Типовые регламенты действий органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Типовые регламенты действий органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций

Положением «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794) установлено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со следующей классификацией чрезвычайных ситуаций:

- локального характера – силами и средствами организаций;

- муниципального характера – силами и средствами органов местного самоуправления;

- межмуниципального и регионального характера – силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

- межрегионального и федерального характера – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 32) руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют действующие по принципу единоначалия руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ, определенных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:

- проведение эвакуационных мероприятий;

- остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

- проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

- ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;

- разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;

- использование в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

- привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации.

Эффективность работ по ликвидации чрезвычайной ситуации напрямую зависит от правильной организации управления работами, основным содержанием которого являются:

- сбор данных об обстановке, анализ и оценка обстановки, подготовка выводов и предложений для принятия решения на проведение работ:

- принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил.

Вопросы организации взаимодействия органов управления и сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, решаются в процессе постановки им конкретных задач по ликвидации чрезвычайной ситуации. Руководители (представители) взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, данные обстановки, места расположения пунктов управления, способы связи, порядок информирования об изменениях обстановки на соответствующих участках работ, ходе выполнения задач и другие вопросы. Всестороннее обеспечение действий сил в районах проведения работ организуется и осуществляется в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач.

Основными видами обеспечения действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

- организация и постоянное ведение разведки в зоне чрезвычайной ситуации и на конкретных участках работ, своевременный обмен сведениями об изменениях обстановки и принятых в связи с ними решениях;

- транспортное обеспечение, включающее осуществление всех видов перевозок; дорожное обеспечение – подготовка к установленному сроку силами и средствами соответствующих подразделений территориальной подсистемы РСЧС (ее звеньев), маршрутов движения всех видов транспортных средств в районах проведения работ, оборудование необходимых подъездов;

- инженерное обеспечение – выполнение специальных инженерных работ, оборудование пунктов водоснабжения, доставка питьевой воды и др.;

- гидрометеорологическое обеспечение – своевременное доведение до органов управления данных об элементах погоды в районах ведения работ, а также информации об опасных метео- и гидрологических явлениях и возможном характере их развития;

- техническое обеспечение – организация работы по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, эвакуации неисправной техники;

- медицинское обеспечение – осуществление мер по сохранению здоровья и работоспособности личного состава аварийно-спасательных служб и формирований, своевременному оказанию помощи пострадавшим, эвакуации их в лечебные учреждения;

- материальное обеспечение – снабжение аварийно-спасательных служб и формирований, других участников ликвидации чрезвычайной ситуации продовольствием и питьевой водой, средствами индивидуальной защиты, медицинским имуществом, специальной одеждой, а также обеспечение работ строительными материалами и топливом, оборудование пунктов приема пищи, мест отдыха и специальной обработки.

Наиболее характерными ошибками в управленческой деятельности руководителей при получении информации о возникшей чрезвычайной ситуации являются:

- несвоевременное реагирование на прогнозы возникновения чрезвычайных ситуаций и, как следствие, несвоевременное введение соответствующих режимов функционирования;

- потеря времени на перепроверку достоверности полученной информации и задержка с оповещением соответствующих органов управления и сил РСЧС;

- попытки в результате необъективной оценки степени возникшей угрозы ликвидировать инцидент своими силами;

- неумелое практическое использование планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; недостаточная отработанность порядка привлечения к ликвидации масштабных чрезвычайных ситуации необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ;

- несвоевременное информирование населения о факте возникновения, истинных причинах и масштабах возникшей чрезвычайной ситуации вышестоящих органов управления, органов управления и населения, находящихся в опасной зоне.

Подобного рода ошибки нередко приводят к неоправданно тяжелым последствиям чрезвычайных ситуаций. Несвоевременное, недостоверное оповещение о факте и возможных последствиях происшествия, способах защиты производственного персонала и населения вызывает панические слухи и усложняет весь процесс ликвидации чрезвычайной ситуаций.

Наибольшее напряжение в управленческой деятельности руководителей субъектов РФ и органов местного самоуправления по организации ликвидации чрезвычайных ситуаций создается в первые часы и даже минуты с момента ее возникновения. Организованный перевод территориальной подсистемы РСЧС в режим чрезвычайной ситуации, а главное – гарантия своевременности и полноты выполнения всех необходимых мероприятий достигаются в этих условиях заблаговременной разработкой алгоритмов действий руководителей органов управления в условиях возникновения наиболее характерных для конкретного субъекта РФ чрезвычайных ситуаций. Вариант типового регламента действий руководителя субъекта РФ при введении для территориальной подсистемы РСЧС режима чрезвычайной ситуации приведен в приложении N 1.

Подобные алгоритмы работы руководителей целесообразно разрабатывать также в органах местного самоуправления и организациях. Вариант типового регламента действий руководителя органа местного самоуправления при введении режима чрезвычайной ситуации приведен в приложении N 2. Последовательность действий руководителя и исполнителей и ориентировочное время выполнения ими отдельных операций определяются с учетом условий данного субъекта РФ и привязываются к временным показателям. Алгоритм действий по решению руководителя субъекта РФ может разрабатываться отдельно для возможных наиболее характерных чрезвычайных ситуаций или иметь характер типового варианта.

При отсутствии прямой угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях (акваториях) органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Но и в этих условиях соответствующими нормативными правовыми документами на них возлагаются серьезные задачи, главным образом нацеленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение их постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Большинство этих задач решаются под руководством или при личном участии руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. К ним относятся:

- мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности: планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности:

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проведение мероприятий по планированию и подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Как правило, решение этих задач осуществляется в плановом порядке, в режиме повседневной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и не требует разработки специальных алгоритмов действий руководителей. Это не означает, что в отсутствие чрезвычайных ситуаций или предпосылок к их возникновению внимание к вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может быть ослаблено. Решая вопросы повседневного управления субъектами РФ, муниципальными образованиями и организациями, их руководители обязаны уделять внимание обеспечению безопасности населения и территорий и их защите от чрезвычайных ситуаций различного характера. Деятельность руководителей органов государственной власти субъектов РФ в этой сфере регламентируется Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ежегодно направляемыми МЧС России соответствующим должностным лицам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

 

ВАРИАНТ ПОРЯДКА (РЕГЛАМЕНТА) ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 

1. Настоящий регламент определяет порядок действий органов исполнительной власти субъекта РФ (далее – ОИВ СРФ) при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2. Действия ОИВ СРФ при возникновении чрезвычайных ситуаций определяются характером, масштабом, степенью опасности, потребностью сил и средств для их ликвидации и осуществляются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

3. Основными задачами ОИВ СРФ по защите населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций являются: обеспечение безопасности и условий нормальной жизнедеятельности населения, функционирования социально-экономического комплекса и инфраструктуры; организация и осуществление комплексной защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций; обеспечение деятельности органов управления и сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ; организация взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по субъекту РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий привлекаются силы и средства территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ТП РСЧС), силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

5. Органом управления по ликвидации чрезвычайных ситуаций является оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. При возникновении чрезвычайной ситуации оповещение членов КЧС и ОПБ ОИВ СРФ, руководителей ОИВ СРФ осуществляется в установленном порядке Центром управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС) ГУ МЧС России по субъекту РФ.

7. Порядок действий ОИВ СРФ при ликвидации чрезвычайных ситуаций:

7.1. При получении информации о возникновении чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ:

7.1.1. Высшее должностное лицо СРФ или по его поручению один из его заместителей (председатель КЧС и ОПБ): отдает распоряжение на оповещение членов КЧС и ОПБ СРФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъекту РФ; принимает решение на введение в действие Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ; принимает решение о развертывании межведомственного оперативного штаба ликвидации чрезвычайной ситуации; дает указание на проведение при необходимости заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ; вводит при необходимости режим чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ, если чрезвычайная ситуация классифицируется как межмуниципальная или региональная; назначает руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

7.1.2. Руководитель ОИВ СРФ: отдает распоряжение на оповещение и сбор подчиненных должностных лиц, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации; направляет оперативную группу ОИВ СРФ в район чрезвычайной ситуации (при необходимости); уточняет: масштабы чрезвычайной ситуации, предварительный ущерб, количество пострадавших (погибших), задействованные силы и средства постоянной готовности к ликвидации чрезвычайной ситуации; характер развития чрезвычайной ситуации, степень опасности для населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения) и прогноз их распространения; виды, объемы и условия неотложных работ; потребность в силах и средствах для проведения неотложных работ в возможно короткие сроки; количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону чрезвычайной ситуации.

7.2. Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации: заслушивает представителей ОИВ СРФ, территориальных органов федеральных органов государственной власти по субъекту РФ, глав муниципальных образований, руководителей организаций, попавших в зону чрезвычайной ситуации, о сложившейся обстановке в районе чрезвычайной ситуации; принимает решение на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации; определяет участки (сектора), объемы, виды и способы ведения на них аварийно-спасательных работ, назначает руководителей работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на участках (секторах); ставит задачи руководителям аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), организует их взаимодействие, обеспечивает выполнение поставленных задач; организовывает управление, определяет порядок связи с руководителями аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), взаимодействующими органами управления ТП РСЧС; осуществляет контроль за изменением обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных работ, принимает по ним соответствующие решения; привлекает при необходимости дополнительные силы и средства, организует их встречу, размещение и расстановку; создает резерв сил и средств, организует посменную работу, питание и отдых людей; назначает ответственное должностное лицо за соблюдением мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; организует пункты сбора пострадавших и оказание первой медицинской помощи; организует своевременное доведение информации об изменении обстановки и ходе проведения аварийно-спасательных работ до населения; заслушивает по окончании выполнения работ доклады руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), при необходимости лично проверяет их завершение; докладывает Высшему должностному лицу СРФ (председателю КЧС и ОПБ СРФ) о ходе выполнения и завершении работ по ликвидации чрезвычайной ситуации; определяет порядок убытия с места проведения аварийно-спасательных работ сил и средств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации.

8. После ликвидации чрезвычайной ситуации:

8.1. Высшее должностное лицо СРФ или по его поручению один из его заместителей (председатель КЧС и ОПБ) оценивает действия членов КЧС и ОПБ СРФ, руководителей ОИВ СРФ по ликвидации чрезвычайной ситуации и ставит задачи по устранению имевших место недостатков, повышению готовности ИОГВ к работе в ЧС.

8.2. Руководители ОИВ СРФ проводят анализ деятельности должностных лиц, сил и средств, привлекавшихся к выполнению задач по ликвидации чрезвычайной ситуации, и на его основе определяют меры по повышению их готовности к действиям в указанных условиях.

 

Перечень основных мероприятий, проводимых органами управления и силами и средствами ТП РСЧС субъекта РФ при введении различных режимов функционирования (ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ и ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ)

 

N п/п

Проводимые мероприятия

Время проведения от «Ч»+

Привлекаемые силы

При введении режима функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ

1

Подготовка нормативного документа органа исполнительной власти субъекта РФ о введении для органов управления и сил соответствующих режимов функционирования

00.30-01.00

ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ, административный отдел Администрации субъекта РФ

2

Определение перечня органов управления, сил, а также территориальных звеньев, для которых изменяется режим функционирования в зависимости от вида возможной ЧС

01.00-01.30

ОШ ЛЧС; ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций

3

Перевод сил и средств 1 эшелона в режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

с 01.30

ТО ФОИВ; ОИВ области; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций, привлекаемые силы и средства

4

Усиление контроля за состоянием окружающей среды

01.00-01.30

Руководители организаций, входящих в СНЛК

5

Организация прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий. Подготовка модели развития ЧС при наихудшем сценарии развития.

с 00.30

Организации СНЛК, ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ

6

Введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления на повседневных пунктах управления

03.00

Члены КЧС и ОПБ области, руководители предприятий и организаций

7

Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях

Непрерывно

ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ, организации СНЛК

8

Подготовка информационных материалов и информирование населения о приемах и способах защиты от ЧС

с 05.00

Отдел информации, пропаганды и связи с общественность ГУ МЧС России по субъекту РФ, руководители средств массовой информации, СМИ (федеральные, региональные, муниципальные), интернет-провайдеры, ОКСИОН, сотовые операторы связи

9

Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях

с 03.00

ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций

10

Уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов

00.30-01.00

Органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГОЧС

11

Формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий

00.10-00.40 (в рабочее время) 01.30-2.30 (в нерабочее время)

ОШ ЛЧС; ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; руководители ОМСУ; руководители местных пожарных гарнизонов

12

Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций

с 06.00

ОШ ЛЧС; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций

13

Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий

с 06.00

ОШ ЛЧС; ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; руководители ОМСУ; руководители предприятий и организаций

При введении режима функционирования ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

1

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

с 06.00

Руководители ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; руководители ОМСУ

2

Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств при проведении АСДНР, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций

С началом возникновения чрезвычайной ситуации

ОШ ЛЧС; ЦУКС ГУ МЧС России но субъекту РФ; ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; руководители ОМСУ; руководители работ в зоне ЧС, на участках проведения АСДНР, руководители предприятий и организаций

3

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях

При необходимости

ОШ ЛЧС; руководители ТО ФОИВ; ОИВ субъекта РФ; ОМСУ; предприятия и организации, обеспечивающие проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению

 

 

Перечень мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

 

N п/п

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ (ЗАДАЧ) ПО ПЕРВООЧЕРЕДНОМУ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЮ

Обеспечение продовольствием и питьевой водой

1.

Уточнение количества пострадавшего населения и потребного количества продовольствия и питьевой воды

2.

Организация доставки необходимого количества продовольствия и питьевой воды пострадавшему населению

3.

Организация приема, охраны, учета, хранения и выдачи поставленного продовольствия и питьевой воды, в том числе в виде гуманитарной помощи

4.

Организация (при необходимости) трехразового питания пострадавшего населения на базе стационарных пунктов питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые)*

Обеспечение вещевым имуществом и предметами первой необходимости

1.

Уточнение потребного количества предметов первой необходимости и вещевого имущества

2.

Организация доставки предметов первой необходимости и вещевого имущества пострадавшему населению

3.

Организация приема, охраны, учета, хранения и выдачи поставленного вещевого имущества и предметов первой необходимости, в том числе в виде гуманитарной помощи

Транспортное обеспечение

1.

Обеспечение пострадавшего населения транспортными средства для проведения эвакуационных мероприятий

2.

Обеспечение транспортных средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, горюче-смазочными материалами

3.

Создание специального органа по формированию и отправке колони эвакуируемых граждан к местам временного размещения (при необходимости)

4.

Создание специального органа по учету использования горюче-смазочных материалов

Медицинское обеспечение

1.

Уточнение потребности пострадавшего населения в медицинском персонале

2.

Уточнение потребности пострадавшего населения в медикаментах и медицинском имуществе

3.

Обеспечение (при необходимости) бюджетных учреждений здравоохранения недостающими медикаментами и медицинским имуществом

4.

Оказание всех видов медицинской помощи: экстренной скорой медицинской помощи, первой врачебной помощи, квалифицированной и специализированной медицинской помощи

5.

Организация проведения (при необходимости) комплекса противоэпидемических, санитарно-гигиенических мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций и местах временного размещения пострадавшего населения

Обеспечение пострадавшего населения пунктами временного размещения

1.

Уточнение потребности пострадавшего населения во временном размещении

2.

Организация размещения пострадавшего населения (в наиболее сложный, в организационном отношении, период после возникновения чрезвычайной ситуации: первые 2-3 суток) на базе пунктов временного размещения, находящихся в муниципальной собственности (школы, дома культуры, детские оздоровительные лагеря и т.д.)

3

Организация (при необходимости) размещения пострадавшего населения на базе мобильного пункта временного размещения (городка жизнеобеспечения) пострадавшего населения

4.

Организация (при необходимости) размещения пострадавшего населения на базе гостиниц, отелей и т.д.

Информационное обеспечение

1.

Создание информационного центра из числа работников администрации муниципального образования (на территории которого возникла чрезвычайная ситуация) в целях постоянного доведения до пострадавшего населения сообщений об обстановке и порядке действий, о возмоясностях обеспечения водой, питанием и предметами первой необходимости, медицинских пунктов и лечебных учреждений, о местах временного размещения эвакуируемого населения и другой информацией

2.

Организация и проведение психологического воздействия речевыми сообщениями с целью понижения стрессового состояния населения

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

 

ВАРИАНТ ПОРЯДКА (РЕГЛАМЕНТА) ДЕЙСТВИЙ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 

1. Настоящий регламент определяет порядок действий органа местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2. Действия органа местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций определяются характером, масштабом, степенью опасности, потребностью сил и средств для их ликвидации и осуществляются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

3. Основными задачами органа местного самоуправления по защите населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций являются: обеспечение безопасности и условий нормальной жизнедеятельности населения, функционирования социально-экономического комплекса и инфраструктуры; организация и осуществление комплексной защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций; обеспечение деятельности органов управления и сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных или кризисных ситуаций органа местного самоуправления; организация взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по субъекту РФ и организациями при ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий привлекаются силы и средства муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – МЗ ТП РСЧС), силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, расположенных на территории органа местного самоуправления в порядке, установленном законодательством РФ.

5. Органом управления по ликвидации чрезвычайных ситуаций является оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. При возникновении чрезвычайной ситуации оповещение должностных лиц органа местного самоуправления осуществляется в установленном порядке ЕДДС органа местного самоуправления.

7. Порядок действий Главы органа местного самоуправления (председателя КЧС и ОПБ) при ликвидации чрезвычайных ситуаций:

7.1. Получение информации от дежурного ЕДДС (других источников) об угрозе (возникновении) ЧС, уточнение ее параметров.

7.2. Отдача распоряжения дежурному ЕДДС на: проведение оповещения и сбора л/с ТО ФОИВ, ОМСУ, КЧС и ОПБ МО района (согласно списку); направление в зону ЧС ОГ КЧС и ОПБ и сил и средств первого эшелона.

7.3. Отдача распоряжения председателю КЧС и ОПБ администрации МО на: проведение заседания КЧС и ОПБ администрации МО; подготовки проекта распоряжения главы администрации МО на введение режима чрезвычайной ситуации; подготовку и направление председателю КЧС и ОПБ правительства области (через ЦУКС): донесений по формам N 1-4/ЧС; карты района ЧС; справки по силам и средствам, привлекаемым к ликвидации ЧС; текстового решения на ликвидацию ЧС.

7.4. Прием доклада дежурного ЕДДС о результатах оповещения.

7.5. На основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение.

7.16. Уточнение задачи дежурному ЕДДС по перечню должностных лиц, привлекаемых на уточнение задач.

7.7. Постановка (уточнение) главой администрации задач должностным лицам МО на организацию работ по ликвидации ЧС.

7.8. Контроль организации работ по ликвидации ЧС.

7.9. Оценка обстановки (на основе информации, полученной от ЕДДС, ОГ и других источников) и контроль подготовки проекта распоряжения главы администрации МО на введение режима чрезвычайной ситуации и определение руководителя работ по ликвидации ЧС.

7.10. Подписание распоряжения главы администрации МО на введение режима чрезвычайной ситуации. Направление в район ЧС сил и средств второго эшелона.

7.11. Контроль выработки КЧС и ОПБ предложений в решение на ликвидацию ЧС.

7.12. Контроль, через КЧС и ОПБ, ОГ, выполнения мероприятий по: непрерывному контролю за состоянием окружающей среды, прогнозированию развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; оповещению руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях; проведению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств МЗ ТП РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций; непрерывному сбору, анализу и обмену информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организации и поддержании непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; проведению мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

7.13. Подведение итогов работ за сутки, постановка задач на следующие сутки.

7.14. Доклад по завершению ликвидации ЧС (АСДНР) Главе СРФ (председателю КЧС и ОПБ правительства субъекта) о выполнении работ, принятых решениях и проблемных вопросах.

7.15. Возвращение сил и средств в ППД.

7.16. Контроль подготовки анализа ликвидации ЧС.

8. Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации: заслушивает представителей глав муниципальных образований, руководителей организаций, попавших в зону чрезвычайной ситуации, о сложившейся обстановке в районе чрезвычайной ситуации; принимает решение на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации; определяет участки (сектора), объемы, виды и способы ведения на них аварийно-спасательных работ, назначает руководителей работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на участках (секторах); ставит задачи руководителям аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), организует их взаимодействие, обеспечивает выполнение поставленных задач; развертывает пункт управления, определяет порядок связи с руководителями аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), взаимодействующими органами управления МЗ ТП РСЧС; осуществляет контроль за изменением обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных работ, принимает по ним соответствующие решения; привлекает при необходимости дополнительные силы и средства, организует их встречу, размещение и расстановку; создает резерв сил и средств, организует посменную работу, питание и отдых людей; назначает ответственное должностное лицо за соблюдением мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; организует пункты сбора пострадавших и оказание первой медицинской помощи; организует своевременное доведение информации об изменении обстановки и ходе проведения аварийно-спасательных работ до населения; заслушивает по окончании выполнения работ доклады руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), при необходимости лично проверяет их завершение; докладывает Главе органа местного самоуправления о ходе выполнения и завершении работ по ликвидации чрезвычайной ситуации; определяет порядок убытия с места проведения аварийно-спасательных работ сил и средств, участвовавших в ликвидации чрезвычайной ситуации.

9. После ликвидации чрезвычайной ситуации:

8.1. Глава или по его поручению заместитель главы органа местного самоуправления (председатель КЧС и ОПБ) оценивает действия привлекавшихся к ликвидации чрезвычайной ситуации и ставит задачи по устранению имевших место недостатков, повышению готовности к работе в чрезвычайных ситуациях.

8.2. Руководители организаций проводят анализ деятельности должностных лиц, сил и средств, привлекавшихся к выполнению задач по ликвидации чрезвычайной ситуации, и на его основе определяют меры по повышению их готовности к действиям по предназначению.

 

Типовой алгоритм работы главы (председателя КЧС и ОПБ) муниципального образования субъекта РФ при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера

 

N п/п

Выполняемые задачи

Последовательность действий

Нормативное время выполнения

Отрабатываемые документы

1.

Оповещение руководящего состава и дежурных сил муниципального образования об угрозе возникновения (возникновении) ЧС

1. Получение информации от ЕДДС муниципального образования об угрозе (факте) ЧС.

Ч+00.01

 

2. Организация оповещения руководящего состава и дежурных сил муниципального звена ТП РСЧС о возникновении ЧС.

Ч+00.02

 

3. Организация информационного обмена с взаимодействующими органами муниципального звена ТП РСЧС.

Ч+00.02

 

4. Организация выполнения первоочередных мероприятий по защите населения и территории силами постоянной готовности муниципального образования

Ч+00.03

 

5. Принятие решения о сборе КЧС и ОПБ администрации МО.

Ч+00.04

 

6. Представление доклада Губернатору и доклада в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ» о факте возникновения ЧС, пострадавшем населении и выполненных мероприятиях.

Ч+00.05

Текстовая информация, информация (донесение) о факте и основных параметрах чрезвычайных ситуаций (форма 2 ЧС)

2.

Оценка обстановки и прогнозирование

1. Направление оперативной группы КЧС и ОПБ администрации муниципального образования в район ЧС.

Ч+00.30 (рабочее) Ч+02.00 (не рабочее)

 

2. Получение данных об обстановке в зоне ЧС от старшего оперативной группы КЧС и ОПБ администрации муниципального образования.

Через 30 минут с момента прибытия в район ЧС – постоянно

 

3. Представление доклада в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ» о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Ч+02.00

Информация (донесение) о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно- спасательных и других неотложных работ (форма 3 ЧС)

4. Сбор членов КЧС и ОПБ муниципального образования.

Ч+02.00

 

5. Проведение экстренного заседания КЧС и ОПБ муниципального образования с заслушиванием предложений членов КЧС и ОПБ.

Ч+02.00-02.15

Протокол заседания КЧС и ОПБ МО

6. Анализ обстановки и прогноз развития ЧС на основании данных оперативной группы, предложений КЧС и ОПБ.

Ч+02.15

 

7. Разработка, принятие и доведение до исполнителей Решения о ликвидации ЧС.

Ч+02.25

Решение (распоряжение) КЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС

8. Введение в действие Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования.

Ч+02.25

 

3.

Проведение аварийно- спасательных работ в зоне ЧС

1. Формирование оперативного штаба ликвидации чрезвычайной ситуации, назначение руководителя АСДНР в зоне ЧС.

Ч+02.25

 

2. Организация контроля проведения АСДНР.

Ч+00.03

 

3. Привлечение необходимых сил и средств для проведения АСДНР. При недостатке собственных сил и средств разработка запроса на имя Губернатора о привлечении сил и средств ТП РСЧС.

Ч+02.35

 

4. Контроль обеспечения действий сил и средств по проведению АСДНР (по всем видам обеспечения)

Ч+02.40

 

5. Организация контроля использования финансовых и материальных ресурсов для проведения АСДНР и ликвидации ЧС, в т.ч. из резервных фондов.

Ч+03.00

Распоряжение главы муниципального образования о выделении финансовых и материальных ресурсов

6. Представление доклада в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ» о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Ч+03.00

Информация (донесение) о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации (форма 4 ЧС)

4.

Оповещение населения об угрозе возникновения вторичных факторов поражения (возникновения пожара, повреждения коммуникаций) предупреждение людей о принятии необходимых мер защиты

1. Организация оповещения населения об угрозе возникновения вторичных факторов поражения (возникновения пожара, повреждения коммуникаций и т.д.), предупреждение населения о принятии необходимых мер защиты посредством задействования технических средств и СМИ (при необходимости).

Ч+01.30

Текстовый документ

2. Организация информирования населения о факте ЧС, проведении АСДНР, действиях населения в районах, граничащих с зоной ЧС.

Ч+01.30

Текстовый документ

5.

Оказание всех видов помощи пострадавшим в зоне ЧС

1. Контроль проведения мероприятий по оказанию требующихся видов медицинской и психологической помощи пострадавшим.

Ч+02.30

 

2. Контроль проведения эвакуационных мероприятий (при необходимости).

Ч+03.00

Распоряжение эвакуационной комиссии муниципального образования о проведении эвакомероприятий

3. Контроль проведения мероприятий по первоочередному размещению и всестороннему жизнеобеспечению пострадавших и эвакуируемых граждан.

Ч+03.00

4. Контроль приема и размещения родственников погибших и пострадавших.

Ч+06.00

 

6.

Проведение восстановительных работ, всесторонняя оценка ущерба и возмещение в установленном порядке понесенных затрат

1. Организация проведения восстановительных работ (при необходимости).

Ч+06.00

 

2. Организация сбора информации о понесенных затратах и оценки ущерба.

Ч+07.00

Акты оценки ущерба, сметы и т.д.

3. Организация сбора документов по вопросам осуществления страховых выплат, компенсаций, пособий, получения гуманитарной помощи и т.д.

Ч+07.00

 

4. Итоговое донесение о чрезвычайной ситуации

Ч+ до 15 сут.

Итоговое донесение о чрезвычайной ситуации (форма 5 ЧС)

 

 

Результат выполнения задач

N

Выполненные мероприятия

Нормативное время

Фактическое время

п/п

 

В рабочее время

В нерабочее время

 

1.

Оповещение руководящего состава и дежурных сил муниципального звена ТП РСЧС о возникновении ЧС.

Ч+00.10

Ч+00.30

 

2.

Прибытие сил постоянной готовности в зону ЧС

Определить по факту в зависимости от требований руководящих документов

Определить по факту в зависимости от требований руководящих документов

 

3.

Сбор КЧС и ОПБ

Ч+00.30

Ч+02.00

 

4.

Представление доклада Губернатору и доклада в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ» о факте возникновения ЧС, пострадавшем населении и выполненных мероприятиях по форме 2 ЧС

Ч+00.05

Ч+00.05

 

5.

Представление доклада в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ» о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по форме 3 ЧС

Ч+02.00

Ч+02.00

 

6.

Представление доклада в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по по субъекту РФ» о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации по форме 4 ЧС

Ч+03.00

Ч+03.00

 

7.

Завершение проведения АСДНР

Определить по факту

Определить по факту

 

8.

Итоговое донесение о чрезвычайной ситуации

Ч+ до 15 сут.

Ч+ до 15 сут.

 

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2019.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (09.09.2020)
Просмотров: 24