О системах оповещения населения
Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация

О системах оповещения населения

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения входят в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области ГО по выполнению задачи оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

- руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ

- ГУ МЧС России по субъекту РФ;

- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления;

- Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) муниципальных образований;

- специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории субъекта РФ, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- дежурно-диспетчерской службы (ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты (ПОО);

- населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

- населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей локальных систем оповещения (ЛСО) является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

- руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей ПОО и объектового звена РСЧС;

- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

- руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

- населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

В настоящее время согласно Указа Президента РФ от 13.11.2012 1522 на территории РФ (в том числе на региональном, муниципальном и объектовом уровнях) созданы и функционируют комплексные системы экстренного оповещения населения (далее – КСЭОН).

Основной задачей КСЭОН являются:

- экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС достоверной информации об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

- экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

- экстренное оповещение органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.

КСЭОН включается (интегрируется) в состав соответствующих региональных (местных) систем оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:

- сети электрических и электронных сирен;

- сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

- сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

- радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);

- сети уличной звукофикации;

- сети кабельного телевидения;

- сети подвижной радиотелефонной связи;

- сети связи общего пользования;

- мобильные средства оповещения.

Существуют еще общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ).

Целью ОКСИОН является информирование граждан о ЧС и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий, а также подготовка населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка. Для достижения этой цели ОКСИОН решает задачи повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности, повышения оперативности информирования населения о ЧС, повышения уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, повышения эффективности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения, организации наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

 

Примечание.

1. О системах оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций см. статью «Системы оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций: задачи, структура, проблемы и пути их решения», опубликованную в N 5/2019 нашего журнала.

2. О правилах эксплуатационно-технического обслуживания территориальных систем оповещения населения см. статью «Как осуществляется эксплуатационно-техническое обслуживание территориальных систем оповещения населения», опубликованную в N 6/2019 нашего журнала.

3. О порядке разработки и ведения паспортов систем оповещения см. «Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально-опасных объектов» (письмо МЧС России от 17.12.2018 N 91-3016-33 «О методических рекомендациях»).

 

Источник:  журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2019.

 

Другие статьи по теме
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (04.06.2020)
Просмотров: 1723