Главная » Статьи » Обучение и тренировки |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» Гильметдинов Р.А. Внештатный сотрудник редакции журнала (Республика Татарстан)
Главной задачей по подготовке населения Республики Татарстан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является повышение практической направленности подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих чрезвычайным ситуациям, военным конфликтам и террористическим актам, в том числе действиям по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".
Совместные усилия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Татарстан и организаций по обеспечению функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за предыдущие годы позволили в целом успешно решить задачи по подготовке всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и чрезвычайным ситуациям. Основные итоги этой деятельности: - обеспечена требуемая периодичность повышения квалификации большинством командиров нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований гражданской обороны; - обеспечено поддержание на минимально необходимом уровне знаний и практических навыков личного состава нештатных формирований по выполнению обязанностей в соответствии с предназначением; - повышены степень и качество взаимодействия руководителей и специалистов исполнительных комитетов муниципальных образований и управлений Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по городским округам и муниципальным районам при организации выполнения мероприятий по подготовке населения; - обеспечено успешное усвоение обучающимися общеобразовательных организаций правил безопасного поведения в повседневной жизни и способов защиты от чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем в организации и осуществлении подготовки населения продолжают иметь место недостатки, влияющие на качественное решение задачи подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам, чрезвычайным ситуациям и террористическим актам, основными из которых являются: - организация подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и чрезвычайным ситуациям, еще не стала одной из приоритетных задач в деятельности значительной части руководителей муниципальных образований и организаций по выполнению требований законодательства в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - уровень личной подготовки отдельных руководителей гражданской обороны и председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям и не позволяет им принимать своевременные и грамотные решения в интересах совершенствования гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях; - продолжает оставаться низким процент прошедших курсовое обучение председателей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики муниципальных образований; - многие руководители, должностные лица и специалисты гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций слабо ориентируются в нормативной правовой базе по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, не знают и не учитывают в работе последние изменения в ней; - применяемые виды и методы подготовки населения носят, как правило, излишне академический характер, недостаточно увязываются с задачами конкретных обучаемых групп населения, а также не обеспечивают привитие населению практических навыков действий при угрозе и возникновении опасностей, присущих чрезвычайным ситуациям, военным конфликтам и террористическим актам, в том числе по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"; - требует активизации работа по координации взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения республики и в первую очередь подрастающего поколения; - медленно внедряется в подготовку всех групп населения электронное обучение, а в практику подготовки руководителей, должностных лиц и специалистов гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – дистанционные образовательные технологии; - недостаточно внимания уделяется подготовке всех групп населения мерам пожарной безопасности, в том числе при нахождении на природе, а также правилам поведения и действиям в условиях бытовых опасностей и на дорогах; - на крайне низком уровне организована подготовка работающего персонала на предприятиях агропромышленного комплекса; - слабым звеном в общей системе подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности продолжает оставаться организация подготовки неработающего населения, отличающаяся значительной долей формализма; - учебно-материальная база многих объектов экономики для проведения занятий с работающим персоналом по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций морально и физически устарела и не в полной мере отвечает требованиям новых программ подготовки; - образовательные организации недостаточно обеспечиваются учебной литературой, наглядными пособиями и приборами для качественного усвоения обучающимися вопросов гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"; - возможности Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и привитию навыков безопасной жизнедеятельности используются не в полной мере. Для устранения вышеуказанных недостатков и в целях повышения уровня подготовки руководителей, должностных лиц и работников органов управления и сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению функциональных обязанностей по защите населения, материальных и культурных ценностей, территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2016 N 710-р утверждены организационно-методические указания по подготовке населения Республики в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016 – 2020 годы. В соответствии с ними основные усилия необходимо сосредоточить на: - развитии республиканской нормативной правовой и методической базы по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом изменений, вносимых в федеральные законы и подзаконные акты в данной области; - обеспечении реализации принципов, вытекающих из государственной политики в данной области: всеобщности, обязательности, непрерывности и комплексности подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; - повышении персональной ответственности глав муниципальных образований, руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и организаций за состояние работы по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях и в организациях; - повышении уровня организации и осуществления дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и организаций как категорий, определяющих своевременное и качественное выполнение всего комплекса задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; - развитии и становлении системы, форм и методов практической подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне к действиям по предназначению; - совершенствовании методик подготовки и проведения всех видов занятий, учений и тренировок для повышения их практической направленности, необходимой для подготовки обучаемых к выполнению конкретных функций гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; - повышении эффективности использования Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения и иных автоматизированных систем информационного обеспечения для обучения населения правилам поведения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций; - создании и поддержании в постоянной готовности к применению учебно-материальной базы для подготовки всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с программами подготовки. Подготовку населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций организовать в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ в объеме, дифференциально-достаточном для качественного выполнения функций гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, возложенных на каждую группу населения. Главам муниципальных образований предложено: - организовать разработку и принятие организационно-методических указаний по подготовке населения муниципального образования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с конкретизацией задач и мероприятий для органов местного самоуправления и организаций на подведомственной территории; - обеспечить планирование и рассмотрение на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования не реже одного раза в год вопросов по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; - разработать и утвердить программу подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций работников администраций исполнительных комитетов муниципальных образований, а также программы подготовки личного состава нештатных формирований, созданных муниципальными образованиями; - проработать вопрос создания к концу 2017 года и организации деятельности в муниципальном районе (городском округе) курсов гражданской обороны, а также учебно-консультационных пунктов в сельских поселениях района; - ежегодно до начала нового года в системе подготовки населения в области гражданской защиты разрабатывать: 1) приказы об итогах подготовки населения муниципального образования в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и задачах на очередной год, 2) план подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на очередной год, 3) комплексный план мероприятий по подготовке неработающего населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на очередной год; - обеспечить составление и направление до 1 сентября текущего года объективной заявки от муниципального образования на подготовку руководителей, должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также командиров нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований гражданской обороны в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в предстоящем году; - повысить требовательность к качеству разработки организационных, планирующих и отчетных документов организаций по подготовке работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и усилить контроль за их своевременным выполнением; - обеспечить эффективное функционирование системы контроля на муниципальном уровне за соблюдением установленной периодичности повышения квалификации руководителями, должностными лицами и работниками гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также командирами территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований гражданской обороны в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; - обеспечить ежегодное проведение школьных и районных (городских) соревнований "Школа безопасности" и подготовку команды-победительницы к республиканским соревнованиям; - оказать организационно-методическую помощь организациям муниципального образования в вопросах реконструкции учебно-материальной базы для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с приказом Руководителя гражданской обороны Республики Татарстан – Премьер-министра Республики Татарстан от 22.10.2015 N 44 "Об утверждении Положения о составе и содержании учебно-материальной базы для подготовки населения Республики Татарстан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций"; - организовать разработку и изыскание средств для издания на русском и татарском языках памяток и пособий по действиям населения муниципального образования в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, характерных для данного муниципального образования; - совместно с органами, уполномоченными на решение задач гражданской обороны, задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить учения и тренировки по гражданской защите, при этом особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов, отработке практических навыков должностных лиц и специалистов гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с занимаемой должностью в системе гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вопросам практической подготовки обучаемых к действиям в чрезвычайных ситуациях, при пожарах и угрозе террористических актов в образовательных и медицинских организациях и в местах массового пребывания людей. Исключить формализм при организации и проведении всех видов учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, не допускать случаев необоснованного переноса сроков их проведения; - повысить ответственность руководителей учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций за качественную отработку учебных вопросов, в том числе с привлечением работающего и неработающего населения, а также обучающихся; - активизировать работу по подготовке всех групп населения мерам пожарной безопасности при нахождении на природе и действиям в условиях природных пожаров; - принимать необходимые меры по совершенствованию пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, сделав основной упор на использование возможностей районных и городских средств массовой информации. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарста предложено: - считать работу по организации подготовки населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций одним из приоритетных направлений деятельности министерства; обеспечить своевременную разработку и согласование с исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Республики Татарстан по вопросам организации подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом изменений и дополнений, вносимых в данной области нормативными правовыми актами Российской Федерации; - совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и руководителями организаций осуществлять на постоянной основе согласованную работу по повышению качества подготовки различных групп населения, развитию и совершенствованию учебно-материальной базы для подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также проведения учений и тренировок; - разрабатывать распорядительные, планирующие, методические и отчетные документы по вопросам организации подготовки населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом требований нормативных правовых и руководящих документов и современных тенденций развития в данной области; - разработать проект программы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций сотрудников исполнительных органов государственной власти республики, во втором – проекты программ подготовки личного состава республиканских территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований гражданской обороны и спасательных служб (служб гражданской обороны); - систематически анализировать качество планирования, организации и осуществления подготовки всех групп населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на всех уровнях и инициировать принятие исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и руководителями организаций мер по устранению выявленных недостатков; - организовывать контроль за разработкой и выполнением в органах местного самоуправления ежегодных комплексных планов мероприятий по подготовке неработающего населения муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; - активизировать работу по внедрению в практику подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на всех уровнях новых технологий и технических средств обучения, уделив особое внимание внедрению дистанционных образовательных технологий для подготовки руководителей, должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организовать и провести совместно с Учебно-методическим центром по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан профессионально-общественную аккредитацию дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, реализуемых в учебно-методическом центре; - оказывать методическую помощь структурным подразделениям (работникам), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, муниципальных образований, министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций республики по вопросу организации подготовки всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; - продолжить целенаправленную работу по контролю и оказанию методической помощи в организации учета в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, муниципальных образованиях и организациях хода выполнения планов комплектования слушателями Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; - обеспечить регулярное привлечение руководящего состава и специалистов министерства, спасательных и пожарно-спасательных формирований для проведения занятий в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, а также в образовательных организациях по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"; - усилить контроль и оказание методической помощи организациям в подготовке и проведении учений и тренировок, привлекая для этих целей специалистов министерства и преподавателей филиалов Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; - в соответствии с разработанными положениями проводить смотры-конкурсы на лучшую учебно-материальную базу объектов экономики по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (ежегодно) и на лучший учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (один раз в 2 года); - совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан: проводить один раз в два года: смотр-конкурс на лучшую общеобразовательную организацию муниципального образования Республики Татарстан по обучению обучающихся предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"; смотр-конкурс на лучшую профессиональную образовательную организацию Республики Татарстан по обучению студентов дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"; республиканский конкурс "Учитель года Республики Татарстан по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"; проводить ежегодную корректировку учебно-методических материалов, внедрять в процесс подготовки новые учебные программы и современные технологии обучения; продолжить работу по организации внеклассного обучения обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности и патриотическому воспитанию путем проведения ежегодных соревнований "Школа безопасности" в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель"; обеспечить обязательное повышение квалификации преподавателей предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" образовательных организаций в течение первого года работы после назначения на должность, а в последующие – не реже одного раза в 3 года. Учебно-методическому центру по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан предписано: - совершенствовать организацию подготовки и повышения квалификации руководителей, должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов местного самоуправления и организаций, в том числе за счет более полного использования возможностей сетевой формы реализации программ повышения квалификации, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - довести охват обучаемых должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с применением дистанционных образовательных технологий не менее чем до 10 процентов; - основной задачей при организации учебного процесса считать формирование у слушателей прочных знаний и практических навыков по вопросам организации и выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также в случае возникновения угрозы или совершения террористических актов; - деятельность по совершенствованию учебно-материальной базы направить на создание электронно-образовательной среды и внедрение в учебный процесс современных обучающих программ и технологий, качественное выполнение учебных планов и программ; - ежегодно, до 10 ноября, на основании заявок от муниципальных образований разрабатывать проект плана комплектования учебно-методического центра слушателями на следующий год; - продолжить работу по созданию мобильного учебного комплекса для обеспечения применения выездного метода обучения; - предоставлять на договорной основе учебно-материальную базу Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и его филиалов для проведения занятий по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций со студентами образовательных организаций высшего образования и преподавателями дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" – слушателями Института развития образования Министерства образования и науки Республики Татарстан; - продолжить практику привлечения преподавателей Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан для проведения занятий в общеобразовательных организациях по наиболее сложным темам гражданской обороны; - оказывать помощь руководителям объектов экономики в подготовке и проведении учений и тренировок, привлекая для этих целей преподавательский состав филиалов Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; - при проведении занятий с руководителями детских оздоровительных лагерей по тематике безопасности жизнедеятельности особое внимание уделять вопросам организации работы администраций лагерей по обеспечению безопасного пляжного отдыха детей и пожарной безопасности; - совершенствовать формы итоговой аттестации обучаемых путем развития системы электронного тестирования, создания фонда тестов, текстовых методик и программного обеспечения.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2017. Другие статьи по теме | |
Категория: Обучение и тренировки | Добавил: ЦИПЗО (18.05.2017) | |
Просмотров: 1535 |