если оно не отвечает хотя бы одному из требований по обеспечению защитных свойств.

В ограниченной готовности находятся те защитные сооружения, которые имеют недостатки, не влияющие на защитные свойства убежищ и укрытий. Эти недостатки также не должны снижать нормативные показатели по производительности систем жизнеобеспечения укрываемых, герметичности сооружения и защите от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств (ОВ, РВ, БС).

 

НЕ ГОТОВО

ОГРАНИЧЕННО ГОТОВО

1. Прочность ограждающих конструкций и защитных устройств

Наличие в ограждающих конструкциях незащищенных отверстий, через которые возможно сообщение внутренних помещений сооружения с атмосферой.

Повреждение основных строительных конструкций сооружения, снижающее его несущую способность.

Неправильная установка защитных герметических ворот, дверей, ставень с учетом направления их открывания и защитных свойств, неплотное их прилегание к комингсу, неисправность механизмов задраивания.

Отсутствие или неисправность противовзрывных устройств и расширительных камер на воздухозаборах и воздуховыбросах.

Неисправность или отсутствие ГК со стороны "чистых" помещений.

Отсутствие отключающих задвижек на сетях водопровода, канализации, теплоснабжения, сальников и других устройств в местах прохода кабелей и трубопроводов.

Несоответствие СНиП II-11-77 конструкций оголовков систем вентиляции и аварийных выходов.

Несоблюдение нормативных требований при определении толщины стенок воздуховодов.

Затопление грунтовыми или сточными водами.

Ржавчина на защитных и герметических воротах, ставнях, дверях, отсутствие смазки в механизмах задраивания.

Отсутствие регулировки, смазки защитных секций.

Отсутствие эксплуатационно-технической документации.

Сырость в убежищах и укрытиях или подтопление отдельных помещений (тамбуров, камер воздухозаборов, аварийных выходов и т.д.).

Нарушение обвалования сооружений.

Загромождение или захламленность входов, тамбуров, аварийных выходов, воздухоприемных оголовков и т.д.

Отсутствие разгружающих подставок под воротами и дверьми.

Отсутствие тамбур-шлюзов в убежищах вместимостью более 300 человек.

Нерегулярное проведение ежегодных осмотров, комплексных проверок и регламентных работ.

2. Системы жизнеобеспечения укрываемых

Неисправность или отсутствие: вентиляторов, двигателей к ним; редукторов ручных вентиляторов; дизельных электростанций и оборудования для их пуска; фекальных насосов, емкостей фекальных резервуаров; электроснабжения осветительного и силового; емкостей для воды и систем ее разбора; топлива и масла для ДЭС.

Отсутствие: эксплуатационно-технической документации; отдельных кранов, унитазов, раковин и т.д., оборудования и приборов согласно проекту и инструкциям; нерегулярная промывка емкостей для воды, отсутствие на них теплоизоляции, водомерных стекол; неисправность части электроосветительных приборов; отсутствие телефона и радиотрансляции.

3. Защита от ОВ, РВ и БС

Отсутствие уплотняющей резины на защитных устройствах (полностью или частично).

Отсутствие трубки для измерения подпора.

Неисправность противопыльных фильтров, фильтров-поглотителей типа ФП, регенеративных патронов РП и установок РУ-150/6 и др., невозможность демонтажа и замены этого оборудования.

Отсутствие заполненных кислородных баллонов.

Отсутствие акта о проверке сооружения на герметичность.

Ржавчина и загрязнение фильтров ФЯР, отсутствие пропитки висциновым или индустриальными маслами.

Ржавчина, загрязнение и сырость фильтров ФП, отсутствие регулярной проверки их годности.

Наличие трещин на уплотняющей резине и ее окраска.

Установка на линии герметизации гермоклапанов тарелью к "Грязной" стороне, отсутствие люк-вставок для проверки их работоспособности.

Отсутствие приборов для измерения подпора и параметров воздушной среды.

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.03.

 

Другие статьи по теме
Категория: Защитные сооружения ГО | Добавил: ЦИПЗО (02.09.2018)
Просмотров: 187 | Теги: Защитные сооружения ГО