Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Повышение устойчивости функционирования (ПУФ)

Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших задач системы гражданской обороны и защиты от ЧС. В первую очередь необходимо обратить внимание на организации, имеющие особое значение для национальной безопасности, обороны и экономики страны, а также на организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.             

Для решения задачи устойчивости функционирования объектов экономики (предприятий, учреждений, организаций) необходимо:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

- рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации;

- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

Основные мероприятия по защите территориальных структур и объектов экономики проводятся заблаговременно в мирное время. Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается ее способность удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту страны и ее жизнедеятельность.

Под устойчивостью функционирования территорий в чрезвычайных ситуациях понимается способность территориальных структур и объектов экономики нормально функционировать в условиях ЧС, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также ликвидировать последствия ЧС в максимально короткие сроки.

Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) территориальных структур и объектов экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики, а также на обеспечение жизнедеятельности населения. С этой целью заблаговременно (в мирное время) проводится ряд организационных и инженерно-технических мероприятий.

К организационным мероприятиям по ПУФ относятся:

- создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения;

- разработка плана и перевод экономики на особый режим работы;

- создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий;

- подготовка рабочей силы к работе в военное время;

- организация устойчивых производственных связей;

- разработка и осуществление системы транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса;

- подготовка и оснащение аварийно-спасательных формирований для проведения спасательных и восстановительных работ в очагах поражения.

К общим инженерно-техническим мероприятиям по ПУФ относятся:

- постройка защитных сооружений для укрытия наибольшей работающей смены на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения;

- повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных объектов;

- повышение устойчивости энергетики;

- строительство пунктов управления;

- повышение живучести транспорта;

- постройка загородных баз и складов;

- рассредоточение запасов и резервов;

- строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.

Капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления этих мероприятий, должны предусматриваться в сметах расходов промышленных предприятий и иных организаций независимо от форм собственности.

Таким образом, повышение устойчивости функционирования организаций достигается заблаговременным осуществлением комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на сохранение жизни и работоспособности рабочих и служащих организаций и снижение возможных потерь основных производственных фондов, запасов материальных средств и иных ценностей. Организацию работы по повышению устойчивости функционирования организаций обеспечивают руководители организаций.

Повышение устойчивости функционирования организации в военное время заключается в проведении комплекса мероприятий организационно-технического, технологического, производственного, экономического, научного, учебного и иного характера, направленных на снижение ущерба от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, максимально возможное сохранение уровня выполнения производственных или иных целевых функций организаций. Непосредственное руководство разработкой и выполнением мероприятий, повышающих устойчивость функционирования организаций, осуществляют руководители организаций.

На устойчивость функционирования организаций в военное время влияют следующие факторы:

- надежность защиты рабочих и служащих от воздействия обычных средств поражения;

- способность инженерно-технического комплекса организаций противостоять ударной волне, световому излучению и радиации;

- защищенность организаций от вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений, заражения аварийно-химическими опасными веществами (далее – АХОВ);

- надежность системы снабжения организаций всем необходимым для производства продукции (сырьем, топливом, электроэнергией, водой);

- устойчивое и непрерывное управление производством и гражданской обороной;

- подготовленность организаций к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Региональные, муниципальные и объектовые комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления и руководители организаций. С этой целью в органах исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, а также на объектах экономики формируются комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики территорий и объектов экономики (предприятий, учреждений, организаций). Положения о комиссиях утверждаются правительством субъекта РФ, руководителем органа исполнительной власти муниципального образования или руководителем объекта экономики соответственно.

Основной задачей комиссии по ПУФ организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях субъекта РФ является организация планирования и координация выполнения мероприятий по ПУФ организаций в мирное и военное время, направленных на:

- рациональное размещение производственных мощностей на территории субъекта РФ;

- предотвращение и минимизацию рисков возникновения крупных производственных аварий и катастроф на территории субъекта РФ;

- снижение возможных потерь и разрушений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также в результате воздействия современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

- создание условий для быстрого восстановления производства и обеспечения жизнедеятельности населения субъекта РФ, нарушенных при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Комиссия субъекта РФ в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет:

- планирование и координацию разработки и проведения мероприятий по ПУФ организаций в условиях военного времени и в чрезвычайных ситуациях;

- рассмотрение разработанных исполнительными органами государственной власти субъекта РФ мероприятий по ПУФ организаций;

- рассмотрение исследовательских работ по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций;

- оценку реализации организациями мероприятий по повышению устойчивости их функционирования в военное время и чрезвычайных ситуациях;

- разработку предложений, направленных на ПУФ организаций, защиту персонала организаций и населения в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций, и представление их в Правительство субъекта РФ;

- взаимодействие с комиссиями по ПУФ организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ и организациями субъекта РФ;

- анализ выполнения в исполнительных органах государственной власти субъекта РФ и органах местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ мероприятий по ПУФ организаций, в том числе путем заслушивания должностных лиц и руководителей, представителей соответствующих комиссий по ПУФ;

- участие в сборах, учениях и тренировках и других плановых мероприятиях.

На комиссии муниципальных образований возлагаются следующие задачи:

- организация работы по ПУФ организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования;

- контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и при воздействии современных средств поражения вероятного противника в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

- оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

- организация исследований по вопросам устойчивости функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;

- проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

- обобщение данных и подготовка предложений вышестоящим органам управления и комиссиям по ПУФ по вопросам ПУФ экономики и для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений на работу в особом режиме (чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации);

- обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.

На комиссии организаций (учреждений, предприятий) возлагается:

- планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости их функционирования;

- планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника;

- обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

- ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств.

Председателями комиссий по ПУФ экономики назначаются заместители руководителей, курирующие промышленный комплекс (производство). Членами комиссий по ПУФ назначаются лица, ответственные за направления деятельности, обеспечивающие выполнение задач ПУФ. В составе комиссии могут формироваться подкомиссии и группы:

- по рациональному размещению производственных сил;

- по устойчивости топливно-энергетического комплекса, промышленного производства и транспортной системы;

- по устойчивости агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг;

- по устойчивости социальной сферы, управления и т.д.

В этом случае председателями подкомиссий и групп назначаются должностные лица, ответственные за вышеуказанные направления экономики (производства).

Планирование работы комиссии по ПУФ начинается с составления «Плана мероприятий по ПУФ экономики» (на 5 или 10 лет) с разбивкой мероприятий по каждому направлению. На основании данного плана составляются годовые планы работы, как комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план комиссии по ПУФ состоит из планов подкомиссий и общего плана, объединяющего перечень всех мероприятий.

Основные направления ПУФ экономики муниципального образования:

- обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;

- рациональное размещение производственных сил на территории муниципального образования;

- проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики;

- подготовка к работе отраслей экономики в военное время и в условиях ЧС;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики;

- подготовка системы управления экономикой в военное время и в условиях ЧС.

Основные направления ПУФ предприятий, учреждений и организаций (далее – организаций) следующие:

- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения и их жизнедеятельности;

- рациональное размещение производительных сил организаций на соответствующей территории;

- подготовка организаций к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению производства;

- подготовка системы управления для решения задач в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

 

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и экономики муниципальных образований в целом

Мероприятия по ПУФ муниципальных образований осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного и военного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время. Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики.

Выделяются два вида исследовательской работы по устойчивости:

- первый вид – специальные исследования, проводимые силами инженерно-технического персонала объектов и органами управления экономики;

- второй вид – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в общегосударственном масштабе (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга и являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости объектов экономики.

Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах ГО.

Эффективность подготовки организаций к устойчивому функционированию определяется при проведении специальных учений ГО и по защите от ЧС.

В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа.

I этап – исследовательский, на котором выявляются наиболее уязвимые места в деятельности объекта экономики, вырабатываются предложения по устранению выявленных уязвимых мест.

II этап – проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (эффективным видом проверки и оценки эффективности предполагаемых и/или реализованных мероприятий являются учения ГО и по защите от ЧС).

III этап – реализация обоснованных мероприятий по ПУФ.

Таким образом, исследование устойчивости функционирования организаций заключается во всестороннем изучении условий, которые могут сложиться в военное время или в условиях ЧС, определении их влияния на производственную деятельность. Цель исследования состоит в выявлении уязвимых мест в работе организаций в военное время и в условиях ЧС, выработке наиболее эффективных рекомендаций, направленных на повышение их устойчивости.

В дальнейшем рекомендации включаются в план мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций. Наиболее трудоемкие работы (строительство защитных сооружений, подземная прокладка коммуникаций и т.п.) выполняются заблаговременно. Мероприятия, не требующие длительного времени на их реализацию или выполнение которых в мирное время нецелесообразно, проводятся в период угрозы нападения противника.

Исследование устойчивости функционирования организаций проводится силами инженерно-технического персонала объекта экономики с привлечением соответствующих специалистов научно-исследовательских и проектных организаций. Обязательно учитываются результаты аналогичных исследований по ПУФ, проводимых по заданию органов государственной власти, и разработанные на их основе рекомендации.

Организатором и руководителем исследования устойчивости функционирования организации является руководитель организации.

 

Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время

1. Защита рабочих и служащих от поражающих факторов оружия массового поражения, которая достигается тремя основными способами:

- укрытием людей в защитных сооружениях гражданской обороны (убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях);

- рассредоточением рабочих и служащих и эвакуацией их семей;

- использованием средств индивидуальной защиты.

2. Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения достигается:

- при проектировании и строительстве – путем применения для несущих конструкций высокопрочных и легких материалов (сталей повышенной прочности, алюминиевых сплавов), для каркасных зданий – путем применения облегченных конструкций стенового заполнения и увеличения световых проемов за счет использования стекла, легких панелей из пластиков и других легкоразрушающихся материалов;

- при реконструкции существующих промышленных сооружений, так же, как и при строительстве новых, – путем применения облегченных междуэтажных перекрытий и лестничных маршей, усиления их крепления к балкам, использования легких, огнестойких кровельных материалов;

- при угрозе нападения противника – путем ввода в наиболее ответственных сооружениях дополнительных опор для уменьшения пролетов, усиления наиболее слабых узлов и отдельных элементов несущих конструкций.

Отдельные элементы, например, высокие сооружения (трубы, мачты, колонны, этажерки), закрепляются оттяжками, рассчитанными на нагрузки, создаваемые воздействием скоростного напора воздуха ударной волны. Устанавливаются бетонные или металлические пояса, повышающие жесткость конструкции.

3. Повышение надежности функционирования средств производства достигается:

- размещением тяжелого оборудования на нижних этажах;

- прочным закреплением станков на фундаментах, устройством контрфорсов, повышающих устойчивость станочного оборудования к действию скоростного напора ударной волны;

- размещением наиболее ценного и нестойкого к ударам оборудования в зданиях с повышенными прочностными характеристиками или в специальных защитных сооружениях, а более прочного ценного оборудования – в отдельно стоящих зданиях павильонного типа, имеющих облегченные и огнеупорные ограждающие конструкции, разрушение которых не повлияет на сохранность оборудования;

- созданием запасов наиболее уязвимых деталей и узлов технологического оборудования, а также изготовлением в мирное время защитных конструкций (кожухи, камеры, навесы, козырьки и т.п.) для защиты оборудования от повреждений при обрушении конструкций зданий;

- размещением производства отдельных видов продукции в филиалах путем замены вышедших из строя образцов оборудования другими, а также сокращения числа используемых типов станков и приборов.

4. Повышение надежности функционирования систем и источников энергоснабжения.

Устойчивость систем энергоснабжения организации повышается путем подключения ее к нескольким источникам питания, удаленным один от другого на расстояние, исключающее возможность их одновременного повреждения современными средствами поражения.

В организациях, имеющих тепловые электростанции, оборудуются приспособления для работы тепловых электростанций на различных видах топлива, принимаются меры по созданию запасов твердого и жидкого топлива, его укрытию и усилению конструкций хранилищ горючих материалов.

В сетях энергоснабжения проводятся мероприятия по переводу воздушных линий энергопередачи на подземные, а линий, проложенных по стенам и перекрытиям зданий и сооружений, на линии, проложенные под полом первых этажей (в специальных каналах).

При монтаже новых и реконструкции старых сетей устанавливаются автоматические выключатели, которые при коротких замыканиях и при образовании перенапряжений отключают поврежденные участки.

5. Повышение надежности функционирования систем и источников водоснабжения.

Водоснабжение организации более устойчиво и надежно, если организация питается от нескольких систем или от двух-трех независимых водоисточников, удаленных друг от друга на безопасное расстояние. Гарантированное снабжение водой может быть обеспечено только от защищенного источника с автономным и защищенным источником энергии. К таким источникам относятся артезианские и безнапорные скважины, которые присоединяются к общей системе водоснабжения организации.

Пожарные гидранты и отключающие устройства размещаются на территории, которая не будет находиться в зоне завалов в случае разрушения зданий и сооружений.

Применяются автоматические и полуавтоматические устройства, которые отключают поврежденные участки без нарушений работы остальной части сети.

6. Повышение надежности функционирования систем и источников газоснабжения.

Для обеспечения устойчивости снабжения организации газом предусматривается его подача в газовую сеть от газорегуляторных пунктов (газораздаточных станций). При проектировании, строительстве и реконструкции газовых сетей создаются закольцованные системы в каждой организации. На случай выхода из строя газорегуляторных пунктов и газораздаточных станций устанавливаются обводные линии (байпасы). Все узлы и линии устанавливаются, как правило, под землей. Для уменьшения пожарной опасности проводятся мероприятия, снижающие возможность утечки газа. На газопроводах устанавливаются автоматические запорные и переключающие устройства дистанционного управления, позволяющие отключать сети или переключать поток газа при разрыве труб непосредственно с диспетчерского пункта.

7. Повышение надежности функционирования систем и источников теплоснабжения.

Инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости систем теплоснабжения проводят путем защиты источников тепла и заглубления коммуникаций в грунт.

Тепловая сеть строится, как правило, по кольцевой системе, трубы отопительной системы прокладываются в специальных каналах. Запорные и регулирующие приспособления размещаются в смотровых колодцах, по возможности, на территории зданий и сооружений. На тепловых сетях устанавливается запорно-регулирующая аппаратура (задвижки, вентили и др.), предназначенная для отключения поврежденных участков.

8. Повышение надежности функционирования систем канализации.

Мероприятия по повышению устойчивости системы канализации разрабатываются раздельно для ливневых, промышленных и хозяйственных (фекальных) стоков. В организации оборудуется не менее двух выводов с подключением к городским канализационным коллекторам, а также устанавливаются выводы для аварийных сбросов неочищенных вод в прилегающие к организации овраги и другие естественные и искусственные углубления. Для сброса строятся колодцы с аварийными задвижками и устанавливаются на объектовых коллекторах с интервалом 50 м, по возможности, на незахламленной территории.

9. Повышение устойчивости функционирования организаций к воздействию светового излучения.

К числу специальных мероприятий по защите технологического процесса, проводимых в организации при угрозе нападения и в военное время, можно отнести следующие:

- защита от светового излучения открытых технологических установок, станков, ванн для промывки деталей и других аппаратов с горючими жидкостями и газами;

- уменьшение в цехах до технологически обоснованного минимума запасов смазочных масел, керосина, бензина, красок и других горючих веществ;

- изменение технологии, исключающее применение в производстве каких-либо огнеопасных или взрывоопасных веществ;

- удаление горючих материалов от оконных проемов;

- применение автоматических линий и средств тушения пожаров;

- устройство аварийных заглубленных емкостей для быстрого спуска из оборудования и технологических систем горючих жидкостей.

10. Надежность снабжения организаций материально-техническими ресурсами обеспечивается:

- установлением устойчивых связей с предприятиями-поставщиками, для чего подготавливаются запасные варианты производственных связей с предприятиями;

- дублированием железнодорожного транспорта автомобильным и речным (или наоборот) для доставки технологического сырья и вывоза готовой продукции;

- заблаговременной подготовкой складов для хранения готовой продукции, которую нельзя вывезти потребителям, изысканием возможности перехода на местные источники сырья и топлива;

- строительством филиалов за пределами крупных городов;

- созданием в организации запасов сырья, топлива, оборудования, материалов и комплектующих изделий (гарантийный запас всех материалов должен храниться по возможности рассредоточено, в местах, где меньше всего он может подвергнуться уничтожению при использовании современных средств поражения).

11. Подготовка к восстановлению нарушенного производства.

Готовность организации в короткие сроки возобновить выпуск продукции – важный показатель устойчивости ее функционирования.

В расчетах по восстановлению зданий и сооружений указываются характер разрушений (повреждения), перечень и общий объем восстановительных работ (стоимость, трудоемкость, сроки восстановления), потребность в рабочей силе, привлекаемые строительные подразделения объекта и обслуживающие объект организации, потребность в материалах, машинах и механизмах.

В расчетах по ремонту оборудования указываются вид оборудования и его количество, перечень ремонтно-восстановительных работ и их стоимость, необходимая рабочая сила, материалы и запасные части, сроки восстановления.

12. Повышение надежности и оперативности управления производством и гражданской обороной.

Для повышения устойчивости функционирования организаций в условиях военного времени необходимо:

- иметь пункты управления, обеспечивающие руководство мероприятиями по гражданской обороне и производственной деятельностью организации;

- размещать диспетчерские пункты, автоматическую телефонную станцию (далее – АТС) и радиоузел организации в наиболее прочных сооружениях;

- устраивать резервные электростанции для зарядки аккумуляторов АТС и питания радиоузла при отключении источника электроэнергии;

- дублировать питающие фидеры АТС и радиоузла;

- обеспечить надежность связи с органами ГОЧС муниципального образования, территориальными органами МЧС России, а также с аварийно-спасательными формированиями на объекте и в загородной зоне.

 

Факторы, влияющие на устойчивое функционирование организаций в чрезвычайных ситуациях

На устойчивое функционирование организаций в чрезвычайных ситуациях влияют следующие факторы:

- снижение риска аварий и катастроф;

- рациональное размещение отдельных производств на территории организации;

- повышение надежности инженерно-технического комплекса и подготовка организации к работе в условиях чрезвычайной ситуации;

- обеспечение надежной защиты персонала;

- повышение безопасности технологических процессов и эксплуатации технологического (технического) оборудования;

- подготовка к восстановлению нарушенного производства.

 

Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях

1. В целях повышения устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях проводятся следующие мероприятия:

- создаются и содержатся в постоянной готовности локальные системы оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

- организуется взаимодействие между организациями по осуществлению возможного (при необходимости) маневра ресурсами между ними;

- создается страховой фонд конструкторской, технологической, эксплуатационной документации;

- накапливаются и поддерживаются в готовности к использованию резервные источники питания;

- создаются запасы энергоносителей, сырья, строительных материалов, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования организаций в условиях прерванного материально-технического снабжения;

- производится подготовка к возможной эвакуации персонала и особо ценного оборудования;

- осуществляется подготовка к проведению инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты персонала и организации;

- ведется подготовка к проведению мероприятий, необходимых для жизнеобеспечения населения, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

2. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в организациях проводятся мероприятия, повышающие устойчивость их функционирования, в том числе осуществляется:

- снижение количества АХОВ, пожаро- и взрывоопасных материалов на производстве;

- подготовка защитных сооружений для защиты персонала от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- усиление технологической дисциплины и охраны организаций.

3. Организационными мероприятиями по заблаговременной разработке и планированию действий органов управления, сил и средств организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций являются:

- прогнозирование последствий возможных чрезвычайных ситуаций и определение размеров опасных зон вокруг организаций;

- подготовка руководящего состава к работе в особом режиме;

- создание комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций и организация их работы в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

- обучение производственного персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении аварийных ситуаций, локализации аварий и тушении пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенного производства;

- проверка готовности локальных систем оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

4. Инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и в целом производства, включают:

- создание в организациях систем автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнем загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;

- накопление фонда защитных сооружений гражданской обороны и повышение их защитных свойств в зонах возможных разрушений, радиационного загрязнения или химического заражения;

- обвалование емкостей для хранения легковоспламеняющихся жидкостей, устройство заглубленных емкостей для слива особо опасных веществ из технологических установок;

- дублирование источников энергоснабжения;

- защиту водных источников и контроль за качеством воды;

- герметизацию складов и холодильников в опасных зонах.

5. Специальные мероприятия по созданию благоприятных условий для проведения работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации аварий и их последствий включают:

- накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; создание на химически опасных объектах организаций запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;

- обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;

- разработку и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;

- накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений людей и животных;

- регулярное проведение учений и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях с органами управления, аварийно-спасательными формированиями и производственным персоналом организаций.

 

Организация работы по ПУФ на объектах (организациях)

Руководитель объекта (организации) на основании постановления главы муниципального образования или иного вышестоящего органа управления (по ведомственной подчиненности) по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций на территории муниципального образования (в части касающейся), издает приказ об организации работы по ПУФ своей организации в условиях военного времени и условиях ЧС. Приказом определяется структура, состав и задачи комиссии по ПУФ, утверждается Положение о комиссии, определяются группы специалистов для проведения исследовательской работы по определению состояния устойчивости предприятия.

Устойчивость работы объекта экономики определяется:

- обеспеченностью работающей смены и всего производственного персонала средствами защиты;

- прочностью и механической устойчивостью основных элементов объекта;

- бесперебойным снабжением объекта всеми видами энергией (электричеством, паром, газом и прочее), промышленной и питьевой водой, топливом, сырьем, комплектующими изделиями и т.д.;

- наличием плана перевода производства на особый режим работы с соответствующим материально-техническим обеспечением;

- степенью надежности управления производством в условиях военного времени;

- надежностью действия в военное время внешних производственных связей с заводами-комплектаторами и с заводами-потребителями;

- заблаговременной подготовкой объекта к первоочередному восстановлению производства в случае нанесения объекту слабых и средних, а в некоторых случаях и сильных разрушений при воздействии современных средств поражения.

Доведение устойчивости необходимо планировать до такого состояния, чтобы предприятие было способно выполнить установленное задание по выпуску продукции. При этом расчеты необходимо проводить с учетом того, что объект экономики будет находиться в зоне разрушений в соответствии с  СП 165.1325800.2014 «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90», утв. приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр (ред. от 24.10.2017).

После проведения исследовательских работ, в т.ч. учений, по определению состояния устойчивости функционирования предприятия, оформляется Протокол по устойчивости предприятия. Состояние устойчивости функционирования предприятия оценивается как «соответствует предъявляемым требованиям», «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям» и «не соответствует предъявляемым требованиям».

После оформления Протокола разрабатывается перспективный план повышения устойчивости функционирования предприятия. Перспективный план ПУФ предприятия должен разрабатываться на 5 или 10 лет.

Исходя из перспективного плана, разрабатываются ежегодные планы повышения устойчивости функционирования предприятия.

Материалы исследования анализируются, обобщаются и оформляются в Протоколе аттестации за год. Один экземпляр протокола хранится на предприятии, другой  представляется в администрацию муниципального образования и еще один – в Правительство субъекта РФ (через главное управление МЧС России по субъекту РФ).

Данные протоколов вносятся в реестр Территориального центра мониторинга субъекта РФ.

Комиссия по ПУФ экономики муниципального образования на основании Протоколов аттестации объектов экономики, ежегодно составляет и представляет главе муниципального образования доклад «О состоянии устойчивости функционирования муниципального образования и выполненных мероприятиях по повышению устойчивости за год». Копия доклада представляется в областную комиссию.

Примерный перечень документов комиссии по ПУФ организаций:

- приказ руководителя о создании комиссии и утверждении состава комиссии;

- положение о комиссии;

- функциональные обязанности на каждого члена комиссии;

- планы работы комиссии;

- протоколы заседания комиссии;

- материалы исследовательской работы по определению устойчивости функционирования организации (предприятия);

- протокол аттестации по устойчивости функционирования организации (предприятия);

- перспективный план повышения устойчивости;

- годовой план повышения устойчивости;

- план-график наращивания мероприятий по ПУФ организации (объекта);

- другие документы.

 

Список литературы:

1. Методические рекомендации по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны (утв. МЧС России 24.12.2016 N 2-4-71-78-11). Приложение 10.

2. Рекомендации по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований (муниципального района, городского округа) на территории Приволжского федерального округа. г. Нижний Новгород, 2009.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2019.

 

Другие статьи по теме
Категория: Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020)
Просмотров: 9120