Подготовка населения Республики Татарстан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Обучение и тренировки

Подготовка населения Республики Татарстан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Гильметдинов Р.А. Внештатный сотрудник редакции журнала (Республика Татарстан)

 

Главной задачей по подготовке населения Республики Татарстан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является повышение практической направленности подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих чрезвычайным ситуациям, военным конфликтам и террористическим актам, в том числе действиям по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".

 

Совместные усилия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Татарстан и организаций по обеспечению функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за предыдущие годы позволили в целом успешно решить задачи по подготовке всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и чрезвычайным ситуациям.

Основные итоги этой деятельности:

- обеспечена требуемая периодичность повышения квалификации большинством командиров нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований гражданской обороны;

- обеспечено поддержание на минимально необходимом уровне знаний и практических навыков личного состава нештатных формирований по выполнению обязанностей в соответствии с предназначением;

- повышены степень и качество взаимодействия руководителей и специалистов исполнительных комитетов муниципальных образований и управлений Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по городским округам и муниципальным районам при организации выполнения мероприятий по подготовке населения;

- обеспечено успешное усвоение обучающимися общеобразовательных организаций правил безопасного поведения в повседневной жизни и способов защиты от чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем в организации и осуществлении подготовки населения продолжают иметь место недостатки, влияющие на качественное решение задачи подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам, чрезвычайным ситуациям и террористическим актам, основными из которых являются:

- организация подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и чрезвычайным ситуациям, еще не стала одной из приоритетных задач в деятельности значительной части руководителей муниципальных образований и организаций по выполнению требований законодательства в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- уровень личной подготовки отдельных руководителей гражданской обороны и председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям и не позволяет им принимать своевременные и грамотные решения в интересах совершенствования гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях;

- продолжает оставаться низким процент прошедших курсовое обучение председателей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики муниципальных образований;

- многие руководители, должностные лица и специалисты гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций слабо ориентируются в нормативной правовой базе по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, не знают и не учитывают в работе последние изменения в ней;

- применяемые виды и методы подготовки населения носят, как правило, излишне академический характер, недостаточно увязываются с задачами конкретных обучаемых групп населения, а также не обеспечивают привитие населению практических навыков действий при угрозе и возникновении опасностей, присущих чрезвычайным ситуациям, военным конфликтам и террористическим актам, в том числе по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!";

- требует активизации работа по координации взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения республики и в первую очередь подрастающего поколения;

- медленно внедряется в подготовку всех групп населения электронное обучение, а в практику подготовки руководителей, должностных лиц и специалистов гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – дистанционные образовательные технологии;

- недостаточно внимания уделяется подготовке всех групп населения мерам пожарной безопасности, в том числе при нахождении на природе, а также правилам поведения и действиям в условиях бытовых опасностей и на дорогах;

- на крайне низком уровне организована подготовка работающего персонала на предприятиях агропромышленного комплекса;

- слабым звеном в общей системе подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности продолжает оставаться организация подготовки неработающего населения, отличающаяся значительной долей формализма;

- учебно-материальная база многих объектов экономики для проведения занятий с работающим персоналом по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций морально и физически устарела и не в полной мере отвечает требованиям новых программ подготовки;

- образовательные организации недостаточно обеспечиваются учебной литературой, наглядными пособиями и приборами для качественного усвоения обучающимися вопросов гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

- возможности Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и привитию навыков безопасной жизнедеятельности используются не в полной мере.

Для устранения вышеуказанных недостатков и в целях повышения уровня подготовки руководителей, должностных лиц и работников органов управления и сил гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению функциональных обязанностей по защите населения, материальных и культурных ценностей, территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2016 N 710-р утверждены организационно-методические указания по подготовке населения Республики в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016 – 2020 годы. В соответствии с ними основные усилия необходимо сосредоточить на:

- развитии республиканской нормативной правовой и методической базы по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом изменений, вносимых в федеральные законы и подзаконные акты в данной области;

- обеспечении реализации принципов, вытекающих из государственной политики в данной области: всеобщности, обязательности, непрерывности и комплексности подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- повышении персональной ответственности глав муниципальных образований, руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и организаций за состояние работы по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях и в организациях;

- повышении уровня организации и осуществления дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и организаций как категорий, определяющих своевременное и качественное выполнение всего комплекса задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- развитии и становлении системы, форм и методов практической подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне к действиям по предназначению;

- совершенствовании методик подготовки и проведения всех видов занятий, учений и тренировок для повышения их практической направленности, необходимой для подготовки обучаемых к выполнению конкретных функций гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- повышении эффективности использования Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения и иных автоматизированных систем информационного обеспечения для обучения населения правилам поведения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций;

- создании и поддержании в постоянной готовности к применению учебно-материальной базы для подготовки всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с программами подготовки.

Подготовку населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций организовать в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ в объеме, дифференциально-достаточном для качественного выполнения функций гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, возложенных на каждую группу населения.

Главам муниципальных образований предложено:

- организовать разработку и принятие организационно-методических указаний по подготовке населения муниципального образования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с конкретизацией задач и мероприятий для органов местного самоуправления и организаций на подведомственной территории;

- обеспечить планирование и рассмотрение на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования не реже одного раза в год вопросов по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

- разработать и утвердить программу подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций работников администраций исполнительных комитетов муниципальных образований, а также программы подготовки личного состава нештатных формирований, созданных муниципальными образованиями;

- проработать вопрос создания к концу 2017 года и организации деятельности в муниципальном районе (городском округе) курсов гражданской обороны, а также учебно-консультационных пунктов в сельских поселениях района;

- ежегодно до начала нового года в системе подготовки населения в области гражданской защиты разрабатывать:

1) приказы об итогах подготовки населения муниципального образования в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и задачах на очередной год,

2) план подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на очередной год,

3) комплексный план мероприятий по подготовке неработающего населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на очередной год;

- обеспечить составление и направление до 1 сентября текущего года объективной заявки от муниципального образования на подготовку руководителей, должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также командиров нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований гражданской обороны в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в предстоящем году;

- повысить требовательность к качеству разработки организационных, планирующих и отчетных документов организаций по подготовке работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и усилить контроль за их своевременным выполнением;

- обеспечить эффективное функционирование системы контроля на муниципальном уровне за соблюдением установленной периодичности повышения квалификации руководителями, должностными лицами и работниками гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также командирами территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований гражданской обороны в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

- обеспечить ежегодное проведение школьных и районных (городских) соревнований "Школа безопасности" и подготовку команды-победительницы к республиканским соревнованиям;

- оказать организационно-методическую помощь организациям муниципального образования в вопросах реконструкции учебно-материальной базы для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с приказом Руководителя гражданской обороны Республики Татарстан – Премьер-министра Республики Татарстан от 22.10.2015 N 44 "Об утверждении Положения о составе и содержании учебно-материальной базы для подготовки населения Республики Татарстан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций";

- организовать разработку и изыскание средств для издания на русском и татарском языках памяток и пособий по действиям населения муниципального образования в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, характерных для данного муниципального образования;

- совместно с органами, уполномоченными на решение задач гражданской обороны, задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить учения и тренировки по гражданской защите, при этом особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов, отработке практических навыков должностных лиц и специалистов гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с занимаемой должностью в системе гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вопросам практической подготовки обучаемых к действиям в чрезвычайных ситуациях, при пожарах и угрозе террористических актов в образовательных и медицинских организациях и в местах массового пребывания людей. Исключить формализм при организации и проведении всех видов учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, не допускать случаев необоснованного переноса сроков их проведения;

- повысить ответственность руководителей учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций за качественную отработку учебных вопросов, в том числе с привлечением работающего и неработающего населения, а также обучающихся;

- активизировать работу по подготовке всех групп населения мерам пожарной безопасности при нахождении на природе и действиям в условиях природных пожаров;

- принимать необходимые меры по совершенствованию пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, сделав основной упор на использование возможностей районных и городских средств массовой информации.

Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарста предложено:

- считать работу по организации подготовки населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций одним из приоритетных направлений деятельности министерства;

обеспечить своевременную разработку и согласование с исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Республики Татарстан по вопросам организации подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом изменений и дополнений, вносимых в данной области нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и руководителями организаций осуществлять на постоянной основе согласованную работу по повышению качества подготовки различных групп населения, развитию и совершенствованию учебно-материальной базы для подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также проведения учений и тренировок;

- разрабатывать распорядительные, планирующие, методические и отчетные документы по вопросам организации подготовки населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом требований нормативных правовых и руководящих документов и современных тенденций развития в данной области;

- разработать проект программы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций сотрудников исполнительных органов государственной власти республики, во втором – проекты программ подготовки личного состава республиканских территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований гражданской обороны и спасательных служб (служб гражданской обороны);

- систематически анализировать качество планирования, организации и осуществления подготовки всех групп населения республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на всех уровнях и инициировать принятие исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и руководителями организаций мер по устранению выявленных недостатков;

- организовывать контроль за разработкой и выполнением в органах местного самоуправления ежегодных комплексных планов мероприятий по подготовке неработающего населения муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- активизировать работу по внедрению в практику подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на всех уровнях новых технологий и технических средств обучения, уделив особое внимание внедрению дистанционных образовательных технологий для подготовки руководителей, должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организовать и провести совместно с Учебно-методическим центром по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан профессионально-общественную аккредитацию дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, реализуемых в учебно-методическом центре;

- оказывать методическую помощь структурным подразделениям (работникам), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, муниципальных образований, министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций республики по вопросу организации подготовки всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- продолжить целенаправленную работу по контролю и оказанию методической помощи в организации учета в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, муниципальных образованиях и организациях хода выполнения планов комплектования слушателями Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

- обеспечить регулярное привлечение руководящего состава и специалистов министерства, спасательных и пожарно-спасательных формирований для проведения занятий в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, а также в образовательных организациях по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";

- усилить контроль и оказание методической помощи организациям в подготовке и проведении учений и тренировок, привлекая для этих целей специалистов министерства и преподавателей филиалов Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

- в соответствии с разработанными положениями проводить смотры-конкурсы на лучшую учебно-материальную базу объектов экономики по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (ежегодно) и на лучший учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (один раз в 2 года);

- совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан:

проводить один раз в два года:

смотр-конкурс на лучшую общеобразовательную организацию муниципального образования Республики Татарстан по обучению обучающихся предмету "Основы безопасности жизнедеятельности";

смотр-конкурс на лучшую профессиональную образовательную организацию Республики Татарстан по обучению студентов дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";

республиканский конкурс "Учитель года Республики Татарстан по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности";

проводить ежегодную корректировку учебно-методических материалов, внедрять в процесс подготовки новые учебные программы и современные технологии обучения;

продолжить работу по организации внеклассного обучения обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности и патриотическому воспитанию путем проведения ежегодных соревнований "Школа безопасности" в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель";

обеспечить обязательное повышение квалификации преподавателей предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" образовательных организаций в течение первого года работы после назначения на должность, а в последующие – не реже одного раза в 3 года.

Учебно-методическому центру по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан предписано:

- совершенствовать организацию подготовки и повышения квалификации руководителей, должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов местного самоуправления и организаций, в том числе за счет более полного использования возможностей сетевой формы реализации программ повышения квалификации, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- довести охват обучаемых должностных лиц и работников гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с применением дистанционных образовательных технологий не менее чем до 10 процентов;

- основной задачей при организации учебного процесса считать формирование у слушателей прочных знаний и практических навыков по вопросам организации и выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также в случае возникновения угрозы или совершения террористических актов;

- деятельность по совершенствованию учебно-материальной базы направить на создание электронно-образовательной среды и внедрение в учебный процесс современных обучающих программ и технологий, качественное выполнение учебных планов и программ;

- ежегодно, до 10 ноября, на основании заявок от муниципальных образований разрабатывать проект плана комплектования учебно-методического центра слушателями на следующий год;

- продолжить работу по созданию мобильного учебного комплекса для обеспечения применения выездного метода обучения;

- предоставлять на договорной основе учебно-материальную базу Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и его филиалов для проведения занятий по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций со студентами образовательных организаций высшего образования и преподавателями дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" – слушателями Института развития образования Министерства образования и науки Республики Татарстан;

- продолжить практику привлечения преподавателей Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан для проведения занятий в общеобразовательных организациях по наиболее сложным темам гражданской обороны;

- оказывать помощь руководителям объектов экономики в подготовке и проведении учений и тренировок, привлекая для этих целей преподавательский состав филиалов Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

- при проведении занятий с руководителями детских оздоровительных лагерей по тематике безопасности жизнедеятельности особое внимание уделять вопросам организации работы администраций лагерей по обеспечению безопасного пляжного отдыха детей и пожарной безопасности;

- совершенствовать формы итоговой аттестации обучаемых путем развития системы электронного тестирования, создания фонда тестов, текстовых методик и программного обеспечения.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2017.

 

Другие статьи по теме
Категория: Обучение и тренировки | Добавил: ЦИПЗО (18.05.2017)
Просмотров: 1535