Структура и порядок оформления паспортов систем оповещения населения и потенциально-опасных объектов
Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация

Структура и порядок оформления паспортов систем оповещения населения и потенциально-опасных объектов

Оформление паспортов систем оповещения населения и потенциально-опасных объектов осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах РФ и потенциально-опасных объектов» (утв. МЧС России 14.12.2018 N 2-4-71-30-33)[1]. Документ предназначен для органов управления РСЧС, территориальных органов МЧС России, подразделений и организаций, в ведении которых находятся вопросы по созданию, совершенствованию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Методические рекомендации с приложениями достаточно объемны, поэтому полностью опубликовать их на страницах журнала не представляется возможным.[2] Для наших читателей мы публикуем краткое содержание документа.

 

Список используемых сокращений

АРМ – автоматизированное рабочее место

ГО – гражданская оборона

ДДС – дежурно-диспетчерская служба

ЕДДС – единая дежурно-диспетчерская служба

ЗПУ – запасной пункт управления

КСЭОН – комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

ЛСО – локальная система оповещения

МСО – муниципальная система оповещения

ОКСИОН- общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

ПОО – потенциально-опасный объект

РАСЦО – региональная автоматизированная система централизованного оповещения

РСО – региональная система оповещения

РСЧС- единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РТУ- радиотрансляционный узел

РФ – Российская Федерация

СО – система оповещения

СОУЭ – система оповещения и управления эвакуацией

ЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях

ЧС – чрезвычайная ситуация

ЭТО – эксплуатационно-техническое обслуживание

 

Основные понятия

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите

Система оповещения ГО – организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и речевой информации.

Сигнал оповещения ГО – сигнал, передаваемый в системе управления гражданской обороной и являющийся командой для проведения мероприятий силами гражданской обороны, а также для применения населением средств и способов защиты.

Система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – это организационно-техническое объединение сил и технических средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Системы оповещения создаются на региональном уровне – региональная система оповещения (на территории субъекта РФ), на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории муниципального образования), на объектовом уровне – локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – КСЭОН) элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющая собой комплекс аппаратно-программных и технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

ОКСИОН – организационно-техническая система, объединяющая аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Локальная система оповещения – организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи, обеспечивающая доведение сигналов и экстренной информации оповещения до органов управления и сил ГО, РСЧС и населения в зоне ее действия.

 

Общие положения

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения входят в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО по выполнению задачи оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

- руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ;

- ГУ МЧС России по субъекту РФ;

- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

- ЕДДС муниципальных образований;

- специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (при-влекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории субъекта РФ, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

- ДДС организаций, эксплуатирующих ПОО;

- населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

- населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

- руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей ПОО и объектового звена РСЧС;

- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

- руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

- населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Согласно Указа Президента РФ от 13 ноября 2012 года N 1522 на территории РФ (в том числе на региональном, муниципальном и объектовом уровнях) созданы и функционируют комплексные системы экстренного оповещения населения (далее – КСЭОН). Основной задачей КСЭОН являются:

- экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС достоверной информации об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

- экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

- экстренное оповещение органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.

КСЭОН включается (интегрируется) в состав соответствующих региональных (местных) систем оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:

- сети электрических и электронных сирен;

- сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

- сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

- радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);

- сети уличной звукофикации;

- сети кабельного телевидения;

- сети подвижной радиотелефонной связи;

- сети связи общего пользования;

- мобильные средства оповещения.

Целью ОКСИОН является информирование граждан о ЧС и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий, а также подготовка населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка. Для достижения этой цели ОКСИОН решает задачи повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности, повышения оперативности информирования населения о ЧС, повышения уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, повышения эффективности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения, организации наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей

В целях выработки единых подходов к учету состояния систем оповещения сотрудниками ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" совместно с МЧС России разработаны вышеупомянутые «Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах РФ и потенциально-опасных объектов» (далее – Методические рекомендации). Документ определяет порядок разработки и ведения паспортов систем оповещения населения в субъектах РФ и ПОО (далее – паспортов) в системе РСЧС и ГО.

Основной задачей разработки методических рекомендаций является создание и применение единых электронных документов – паспортов, предназначенных для информационной поддержки органов государственной власти и организаций (предприятий, объектов) всех уровней при угрозе возникновения или возникновении ЧС, решения вопросов их предупреждения, в том числе предотвращения и уменьшения вероятности возможных потерь среди населения или ущербу их здоровью, разрушений в случае их возникновения, а также вторичных поражающих факторов, создания информационной базы, обеспечивающей оперативное принятие решений при выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС.

Паспорта дополнительно могут использоваться в качестве отчетных документов представляемых при проведении надзорных функций территориальными органами МЧС России по проверке и оценке функциональных, региональных (муниципальных, объектовых) подсистем РСЧС, подготовке руководителей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) на региональном, муниципальном и объектовом уровнях, являясь для них источником информации о состоянии готовности систем оповещения, а также планирования действий органов управления и сил РСЧС, организации подготовки и обеспечения их деятельности.

В Методических рекомендациях изложены основные положения и разъяснения по организации разработки и корректировки паспортов. Настоящий материал следует применять, учитывая особенности возникновения рисков ЧС, характерных для определенных территорий (объектов) и структуры построения систем оповещения населения. Необходимо вести постоянную работу по дальнейшему совершенствованию организации работы с паспортами и качества сведений, содержащихся в них.

 

Состав и структура паспорта системы оповещения населения субъекта РФ, муниципального образования и потенциально-опасного объекта

Паспорта разрабатываются на региональном (субъекты РФ), муниципальном (муниципальные районы, городские округа, городские округа внутригородской территории города федерального значения, городские поселения, сельские поселения, муниципальные округа внутригородской территории города федерального значения, сельские населенные пункты) и объектовом уровнях (потенциально опасные объекты).

Паспорт региональной (муниципальной) системы оповещения населения состоит из следующих разделов (форма паспорта системы оповещения населения регионального и муниципального уровня приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям[3]):

1. Охват населения.

2. Техническая характеристика РСО.

3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО).

4. Стоимость эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения РСО в год (тыс. руб.).

5. Задолженность за ЭТО перед организациями, (проводящими ЭТО за предыдущий год) (тыс. руб.).

При заполнении форм паспорта безопасности территории допускается включать дополнительную информацию с учетом особенностей данной территории.

Первый раздел паспорта содержит данные об охвате населения на отдельных территориях, различными типами технических средств оповещения, в зонах действия локальных систем оповещения, комплексных систем экстренного оповещения, объектовых систем оповещения в местах массового пребывания людей, на основании официальной информации, поступающей от структурных подразделений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объектов, предприятий и организаций связи, теле- и радиовещания.

Второй раздел паспорта содержит данные о технических характеристиках систем оповещения населения, типах и состоянии готовности технических средств оповещения, их размещении на объектах, использовании каналов телевидения и радиовещания, наличия резервов (предоставляются органами управления РСЧС и организациями).

В третьем, четвертом и пятом разделах приводятся сведения об организации эксплуатационно-технического обслуживании технических средств оповещения на основании заключенных договоров со специализированными организациями на выполнение работ, выделенных финансовых средствах из бюджетов субъекта (муниципального образования). Паспорт локальной системы оповещения состоит из следующих разделов (форма паспорта приведена в приложении N 2 к Методическим рекомендациям):

1. Охват населения.

2. Техническая характеристика ЛСО.

3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО).

Первый раздел паспорта содержит данные об охвате населения в зоне действия локальной системы оповещения, в том числе с использованием официальной информации, поступающей от структурных подразделений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объектов, предприятий и организаций связи, теле- и радиовещания.

Второй раздел паспорта содержит данные о технических характеристиках системы оповещения, типах и состоянии готовности технических средств оповещения, их размещении на объектах, использовании каналов телевидения и радиовещания, наличия резервов (предоставляются органами управления РСЧС и организациями).

Третий раздел паспорта содержит сведения об организации эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения на основании заключенных договоров со специализированными организациями на выполнение работ.

Каждый из разработанных паспортов должен соответствовать установленной структуре, при разработке паспорта в случае необходимости могут вноситься дополнения (изменения) с учетом особенностей данной территории.

 

Организация разработки и оформления паспорта системы оповещения населения в субъекте РФ, муниципальном образовании и потенциально-опасном объекте

Разработка паспорта (внесение изменений) осуществляется на основании распорядительных документов субъекта РФ (органа местного самоуправления, руководителя объекта): нормативного документа субъекта РФ, органа местного самоуправления муниципального образования, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект о вводе системы оповещения в эксплуатацию, в том числе в котором указываются сроки разработки паспорта, а также должностные лица, ответственные за разработку паспорта

Паспорт системы оповещения населения разрабатывается (уточняется):

- в субъекте РФ – постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- в муниципальном образовании – постоянно действующим органом управления или должностным лицом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления;

- на объекте – должностным лицом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органе местного самоуправления.

Разработанные паспорта подписываются уполномоченными должностными лицами (председателем КЧС и ПБ) субъекта РФ (органа местного самоуправления, объекта) и направляются для согласования и контроля состояния, дальнейшего учета и обобщения в установленном порядке:

- субъект РФ – в территориальный орган МЧС России по субъекту РФ;

- муниципальное образование – в территориальный орган МЧС России по субъекту РФ;

- объекты – в территориальный орган МЧС России по субъекту РФ и в постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органе местного самоуправления на территории которого он размещен.

Объекты, зона действия ЛСО или комплексной системы экстренного оповещения которого распространяется на несколько муниципальных образований, направляют копии паспортов в территориальный орган МЧС России по субъекту РФ и в части касающейся, в каждое соответствующее муниципальное образование.

Внесение изменений (при необходимости) в паспорта систем оповещения населения осуществляется по состоянию на 31 декабря прошедшего года к 1 февраля текущего года.

Копии актуализированных паспортов направляются в вышестоящий орган управления РСЧС.

Внесение фактических данных в паспорта осуществляется на основании данных технических проектов, официальных данных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, актов проверок технического состояния и иных документов. Оригинал паспорта и подтверждающие документы, на основании которых в него вносились данные, хранятся в уполномоченных органах управления в установленном порядке.

 

Источник:  журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 8/2019.

 

[1] Разосланы письмом МЧС России от 17.12.2018 N 91-3016-33 "О методических рекомендациях".

[2] Полный текст рекомендаций со всеми приложениями можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ в разделе «Документы по ГО и ЧС» (подраздел «Методические материалы).

[3] Из-за большого объема приложения не приводятся. Повторим, что полный текст рекомендаций со всеми приложениями можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ в разделе «Документы по ГО и ЧС» (подраздел «Методические материалы).

 

Другие статьи по теме
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (04.06.2020)
Просмотров: 51