Примерное положение о порядке проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация

Примерное положение о порядке проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и определяет:

а) цели, основные принципы и требования по организации планирования, всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий, порядок проведения эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) порядок эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

в) состав и задачи эвакуационных органов, а также обязанности и ответственность органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц за подготовку и осуществление эвакуационных мероприятий.

 

1. Общие положения, основные принципы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей

 

1.1 Эвакуационные мероприятия включают в себя следующие понятия:

а) эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечению эвакуированных в районе размещения. Эвакуация населения проводится в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных техногенными авариями и стихийными бедствиями, а также при наличии достоверных данных, указывающих на высокую вероятность их возникновения в ближайшее время. Цель эвакуации - удаление населения из зоны действия поражающих факторов;

б) зона временного отселения - территория, откуда при угрозе или во время возникновения чрезвычайной ситуации эвакуируется или временно выселяется население в целях его безопасности;

в) безопасный район - территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты экономики и иного назначения, подготовленная для размещения населения, эвакуируемого из зоны бедствия или зоны чрезвычайной ситуации;

г) жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимальных условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуированных.

1.2. В зависимости от обстановки различают два режима функционирования эвакуационных органов:

а) режим повседневной деятельности - функционирование в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) чрезвычайный режим - функционирование при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Решение о введении того или иного режима функционирования эвакуационных органов принимается распоряжением председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города.

1.3. В зависимости от масштабов развития чрезвычайной ситуации и численности эвакуируемого населения эвакуация может быть локальной или местной.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если возникла локальная или местная чрезвычайная ситуация и зона возможного воздействия поражающих факторов ограничена пределами отдельных городских микрорайонов, при этом численность эвакуируемого населения составляет от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуированные размещаются в не пострадавших районах города.

Местная эвакуация проводится в том случае, если возникла территориальная чрезвычайная ситуация и в зону опасности попадает городское муниципальное образование. При этом численность эвакуируемого населения может составить от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается в безопасных районах субъекта РФ.

1.4. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация населения подразделяется на упреждающую и экстренную.

Упреждающая эвакуация населения проводится из опасных районов при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. При ее осуществлении население должно быть удалено из зон возможного действия поражающих факторов до возникновения запроектной техногенной аварии или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация проводится из опасных районов в случае возникновения чрезвычайной ситуации. При этом вывоз (вывод) населения из зоны возможного поражения осуществляется до начала воздействия на людей поражающих факторов.

1.5. В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, эвакуационные мероприятия подразделяются на общую эвакуацию и частичную эвакуацию.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов, - нетрудоспособное население, дети дошкольного возраста, учащиеся школ и средних учебных заведений.

1.6. Основными целями планирования и проведения эвакуационных мероприятий являются:

а) снижение вероятных потерь населения;

б) защита от уничтожения, хищения или повреждения материальных и культурных ценностей.

1.7. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании эвакуационных органов в различных режимах, являются:

а) при режиме повседневной деятельности:

- разработка документов, плана проведения эвакуационных мероприятий;

- учет населения, попадающего в опасные зоны при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- определение маршрутов эвакуации;

- разработка вопросов транспортного, дорожного, технического, материального, медицинского, противохимического обеспечения, охраны общественного порядка, снабжения продуктами питания, предметами первой необходимости при проведении эвакуационных мероприятий;

- поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки эвакуационных органов, автоколонн к эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях;

- организация взаимодействия всех звеньев, участвующих в проведении эвакуационных мероприятий или обеспечивающих их проведение;

- подготовка эвакуационных органов всех уровней;

б) при чрезвычайном режиме:

- организация контроля за работой эвакуационных органов и служб, обеспечивающих эвакуацию населения согласно планам проведения эвакуационных мероприятий;

- организация информирования населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в местах размещения;

- организация взаимодействия с территориальными органами гражданской обороны и органами военного командования по использованию маршрутов движения и выделению дополнительных транспортных средств для эвакуации населения;

- контроль за ходом и проведением эвакуационных мероприятий на местах, учет эвакуируемых в соответствии с планом;

- поддержка постоянной связи с эвакуационными органами всех уровней, автотранспортными предприятиями;

- организация работ по жизнеобеспечению эвакуированного населения.

1.8. Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно органами местного самоуправления исходя из возможностей по удовлетворению потребностей населения в жилье, воде и других видах первоочередного жизнеобеспечения, возможностей дорожно-транспортной сети и складских помещений.

1.9. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 N 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1.10. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 N 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

1.11. Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций.

1.12. Эвакуация населения в безопасные районы осуществляется путем вывоза части населения всеми видами транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и не занятого другими, особо важными перевозками, с одновременным выводом остальной части населения пешим порядком.

1.13. Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.

В целях эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые сотрудниками органов внутренних дел субъекта РФ и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршрутах эвакуации.

1.14. При недостатке или отсутствии необходимых транспортных средств допускается привлечение в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств других территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций, транспортные средства которых не привлекаются для выполнения других перевозок, а также для эвакуации населения.

 

2. Эвакуационные органы и их задачи

 

2.1. Для планирования, подготовки и проведения эвакуации в органах местного самоуправления и организациях, где планируется проведение эвакуации, заблаговременно в мирное время образуются:

а) эвакуационная комиссия города;

б) эвакуационные комиссии объектов экономики и организаций, где планируется проведение эвакуации;

в) сборные эвакуационные пункты;

г) приемные эвакуационные пункты;

д) оперативные группы по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения;

е) пункты временного размещения пострадавшего населения;

ж) пункты длительного проживания пострадавшего населения.

2.2. Эвакуационные комиссии возглавляют заместители руководителей органов местного самоуправления и организаций.

В состав эвакуационных комиссий в установленном порядке могут быть включены лица из числа органов местного самоуправления и организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, связи, других органов и представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

2.3. Основные задачи эвакуационной комиссии города:

а) разработка совместно с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов эвакуации (приема) эвакуируемого населения и мероприятий по всестороннему обеспечению эвакуационных мероприятий;

б) организация подготовки и обучения администраций сборных эвакуационных пунктов, приемных эвакуационных пунктов, осуществление контроля за образованием и подготовкой объектовых эвакуационных комиссий;

в) организация подготовки маршрутов эвакуации на подведомственной территории;

г) периодическое проведение заседаний по рассмотрению и согласованию планов эвакуации, приема и размещения эвакуируемого населения;

д) участие в учениях с целью проверки реальности разрабатываемых планов.

2.4. Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора и регистрации эвакуируемого населения, формирования эвакуационных колонн, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения. Количество сборных эвакуационных пунктов и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации и интенсивности отправления с них автоколонн.

2.5. Приемные эвакуационные пункты развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и последующего размещения в пунктах временного размещения или длительного проживания пострадавшего населения.

2.6. Для развертывания сборных и приемных эвакуационных пунктов используются различные общественные здания и сооружения: школы, клубы и так далее, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева. Количество сборных и приемных эвакуационных пунктов определяется заблаговременно и утверждается постановлением главы местной администрации.

2.7. В случае экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций эвакуационные мероприятия осуществляются без развертывания сборных эвакуационных пунктов. Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения, создающиеся на базе эвакуационных пунктов.

Основными задачами оперативных групп по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения являются:

а) оповещение, сбор, учет и посадка населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);

б) распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

в) осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих эвакуационных органов;

г) поддержание порядка на закрепленной территории.

2.8. Пункты временного размещения пострадавшего населения разворачиваются на базе приемных эвакуационных пунктов и дополнительно используемых близлежащих общественных учреждений, размещенных в зданиях большой площади: школы, детские садики, клубы. Они предназначены для временного размещения (не более месяца) населения, отселяемого из опасных зон при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами пунктов временного размещения пострадавшего населения являются:

а) заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи;

б) организация учета прибывающих на пункт людей и их размещение;

в) организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

2.9. Пункты длительного проживания пострадавшего населения разворачиваются на базе существующих оздоровительных лагерей, санаториев, профилакториев, пансионатов, домов отдыха. При нехватке существующих учреждений пункты длительного проживания могут разворачиваться в полевых лагерях, состоящих из палаток, вагонов-домиков, сборных домиков, железнодорожных вагонов. Они предназначены для длительного размещения (более месяца) населения, отселяемого из опасных зон при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами пункта длительного проживания пострадавшего населения являются:

а) заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи;

б) организация учета прибывающих на пункт людей и их размещение;

в) организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

г) осуществление паспортного режима.

2.10. Количество пунктов временного размещения и длительного проживания пострадавшего населения определяется заблаговременно и утверждается постановлением главы местной администрации по согласованию с органами управления организаций, на базе которых создаются данные пункты.

2.11. Состав комиссий и других эвакуационных органов, а также их функции и права определяются положением об этих органах, которые утверждаются руководителями органов местного самоуправления и организаций.

2.12. Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными нормативно-правовыми актами, Конституцией субъекта РФ, другими региональными нормативно-правовыми актами, нормативными актами органов муниципальных образований, а также настоящим Положением.

2.13. Работники эвакуационных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, пунктов временного размещения и длительного проживания пострадавшего населения и оперативных групп заблаговременно проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, учениях и тренировках.

 

3. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий

 

3.1. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка мест для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

а) на эвакуационную комиссию города;

б) в организациях - на руководителей организаций.

3.2. Эвакуационные комиссии при участии соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной, разрабатывают планы эвакуации, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, проводят расчеты на эвакуацию, прием и хранение эвакуируемых материальных и культурных ценностей.

3.3. Численность населения, вывозимого транспортом, определяется исходя из наличия транспорта, состояния дорожной сети, ее пропускной способности. При этом в первую очередь транспортом вывозится население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет). Остальное население выводится пешим порядком до пунктов размещения или за пределы зон возможных чрезвычайных ситуаций.

3.4. Население, эвакуированное в безопасные районы, размещается в пунктах временного размещения и длительного проживания пострадавшего населения.

3.5. Для размещения и хранения материальных и культурных ценностей заблаговременно определяются помещения в безопасных районах, отвечающих необходимым для этого требованиям.

3.6. Планирование, подготовка и проведение эвакуации материальных и культурных ценностей осуществляются с учетом использования транспорта и транспортных коммуникаций, обеспечения финансовыми, материальными и людскими ресурсами мероприятий по эвакуации населения, а также размещения и жизнеобеспечения эвакуированного населения в безопасных районах.

3.7. Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

а) обеспечения согласования планов эвакуации с мероприятиями, проводимыми органами военного командования;

б) организации обмена информацией с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) совместного использования защитных сооружений, медицинских учреждений, военных городков, пунктов заправки горюче-смазочными материалами для целей обеспечения эвакуации;

г) осуществления планирования, подготовки и проведения эвакуации членов семей военнослужащих, частей, расположенных в опасных районах;

д) организации совместно с органами внутренних дел в процессе эвакуации и регулирования движения на маршрутах эвакуации.

3.8. Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: связь и оповещение, транспорт, медицинское обеспечение, охрана общественного порядка и безопасность дорожного движения, инженерное, материально-техническое, финансовое и коммунально-бытовое обеспечение.

3.9. Оповещение исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной, с использованием систем централизованного оповещения и связи.

Население, проживающее или работающее в опасной зоне, оповещается об эвакуации с помощью телефонной сети, локальных систем оповещения, радиовещательных и телевизионных станций, громкоговорителей, установленных на улицах и машинах службы общественного порядка.

3.10. Финансирование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.11. При введении режима "Чрезвычайный режим" председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней отдают распоряжения на выполнение подготовительных мероприятий к возможному проведению эвакуационных мероприятий, развертыванию эвакуационных органов, введению в действие планов эвакуации населения, использованию транспортных средств и систем первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения. Одновременно проводятся подготовительные мероприятия к возможному проведению эвакуации материальных и культурных ценностей.

3.12. Решение на проведение эвакуации населения принимается распоряжением председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, указание на проведение эвакуации может быть отдано диспетчером потенциально опасного техногенного объекта с немедленным докладом руководителю объекта.

3.13. Выбор вариантов проведения эвакуационных мероприятий определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия чрезвычайной ситуации.

3.14. Эвакуация населения из зон чрезвычайной ситуации осуществляется эвакуационной комиссией города.

3.15. Время окончания вывоза (вывода) эвакуированного населения в безопасные районы считается моментом завершения эвакуации населения.

3.16. Решение на проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей принимается председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и восстановления жилого фонда.

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.05.

Другие статьи по теме
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (02.09.2018)
Просмотров: 2733 | Теги: Оповещение и эвакуация