Организация и ведение гражданской обороны в медицинских организациях
Главная » Статьи » Медицинская служба ГО и ЧС

Организация и ведение гражданской обороны в медицинских организациях

В соответствии с действующим законодательством руководство гражданской обороной в медицинской организации (МО) осуществляет ее руководитель – главный врач (далее – начальник гражданской обороны), который несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите персонала и больных (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Непосредственное управление гражданской обороной в МО (планирование, организация и контроль мероприятий по ГО) осуществляет работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Должностные обязанности уполномоченного определены Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230
"Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций".

Для оперативного руководства мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в МО формируется штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Начальником штаба (как правило) назначается уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны[1]. Распоряжения начальника штаба обязательны для исполнения руководителями структурных подразделений МО.

Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите персонала и больных, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций и осуществляется на основании годового плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Планирование основных мероприятий гражданской обороны проводится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в МО в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических акций и чрезвычайных ситуаций.

Ведение гражданской обороны в МО осуществляется на основании плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению ЧС, а в организации численностью менее 50 человек – плана действий при выполнении мероприятий гражданской обороны и инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Указанные планы и инструкция определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению МО в установленные степени готовности при переводе гражданской обороны с мирного времени на особый период и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании соответствующих распорядительных документов в МО в целях решения задач в области гражданской обороны создаются и содержатся силы (отряды первой медицинской помощи (ОПМ), инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ), территориальные нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) и НАСФ организаций), а также средства гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, к которым относятся вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, топливо, парафиновые свечи, спички и т.п.).

ОПМ и НАСФ организаций в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф).

Решение о привлечении в мирное время НАСФ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают руководитель территориальной системы руководитель гражданской обороны и руководитель гражданской обороны МО в отношении созданных им НАСФ.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны, а также контроль в этой области осуществляется территориальными органами МЧС России, вышестоящим органом управления здравоохранением, муниципальными органами управления в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в МО заблаговременно в мирное время создается эвакуационная комиссия, которая возглавляется руководителем или его заместителем. Деятельность комиссии регламентируется положением об эвакуационной комиссии, утверждаемым руководителем гражданской обороны организации.

 

Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами МО в области гражданской обороны являются:

- обучение руководящего состава и персонала в области гражданской обороны;

- оповещение об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- эвакуация персонала, членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы;

- предоставление персоналу и больным защитных сооружений гражданской обороны и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке;

- организация и проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для персонала и больных при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- медицинское обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, включая оказание всех видов медицинской помощи;

- участие в борьбе с пожарами, возникшими на территории МО при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому заражению, в МО (где создан пост РХиБ наблюдения);

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение МО для устойчивого функционирования ее в особый период;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Мероприятия по гражданской обороне

Мероприятия по гражданской обороне в МО осуществляются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и соответствующими утвержденными планами по ГО и защите от ЧС.

МО в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет следующие основные мероприятия:

1. По обучению персонала в области гражданской обороны:

- обучение руководящего состава и персонала способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ);

- проведение учений и тренировок по гражданской обороне.

2. По оповещению руководящего состава и персонала МО об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения, радио и телевизионного вещания, а также имеющихся технических средств оповещения;

- получение информации в области гражданской обороны об обстановке, складывающейся на территории административного округа (района).

3. По эвакуации персонала, членов их семей, нетранспортабельных больных, материальных ценностей МО в безопасные районы:

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий;

- порядок и сроки направления нетранспортабельных больных в защищенные стационары города при объявлении общей эвакуации;

- изучение и подготовка безопасных районов размещения персонала, членов их семей и материальных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационной комиссии.

4. По предоставлению персоналу и больным убежищ, укрытий и средств индивидуальной защиты:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организации;

- разработка плана наращивания инженерной защиты организации в особый период;

- приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного времени на особый период заглубленных помещений (подземных переходов, подвалов, цокольных этажей корпусов зданий), имеющихся в МО, для укрытия персонала и больных;

- планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в особый период, в том числе быстровозводимых укрытий, по заявке МО, направляемой в Управление гражданской защиты административного округа;

- обеспечение укрытия персонала и больных в имеющихся защитных сооружениях гражданской обороны МО, а также в приписанных станциях метрополитена и в других близлежащих ЗС ГО объектов экономики;

- накопление, хранение, освежение, обеспечение выдачи и использование по предназначению средств индивидуальной защиты.

5. По световой маскировке:

- выполнение требований СНиП 2.01.53.84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства» и гл. 10 СП 165.1325800.2014 «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90»;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке.

6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

- создание и подготовка в области гражданской обороны территориальных НАСФ, НАСФ организаций и планирование их действий по предназначению;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских средств для обеспечения НАСФ организаций согласно примерным нормам оснащения (табелизации).

7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, включая оказание всех видов медицинской помощи:

- планирование и организация медицинского обеспечения пострадавшего населения по заданию вышестоящего органа управления;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- нормированное снабжение персонала и больных продовольственными и непродовольственными товарами;

- участие в проведении санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в МО совместно с подразделениями территориального отдела Роспотребнадзора;

- проведение лечебно-эвакуационных мероприятий – по оказанию всех видов медицинской помощи, эвакуации пораженных, больных, лечению военнослужащих и гражданского населения, а также их реабилитации.

8. По участию в борьбе с пожарами, возникшими в МО при ведении военных действий или вследствие этих действий:

- создание и организация деятельности противопожарных звеньев, их взаимодействие с подразделениями пожарной охраны административного округа (района).

9. По восстановлению и поддержанию общественного порядка в МО при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:

- создание и оснащение звена охраны общественного порядка, подготовка его личного состава в области гражданской обороны;

- усиление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

- усиление охраны МО, подлежащей обязательной охране органами внутренних дел (по договору).

10. По разработке и осуществлению мер, необходимых для устойчивого функционирования МО в особый период:

- создание и организация работы в мирное время и особый период комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ до прибытия основных аварийно-спасательных сил округа (района);

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления лечебного процесса;

- создание страхового фонда документации организацией здравоохранения, включенной в Перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения, на которые в первоочередном порядке создается страховой фонд документации для обеспечения организации и проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- повышение эффективности защиты медицинского имущества при воздействии на него современных средств поражения.

11. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны в МО:

- создание и оснащение ОПМ, ИПГ (для организаций, имеющих задание), НАСФ организаций, подготовка их к действиям по предназначению, проведение учений и тренировок по гражданской обороне.

 

Должностные обязанности работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в организации

Должностные обязанности работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в организации (в учреждении, на предприятии) определены Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 (ред. от 14.10.2016) "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" И приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций".

Должностные обязанности уполномоченного работника по ГО в организации будет зависеть от размера и категории организации по ГО[2]. Обязанности уполномоченного работника по ГО могут выполняться на штатной или нештатной основе. В организациях, прекращающих работу в военное время, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно. Обязанности по ведению ГО может выполнять один из заместителей руководителя организации или иной работник по распоряжению руководителя организации, что закрепляется приказом или распоряжением по организации. Соответствующие записи вносятся в должностную инструкцию работника.

В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области ГО уполномоченный работник по ГО:

а) в организациях, продолжающих работу в военное время:

разрабатывает, уточняет и корректирует планы ГО;

осуществляет методическое руководство планированием мероприятий ГО в представительствах и филиалах (если они имеются);

планирует и организует эвакуационные мероприятия, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах;

разрабатывает проекты локальных документов, регламентирующих работу в области ГО;

формирует (разрабатывает) предложения по мероприятиям ГО, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций;

ведет учет защитных сооружений и других объектов ГО, принимает меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием;

организует планирование и проведение мероприятий по ГО, направленных на поддержание устойчивого функционирования организации в военное время;

организует разработку и заблаговременную реализацию инженерно-технических мероприятий ГО;

организует планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций;

организует прием сигналов ГО и доведение их до руководящего состава;

организует оповещение работников организации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

планирует и организует подготовку по ГО руководящего состава организаций;

организует, планирует и осуществляет контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб организаций и осуществляет их учет;

участвует в планировании проведения аварийно-спасательных работ;

организует подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

планирует и организует проведение учений и тренировок по ГО, а также участвует в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке и выполнению мобилизационных планов;

формирует (разрабатывает) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организует создание страхового фонда документации по ГО;

организует контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО;

вносит на рассмотрение руководителю предложения по совершенствованию планирования и ведения ГО;

привлекает в установленном порядке к работе по подготовке планов, директивных документов и отчетных материалов по ГО другие структурные подразделения организации;

б) в организациях, прекращающих работу в военное время:

организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть в мирное и военное время;

участвует в планировании мероприятий по ГО муниципального образования в части касающейся;

организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В зависимости от размера, специфики деятельности и категории организации по ГО должностные обязанности уполномоченного работника по ГО могут дополняться и детализироваться.

 

[1] В медицинских организациях уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны являются заместители главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе (при наличии в штатном расписании) или иные должностные лица (как правило на уровне заместителя главного врача).

[2] Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Установлены следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая категория и вторая категория. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. – Прим. ред.

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская служба ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (26.04.2018)
Просмотров: 300 | Теги: Медицинская служба ГО и ЧС