Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»: цели, задачи, функции, рекомендации по построению и развитию
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»: цели, задачи, функции, рекомендации по построению и развитию

Реализация единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов создания устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности городов РФ.

Отсутствие единого системного подхода и возросшие требования к функциональному наполнению систем безопасности обусловили необходимость формирования на уровне субъекта РФ и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.

В конце прошлого года обновлена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город»[1]. Документ разработан для решения задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при разработке и утверждении региональных и муниципальных программ построения и развития АПК «Безопасный город».

 

Цели и задачи построения и развития АПК «Безопасный город»

Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.

Основными задачами построения и развития АПК «Безопасный город» являются:

- формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;

- разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;

- обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

- обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

- создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;

- построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

АПК «Безопасный город» является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта РФ в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Предпосылки построения и развития АПК «Безопасный город»

Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта РФ в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).

Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления). К основным природным угрозам относятся:

- возможность подтопления территории города;

- сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;

- появление оползней;

- вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;

- падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);

- задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.

Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания. К основным техногенным угрозам относятся:

- транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;

- пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;

- обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;

- аварии на магистральных трубопроводах;

- аварии на подземных сооружениях;

- прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

- аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;

- аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;

- аварии с разливом нефтепродуктов;

- аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;

- аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;

- прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;

- старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры;

- снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;

- перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

- дефицит источников теплоснабжения;

- медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;

- несвоевременная и некачественная уборка улиц;

- нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;

- воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;

- несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок.

Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных. К основным биолого-социальным угрозам относятся:

- инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;

- особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;

- карантинные и особо опасные болезни.

Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв. К основным экологическим угрозам относятся:

- просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

- наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

- интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;

- ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;

- ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;

- резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

- превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере;

- температурные инверсии над городами;

- «кислородный» голод в городах;

- значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

- образование обширной зоны кислотных осадков;

- разрушение озонового слоя атмосферы;

- значительные изменения прозрачности атмосферы;

- недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

- истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

- нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности. К основным угрозам транспортной безопасности относятся:

- террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);

- иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, «телефонный терроризм», противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;

- криминальные действия против пассажиров;

- криминальные действия против грузов;

- чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др. К основным конфликтным угрозам относятся:

- нападения на объекты и их захват;

- взрывы;

- похищения людей;

- применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;

- преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;

- действия организованной преступности;

- несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.

Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности. К основным угрозам информационной безопасности относятся:

- нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

- перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;

- несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

- несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;

- оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

- неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

- провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;

- распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.

Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти. К основным управленческим (операционным) рискам относятся:

- риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;

- нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;

- риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.

Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.

Концепция построения и развития АПК «Безопасный город» предполагает, в том числе создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:

- центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России;

- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

- служб скорой медицинской помощи;

- дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;

- дежурных служб МВД России;

- дежурных служб территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях;

- подразделений госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях;

- дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

- дежурных служб территориальных органов ФСБ России;

- дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;

- дежурно-диспетчерских служб «01»;

- дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.

 

Основные принципы построения и развития АПК «Безопасный город»

МЧС России (далее – главный координатор)[2] разрабатывает стандарты функциональных и технических требований к АПК «Безопасный город» и осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнителей мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город», нормативно-правовое и методическое обеспечение мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город», контроль расходования средств федерального бюджета, выделяемых на построение и развитие АПК «Безопасный город» по субъектам РФ.

АПК «Безопасный город» реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:

- максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в субъектах РФ и муниципальных образованиях в рамках государственных программ безопасности;

- построение и развитие АПК «Безопасный город» не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предполагает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в АПК «Безопасный город»;

- базовым уровнем построения и развития АПК «Безопасный город» является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;

- АПК «Безопасный город» базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, обеспечивает целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;

- механизмом построения и развития АПК «Безопасный город» будет выступать федеральная целевая программа «Безопасный город»;

- эксплуатация АПК «Безопасный город» финансируется за счет средств местного бюджета в рамках полномочий муниципального образования с возможностью создания государственно-частных партнерств, а также привлечения иных источников финансирования;

- широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;

- приоритет программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.

Муниципальный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития АПК «Безопасный город». В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения на муниципальном уровне участвуют все органы местного самоуправления и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

В рамках построения и развития АПК «Безопасный город» предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна удовлетворять рекомендуемым техническим требованиям АПК «Безопасный город».

На региональном уровне агрегированная информация из муниципальных образований консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти субъектов РФ и полномочным представительствам Президента РФ в федеральных округах возможность:

- контроля над оперативной обстановкой в регионе;

- координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне;

- обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.

На федеральном уровне соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеют полный доступ ко всей информации, находящейся в общей информационной среде, и имеют возможность пользоваться ею в полном объеме соответственно правам доступа, установленным соответствующими регламентами.

Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках АПК «Безопасный город» в части определения последовательности доступа должна быть произведена категоризация объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.

 

Функции АПК «Безопасный город»

Реализация мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» должна обеспечить возможность:

- моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз;

- регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, в том числе на транспорте, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и так далее);

- улучшения имиджа органов исполнительной власти;

 обеспечения органов исполнительной власти эффективными и прозрачными инструментами решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения;

- управления муниципальной инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной политики муниципального образования, оптимизации транспортных потоков, обеспечению возможности взаимодействия населения и органов власти;

- составления комплексных и взаимоувязанных планов проведения различных работ;

- агрегирования информации через единую информационную среду на уровне высших должностных лиц субъектов РФ.

Базовые функциональные требования к АПК «Безопасный город» сгруппированы по следующим блокам:

- безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

- безопасность на транспорте;

- экологическая безопасность;

- координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.

 

Основные функции АПК «Безопасный город»

 

Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры

1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:

а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждения коммуникаций, инфраструктуры и имущества;

б) анализ видео- и аудиопотоков, включая:

автоматическую регистрацию событий на базе системы видеоанализа потока;

видеоанализ событий;

аналитику видеопотока в режиме реального времени;

идентификацию и распознавание лиц;

в) позиционирование подвижных объектов;

г) обеспечение функций общественного контроля деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:

а) контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:

сбор и обработку информации с датчиков;

учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;

б) обеспечение пожарной безопасности, включая:

сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов;

геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания;

предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;

моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации;

поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации;

в) обеспечение промышленной безопасности, включая:

оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаровзрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;

мониторинг гидротехнических сооружений;

мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов;

обеспечение доступа к проектной документации по опасным производственным объектам;

обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности;

учет работников, занятых на опасных производствах, учет проведения аттестации работников;

моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах;

планирование и контроль необходимых мероприятий и действий;

мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией, охраной труда и промышленной безопасностью;

г) мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая:

организацию доступа к видеопотоку с камер, принадлежащих государственным объектам;

фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб;

геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;

акустический мониторинг (крики, удары, хлопки, выстрелы, бой стекла);

д) обеспечение экстренной связи, включая:

обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств (типа «гражданин – полиция»), расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах;

геолокацию точки вызова экстренной службы;

отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени;

е) создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:

категоризацию рисков по ряду критериев;

формирование базы данных профилей по каждому риску;

формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению;

прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций.

3. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием технических средств, развернутых в рамках АПК «Безопасный город», предусматривает:

а) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

б) прогнозирование, сценарное моделирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны;

в) обеспечение межведомственного взаимодействия в рамках осуществления комплекса мер по предотвращению угроз объектам государственной охраны;

г) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда.

4. Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает:

а) ведение реестров объектов капитального строительства в составе:

реестров объектов капитального строительства с указанием расположения внутренних инженерных коммуникаций;

реестров технических условий по различным видам инженерного обеспечения объектов капитального строительства и земельных участков;

б) ведение реестров электросетей, трасс линий электропередачи и энергетического хозяйства в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах электроснабжения и электросетях;

реестра ремонтных работ на объектах энергетической инфраструктуры;

в) ведение реестров сетей и сооружений водоснабжения в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах водоснабжения;

паспортных данных объектов водоснабжения;

данных гидравлического расчета сетей водоснабжения;

реестра ремонтных работ;

г) ведение реестров тепловых сетей в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах теплоснабжения;

паспортных данных объектов теплоснабжения;

данных теплогидравлического расчета сетей теплоснабжения;

реестра ремонтных работ;

д) ведение реестров дорог в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах транспортной инфраструктуры;

паспортных данных объектов транспортной инфраструктуры;

реестра ремонтных работ;

е) ведение реестров телекоммуникаций в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах телекоммуникации;

паспортов объектов телекоммуникации;

реестров ремонтных и строительных работ;

ж) ведение социального реестра в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах социальной сферы, а именно детских дошкольных учреждениях, школах, лечебно-профилактических учреждениях, спортивных учреждениях, базах отдыха;

базы данных персонала, аккредитованного к работе на объектах социальной сферы;

базы данных демографических и социальных характеристик населения;

з) ведение реестров мест обработки и утилизации отходов;

и) ведение реестров природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства в составе:

пространственной информации об особо охраняемых территориях, зеленых насаждениях, парках и рекреационных зонах;

базы данных о промышленных предприятиях и их влиянии на экологию;

расчетных прогнозных моделей зон распространения выбросов от промышленных предприятий и влияния выбросов на среду жизнедеятельности населения.

5. Обеспечение информационного комплекса градоуправления предусматривает:

а) ведение электронного плана города;

б) ведение «дежурного плана города», включая:

обеспечение возможности приема документов об изменениях на дежурных планшетах города и предоставление возможности занесения семантической информации;

обеспечение «выкопировками» из генерального плана территории всех структур, осуществляющих строительную деятельность;

в) поддержку принятия решений при управлении муниципальными активами, включая:

планирование ремонтных работ и обслуживания;

планирование застройки и переноса объектов;

моделирование возможных ситуаций при застройке территорий и прокладке инфраструктуры;

г) мониторинг и профилактику безопасности в социальной сфере, включая:

санитарно-эпидемиологический контроль, в том числе мониторинг заболеваемости населения, мониторинг инфекционных, паразитарных болезней и отравлений людей, мониторинг особо опасных болезней сельскохозяйственных животных и рыб, мониторинг карантинных и особо опасных болезней;

профилактику предотвращения преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений, включая мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг правонарушений в торговле, включая случаи выявления просроченных товаров, контрафактной продукции, нарушений в области лицензирования и правил торговли.

 

Безопасность на транспорте

1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:

а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:

круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;

фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;

б) видеоанализ, включая:

выявление потенциально опасных событий на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

восстановление хронологии происшествий;

отслеживание маршрутов транспортных средств.

2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает:

а) управление логистикой общественного и личного транспорта;

б) организацию и управление муниципальным парковочным пространством;

в) моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;

г) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;

д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;

е) обеспечение функций общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах.

3. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:

а) экстренную связь на транспортных средствах (автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте), включая:

автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;

геолокацию точки вызова;

подготовку населения в области гражданской обороны;

б) экстренную связь на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях, устройствах и оборудовании), включая:

автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;

геолокацию точки вызова;

подготовку населения в области гражданской обороны;

в) информирование о чрезвычайных ситуациях на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, включая:

идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на транспортных средствах с визуализацией на электронной карте города;

идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на объектах транспортной инфраструктуры с визуализацией на электронной карте города;

обеспечение доступа к видеопотоку с транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;

г) контроль маршрутов движения общественного транспорта, включая:

фиксацию отклонений от заданных маршрутов;

контроль времени прохождения пути, средней скорости;

аналитику по различным характеристикам перемещений общественного транспорта;

фиксацию на основе видеонаблюдения нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки;

д) мониторинг маршрутов воздушных судов, водных судов и железнодорожного транспорта;

е) контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая:

автоматизированный сбор данных технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях последующей аналитической обработки;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;

ж) контроль технического состояния транспортных средств, включая:

получение и обработку информации о состоянии транспортных средств;

автоматическое отслеживание необходимости планового технического обслуживания;

з) обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая:

сбор и анализ информации с тахографов;

учет карточек водителей, проверку на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских перевозок;

и) организацию системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая:

предоставление информации о маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта;

информирование о фактической дорожной ситуации и ее динамике.

 

Экологическая безопасность

1. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов предусматривает:

а) информационное обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды;

б) предоставление доступа к единой нормативной и отчетной базе природопользователей;

в) организацию возможности удаленной подачи отчетности и оплаты штрафов за нарушения требований природоохранного законодательства.

3. Контроль в области обращения с отходами предусматривает:

а) контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов;

б) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов.

4. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают:

а) мониторинг загрязнения окружающей среды;

б) мониторинг состояния суши;

в) мониторинг водных ресурсов;

г) мониторинг невозобновляемых природных ископаемых;

д) контроль состояния почв;

е) мониторинг сейсмической активности и обеспечение сейсмической безопасности;

ж) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях;

з) мониторинг гидрометеорологической обстановки;

и) мониторинг лесопожарной опасности;

к) прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий;

л) мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.

 

Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие

1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:

а) прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая:

автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков;

автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих электронных писем;

хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения;

статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента);

геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента;

контроль качества работы операторов;

планирование расписания рабочих смен операторов;

б) мониторинг статусов обращений, включая:

контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб;

оперативное предоставление всем службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента в соответствии с правами доступа;

контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств);

в) геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам разной тематической направленности.

2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает:

а) управление взаимодействием муниципальных служб, включая:

создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом;

организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;

формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;

контроль хода исполнения поручения;

обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;

б) обеспечение доступа к информационной базе градоуправления и архитектуры, включая:

получение оперативной информации о воздействии события на муниципальную инфраструктуру с отображением на электронной карте;

организацию и координацию совместной работы различных муниципальных служб и служб оперативного реагирования;

в) обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая:

обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации;

автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- информации и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации;

формирование отчетных форм для муниципальных органов власти, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени;

обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;

обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.

 

Рекомендации по построению и развитию АПК «Безопасный город»

Для практического построения и последующего развития АПК «Безопасный город» разработаны «Методические рекомендации по построению и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации» (утв. МЧС России 08.12.2016)[3]. Основная цель документа – выработка единого подхода к проводимому органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления комплексу мероприятий в рамках реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город».

Рекомендации представляют собой разъяснения по реализации в рамках создания и развития АПК «Безопасный город» следующих задач:

- формирование органов управления деятельностью по созданию АПК «Безопасный город» на уровне субъекта РФ и муниципального образования;

- обследование существующей программно-аппаратной инфраструктуры в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

- выбор оптимальных источников финансирования мероприятий по построению сегментов АПК «Безопасный город»;

- контроль и сопровождение работ по созданию АПК «Безопасный город»;

- прием в эксплуатацию и испытанию внедренных сегментов АПК «Безопасный город».

Кроме того, в методических рекомендациях сделан акцент на необходимости объединения этапов проектирования и реализации в едином техническом задании на создание опытных участков АПК «Безопасный город» и возможности реализации проектов по созданию АПК «Безопасный город» со сроком, превышающем период бюджетного планирования.

Напомним, что АПК «Безопасный город» – совокупность существующих и перспективных комплексов средств автоматизации (далее – КСА) в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания федерального, регионального, муниципального и объектового уровней, а также всех взаимодействующих с ними автоматизированных систем управления и мониторинга, объединенных в АПК «Безопасный город» в рамках создания единого информационного пространства.

Базовым уровнем как построения и реализации АПК «Безопасный город», так и уровнем единой межведомственной информационной среды является муниципальный район и городской округ.

В целях реализации Концепции и в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – РСЧС)[4], целесообразно реализовывать ключевые сегменты АПК «Безопасный город» на базе единой дежурно-диспетчерской службы (далее – ЕДДС), который является органом повседневного управления РСЧС в муниципальном районе и городском округе.

Повторим, что задачами внедрения и развития АПК «Безопасный город» является:

- повышение готовности всех органов управления муниципальных образований к выполнению возложенных задач;

- повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения кризисных ситуаций и происшествий любого характера (далее – КСиП);

- снижение количества КСиП;

- максимизация социально-экономических эффектов.

Практическая реализация названных задач обеспечивается путем:

- организации эффективной работы ЕДДС как органа повседневного управления и инструмента для глав муниципальных образований в качестве ситуационно-аналитического центра, с которым взаимодействуют все городские и экстренные службы, а также дежурно-диспетчерские службы объектов, находящихся на территории муниципального образования;

- информатизации процессов функционирования ЕДДС, городских и экстренных служб, а также автоматизация обмена оперативной информацией с ними и с со всеми организациями и промышленными предприятиями, находящимися на территории конкретных муниципальных районов и городских округов, в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

- создания сегментов АПК «Безопасный город» на базе существующей инфраструктуры и дальнейшего развития их функциональных и технических возможностей;

- обеспечения интеграции данных обо всех характерных для территории угрозах на уровне каждого субъекта РФ и муниципальных образований, входящих в его состав, реализованной на открытых протоколах для всех автоматизированных систем, взаимодействующих в рамках АПК «Безопасный город»;

- обеспечение доступа в единое информационное пространство АПК «Безопасный город» в соответствии с установленными правами.

АПК «Безопасный город» должен обеспечивать:

- своевременное представление главе муниципального образования, руководителям местной администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, любых КСиП на территории муниципального образования, оперативную подготовку дежурно-диспетчерскими службами и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации КСиП;

- включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации КСиП на муниципальном уровне;

- улучшение качества принимаемых решений и планов на основе использования аналитических и количественных методов их оценки, многовариантности и оптимизации выбора рационального варианта;

- упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам;

- повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации КСиП, сокращение общего времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации;

- обеспечение организационно-методической, информационно-лингвистической и программно-технической совместимости сегментов, подсистем и компонентов АПК «Безопасный город».

 

Источник:  журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2019.

 

 

 

[1] Утверждено распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р (ред. от 18.10.2018).

[2] На МЧС России возложены функции главного координатора по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации, а также функции главного распорядителя бюджетных средств, что отражено непосредственно в Концепции.

 

[3] Полный текст рекомендаций можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/  (раздел «Документы» подраздел «Методические материалы»).

[4] Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794.

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (04.06.2020)
Просмотров: 9688