Опыт организации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы на муниципальном уровне
Главная » Статьи » Региональный опыт

Опыт организации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы на муниципальном уровне

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) г. Дзержинска[1] является органом повседневного управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС. На базе ЕДДС развертывается система-112.

ЕДДС Дзержинска в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) экстренных оперативных служб, ДС организаций независимо от форм собственности, входящими в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) городского округа, а также с центром обработки вызовов системы-112 (ЦОВ системы-112) в рамках утвержденных регламентов информационного обмена по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных (аварийных) ситуациях, происшествиях и совместных действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС), аварийных ситуаций (АС)[2], происшествий.

Целью ЕДДС является повышение готовности органов управления органов местного самоуправления и служб городского округа, ДДС и ДС, входящих в ОСОДУ г. Дзержинск, к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС, АС, происшествий и иных нарушений нормальных условий жизнедеятельности населения, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе ДДС и ДС, при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, АС, происшествий, а также обеспечение исполнения полномочий администрации города по организации и осуществлению мероприятий по ГО, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города, защите населения и территорий от ЧС.

ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев ТП РСЧС, приема сообщений о ЧС, АС, происшествиях и иных обращений от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб, ДС организаций (объектов), независимо от организационно-правовых и иных форм собственности, входящими в ОСОДУ городского округа, координации их совместных действий, оперативного управления силами и средствами соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, АС, происшествий.

Общее руководство ЕДДС Дзержинска осуществляет глава администрации города, координацию деятельности – начальник отдела по делам ГО и ЧС администрации города, непосредственное руководство – начальник ЕДДС.

ЕДДС Дзержинска в своей деятельности руководствуется законодательством Нижегородской области, Положением[3], а также соответствующими муниципальными правовыми актами.

ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ЦУКС ГУ МЧС, ЦДДС Нижегородской области, АЦКС Нижегородской области, ГКУ НО «Служба 112» в части эксплуатации и развития системы-112, органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области.

 

Основные задачи ЕДДС

ЕДДС Дзержинска выполняет следующие основные задачи:

- прием вызовов (сообщений) о ЧС, АС, происшествиях и иной информации по обращениям населения, в том числе по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», а при введении в эксплуатацию системы-112 – получение из ЦОВ системы-112 карточек информационного обмена с информацией о происшествиях для организации координации и контроля реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие на номер «112», а также формирование карточек информационного обмена на сообщения о происшествиях, принятые персоналом ЕДДС;

- прием сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев ТП РСЧС;

- оповещение и информирование руководства ГО, городского звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории г. Дзержинск, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, АС, происшествий, сил и средств ГО на территории Дзержинска, населения и ДДС экстренных оперативных служб, ДС организаций (объектов), входящих в ОСОДУ, о ЧС, АС, происшествиях, предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС, АС, происшествия через местную систему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО;

- организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС, АС, происшествия с органами управления РСЧС, городской администрацией, органами местного самоуправления и ДДС экстренных оперативных служб и ДС организаций (объектов), входящих в ОСОДУ г. Дзержинск;

- информирование ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, АС, происшествий, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС, АС, происшествиях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;

- оповещение и информирование ЕДДС соседних муниципальных образований в соответствии с ситуацией по планам взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

- организация реагирования на сообщения о происшествиях, поступающие через единый номер «112», контроль за реагированием на данные происшествия, анализ и ввод в базу данных системы-112 информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах;

- оперативное управление силами и средствами РСЧС, расположенными на территории города, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС, АС, происшествий, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных полномочий).

 

Основные функции ЕДДС

На ЕДДС г. Дзержинск возлагаются следующие основные функции:

- осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС, АС, происшествий (в том числе на основе данных аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город»);

- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, ДС (в том числе с использованием АПК «Безопасный город»), входящих в ОСОДУ г. Дзержинск, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;

- обработка и анализ данных о ЧС, происшествии, определение их масштаба и уточнение сил и средств, состава ДДС, ДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, АС, происшествие, их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования (в том числе с использованием АПК «Безопасный город»);

- сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, АС, происшествия (в том числе с использованием АПК «Безопасный город»), подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения г. Дзержинск вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, АС, происшествий, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных полномочий);

- информационное обеспечение координационных органов городского звена ТП РСЧС;

- обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, комплекса средств автоматизации, местной системы оповещения г. Дзержинск;

- доведение информации о ЧС, АС, происшествии (в пределах своей компетенции) до органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, созданных при администрации города и в организациях (на объектах);

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до соответствующих ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ г. Дзержинск, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- контроль реагирования на факты ЧС, АС, происшествия, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и координация действий привлеченных ДДС, ДС, информирование взаимодействующих ДДС, ДС об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах по ликвидации нештатных ситуаций;

- сбор от ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ, служб мониторинга, наблюдения и контроля информации об угрозе или факте возникновения ЧС, АС, происшествия, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС, АС, происшествия;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, АС, происшествия, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС, АС, происшествия на основе ранее подготовленных и согласованных планов в вышестоящий орган управления по подчиненности;

- мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, объектов образования и объектов с массовым пребыванием людей;

- участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС.

 

Права ЕДДС

Для обеспечения выполнения поставленных задач и возложенных функций ЕДДС г. Дзержинск имеет право:

- по поручению главы городской администрации в пределах установленных полномочий передавать оперативные поручения и решения оперативных штабов, решения КЧС по вопросам, требующим немедленного решения в интересах защиты населения и территории от ЧС, АС и иных нарушений нормальных условий жизнеобеспечения, и осуществлять в установленном порядке контроль за их исполнением;

- контролировать план-график проведения аварийно-восстановительных и спасательных работ в интересах пострадавшего населения и предотвращения негативного воздействия последствий данного события на окружающую природную и социальную среду;

- запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений ОСОДУ, администрации города и организаций, независимо от организационно-правовых форм, необходимую информацию по вопросам сферы деятельности ЕДДС;

- использовать муниципальные и областные системы связи и коммуникации, пользоваться банком данных электронной информации органов исполнительной власти Нижегородской области и администрации города;

- использовать информационные базы (в том числе АПК «Безопасный город»), программы по расчету рисков и системы мониторинга;

- ЕДДС обладает иными правами, необходимыми для осуществления возложенных функций и задач.

 

Состав и структура ЕДДС

ЕДДС г. Дзержинск включает в себя:

- начальника ЕДДС;

- заместителя начальника ЕДДС по мониторингу и реагированию на ЧС;

- заместителя начальника ЕДДС по управлению и связи;

- ведущего инженера-программиста;

- дежурно-диспетчерский персонал;

- пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета круглосуточного дежурства с количеством не менее 3 специалистов в смену.

Пункт управления ЕДДС (ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, диспетчеров системы-112 ЕДДС, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых администрацией города.

Электроснабжение должно обеспечивать высококачественное бесперебойное электропитание всего комплекса технических средств ЕДДС как в нормальных условиях, так и в случаях нарушения штатного энергоснабжения (независимо от времени отключения промышленной сети) вследствие аварий или ухудшения его качества в условиях промышленных или иных помех. Категория электроснабжения должна быть не ниже первой.

В ЕДДС должно быть обеспечено заземление комплекса инженерных систем телекоммуникационного оборудования и программно-технических средств не более сопротивлением 4 Ом в любой точке подключения оборудования. Факт измерения величины сопротивления должен быть подтвержден наличием заключения специализированной организации в установленном порядке.

Комплекс технических средств управления ЕДДС включает в себя следующие системы:

- систему оповещения руководящего состава и населения;

- систему регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, в том числе определения номера звонящего абонента;

- АРМы системы-112;

- прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей;

- систему видео-конференц-связи;

- систему радиосвязи;

- систему мониторинга инженерных систем;

- систему фотовидеонаблюдения;

- комплекс средств автоматизации (КСА) ЕДДС;

- систему мониторинга окружающей среды;

- навигационную информационную систему.

Средства связи ЕДДС должны обеспечивать обмен всеми видами информации (телефон, факс и другие) по организованным каналам связи:

- телефонную связь;

- передачу данных;

- прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»;

- коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);

- обмен речевыми сообщениями, документальной и видеоинформацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.

ЕДДС имеет резервные каналы связи. Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования и вышестоящими органами управления.

Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее – АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС. АИС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), а также телекоммуникационной подсистемой системы-112.

КСА ЕДДС предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС при осуществлении ими функций координации совместных действий ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ г. Дзержинск, оперативного информирования КЧС и ОПБ. Он включает в себя автоматизированные рабочие места специалистов оперативной дежурной смены, административного и обслуживающего персонала, серверное ядро, программно-технические средства, объединенные в локальную вычислительную сеть. КСА ЕДДС является основой создания и реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город».

Местная система оповещения Дзержинска (далее – местная система оповещения) представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.

Система оповещения должна обеспечивать доведение информации до населения, КЧС и ОПБ города, служб РСЧС:

- сигналов оповещения;

- речевых (текстовых) сообщений;

- условных сигналов.

Задействование местной системы оповещения должно осуществляться дежурно-диспетчерским персоналом с автоматизированных рабочих мест ЕДДС.

 

Минимальный состав документации на ПУ ЕДДС:

- нормативные правовые акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС, происшествиях;

- соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС, ДС, службами жизнеобеспечения, входящими в ОСОДУ г. Дзержинск;

- журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;

- журнал оперативного дежурства;

- инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, АС, происшествия;

- инструкция диспетчерскому персоналу по работе в системе – 112;

- инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

- планы взаимодействия ЕДДС с ДДС, ДС ОСОДУ при ликвидации ЧС, АС, происшествий различного характера на территории города;

- инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации по линии взаимодействующих ДДС, ДС ОСОДУ Дзержинска;

- алгоритмы действий дежурной смены при возникновении различных аварийных и чрезвычайных ситуаций;

- аварийные и аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационно, химически, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС, АС, происшествия;

- инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;

- схемы и списки оповещения руководства ГО города, городского звена ТП РСЧС, органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, АС, происшествий на территории Дзержинска, сил и средств ГО на территории Дзержинска, ДДС, ДС ОСОДУ Дзержинска;

- паспорта безопасности города, сельских населенных пунктов и потенциально опасных объектов (ПОО), паспорта пожарной безопасности, паспорта территорий всех видов, паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, паспорта ЕДДС, рабочие карты Дзержинска и Нижегородской области (в том числе и в электронном виде);

- план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных оперативных дежурных смен;

- графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;

- схемы управления и вызова;

- схема местной системы оповещения;

- телефонные справочники (городской администрации, экстренных оперативных служб городского округа, объектов жизнеобеспечения населения);

- документация по организации профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала;

- формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;

- суточный расчет сил и средств городского звена ТП РСЧС Нижегородской области;

- расчет сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС, происшествий;

- инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновении ЧС, АС, происшествий;

- ежедневный план работы дежурно-диспетчерского состава ЕДДС.

Состав оперативной документации может дополняться в зависимости от условий функционирования ЕДДС.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЕДДС

 

Режимы функционирования ЕДДС

ЕДДС г. Дзержинск функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени. При приведении в готовность ГО и в военное время в соответствующих степенях готовности. Режимы функционирования для ЕДДС устанавливает глава администрации города.

В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС, АС, происшествий. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

- прием от населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) сообщений о любых ЧС, АС, происшествиях, их регистрацию по принадлежности ДДС и уровням ответственности, а при введении в эксплуатацию системы-112 – получение из ЦОВ системы-112 карточек информационного обмена с информацией о происшествиях для организации координации и контроля реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие на номер «112», а также формирование карточек информационного обмена на сообщения о происшествиях, принятые персоналом ЕДДС;

- передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, АС, происшествия по подчиненности и подведомственности, в первоочередном порядке в ЦУКС ГУ МЧС, ЦДДС Нижегородской области и АЦКС Нижегородской области;

- обобщение и анализ информации о ЧС, АС, происшествиях за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- поддержание КСА в постоянной оперативной готовности;

- контроль готовности ДДС, ДС ОСОДУ, оперативное их информирование об обстановке и ее изменениях;

- своевременное внесение необходимых изменений и дополнений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, АС, происшествия;

- своевременное внесение необходимых изменений и дополнений в паспорта территорий всех видов в соответствии с методическими рекомендациями ФКУ «НЦУКС МЧС России»;

- проведение тренировок со службами городского звена территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, отработка документов при проведении тренировок вышестоящими органами управления, Правительством Нижегородской области.

ДДС, ДС ОСОДУ в режиме повседневной деятельности функционируют в соответствии со своими инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС, АС, происшествиях и угрозах их возникновения за прошедшие сутки.

Сообщения о ЧС, АС, происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, ДС ОСОДУ, незамедлительно передаются соответствующей ДДС, ДС по предназначению; сообщения, которые ДДС, ДС ОСОДУ идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, АС и происшествия, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС, а ЕДДС незамедлительно передает информацию в ЦУКС ГУ МЧС.

В режим повышенной готовности ЕДДС г. Дзержинск и привлекаемые ДДС и ДС ОСОДУ переводятся соответствующим решением главы администрации города в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия сил и средств муниципального (городского) звена ТП РСЧС.

В режиме повышенной готовности ЕДДС обеспечивает:

- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения соответствующей ЧС, АС, происшествия;

- оповещение должностных лиц КЧС и ОПБ, администрации города, ЕДДС, взаимодействующих ДДС, ДС ОСОДУ, населения;

- получение и обобщение данных служб мониторинга, наблюдения и контроля за обстановкой на территории г. Дзержинск и Нижегородской области в целом, на ПОО, а также за состоянием окружающей среды;

- прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по привлечению сил и средств и их доклад по подчиненности;

- координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС, АС, происшествия или смягчению ее последствий;

- своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, АС, происшествия;

- своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в паспорта территорий города, сельских населенных пунктов и объектов, на которых создается угроза возникновения ЧС (АС, происшествия) в соответствии с методическими рекомендациями ФКУ «НЦУКС МЧС России».

В случае, если для организации предотвращения ЧС, АС, происшествия организована работа КЧС и ОПБ или оперативного штаба, ЕДДС обеспечивает доведение их указаний и организует информационное обеспечение управленческой деятельности.

В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС, привлекаемые ДДС, ДС ОСОДУ переводятся решением главы городской администрации при возникновении ЧС. При этом ЕДДС выполняет следующие задачи:

- координация действий ДДС, ДС ОСОДУ и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС, АС, происшествий;

- контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп по территории города;

- оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации соответствующей ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- контроль за установлением и перемещением границ зоны соответствующей ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС;

- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории;

- осуществление (организация) информирования населения о ходе развития, ликвидации ЧС;

- привлечение дублирующей оперативно-дежурной смены для функционирования ЕДДС в режиме чрезвычайной ситуации;

- своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, АС, происшествия;

- своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в паспорта территорий города, сельских населенных пунктов и объектов, на которых возникла ЧС (АС, происшествие), в соответствии с методическими рекомендациями ФКУ «НЦУКС МЧС России».

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, ДС ОСОДУ, силами и средствами городского звена ТП РСЧС Нижегородской области осуществляется непосредственно через ЕДДС. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится ЕДДС всем взаимодействующим ДДС, ДС ОСОДУ, органам управления городского звена ТП РСЧС Нижегородской области, ЦУКС ГУ МЧС.

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый уровень реагирования – решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

б) местный уровень реагирования:

решением главы администрации города при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и администрации города, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа.

 

Порядок работы ЕДДС

Вызовы (сообщения) о ЧС, АС, происшествиях могут поступать в ЕДДС от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер «112», от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС, ДС ОСОДУ, вышестоящих и взаимодействующих органов управления ТП РСЧС Нижегородской области по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС, АС, происшествиях принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС.

При классификации сложившейся ситуации как ЧС, АС, происшествие ЕДДС поручает проведение ликвидации ЧС соответствующим ДДС, ДС ОСОДУ г. Дзержинск и силам городского звена ТП РСЧС Нижегородской области, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС, АС, происшествие, при необходимости уточняет действия привлеченных ДДС, ДС.

При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня оперативный дежурный ЕДДС немедленно докладывает главе администрации города – председателю КЧС и ОПБ, в ЦУКС ГУ МЧС, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления РСЧС и задействованные ДДС, ДС.

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, ДС ОСОДУ, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления ТП РСЧС Нижегородской области, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

Ежесуточно в режиме видео-конференц-связи принимает участие в подведении итогов по уточнению оперативной обстановки за текущие сутки с вышестоящими органами управления Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2005 года N 323 «О единой системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области».

Ежемесячно проводится анализ функционирования ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), который доводится до ДДС, ДС ОСОДУ, разбирается на занятиях с дежурно-диспетчерским составом ДДС и ежеквартально рассматривается на заседании КЧС и ОПБ соответствующего уровня.

 

Порядок взаимодействия ЕДДС с ДДС и ДС

Порядок взаимодействия ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб и организаций объектов определяется межведомственными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Нижегородской области, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между экстренными оперативными службами при катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС, АС, происшествиях с заключением соглашений о взаимодействии.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, ПОМЕЩЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ ЕДДС

 

Комплектование и подготовка кадров ЕДДС

Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется ее начальником, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке директором МБУ «Гражданская защита».

Личный состав ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.

Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС являются: тренировки оперативных дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.

Учебные мероприятия (в том числе тренировки и заслушивания), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным главой администрации города с учетом тренировок, проводимых ЦУКС ГУ МЧС. Тренировки оперативных дежурных смен ЕДДС с оперативной дежурной сменой ЦУКС ГУ МЧС проводятся ежедневно.

Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС проводится по специально разработанной МЧС России программе.

Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС осуществляется:

- на курсах ГО МБУ «Гражданская защита»;

- ежемесячно по 6 часов в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной МЧС России тематике. Тематика определяется исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, АС, происшествий, а также личной подготовки специалистов;

- в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;

- в ходе тренировок с оперативной дежурной сменой ЕДДС, проводимых ЦУКС ГУ МЧС (при этом каждая оперативная дежурная смена должна принять участие в заслушиваниях и тренировках не менее 2 раз в год);

- в ходе проведения тренировок с оперативными дежурными сменами ДДС, ДС ОСОДУ при проведении различных учений и тренировок с органами и силами РСЧС, на которые привлекаются те или иные ДДС, ДС ОСОДУ г. Дзержинск.

В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС особое внимание обращается на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.

Практическая стажировка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС организуется на базе ЦУКС ГУ МЧС согласно графикам и планам стажировки.

Не реже одного раза в полгода принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к несению оперативного дежурства.

Ежемесячно анализируется состояние дел по подготовке персонала и представляется главе администрации города.

 

Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС

Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать:

- административно-территориальное устройство г. Дзержинск и Нижегородской области в целом. Должности и фамилии руководящего состава системы безопасности города и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру указанной системы города, а также структуру системы-112;

- административные границы г. Дзержинск, районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся в городе Дзержинске;

- организацию системы дежурно-диспетчерских служб города;

- зону территориальной ответственности ЕДДС г. Дзержинск и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории г. Дзержинск;

- дислокацию, назначение и состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации и предупреждения ЧС, происшествий, размещение складов специальных средств спасения и пожаротушения;

- ПОО, социально значимые объекты, расположенные в районах выезда г. Дзержинск, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;

- назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного на пункте управления ЕДДС;

- наименование объектов и населенных пунктов соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;

- правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;

- риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для Дзержинска;

- порядок информационного обмена.

Начальник ЕДДС должен знать федеральное законодательство, законодательство Нижегородской области; руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, системы-112.

Начальник ЕДДС должен уметь:

- организовывать выполнение поставленных перед ЕДДС задач и обеспечивать контроль их выполнения;

- разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, а также приказы (графики) о заступлении очередной оперативной дежурной смены на дежурство;

- организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;

- вести служебную переписку с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями Нижегородской области;

- осуществлять подготовку служебных документов для руководства города по вопросам оперативного дежурства и информационного взаимодействия;

- осуществлять подготовку проектов служебных документов (соглашений, инструкций) между органами повседневного управления РСЧС по организации информационного обмена на территории г. Дзержинск, а также с соседними (граничащими) ЕДДС;

- осуществлять контроль за работой по сбору, обработке и своевременному внесению необходимой информации в паспорта территорий всех видов;

- разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС.

Требования к начальнику ЕДДС: высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе.

Заместитель начальника ЕДДС обязан:

- уметь работать на технических средствах связи, управления и электронно-вычислительной техники (далее – ЭВТ), установленной в ЕДДС;

- проводить обучение дежурного персонала ЕДДС;

- осуществлять своевременное обновление и корректировку паспортов ЕДДС на серверах ведомственной сети МЧС России «Интранет»;

- организовывать проведение занятий, тренировок и учений;

- организовывать в рамках своих обязанностей межведомственное взаимодействие с подразделениями федеральных органов исполнительной власти на территории города, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями Нижегородской области по вопросам деятельности ЕДДС;

- осуществлять подготовку проектов служебных документов (соглашений, инструкций) между органами повседневного управления РСЧС по организации информационного обмена на территории г. Дзержинск, а также с соседними (граничащими) ЕДДС;

- осуществлять организацию и контроль работы по сбору, обработке и своевременному внесению необходимой информации в паспорта территорий всех видов;

- осуществлять подготовку информационных баз данных, их подготовку и наполнение оперативной и обзорной информацией, использовать на практике расчетные программы и проводить обучение дежурно-диспетчерского состава ЕДДС по применению данных программных продуктов.

Оперативный дежурный ЕДДС должен знать:

- функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного и руководящие документы, регламентирующие работу оперативного дежурного, помощника оперативного дежурного ЕДДС, диспетчера системы-112;

- структуру и технологию функционирования ЕДДС;

- нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;

- документы, определяющие деятельность оперативного дежурного ЕДДС по сигналам оповещения, гражданской обороны и другим сигналам;

- правила ведения документации;

- порядок составления и представления отчетности и докладов;

- основы трудового законодательства;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

Оперативный дежурный ЕДДС должен уметь:

- проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;

- обеспечивать оперативное взаимодействие, координацию, руководство и управление силами и средствами ДДС, ДС ОСОДУ г. Дзержинск;

- координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;

- организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления РСЧС (в том числе с управляющими центрами ЕСОДУ Нижегородской области) в целях оперативного реагирования на ЧС, АС, происшествия, с городской администрацией;

- эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы MicrosoftWindows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент;

- осуществлять эксплуатацию КСА ЕДДС (в том числе на базе АПК «Безопасный город»);

- использовать гарнитуру при приеме информации;

- четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;

- применять коммуникативные навыки;

- быстро принимать решения;

- эффективно использовать информационные ресурсы системы-112 для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;

- повышать уровень теоретической и практической подготовки;

- сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.

Оперативному дежурному ЕДДС запрещено:

- вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;

- предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства города;

- допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;

- отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС;

- выполнение обязанностей, не предусмотренных должностными инструкциями.

Требования к оперативному дежурному ЕДДС:

- среднее профессиональное, высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по установленной программе;

- стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет;

- знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС, системы-112;

- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание MicrosoftWindows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом);

- умение пользоваться информационной справочной системой.

Помощник оперативного дежурного ЕДДС должен знать:

- функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного и помощника оперативного дежурного ЕДДС;

- руководящие документы, регламентирующие работу помощника оперативного дежурного ЕДДС;

- структуру и технологию функционирования ЕДДС;

- нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;

- документы, определяющие деятельность помощника оперативного дежурного ЕДДС по сигналам оповещения;

- правила ведения документации;

- основы трудового законодательства;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

Помощник оперативного дежурного ЕДДС должен уметь:

- проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;

- обеспечивать оперативное взаимодействие, координацию, руководство и управление силами и средствами ДДС, ДС ОСОДУ города;

- координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;

- организовывать взаимодействие с органами управления РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС, АС, происшествия, с городской администрацией и органами местного самоуправления;

- эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы MicrosoftWindows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент;

- осуществлять эксплуатацию КСА ЕДДС (в том числе на базе АПК «Безопасный город»);

- использовать гарнитуру при приеме информации;

- четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;

- применять коммуникативные навыки;

- быстро принимать решения;

- эффективно использовать информационные ресурсы для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;

- повышать уровень теоретической и практической подготовки;

- сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.

Помощнику оперативного дежурного ЕДДС запрещено:

- вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;

- предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства города;

- допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;

- отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС или оперативного дежурного ЕДДС;

- выполнять обязанности, не предусмотренные должностными инструкциями.

Требования к помощнику оперативного дежурного ЕДДС:

- среднее (полное), среднее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы;

- знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС, системы-112;

- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание MicrosoftWindows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом);

- умение пользоваться информационной справочной системой.

Требования к диспетчеру системы-112 ЕДДС:

- среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы;

- специальная подготовка по установленной программе по направлению деятельности;

- знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС, системы-112;

- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание MicrosoftWindows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом);

- умение пользоваться информационной справочной системой.

Диспетчер системы-112 ЕДДС должен знать:

- нормативные правовые акты в области предупреждения и ликвидации ЧС, организации дежурно-диспетчерских служб экстренных служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия;

- состав и структуру функциональных и территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области и г. Дзержинск, основные вопросы взаимодействия, сферу деятельности и ответственности входящих в территориальную подсистему РСЧС организаций;

- состав сил и средств постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС г. Дзержинск, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;

- схему организации связи дежурно-диспетчерских служб функциональных и территориальных подсистем РСЧС Нижегородской области;

- организацию работы и алгоритм действий дежурной смены городской системы-112 в различных режимах функционирования;

- состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;

- состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;

- зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории г. Дзержинск;

- паспорта территории г. Дзержинск, объектов экономики;

- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности г. Дзержинск и области, а также другую информацию о регионе;

- основы трудового законодательства;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

Диспетчер системы-112 ЕДДС должен уметь:

- пользоваться всеми функциями телекоммуникационного оборудования на автоматизированном рабочем месте;

- работать с коммуникационным оборудованием, общесистемным и специальным программным обеспечением, в том числе с текстовыми редакторами, редакторами таблиц, геоинформационными системами мониторинга транспортных средств на основе ГЛОНАСС;

- обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе – 112 стандартами, правилами и процедурами;

- организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС, АС, происшествий и ходе проведения их ликвидации;

- обеспечивать ведение необходимой документации системы-112;

- использовать психологическое сопровождение позвонившего абонента;

- безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту.

 

Требования к помещениям ЕДДС

Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм (СанПиН) и на основе значений количества специалистов оперативной дежурной смены, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС, АС, происшествий, а также исходя из количества населения Дзержинска, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.

 

Требования к оборудованию ЕДДС

В состав оборудования входит:

- АРМ специалистов оперативной дежурной смены;

- АРМ (КСА) системы-112;

- АРМ руководства и обслуживающего персонала;

- активное оборудование локальной вычислительной сети;

- структурированная кабельная сеть;

- серверное оборудование;

- специализированные средства хранения данных;

- комплект оргтехники;

- средства связи;

- АРМ управления местной системой оповещения;

- средства видеоотображения коллективного пользования и системы видео-конференц-связи;

- специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования;

- метеостанция;

- прибор радиационного контроля;

- источники гарантированного электропитания.

В состав оборудования может также входить центр обработки данных в составе серверного оборудования и системы хранения данных, объединенных выделенной высокоскоростной вычислительной сетью. Выбор серверов производится на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на этих серверах. Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план существования и развития не менее чем на 5 лет с момента поставки, а также быть совместимой с другими элементами ЕДДС. В части решений серверного ядра оптимальным предполагается применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2020.

 

 

[1] Дзержинск - город в Нижегородской области России, административный центр городского округа город Дзержинск. Второй по населению город Нижегородской области с населением 230 тыс. чел.

[2] Аварийная ситуация (АС) - опасное событие (техногенного, природного, биолого-социального характера), приводящее к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций, сооружений или их систем (в том числе: инциденты, сбои, аварии, технологические нарушения и другие события, вызывающие временное нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения).

[3] Положение о единой дежурно-диспетчерской службе городского округа город Дзержинск утверждено Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 23.06.2017 N 2149 (ред. от 29.11.2018).

Другие статьи по теме
Категория: Региональный опыт | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020)
Просмотров: 76