Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС) |
Реализация единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов создания устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности городов РФ. Отсутствие единого системного подхода и возросшие требования к функциональному наполнению систем безопасности обусловили необходимость формирования на уровне субъекта РФ и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них. В конце прошлого года обновлена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город»[1]. Документ разработан для решения задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при разработке и утверждении региональных и муниципальных программ построения и развития АПК «Безопасный город».
Цели и задачи построения и развития АПК «Безопасный город» Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования. Основными задачами построения и развития АПК «Безопасный город» являются: - формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия; - разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования; - обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера; - обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера; - создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности; - построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования. АПК «Безопасный город» является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта РФ в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Предпосылки построения и развития АПК «Безопасный город» Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта РФ в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.). Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления). К основным природным угрозам относятся: - возможность подтопления территории города; - сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли; - появление оползней; - вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов; - падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов); - задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров. Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания. К основным техногенным угрозам относятся: - транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы; - пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях; - обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений; - аварии на магистральных трубопроводах; - аварии на подземных сооружениях; - прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений; - аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения; - аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения; - аварии с разливом нефтепродуктов; - аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей; - аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях; - прорывы в сетях тепло- и водоснабжения; - старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры; - снижение надежности и устойчивости энергоснабжения; - перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации; - дефицит источников теплоснабжения; - медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды; - несвоевременная и некачественная уборка улиц; - нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов; - воздействие внешних факторов на качество питьевой воды; - несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок. Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных. К основным биолого-социальным угрозам относятся: - инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей; - особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб; - карантинные и особо опасные болезни. Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв. К основным экологическим угрозам относятся: - просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека; - наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций; - интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее; - ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых; - ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды; - резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности; - превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере; - температурные инверсии над городами; - «кислородный» голод в городах; - значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума; - образование обширной зоны кислотных осадков; - разрушение озонового слоя атмосферы; - значительные изменения прозрачности атмосферы; - недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения; - истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов; - нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана. Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности. К основным угрозам транспортной безопасности относятся: - террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее); - иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, «телефонный терроризм», противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия; - криминальные действия против пассажиров; - криминальные действия против грузов; - чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы. Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др. К основным конфликтным угрозам относятся: - нападения на объекты и их захват; - взрывы; - похищения людей; - применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ; - преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах; - действия организованной преступности; - несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки. Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности. К основным угрозам информационной безопасности относятся: - нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб; - перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения; - несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб; - несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами; - оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; - неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия; - провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации; - распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети. Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти. К основным управленческим (операционным) рискам относятся: - риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры; - нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций; - риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений. Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования. Концепция построения и развития АПК «Безопасный город» предполагает, в том числе создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно: - центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России; - единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; - служб скорой медицинской помощи; - дежурных служб территориальных центров медицины катастроф; - дежурных служб МВД России; - дежурных служб территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях; - подразделений госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях; - дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; - дежурных служб территориальных органов ФСБ России; - дежурно-диспетчерских служб объектов экономики; - дежурно-диспетчерских служб «01»; - дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; - иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.
Основные принципы построения и развития АПК «Безопасный город» МЧС России (далее – главный координатор)[2] разрабатывает стандарты функциональных и технических требований к АПК «Безопасный город» и осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнителей мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город», нормативно-правовое и методическое обеспечение мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город», контроль расходования средств федерального бюджета, выделяемых на построение и развитие АПК «Безопасный город» по субъектам РФ. АПК «Безопасный город» реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами: - максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в субъектах РФ и муниципальных образованиях в рамках государственных программ безопасности; - построение и развитие АПК «Безопасный город» не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предполагает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в АПК «Безопасный город»; - базовым уровнем построения и развития АПК «Безопасный город» является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания; - АПК «Безопасный город» базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, обеспечивает целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств; - механизмом построения и развития АПК «Безопасный город» будет выступать федеральная целевая программа «Безопасный город»; - эксплуатация АПК «Безопасный город» финансируется за счет средств местного бюджета в рамках полномочий муниципального образования с возможностью создания государственно-частных партнерств, а также привлечения иных источников финансирования; - широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем; - приоритет программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик. Муниципальный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития АПК «Безопасный город». В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения на муниципальном уровне участвуют все органы местного самоуправления и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. В рамках построения и развития АПК «Безопасный город» предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна удовлетворять рекомендуемым техническим требованиям АПК «Безопасный город». На региональном уровне агрегированная информация из муниципальных образований консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти субъектов РФ и полномочным представительствам Президента РФ в федеральных округах возможность: - контроля над оперативной обстановкой в регионе; - координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне; - обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях. На федеральном уровне соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеют полный доступ ко всей информации, находящейся в общей информационной среде, и имеют возможность пользоваться ею в полном объеме соответственно правам доступа, установленным соответствующими регламентами. Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках АПК «Безопасный город» в части определения последовательности доступа должна быть произведена категоризация объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.
Функции АПК «Безопасный город» Реализация мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» должна обеспечить возможность: - моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз; - регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, в том числе на транспорте, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и так далее); - улучшения имиджа органов исполнительной власти; обеспечения органов исполнительной власти эффективными и прозрачными инструментами решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения; - управления муниципальной инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной политики муниципального образования, оптимизации транспортных потоков, обеспечению возможности взаимодействия населения и органов власти; - составления комплексных и взаимоувязанных планов проведения различных работ; - агрегирования информации через единую информационную среду на уровне высших должностных лиц субъектов РФ. Базовые функциональные требования к АПК «Безопасный город» сгруппированы по следующим блокам: - безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; - безопасность на транспорте; - экологическая безопасность; - координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.
Основные функции АПК «Безопасный город»
Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры 1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают: а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждения коммуникаций, инфраструктуры и имущества; б) анализ видео- и аудиопотоков, включая: автоматическую регистрацию событий на базе системы видеоанализа потока; видеоанализ событий; аналитику видеопотока в режиме реального времени; идентификацию и распознавание лиц; в) позиционирование подвижных объектов; г) обеспечение функций общественного контроля деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. 2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают: а) контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая: сбор и обработку информации с датчиков; учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения; б) обеспечение пожарной безопасности, включая: сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов; геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания; предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения; моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации; поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации; в) обеспечение промышленной безопасности, включая: оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаровзрывоопасных, опасных химических и биологических веществ; мониторинг гидротехнических сооружений; мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов; обеспечение доступа к проектной документации по опасным производственным объектам; обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности; учет работников, занятых на опасных производствах, учет проведения аттестации работников; моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах; планирование и контроль необходимых мероприятий и действий; мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией, охраной труда и промышленной безопасностью; г) мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая: организацию доступа к видеопотоку с камер, принадлежащих государственным объектам; фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб; геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты; акустический мониторинг (крики, удары, хлопки, выстрелы, бой стекла); д) обеспечение экстренной связи, включая: обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств (типа «гражданин – полиция»), расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах; геолокацию точки вызова экстренной службы; отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени; е) создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая: категоризацию рисков по ряду критериев; формирование базы данных профилей по каждому риску; формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению; прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций. 3. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием технических средств, развернутых в рамках АПК «Безопасный город», предусматривает: а) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; б) прогнозирование, сценарное моделирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны; в) обеспечение межведомственного взаимодействия в рамках осуществления комплекса мер по предотвращению угроз объектам государственной охраны; г) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда. 4. Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает: а) ведение реестров объектов капитального строительства в составе: реестров объектов капитального строительства с указанием расположения внутренних инженерных коммуникаций; реестров технических условий по различным видам инженерного обеспечения объектов капитального строительства и земельных участков; б) ведение реестров электросетей, трасс линий электропередачи и энергетического хозяйства в составе: реестровой и пространственной информации об объектах электроснабжения и электросетях; реестра ремонтных работ на объектах энергетической инфраструктуры; в) ведение реестров сетей и сооружений водоснабжения в составе: реестровой и пространственной информации об объектах водоснабжения; паспортных данных объектов водоснабжения; данных гидравлического расчета сетей водоснабжения; реестра ремонтных работ; г) ведение реестров тепловых сетей в составе: реестровой и пространственной информации об объектах теплоснабжения; паспортных данных объектов теплоснабжения; данных теплогидравлического расчета сетей теплоснабжения; реестра ремонтных работ; д) ведение реестров дорог в составе: реестровой и пространственной информации об объектах транспортной инфраструктуры; паспортных данных объектов транспортной инфраструктуры; реестра ремонтных работ; е) ведение реестров телекоммуникаций в составе: реестровой и пространственной информации об объектах телекоммуникации; паспортов объектов телекоммуникации; реестров ремонтных и строительных работ; ж) ведение социального реестра в составе: реестровой и пространственной информации об объектах социальной сферы, а именно детских дошкольных учреждениях, школах, лечебно-профилактических учреждениях, спортивных учреждениях, базах отдыха; базы данных персонала, аккредитованного к работе на объектах социальной сферы; базы данных демографических и социальных характеристик населения; з) ведение реестров мест обработки и утилизации отходов; и) ведение реестров природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства в составе: пространственной информации об особо охраняемых территориях, зеленых насаждениях, парках и рекреационных зонах; базы данных о промышленных предприятиях и их влиянии на экологию; расчетных прогнозных моделей зон распространения выбросов от промышленных предприятий и влияния выбросов на среду жизнедеятельности населения. 5. Обеспечение информационного комплекса градоуправления предусматривает: а) ведение электронного плана города; б) ведение «дежурного плана города», включая: обеспечение возможности приема документов об изменениях на дежурных планшетах города и предоставление возможности занесения семантической информации; обеспечение «выкопировками» из генерального плана территории всех структур, осуществляющих строительную деятельность; в) поддержку принятия решений при управлении муниципальными активами, включая: планирование ремонтных работ и обслуживания; планирование застройки и переноса объектов; моделирование возможных ситуаций при застройке территорий и прокладке инфраструктуры; г) мониторинг и профилактику безопасности в социальной сфере, включая: санитарно-эпидемиологический контроль, в том числе мониторинг заболеваемости населения, мониторинг инфекционных, паразитарных болезней и отравлений людей, мониторинг особо опасных болезней сельскохозяйственных животных и рыб, мониторинг карантинных и особо опасных болезней; профилактику предотвращения преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений, включая мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг правонарушений в торговле, включая случаи выявления просроченных товаров, контрафактной продукции, нарушений в области лицензирования и правил торговли.
Безопасность на транспорте 1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают: а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая: круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения; фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения; б) видеоанализ, включая: выявление потенциально опасных событий на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства; восстановление хронологии происшествий; отслеживание маршрутов транспортных средств. 2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает: а) управление логистикой общественного и личного транспорта; б) организацию и управление муниципальным парковочным пространством; в) моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации; г) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения; д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города; е) обеспечение функций общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах. 3. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает: а) экстренную связь на транспортных средствах (автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте), включая: автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях; геолокацию точки вызова; подготовку населения в области гражданской обороны; б) экстренную связь на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях, устройствах и оборудовании), включая: автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях; геолокацию точки вызова; подготовку населения в области гражданской обороны; в) информирование о чрезвычайных ситуациях на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, включая: идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на транспортных средствах с визуализацией на электронной карте города; идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на объектах транспортной инфраструктуры с визуализацией на электронной карте города; обеспечение доступа к видеопотоку с транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры; г) контроль маршрутов движения общественного транспорта, включая: фиксацию отклонений от заданных маршрутов; контроль времени прохождения пути, средней скорости; аналитику по различным характеристикам перемещений общественного транспорта; фиксацию на основе видеонаблюдения нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки; д) мониторинг маршрутов воздушных судов, водных судов и железнодорожного транспорта; е) контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая: автоматизированный сбор данных технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях последующей аналитической обработки; информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности; ж) контроль технического состояния транспортных средств, включая: получение и обработку информации о состоянии транспортных средств; автоматическое отслеживание необходимости планового технического обслуживания; з) обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая: сбор и анализ информации с тахографов; учет карточек водителей, проверку на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских перевозок; и) организацию системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая: предоставление информации о маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта; информирование о фактической дорожной ситуации и ее динамике.
Экологическая безопасность 1. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. 2. Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов предусматривает: а) информационное обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды; б) предоставление доступа к единой нормативной и отчетной базе природопользователей; в) организацию возможности удаленной подачи отчетности и оплаты штрафов за нарушения требований природоохранного законодательства. 3. Контроль в области обращения с отходами предусматривает: а) контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов; б) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов. 4. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают: а) мониторинг загрязнения окружающей среды; б) мониторинг состояния суши; в) мониторинг водных ресурсов; г) мониторинг невозобновляемых природных ископаемых; д) контроль состояния почв; е) мониторинг сейсмической активности и обеспечение сейсмической безопасности; ж) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях; з) мониторинг гидрометеорологической обстановки; и) мониторинг лесопожарной опасности; к) прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий; л) мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.
Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие 1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает: а) прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая: автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков; автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих электронных писем; хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения; статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента); геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента; контроль качества работы операторов; планирование расписания рабочих смен операторов; б) мониторинг статусов обращений, включая: контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб; оперативное предоставление всем службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента в соответствии с правами доступа; контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств); в) геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам разной тематической направленности. 2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает: а) управление взаимодействием муниципальных служб, включая: создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом; организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб; формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования; контроль хода исполнения поручения; обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения; б) обеспечение доступа к информационной базе градоуправления и архитектуры, включая: получение оперативной информации о воздействии события на муниципальную инфраструктуру с отображением на электронной карте; организацию и координацию совместной работы различных муниципальных служб и служб оперативного реагирования; в) обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая: обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации; автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- информации и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации; формирование отчетных форм для муниципальных органов власти, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени; обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям; обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.
Рекомендации по построению и развитию АПК «Безопасный город» Для практического построения и последующего развития АПК «Безопасный город» разработаны «Методические рекомендации по построению и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации» (утв. МЧС России 08.12.2016)[3]. Основная цель документа – выработка единого подхода к проводимому органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления комплексу мероприятий в рамках реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город». Рекомендации представляют собой разъяснения по реализации в рамках создания и развития АПК «Безопасный город» следующих задач: - формирование органов управления деятельностью по созданию АПК «Безопасный город» на уровне субъекта РФ и муниципального образования; - обследование существующей программно-аппаратной инфраструктуры в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания; - выбор оптимальных источников финансирования мероприятий по построению сегментов АПК «Безопасный город»; - контроль и сопровождение работ по созданию АПК «Безопасный город»; - прием в эксплуатацию и испытанию внедренных сегментов АПК «Безопасный город». Кроме того, в методических рекомендациях сделан акцент на необходимости объединения этапов проектирования и реализации в едином техническом задании на создание опытных участков АПК «Безопасный город» и возможности реализации проектов по созданию АПК «Безопасный город» со сроком, превышающем период бюджетного планирования. Напомним, что АПК «Безопасный город» – совокупность существующих и перспективных комплексов средств автоматизации (далее – КСА) в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания федерального, регионального, муниципального и объектового уровней, а также всех взаимодействующих с ними автоматизированных систем управления и мониторинга, объединенных в АПК «Безопасный город» в рамках создания единого информационного пространства. Базовым уровнем как построения и реализации АПК «Безопасный город», так и уровнем единой межведомственной информационной среды является муниципальный район и городской округ. В целях реализации Концепции и в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – РСЧС)[4], целесообразно реализовывать ключевые сегменты АПК «Безопасный город» на базе единой дежурно-диспетчерской службы (далее – ЕДДС), который является органом повседневного управления РСЧС в муниципальном районе и городском округе. Повторим, что задачами внедрения и развития АПК «Безопасный город» является: - повышение готовности всех органов управления муниципальных образований к выполнению возложенных задач; - повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения кризисных ситуаций и происшествий любого характера (далее – КСиП); - снижение количества КСиП; - максимизация социально-экономических эффектов. Практическая реализация названных задач обеспечивается путем: - организации эффективной работы ЕДДС как органа повседневного управления и инструмента для глав муниципальных образований в качестве ситуационно-аналитического центра, с которым взаимодействуют все городские и экстренные службы, а также дежурно-диспетчерские службы объектов, находящихся на территории муниципального образования; - информатизации процессов функционирования ЕДДС, городских и экстренных служб, а также автоматизация обмена оперативной информацией с ними и с со всеми организациями и промышленными предприятиями, находящимися на территории конкретных муниципальных районов и городских округов, в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания; - создания сегментов АПК «Безопасный город» на базе существующей инфраструктуры и дальнейшего развития их функциональных и технических возможностей; - обеспечения интеграции данных обо всех характерных для территории угрозах на уровне каждого субъекта РФ и муниципальных образований, входящих в его состав, реализованной на открытых протоколах для всех автоматизированных систем, взаимодействующих в рамках АПК «Безопасный город»; - обеспечение доступа в единое информационное пространство АПК «Безопасный город» в соответствии с установленными правами. АПК «Безопасный город» должен обеспечивать: - своевременное представление главе муниципального образования, руководителям местной администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, любых КСиП на территории муниципального образования, оперативную подготовку дежурно-диспетчерскими службами и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации КСиП; - включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации КСиП на муниципальном уровне; - улучшение качества принимаемых решений и планов на основе использования аналитических и количественных методов их оценки, многовариантности и оптимизации выбора рационального варианта; - упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам; - повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации КСиП, сокращение общего времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации; - обеспечение организационно-методической, информационно-лингвистической и программно-технической совместимости сегментов, подсистем и компонентов АПК «Безопасный город».
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2019.
[1] Утверждено распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р (ред. от 18.10.2018). [2] На МЧС России возложены функции главного координатора по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации, а также функции главного распорядителя бюджетных средств, что отражено непосредственно в Концепции.
[3] Полный текст рекомендаций можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ (раздел «Документы» подраздел «Методические материалы»). [4] Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794. | |
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (04.06.2020) | |
Просмотров: 9688 |