Опыт проведения смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предприятий, учреждений и орг
Главная » Статьи » Региональный опыт

Опыт проведения смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предприятий, учреждений и орг

Смотр-конкурс на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предприятий, учреждений и организаций в Сыктывкаре проводится в соответствии с Положением о его проведении[1].

Смотр-конкурс проводится по следующим группам:

- организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне;

- организации с числом работающих более 200 человек;

- организации с числом работающих менее 200 человек, но более 50 человек;

- организации с числом работающих менее 50 человек.

Организации принимают участие в смотре-конкурсе на основании поданных организатору конкурса заявок на участие в простой письменной форме. Прием заявок начинается со дня утверждения плана основных мероприятий МО ГО «Сыктывкар» по вопросам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций и заканчивается за 1 (один) день до подписания муниципального правового акта о проведении смотра-конкурса главой МО ГО «Сыктывкар» – руководителем администрации. В случае отсутствия заявок перечень муниципальных организаций, принимающих участие в конкурсе, может быть определен муниципальным правовым актом администрации городского округа «Сыктывкар».

Смотр-конкурс проводится в сроки, определенные планом основных мероприятий городского округа «Сыктывкар» по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на текущий год.

Для проведения смотра-конкурса разрабатывается график проведения смотра-конкурса. График утверждается постановлением городской администрации и доводится до организаций, участвующих в смотре-конкурсе, не позднее 7 дней до начала проведения смотра-конкурса.

Смотр-конкурс проводится комиссией, назначаемой муниципальным правовым актом администрации МО ГО «Сыктывкар», в следующем составе:

- председатель комиссии (начальник управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара);

- заместители председателя комиссии (начальник курсов ГО управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара);

- члены комиссии: сотрудники управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, представители организаций (работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС), расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар» (по согласованию).

Заседание конкурсной комиссии считается правомерным, если на нем присутствует не менее двух третей состава конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии по определению победителей смотра-конкурса принимается открытым голосованием, большинством голосов от числа присутствующих на заседании лиц, входящих в состав конкурсной комиссии, и оформляется соответствующим протоколом.

Председатель комиссии организует работу членов комиссии, разрешает спорные вопросы в ходе проведения смотра-конкурса и контролирует правильность начисления баллов, принимает жалобы на действия членов комиссии.

Комиссия для осуществления возложенных на нее задач обладает следующими полномочиями:

- проводить оценку состояния учебно-материальной  базы (УМБ ГО и ЧС) организаций, представленной на смотр-конкурс, в соответствии с графиком проведения смотра-конкурса, оценочной таблицей и актом проведения смотра-конкурса, разрабатываемыми ежегодно Управлением по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара и утверждаемыми правовым актом городской администрации;

- подводить итоги смотра-конкурса и представлять его результаты, отраженные в актах проведения смотра-конкурса, на утверждение главе МО ГО «Сыктывкар» – руководителю администрации.

Целью смотра-конкурса является развитие единой системы подготовки и обучения всех категорий населения в области ГО и защиты от ЧС.

Задачи смотра-конкурса:

- выявление уровня обеспеченности кабинетов и мест для проведения занятий современными наглядными пособиями, совершенствование, развитие и наращивание УМБ по подготовке работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, приведение ее в соответствие с тематикой подготовки;

- выявление состояния подготовки работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- повышение профессионального мастерства лиц, ответственных за проведение занятий, выявление и распространение передового опыта, новых технологий обучения.

УМБ ГО и ЧС включает в себя:

1. Учебный кабинет представляет собой специально оборудованное помещение, в котором может расположиться учебная группа. Он создается в организациях, имеющих штатную численность работников 200 и более человек. В кабинете должны быть рабочее место для преподавателя, классная доска, технические средства обучения, посадочные места для учебной группы, приспособления для вывешивания плакатов и схем. Кабинет должен иметь необходимое количество технических средств обучения: проекционную аппаратуру, аудио- и видеотехнику с набором аудиозаписей, видео- и DVD-фильмов, в соответствии с программой подготовки соответствующей категории обучаемых. Содержание и степень насыщенности кабинетов учебными и наглядными пособиями, информационно-справочными стендами должны быть тесно увязаны с действующими программами обучения. В дополнение к учебным классам в цехах, отделах, участках и других структурных подразделениях для обеспечения самостоятельной подготовки всех категорий обучаемых по гражданской обороне и защите от ЧС могут использоваться помещения (классы), совмещенные с другими помещениями.

2. Информационно-справочные стенды:

Основные стенды:

- «Организационные основы ГО и РСЧС»;

- «Действия населения при угрозе и возникновении ЧС»;

- «Сигналы оповещения и действия по ним»;

- «Индивидуальные и коллективные средства защиты»;

- «Порядок и правила проведения эвакуации»;

- «Оказание первой медицинской помощи при ЧС»;

- «Терроризм – угроза обществу»;

- «Пожарная безопасность» и т.д.

Дополнительные стенды и плакаты по своему содержанию должны соответствовать тематике подготовки категории обучаемых.

Информативность стендов должна быть современной и достаточной для самостоятельного усвоения материала.

3. Учебные и наглядные пособия:

- средства защиты органов дыхания и кожи;

- медицинские средства защиты;

- средства пожаротушения;

- приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.

4. Учебно-методическая литература (журналы, книги, брошюры, памятки и т.д.).

5. Специальное имущество и оборудование, предназначенное для подготовки аварийно-спасательных формирований и других специализированных категорий. Учебные и наглядные пособия, специальное имущество и оборудование должны быть в достаточном количестве, необходимом для подготовки одной учебной группы.

6. Средства программного обучения и контроля знаний (компьютерные тестирующие программы).

7. Уголок ГО – информационно-справочный стенд (группа стендов), отражающий основные вопросы по ГО и защите от ЧС, такие как:

- организационные основы ГО и РСЧС;

- действия населения при угрозе и возникновении ЧС;

- сигналы оповещения и действия по ним;

- индивидуальные и коллективные средства защиты;

- порядок и правила проведения эвакуации;

- оказание первой помощи при ЧС;

- терроризм – угроза обществу;

- пожарная безопасность.

Уголки ГО создаются на объектах (в дополнение к учебным классам на всех объектах: в цехах, отделах, участках и других структурных подразделениях для обеспечения самостоятельной подготовки всех категорий обучаемых по гражданской обороне и защите от ЧС). В отсутствие класса (кабинета) по ГО и ЧС, уголки ГО являются основным учебным местом рабочих и служащих, обеспечивающим их обучение применительно к местным условиям и особенностям производственной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

Уголки ГО должны иметь необходимое количество стендов, плакатов, витрин, отражающих современные требования по ГО и защите от ЧС с учетом особенностей производственной деятельности организации и периодически обновляться, а также могут иметь учебные пособия (брошюры, журналы, памятки), простейшие средства индивидуальной защиты и т.п.

Уголок ГО должен размещаться в достаточно освещенном месте, обеспечивающем свободный доступ для обзора и изучения всех показателей (вопросов) содержания уголка ГО. Учебные пособия (брошюры, журналы, памятки), простейшие средства индивидуальной защиты целесообразно размещать в специальной витрине, удобной для обзора и пользования ими.

В организации должны быть следующие планирующие и отчетные документы в области ГО и защиты от ЧС:

- приказ о создании объектового звена системы ГО и РСЧС;

- приказ руководителя о подготовке сотрудников организации по вопросам ГО и защиты от ЧС (на текущий год);

- действующие программы подготовки (для всех категорий обучаемых);

- расписание занятий на текущий год (на каждую учебную группу);

- журналы учета проведения занятий (на каждую учебную группу);

- положение об учебно-материальной базе гражданской обороны организации;

- перспективный план развития учебно-материальной базы гражданской обороны организации;

- план мероприятий по вопросам пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий календарный год;

- журнал учета периодичности обучения руководящего состава и должностных лиц в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Республики Коми и на курсах ГО управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара.

 

Порядок начисления баллов за элементы учебно-материальной базы:

Баллы начисляются в соответствии с приложением 1.  За элементы учебно-материальной базы, не вошедшие в перечни, баллы начисляются на месте по решению комиссии.   Штрафные баллы начисляются за небрежный вид стендов, учебных и наглядных пособий.

 

Определение мест по итогам смотра-конкурса.

По итогам смотра-конкурса в соответствии с актами комиссией определяются первое, второе и третье места путем подсчета общего количества набранных баллов по каждой группе участников.

В случае если участники Конкурса набрали равное количество баллов, то победитель Конкурса в соответствующей номинации определяется открытым голосованием членов конкурсной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

По результатам смотра-конкурса издается муниципальный правовой акт администрации МО ГО «Сыктывкар».

Организации, занявшие в смотре-конкурсе первое, второе и третье места по каждой группе участников, награждаются в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации МО городского округа «Сыктывкар» принятым по итогам проведения смотра-конкурса.

Итоги смотра-конкурса размещаются на сайте городской администрации.

 

Приложение 1

 

Оценочная таблица проведения смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предприятий, учреждений и организаций

 

N п/п

 

 

 

Наименование

показателя

Количество присуждаемых баллов

Отметка о наличии/отсутствии показателя

Количественное выражение показателя (в допустимых случаях)

Количество набранных баллов

1. Наличие планирующих и отчетных документов

1.1.

Приказ руководителя предприятия (учреждения, организации) о создании объектового звена системы ГО

5

 

 

 

1.2.

Приказ руководителя предприятия (учреждения, организации) о создании объектового звена системы РСЧС

5

 

 

 

1.3.

Приказ руководителя о подготовке сотрудников предприятия (учреждения, организации) по вопросам ГО и защиты от ЧС (на текущий год)

5

 

 

 

1.4.

Рабочие программы обучения по вопросам ГО и защиты от ЧС, разработанные с учетом особенностей деятельности организации и на основе действующих примерных программ (за каждую реализуемую в организации)

5

 

 

 

1.5.

Разработанные и ведущиеся должным образом журналы:

 

 

 

до 10% от общего количества

20

 

 

 

от 10% до 30%

40

 

 

 

от 30% до 50%

60

 

 

 

от 60% до 80%

80

 

 

 

от 80% до 100%

100

 

 

 

100%

120

 

 

 

1.6.

Расписание проведения занятий (на текущий год)

 

 

 

до 10% от общего количества

5

 

 

 

от 10% до 30%

15

 

 

 

от 30% до 50%

30

 

 

 

от 60% до 80%

45

 

 

 

от 80% до 100%

60

 

 

 

100%

75

 

 

 

1.7.

Положение об учебно-материальной базе гражданской обороны предприятия (учреждения, организации)

5

 

 

 

1.8.

Перспективный план развития учебно-материальной базы гражданской обороны

5

 

 

 

1.9.

Журнал учета периодичности обучения руководящего состава и должностных лиц в учебных заведениях МЧС России, ОП «Учебный центр» ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» и на курсах гражданской обороны муниципальных образований и в других учреждениях, имеющих соответствующую лицензию

5

 

 

 

1.10.

План мероприятий по вопросам пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий календарный год

5

 

 

 

2. Наличие и качество учебно-материальной базы:

2.1.

Наличие специализированного помещения, учебного кабинета, класса (за каждый)

100

 

 

 

2.2.

Наличие учебного помещения, класса, совмещенного с другими помещениями (за каждый)

50

 

 

 

2.3.

Уровень эстетического оформления помещения, класса

От 5 до 10 баллов, по решению комиссии

 

 

3. Литература

3.1.

Нормативно-правовые акты, применяемые при обучении в области ГО и ЧС (в электронном или в печатном виде):

за одно наименование

 

 

Конституция Российской Федерации

3

 

 

 

Конституция Республики Коми

3

 

 

 

за папку, сформированную в соответствующей области (при условии наличия перечня к ней)

 

 

 

В области гражданской обороны

10

 

 

 

В области защиты от ЧС

10

 

 

 

В области пожарной безопасности

10

 

 

 

В области антитеррористической деятельности

10

 

 

 

В области безопасности людей на водных объектах

10

 

 

 

3.2.

Учебно-методическая литература:

 

 

 

Наличие учебно-методических пособий соответствующих тематике обучения в области ГО и ЧС (в печатном виде, при наличии перечня)

 

 

 

имеется до 10 пособий

30

 

 

 

от 30 до 50 пособий

70

 

 

 

от 50 до 80 пособий

100

 

 

 

от 80 до 100 пособий

120

 

 

 

свыше 100 пособий

160

 

 

 

Подписка на журналы, соответствующие тематике обучения в области ГО, ЧС и ПБ (за прошлый год/на текущий год)

3/5 за каждое наименование

 

 

 

Методические разработки, планы-конспекты, лекционный материал (в печатном виде, при наличии перечня)

5 баллов за одно наименование

 

 

 

3.3.

Наличие памяток, листовок, буклетов, рекомендаций и т.д., соответствующих тематике подготовки в области ГО и ЧС (в печатном виде, при наличии перечня)

 

 

 

до 10

5

 

 

 

от 10 до 30

10

 

 

 

от 30 до 50

30

 

 

 

от 50 до 80

50

 

 

 

от 80 до 100

80

 

 

 

свыше 100

100

 

 

 

3.4.

Наличие памяток, листовок, буклетов, рекомендаций и т.д., самостоятельно разработанных и выпущенных в учреждении (при наличии перечня)

 

 

 

до 10

20

 

 

 

от 10 до 30

40

 

 

 

от 30 до 50

60

 

 

 

от 50 до 80

90

 

 

 

от 80 до 100

110

 

 

 

свыше 100

150

 

 

 

3.5.

Использование в процессе обучения в области ГО и ЧС системы видеоконференцсвязи и дистанционного обучения

10

 

 

 

4. Аудиовизуальные технические средства

4.1.

Диапроектор, кодоскоп, телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, проектор мультимедиа, компьютер, интерактивная доска

25 баллов за каждое используемое в учебном процессе исправное техническое средство

 

 

4.2.

Технические средства, установленные в местах массового пребывания людей (световой экран, устройство «Бегущая строка», плазменные навесные панели)

25 баллов за каждое используемое в системе вещания исправное техническое средство

 

 

4.3.

Информационные терминалы, установленные в местах массового пребывания людей

25 баллов за каждый исправный терминал

 

 

4.4.

Аудиовизуальные пособия, используемые в учебном процессе:

 

 

Наборы плакатов, стенды, учебные видеофильмы, наборы слайдов, электронные презентации, компьютерные программы и пособия, мультимедийные учебники:

Баллы начисляются за одно наименование

 

 

Информационно-справочные стенды, соответствующие тематике подготовки в области ГО и ЧС

20

 

 

 

Информация о местах (пунктах) выдачи средств индивидуальной защиты, об адресах защитных сооружений и сборных эвакопунктов и порядке эвакуации при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

10

 

 

 

Стенды, стенгазеты по вопросам безопасности жизнедеятельности, разработанные и созданные самостоятельно в организации

10

 

 

 

Учебные видео- и DVD-фильмы[2], соответствующие тематике подготовки в области ГО и ЧС (при наличии перечня с указанием хронометража)

3

 

 

 

Учебные аудиозаписи, видеоролики[3], соответствующие тематике подготовки в области ГО и ЧС (при наличии перечня с указанием хронометража)

2

 

 

 

Самостоятельно созданный фильм[4], соответствующий тематике подготовки в области ГО и ЧС

30

 

 

 

Самостоятельно созданный видеоролик, соответствующий тематике подготовки в области ГО и ЧС

20

 

 

 

Компьютерные обучающие программы, электронные учебные пособия (учебники), программы контроля знаний, соответствующие тематике подготовки в области ГО и ЧС

10

 

 

 

Электронные презентации по темам подготовки в области ГО и ЧС (при условии их соответствия темам программы (программ) подготовки, а также – предоставления их перечня):

 

 

 

до 10 презентаций

30

 

 

 

от 10 до 30 презентаций

50

 

 

 

от 30 до 50 презентаций

70

 

 

 

от 50 до 80 презентаций

100

 

 

 

от 80 до 100 презентаций

120

 

 

 

свыше 100 презентаций

160

 

 

 

Комплекты учебных плакатов, соответствующие тематике подготовки в области ГО и ЧС

10

 

 

 

Наличие видеоархива мероприятий учреждения, проводимых по тематике подготовки в области ГО и ЧС (при наличии перечня с указанием хронометража)

30

 

 

 

Наличие фотоархива мероприятий учреждения, проводимых по тематике подготовки в области ГО и ЧС (при наличии перечня)

20

 

 

 

Материалы, размещенные в печатных и электронных СМИ по вопросам безопасности жизнедеятельности либо отражающие деятельность организации в области ГО и защиты от ЧС

10

 

 

 

4.5.

Технические средства обучения

 

 

Робот-тренажер (типа «Гоша», «Максим» и т.п.)

100

 

 

 

4.6.

Статические макеты, муляжи, модели, действующие образцы

 

 

Манекены:

За единицу

 

 

Манекен человека

30

 

 

 

Манекен «голова»

10

 

 

 

Манекен «туловище»

20

 

 

 

Макеты (модели, муляжи)/действующие образцы средств для проведения специальной обработки (ДК-4, ИДК-1 и т.д.) (за каждый вид)

3/10

 

 

 

4.7.

Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля

 

 

ВПХР (за каждый вид)

10

 

 

 

ДП (за каждый вид)

10

 

 

 

ИД (за каждый вид)

10

 

 

 

Другие приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля (за каждый вид)

10

 

 

 

4.8.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (за каждый вид/обеспеченность личного состава формирований, согласно табелю оснащения + обеспеченность работников организации, согласно табелю оснащения)

 

 

До 30% – 10 баллов

До 50% – 20 баллов

До 80% – 30 баллов

До 100% – 40 баллов

100% и более – 50 баллов

Ватно-марлевые повязки

2/кол-во баллов

 

 

 

Противопылевые тканевые маски

2/кол-во баллов

 

 

 

Респираторы

5/кол-во баллов

 

 

 

Противогазы

10/кол-во баллов

 

 

 

Самоспасатели

10/кол-во баллов

 

 

 

Камера защитная детская

10

 

 

 

Другие средства индивидуальной защиты органов дыхания

2

 

 

 

4.9.

Средства защиты кожи (за каждый вид/процент обеспеченности, аналогично п. 4.8):

 

 

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)

10/кол-во баллов

 

 

 

Защитный комплект Л-1

10/кол-во баллов

 

 

 

КИХ

10/кол-во баллов

 

 

 

Боевая одежда пожарного (комплект)

10

 

 

 

Другие защитные и изолирующие костюмы

10

 

 

 

4.10.

Средства медицинской защиты (за каждый вид):

 

 

Сумка медицинская (укомплектованная)

10

 

 

 

Аптечка

5

 

 

 

Индивидуальный противохимический пакет (типа ИПП-8 и т.п.)

5

 

 

 

Носилки

5

 

 

 

Шины

5

 

 

 

Другие средства медицинской защиты

5

 

 

 

4.11.

Средства коллективной защиты

 

 

Убежище (действующее (при наличии подтверждающего документа)/учебное)

100/50

 

 

 

ПРУ (действующее (при наличии подтверждающего документа)/учебное)

100/50

 

 

 

4.12.

Средства спасения, используемые в учебном процессе

 

 

За каждый вид (спасательные жилеты, устройство канатно-спусковое и т.п.)

5

 

 

 

4.13.

Противопожарные средства

 

 

Огнетушители (за каждый тип по виду используемого огнетушащего вещества)

5

 

 

 

4.14.

Участие в смотре-конкурсе на лучшую УМБ

 

 

 

За 1 место (МО/республика)

30/40

 

 

 

За 2 место (МО/республика)

20/30

 

 

 

За 3 место (МО/республика)

10/20

 

 

 

За участие (МО/республика)

5/10

 

 

 

4.15.

Специальные мероприятия (конкурсы, викторины, выставки, соревнования и т.п.), проведенные в организации по вопросам безопасности жизнедеятельности в текущем году (баллы начисляются за каждое мероприятие при наличии подтверждения)

10

 

 

 

5. Наличие уголка гражданской обороны (основные разделы)

5.1.

Организационные основы ГО и РСЧС

5

 

 

 

5.2.

Действия населения при угрозе и возникновении ЧС природного характера

5

 

 

 

5.3.

Действия населения при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера

5

 

 

 

5.4.

Сигналы оповещения и действия по ним

5

 

 

 

5.5.

Индивидуальные средства защиты

5

 

 

 

5.6.

Коллективные средства защиты

5

 

 

 

5.7.

Порядок и правила проведения эвакуации

5

 

 

 

5.8.

Оказание первой медицинской помощи при ЧС

5

 

 

 

5.9.

Терроризм – угроза обществу

5

 

 

 

5.10.

Пожарная безопасность

5

 

 

 

5.11.

Безопасность на воде

5

 

 

 

6. Наличие учебного городка

6.1.

Учебный городок, оснащенный в соответствии с Рекомендациями по составу и содержанию УМБ субъекта Российской Федерации для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, разработанными Департаментом гражданской защиты МЧС России в 2005 году

150

 

 

 

6.2.

Специализированный учебный городок (отражающий специфику организации)

70

 

 

 

7. Начисление штрафных баллов

7.1.

За небрежный вид класса, стендов, учебных и наглядных пособий

-10

 

 

 

Итоговая оценка:

 

 

               

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 1/2020.

 

 

[1] Положение утверждено Постановлением администрации городского округа «Сыктывкар» от 23.01.2014 N 1/170 (ред. от 20.08.2019).

[2] Учебный видео- и DVD-фильм – учебный материал по дисциплине (модулю), снятый на видеопленку по сценарию, сопровождаемый комментариями, музыкой, иллюстративным и графическим материалом и предназначенный для коллективного и индивидуального просмотра, продолжительностью более 3 мин.

[3] Видеоролик – непродолжительная по времени (от 15 – 20 сек. до 2 – 3 мин.) художественно составленная последовательность кадров, наиболее часто применяющаяся для рекламы, в том числе социальной, и для визуального сопровождения аудиокомпозиций.

[4] Самостоятельно созданный фильм (видеоролик) – учебный видео- и DVD-фильм (видеоролик), в создании которого принимали участие сами работники организации.

Другие статьи по теме
Категория: Региональный опыт | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020)
Просмотров: 799