Главная » Статьи » Организация ГО |
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", другими нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны и определяет организационные основы, задачи, содержание основных мероприятий, схему управления, состав сил и средств гражданской обороны, порядок организации и ведения гражданской обороны в организации (в учреждении, на предприятии) (далее по тексту – организация). 1.2. Подготовка к ведению гражданской обороны в организации заключается в планировании и заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников, материальных и культурных ценностей организации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. 1.3. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении запланированных мероприятий по защите работников, материальных и культурных ценностей организации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. 1.4. Порядок, объемы и сроки проведения мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны в организации определяются руководителем организации и вышестоящим органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и территориальным органом МЧС России. Указанная информация содержится в Плане гражданской обороны организации, который согласовывается с вышестоящими органами управления гражданской обороны. 1.5. Организация (независимо от организационно-правовой формы) в целях решения задач в области гражданской обороны создает и содержит силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планирует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне. 1.6. В организации могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), задачи, функции, организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах. Вид и количество создаваемых в организации спасательных служб определяются заблаговременно в зависимости от характера и объема запланированных мероприятий по гражданской обороне и наличия соответствующей материально-технической базы и кадров для их создания. 1.7. Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в организациях, а также контроль в этой области осуществляются территориальными органами МЧС России. 1.8. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителем организации заблаговременно в мирное время создается эвакуационная комиссия. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителем организации или его заместителем. Деятельность эвакуационной комиссии регламентируется положением об эвакуационной комиссии, утверждаемым соответствующим руководителем гражданской обороны. 1.9. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают руководители гражданской обороны органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны. 1.10. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, организуется сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею. Сбор и обмен информацией осуществляются органами местного самоуправления, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности. 1.11. Руководитель организации, являющийся по должности начальником гражданской обороны организации, несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в своей организации.
2. Основные задачи организации в области гражданской обороны
2.1. В соответствии с приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" основными задачами организации в области гражданской обороны являются: 1) подготовка населения (работников) в области гражданской обороны; 2) оповещение населения (работников) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; 3) эвакуация населения (работников и членов их семей), материальных и культурных ценностей организации в безопасные районы; 4) предоставление населению (работникам) средств индивидуальной и коллективной защиты; 5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; 6) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения (работникам) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (при наличии такого задания); 7) борьба с пожарами; 8) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (при наличии такого задания); 9) санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий (при наличии такого задания); 10) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (при наличии такого задания); 11) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время (при наличии такого задания); 12) срочное захоронение трупов в военное время (при наличии такого задания); 13) обеспечение устойчивого функционирования организации при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; 14) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны организации. 2.2. Для решения специализированных задач организацией формируются и оснащаются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) и нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). 2.3. Конкретные задачи организации в области гражданской обороны определяются вышестоящим органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и территориальными органами МЧС России в зависимости от категории организации по гражданской обороне, численности работников, вида производственной деятельности, возможностей выполнения определенных задач в области гражданской обороны, наличия НФГО, НАСФ и т.д.
3. Основные мероприятия по выполнению задач в области гражданской обороны
3.1. Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: 1) по подготовке населения в области гражданской обороны: - разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области гражданской обороны; - осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; - создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; - пропаганда знаний в области гражданской обороны. 2) по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - создание и совершенствование системы оповещения работников; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности; - установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; - сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею. 3) по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: - организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей; - подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; - разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений); - создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава. 4) по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: - поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; - разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; - строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; - накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; - разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки. 5) по световой и другим видам маскировки: - определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке; - разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке; - проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. 6) по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне; - создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны; - создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ. 7) по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: - создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны. 8) по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению): - организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения); - введение режимов радиационной защиты организаций; - создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в составе сил гражданской обороны постов радиационного и химического наблюдения; - обеспечение сил гражданской обороны средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля; - создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных). 9) по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: - создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны; - организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время; - заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов. 10) по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций: - создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны; - осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения; - усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра. 11) по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: - обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий; - создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации; - создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; - создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; - создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги. 12) по срочному захоронению трупов в военное время: - создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями. 13) по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время; - разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства; - планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время; - заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса; - создание страхового фонда документации; - повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения. 14) по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны: - создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием; - проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; - определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием.
4. Управление гражданской обороной в организации
4.1. Общее руководство гражданской обороной в организации осуществляет ее руководитель, являющийся по должности начальником гражданской обороны организации. 4.2. Рабочими органами управления гражданской обороной в организации являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создание (назначение) которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций». При необходимости могут создаваться штаб гражданской обороны, эвакуационная комиссия, комиссия по повышению устойчивости функционирования организации в военное время и условиях чрезвычайных ситуаций. 4.3. Структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны в своих организациях, выполняют следующие функции: а) в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне: - организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны; - осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (при наличии); - организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах; - разрабатывают проекты локальных документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны; - формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций; - ведут учет защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием; - организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время; - организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; - организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; - организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций; - организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций; - организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности; - планируют и организуют подготовку по гражданской обороны руководителей структурных подразделений организации; - организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учет; - участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ; - организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке; - формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне; - организуют контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны; - вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны; - привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации. б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне: - организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся; - организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. 4.4. На должность уполномоченного работника по гражданской обороне в организации назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны. Уполномоченный работник по гражданской обороне назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством РФ. В организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне, кандидатура уполномоченного работника по гражданской обороне согласовывается с органами МЧС, органами управления ГО и ЧС местных администраций и вышестоящих органов управления (по отраслевой подчиненности). Уполномоченный работник по гражданской обороне подчиняется непосредственно руководителю организации – начальнику гражданской обороны объекта. Обязанности уполномоченного работника по гражданской обороне могут выполняться на штатной или нештатной основе. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации, что закрепляется приказом руководителя организации. Соответствующие записи вносятся в должностную инструкцию работника. 4.5. В организации может создаваться штаб гражданской обороны, являющийся нештатным рабочим органом при начальнике гражданской обороны организации. Штаб формируется из числа руководящего состава организации. В его состав входят: начальник штаба (обычно это уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны в организации), заместители начальника штаба, председатель эвакуационной комиссии, председатель комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, руководители спасательных служб гражданской обороны организации. Состав штаба и функциональные обязанности его членов утверждает руководитель гражданской обороны организации по представлению начальника штаба гражданской обороны.
5. Планирование мероприятий по решению задач гражданской обороны
5.1. Планирование мероприятий гражданской обороны осуществляется с целью обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы организации в военное время, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. 5.2. В организации разрабатываются и ежегодно уточняются: - план гражданской обороны организации; - план основных мероприятий по гражданской обороне; - план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации; - план эвакуации организации. 5.3. План гражданской обороны организации определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению системы гражданской обороны организации в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 5.4. Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны определяется МЧС России. В Плане гражданской обороны должны быть четко и ясно изложены задачи гражданской обороны, решение начальника организации на их выполнение; определены силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; установлен порядок действий должностных лиц при решении задач гражданской обороны как в условиях внезапного нападения противника, так и при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны. 5.5. План основных мероприятий по гражданской обороне на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления. Организация, находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывает план гражданской обороны с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. 5.6. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
----------------------------------------- Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки). Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Код публикации: 18.11. Другие статьи по теме | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019) | |
Просмотров: 3728 |