Основные направления деятельности по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время
Главная » Статьи » Региональный опыт

Основные направления деятельности по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время

Основные направления повышения устойчивого функционирования экономики республики Саха (Якутии) определены Постановлением Правительства РС(Я) от 15.06.2000 N 328 (ред. от 28.10.2015) "О повышении устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время". Указанным Постановлением утверждено «Положение о повышении устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время». Документ определяет основные направления деятельности, задачи и порядок организации работ по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное и военное время на территории Республики Саха (Якутия).

 

Основные понятия и определения

Под устойчивостью функционирования территории в чрезвычайных ситуациях понимается способность территориальных хозяйственных структур нормально функционировать в условиях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, противостоять воздействию поражающих факторов, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, обеспечивать ликвидацию чрезвычайных ситуаций в минимально короткий срок на соответствующей территории.

Устойчивость работы объекта экономики в чрезвычайных ситуациях (устойчивость объекта ЧС) – это способность предприятия, учреждения или другой хозяйственной структуры предупреждать возникновение производственных аварий и катастроф, противостоять воздействию поражающих факторов с целью предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, а также материального ущерба, в минимально короткий срок обеспечивать восстановление нарушенного производства.

Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях (подготовка к ЧС) – комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории края с целью обеспечения безопасности населения и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях (подготовка объекта к ЧС) – комплекс заблаговременно проводимых организационных, экономических, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, осуществляемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с целью обеспечения их работы с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения производственных аварий или катастроф, противостояния воздействию поражающих факторов, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также оперативного проведения неотложных работ в зоне вероятной чрезвычайной ситуации.

Поддержание устойчивости функционирования экономики республики в чрезвычайных ситуациях (поддержание устойчивости территории в ЧС) – мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью населения, материального ущерба при их возникновении, а также подготовка к проведению неотложных работ в зонах вероятной чрезвычайной ситуации.

Поддержание устойчивости работы объекта экономики в чрезвычайных ситуациях (поддержание устойчивости объекта в ЧС) – мероприятия по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и населения, проживающего вблизи объекта, при возникновении чрезвычайной ситуации, а также по подготовке к проведению неотложных работ в зонах вероятной чрезвычайной ситуации.

 

Общие положения по устойчивости функционирования экономики Республики Саха (Якутия)

Общее руководство подготовкой объектов экономики к устойчивому функционированию осуществляют Правительство Республики Саха (Якутия) и администрации муниципальных образований через комиссии по поддержанию устойчивого функционирования организаций. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования объектов экономики осуществляют руководители организаций, предприятий и учреждений. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств. Комиссии по поддержанию устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время являются постоянно действующими координирующими, консультативными и исследовательскими органами.

Главная их задача в вопросах обеспечения устойчивости объектов экономики – снижение возможных потерь и разрушений, создание оптимальных условий для восстановления производства, обеспечение жизнедеятельности населения. Подготовка экономики республики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, а также объектов экономики независимо от их организационно-правовой формы – комплекс экономических и организационных мероприятий, осуществляемых с целью достижения такой устойчивости. Поддержание устойчивости функционирования экономики, территориальных и отраслевых звеньев достигается выполнением мероприятий, направленных на:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

- рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации;

- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

 

Основные направления устойчивого функционирования экономики республики и отдельных ее объектов

Основные направления повышения устойчивого функционирования экономики республики:

- обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;

- рациональное размещение производственных сил на территории республики, городов, улусов;

- подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отдельных отраслей экономики;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

- подготовка системы управления объектами экономики для решения неотложных задач в чрезвычайных ситуациях.

Основные направления повышения устойчивости функционирования организаций, предприятий, учреждений:

- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;

- рациональное размещение производственных сил предприятия, организации и учреждения, их производственных фондов на соответствующей территории;

- подготовка предприятия, организации и учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях;

- подготовка системы управления предприятием, организацией и учреждением для решения задач в чрезвычайных ситуациях;

 

Общие требования по повышению устойчивости функционирования отраслей экономики

Требования по повышению устойчивости функционирования отраслей экономики сгруппированы по следующим основным направлениям:

- предотвращение (снижение риска) возникновения чрезвычайных ситуаций;

- защита производственного персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения;

- рациональное размещение объектов и его элементов;

- снижение тяжести (локализация) последствий чрезвычайных ситуаций;

- подготовка к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- подготовка систем управления сил и средств комиссий по чрезвычайным ситуациям к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

- Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики разрабатываются и осуществляются в основном заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время. Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в чрезвычайных ситуациях (например: эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, включенные в планы экономического и социального развития, выделяются в отдельное приложение – "План по повышению устойчивости функционирования объектов экономики". Часть мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики предусматривается в планах гражданской обороны, планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Контроль за выполнением мероприятий и заданий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами, осуществляется плановыми органами, военно-мобилизационными органами, другими функциональными управлениями и отделами в установленном порядке.

С целью оценки эффективности мероприятий по подготовке объектов экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных условиях проводятся специальные учения.

Предприятия, организации и учреждения в деятельности по повышению устойчивости объектов экономики наряду с общими требованиям руководствуются специальными требованиями по повышению устойчивости отраслей экономики и другими нормативными документами.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 15.11.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 19.01.

Другие статьи по теме
Категория: Региональный опыт | Добавил: ЦИПЗО (15.11.2019)
Просмотров: 3323