Главная » Статьи » Организация ГО |
Гражданская оборона (ГО) на региональном уровне (в субъекте РФ) организуется и ведется на всей территории субъекта РФ в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами РФ и субъекта РФ в области ГО. Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории субъекта РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Ведение ГО заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории субъекта РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Порядок проведения, объемы и сроки проведения мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО определяются МЧС России и Правительством субъекта РФ в рамках разграничения сфер деятельности и полномочий. Органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм (далее – организации) в целях решения задач в области ГО, в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций субъекта РФ несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
Задачи в области ГО Основными задачами в области ГО являются: - подготовка населения в области ГО; - оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; - санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; - восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - срочное захоронение трупов в военное время; - обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Мероприятия по гражданской обороне Органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области ГО, в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями планируют и осуществляют мероприятия: 1. По подготовке населения в области ГО: - нормативно-методическое обеспечение функционирования единой системы подготовки населения в области ГО и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - планирование и осуществление подготовки населения в области ГО; - создание, оснащение, организация деятельности и всестороннего обеспечения функционирования образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) должностных лиц и работников ГО, а также курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; - создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки работников организаций в области ГО; - организация и осуществление пропаганды знаний в области ГО. 2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: - создание и поддержание системы централизованного оповещения населения в постоянной готовности, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; - создание локальных систем оповещения; - установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации. 3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: - организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; - подготовка районов размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечение, подготовка мест хранения материальных и культурных ценностей; - подготовка транспортных средств для обеспечения проведения эвакомероприятий; - создание, подготовка и организация деятельности эвакуационных органов. 4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: - строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений ГО и их систем жизнеобеспечения; - приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное положение заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; - подготовка в мирное время и строительство при переводе ГО с мирного на военное положение недостающих быстровозводимых защитных сооружений ГО с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; - обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО; - накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; - обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; - приспособление в мирное время метрополитена для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений ГО и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения. 5. По световой и другим видам маскировки: - определение перечня объектов, подлежащих маскировке; - разработка планов комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки; - проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне. 6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание, оснащение и подготовка в области ГО необходимых сил и средств ГО, а также планирование их действий; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - организация взаимодействия сил ГО с Вооруженными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также специальными формированиями, создаваемыми в военное время. - учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области ГО, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. 7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения (медицинское обеспечение, обеспечение жильем, продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами); - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами; - предоставление населению коммунально-бытовых и иных услуг; - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; - проведение лечебно-эвакуационных мероприятий; развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне, организация ее энерго- и водоснабжения; - организация оказания населению всех видов медицинской помощи; - определение численности населения, оставшегося без жилья; - инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения; - размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда; - предоставление населению информационно-психологической поддержки. 8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: - создание необходимых противопожарных сил, их оснащение и подготовка в области ГО; - организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время; - организация тушения пожаров в военное время на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне. 9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению): - создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории субъекта РФ (независимо от организационно-правовой формы), имеющих специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения); - введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; - совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической обстановкой, в том числе за степенью зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами. 10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: - заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов; - создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области ГО; - планирование и организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий. 11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО; - восстановление и поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации населения; - осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка; - усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра. 12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: - обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий; - создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения; - создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; - создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; - создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения. 13. По срочному захоронению трупов в военное время: - заблаговременное в мирное время определение мест возможных захоронений; - создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций; - оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших; - организация санитарно-эпидемиологического надзора. 14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание и организация работы в мирное и военное время в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления и организациях, расположенных на территории субъекта РФ, комиссий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики; - рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий ГО; - разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения; - разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО; - планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время; - заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса; - создание территориального страхового фонда документации; - осуществление модернизации технологических процессов, направленной на снижение ущерба производственным фондам при воздействии на них поражающих факторов современных средств поражения. 15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО: - создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием; - подготовка сил ГО, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; - разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннего обеспечения их действий.
Управление ГО в субъекте РФ Гражданская оборона в субъекте РФ организуется по территориально-производственному принципу. Руководитель ГО субъекта РФ – Глава администрации субъекта РФ осуществляет руководство гражданской обороной в субъекте РФ через территориальный орган МЧС России по субъекту РФ. Руководство гражданской обороной в муниципальных образованиях субъекта РФ осуществляют главы органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ. Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют руководители этих организаций. В целях организации и ведения ГО руководители ГО соответствующих уровней издают приказы руководителей ГО. Приказы руководителей ГО в пределах их компетенции обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами. Руководители ГО осуществляют руководство гражданской обороной через соответствующие органы повседневного управления гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, спасательные службы, эвакуационные органы и комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций субъекта РФ в военное время. Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами ГО, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области ГО осуществляют на межрегиональном и региональном уровнях – органы повседневного управления (центры управления в кризисных ситуациях), находящиеся в ведении МЧС России (в порядке, установленном МЧС России). Органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта РФ, являются: - территориальный орган МЧС России по субъекту РФ; - структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области ГО; - структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ. Начальник территориального органа МЧС России по субъекту РФ, является по должности первым заместителем руководителя ГО субъекта РФ и имеет право отдавать от его имени распоряжения по вопросам ГО. Полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и организаций в области ГО определяются в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами РФ и субъекта РФ. Для подготовки руководящего состава и специалистов по гражданской обороне в субъекте РФ создаются специализированные образовательные учреждения – учебно-методические центры по гражданской обороне: - Государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ"; - учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям муниципальных образований субъекта РФ. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами исполнительной власти субъекта РФ и организациями заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта РФ и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО. В целях проведения технического обслуживания, ремонта и поддержания в состоянии готовности защитных сооружений ГО, накопления, хранения и обслуживания имущества ГО органами исполнительной власти (Правительством) субъекта РФ создаются соответствующие специализированные предприятия. Указанные предприятия являются юридическими лицами, функционируют в соответствии с законодательством субъекта РФ. Территориальный орган МЧС России по субъекту РФ, руководит их деятельностью в пределах предоставленных ему органами исполнительной власти (Правительством) субъекта РФ полномочий. Для решения задач ГО, реализуемых на территории субъекта РФ, создаются силы ГО. В состав сил ГО субъекта РФ входят подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Порядок создания, оснащения, подготовки и применения аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, регламентируется нормативно-правовыми актами РФ и субъекта РФ. На территории субъекта РФ создаются спасательные службы субъекта РФ, муниципальных образований субъекта РФ и организаций. Решение о создании спасательных служб субъекта РФ принимают органы исполнительной власти (Правительство) субъекта РФ, в муниципальных образованиях субъекта РФ – главы органов местного самоуправления, в организациях – руководители организаций. По решению руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций создаются спасательные службы: убежищ и укрытий, медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие спасательные службы. Спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств ГО, предназначенных для всестороннего обеспечения мероприятий по гражданской обороне и действий аварийно-спасательных формирований, а также выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Методическое руководство созданием спасательных служб осуществляет МЧС России. Вид и количество спасательных служб определяются в зависимости от характера и объема выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач, а также наличия соответствующей базы для их создания. Задачи, организация и функции спасательных служб определяются соответствующими положениями о спасательных службах. Положение о спасательной службе субъекта РФ разрабатывается и подписывается руководителем соответствующей спасательной службы и утверждается руководителем ГО субъекта РФ после согласования с территориальным органом МЧС России по субъекту РФ. Положение о спасательной службе муниципального образования субъекта РФ согласовывается с территориальным органом МЧС России по субъекту РФ, руководителем соответствующей спасательной службы субъекта РФ и утверждается руководителем ГО муниципального образования субъекта РФ. Положение о спасательной службе организации утверждается руководителем ГО организации. Инструкции и указания региональных спасательных служб по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями, окружными, районными службами и службами организаций. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории субъекта РФ в соответствии с планами ГО и защиты населения создается группировка сил ГО в составе. Для выполнения задач в области ГО решением органов исполнительной власти (Правительства) субъекта РФ могут привлекаться расположенные на территории субъекта РФ специализированные аварийно-спасательные формирования, медицинские учреждения, строительно-монтажные организации независимо от их организационно-правовых форм. Участие добровольных организаций аттестованных спасателей в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется под руководством органов, осуществляющих управление гражданской обороной. Для выполнения задач ГО на территории субъекта РФ в порядке, определяемом Президентом РФ, могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований. Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ принимают Глава администрации субъекта РФ и руководители организаций в отношении созданных ими сил ГО. Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне, порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, порядок подготовки населения в области ГО, порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяются Правительством РФ и органами исполнительной власти (Правительством) субъекта РФ в части, касающейся реализации установленных федеральным законодательством полномочий в области ГО. Перевод ГО субъекта РФ с мирного на военное время осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне и своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время на территории субъекта РФ организуются сбор и обмен информацией в области ГО (далее – информация). Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Для осуществления управления гражданской обороной органы исполнительной власти субъекта РФ и организации в соответствии с полномочиями в области ГО создают и поддерживают в постоянной готовности систему управления гражданской обороной – совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.
Планирование в области ГО Ведение ГО на территории субъекта РФ осуществляется в соответствии с планом ГО и защиты населения субъекта РФ, планами ГО и защиты населения муниципальных образований субъекта РФ и планами ГО организаций. Планы ГО и защиты населения (планы ГО) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению ГО в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов ГО) определяется МЧС России.
Планирование и финансирование Нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО осуществляются МЧС России, и его территориальными органами, уполномоченными на решение задач ГО. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта РФ является расходным обязательством субъекта РФ. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями независимо от организационно-правовых форм, осуществляется за счет средств организаций.
Литература: 1. Методические рекомендации по разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов субъекта РФ в области гражданской обороны (утв. МЧС России 24.12.2016 N 2-4-71-78-11). 2. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне". 3. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".
----------------------------------------- Публикация актуальна на 21.03.2019 (дата последней сверки). Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Код публикации: 18.08. Другие статьи по теме | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (31.03.2019) | |
Просмотров: 2220 |