Силы гражданской обороны на муниципальном уровне: основные задачи, порядок создания, обеспечения и применения
Главная » Статьи » Организация ГО

Силы гражданской обороны на муниципальном уровне: основные задачи, порядок создания, обеспечения и применения

Силы гражданской обороны муниципального образования формируются в соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Кроме указанных документов, обычно в субъектах РФ принимается постановление главы (правительства) субъекта РФ «О создании сил гражданской обороны и поддержании их в готовности к действиям», которое определяет основы создания, поддержания в готовности и применения сил гражданской обороны на территории субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований. Дополнительно в муниципальных образованиях принимаются постановления «О силах гражданской обороны муниципального образования». Иногда эти вопросы отражаются в постановлениях об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании.

К силам гражданской обороны муниципального образования относятся:

1) аварийно-спасательные формирования;

2) спасательные службы (службы гражданской обороны);

3) нештатные аварийно-спасательные формирования;

4) нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

 

Аварийно-спасательные формирования муниципального образования

Аварийно-спасательные формирования муниципального образования создаются:

- на постоянной штатной основе (профессиональные аварийно-спасательные формирования);

- на нештатной основе (нештатные аварийно-спасательные формирования);

- на общественных началах (общественные аварийно-спасательные формирования).

Профессиональные аварийно-спасательные формирования органа местного самоуправления муниципального образования создаются по решению органов местного самоуправления муниципального образования, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Профессиональные аварийно-спасательные формирования организаций создаются руководством организаций, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных формирований.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Организации создают нештатные аварийно-спасательные формирования из числа своих работников, поддерживают их в состоянии готовности в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999.

Органы местного самоуправления муниципального образования на своей территории вправе:

- определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

- организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

- вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществлять их учет;

- организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне представляют из себя формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления муниципального образования могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне на своей территории в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления муниципального образования в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:

- определяют организации, создающие нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- организуют поддержание в состоянии готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- организуют подготовку и обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации:

- создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- осуществляют обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются в соответствии с Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701.

 

Спасательные службы (службы гражданской обороны)

Спасательные службы (службы гражданской обороны) на территории муниципального образования создаются по решению органов местного самоуправления муниципального образования и организаций на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны). Организация и порядок их деятельности определяются создающими их органами муниципального образования и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах (службах гражданской обороны).

 

Основные задачи сил гражданской обороны муниципального образования

 

Для аварийно-спасательных формирований:

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- поддержание аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

- участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

- участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

- участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных формирований.

 

Для нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне:

- участие в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- участие в проведении мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления связи и оповещения, защиты животных и растений, автотранспортного обеспечения;

- участие в первоочередном жизнеобеспечении пострадавшего населения;

- оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

- участие в санитарной обработке населения, одежды, техники, продовольствия, воды, территорий;

- участие в организации подвижных пунктов питания, продовольственного и вещевого снабжения;

- прокладывание колонных путей и устройство проходов (проездов) в завалах;

- участие в локализации аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения аварийно-спасательных работ;

- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

- участие в обеспечении охраны общественного порядка;

- ремонт и восстановление дорог и мостов;

- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ;

- поддержание в готовности, ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий.

 

Для спасательных служб (служб гражданской обороны):

- оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты, обслуживание защитных сооружений;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам автотранспортного обеспечения;

- обеспечение проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения;

- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- защита сельскохозяйственных животных и растений, продукции животноводства и растениеводства, водоисточников и систем водоснабжения на объектах сельского хозяйства;

- иные специальные действия в целях выполнения основных задач в области гражданской обороны.

 

Порядок создания сил гражданской обороны муниципального образования

Силы гражданской обороны муниципального образования создаются органами местного самоуправления муниципального образования и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оснащение формирований осуществляется в соответствии с нормами оснащения (табелизации) формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утверждаемыми руководителями, их создающими, в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701, и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны.

Функции, полномочия и порядок функционирования сил гражданской обороны муниципального образования определяются положениями о них.

 

Применение сил гражданской обороны муниципального образования

Применение сил гражданской обороны заключается в их привлечении к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе возникших вследствие вооруженных конфликтов, и проведению мероприятий по гражданской обороне.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения) осуществляется в три этапа:

- первый этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших и подготовка группировки сил и средств к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;

- второй этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировкой сил и средств аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

- третий этап – завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, вывод группировки сил аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Содержание аварийно-спасательных работ включает в себя:

- разведку зоны чрезвычайной ситуации и участков (объектов) работ и маршрутов выдвижения к ним;

- локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках (объектах) работ;

- поиск пораженных (пострадавших) и спасение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов;

- вскрытие разрушенных, поврежденных, заваленных защитных сооружений, подвальных помещений и спасение находящихся в них людей;

- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

- оказание первой, доврачебной, первой врачебной помощи пораженным (пострадавшим) и эвакуация их в лечебные учреждения;

- вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

- дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию специальной техники, транспорта, участков местности и дорог, зданий и сооружений;

- санитарную обработку людей, дегазацию, дезинфекцию, дезинсекцию обмундирования, снаряжения, одежды и средств защиты;

- обеззараживание продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных.

Другие неотложные работы, проводимые в интересах аварийно-спасательных работ и первоочередного обеспечения жизнедеятельности населения, включают:

- локализацию аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;

- укрепление или обрушение (разборка) поврежденных конструкций, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;

- восстановление поврежденных участков коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, сооружений и объектов первоочередного обеспечения жизнедеятельности населения;

- прокладывание колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках;

- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия в них работающих смен подразделений (формирований) в случае повторного нанесения противником удара с применением современных средств поражения.

Планирование применения сил гражданской обороны осуществляется заблаговременно, на этапе их создания. Результаты планирования применения сил гражданской обороны отражаются в плане гражданской обороны и защиты населения (планах гражданской обороны).

 

Поддержание в готовности сил гражданской обороны муниципального образования

Подготовка и обучение личного состава сил гражданской обороны муниципального образования осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, документами организаций, создающих силы гражданской обороны.

Поддержание в постоянной готовности сил гражданской обороны муниципального образования обеспечивается:

- поддержанием профессиональной подготовки личного состава подразделений (формирований) на уровне, обеспечивающем выполнение установленных задач;

- поддержанием в исправном состоянии специальных техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов;

- планированием и проведением занятий и мероприятий оперативной подготовки (тренировок, учений).

Контроль за уровнем готовности сил гражданской обороны муниципального образования осуществляется органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании – муниципальным казенным учреждением «Управление по делам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций» муниципального образования, в ходе плановых мероприятий по проверке готовности и мероприятий оперативной подготовки в соответствии с планом основных мероприятий муниципального образования в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Обеспечение деятельности сил гражданской обороны муниципального образования

Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны муниципального образования осуществляется за счет финансовых средств организаций, их создающих, с учетом положений статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения сил гражданской обороны муниципального образования, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны муниципального образования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 27.04.2000 N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2019.

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (09.09.2020)
Просмотров: 25