Основные направления деятельности по организации ГО и защиты работников, обучающихся и студентов от ЧС в образовательных учреждениях Омской области
Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании

Основные направления деятельности по организации ГО и защиты работников, обучающихся и студентов от ЧС в образовательных учреждениях Омской области

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Основные усилия в деятельности руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений Омской области сосредоточены на решении задач по реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты обучающихся и работников образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму:

- совершенствование организационной и планирующей базы в области гражданской обороны (далее – ГО) с учетом современных требований, направленных на формирование нового облика ГО;

- создание эффективной системы подготовки системы образования Омской области в области ГО в целях освоения новых технологий, приемов и способов защиты обучающихся и работников образовательных учреждений от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств объектовых средств ТП РСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации (далее – ЧС), развитие системы информационного обеспечения;

- совершенствование деятельности органов повседневного управления образовательных учреждений по выполнению задач по предназначению при повседневном режиме и в режиме ЧС;

- осуществление комплекса мероприятий, направленных на недопущение пожаров, внедрение современных технических средств профилактики пожаров;

- продолжение работы по формированию в целях ГО запасов средств индивидуальной защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Задачи по подготовке муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений Омской области в области ГО, по обучению работников и обучающихся к действиям в ЧС в мирное и военное время в основном решены. Были организованы и проведены курсы повышения квалификации с руководящим составом муниципальных органов управления образованием, государственных образовательных учреждений в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Омской области» (далее – УМЦ по ГО и ЧС).

Всего за год на областных курсах прошло обучение более 800 руководителей муниципальных органов управления образованием, государственных образовательных учреждений, членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. При этом основное внимание было сосредоточено на дальнейшем повышении уровня подготовки руководящего состава ГО, практической направленности занятий со всеми категориями обучаемых, оказание методической помощи руководителям образовательных учреждений и их заместителям. В проведены 472 соревнования «Школа безопасности» в образовательных учреждениях Омской области, в которых участвовали более 20 тыс.  человек.

В работе 185 секций и кружков «Юный спасатель» участвовали 2780 человек.

Для повышения качества изучения предмета в образовательных учреждениях имеется 568 кабинетов (классов) ОБЖ. Учебно-материальная база позволяет проводить занятия по курсу обучения и организовывать подготовку в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с работниками образовательных учреждений.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 года N 547 во всех образовательных учреждениях Омской области проведены объектовые тренировки.

В ходе работы по контролю выполнения российского законодательства и нормативных правовых актов Омской области по вопросам ГО в муниципальных органах управления образованием и образовательных учреждениях оказана методическая помощь в организации ведения ГО.

В результате целенаправленной деятельности органов управления объектовых звеньев образовательных учреждений ТП РСЧС Омской области удалось не допустить масштабных ЧС, произошедшие ЧС носили локальный характер, их локализация и ликвидация проводились в минимально короткие сроки.

Вместе с тем, анализ представления и содержания итоговых докладов по гражданской обороне, результаты контроля, в том числе территориальными органами надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области свидетельствуют о наличии существенных недостатков по вопросам гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- назначенные должностные лица образовательных учреждений не прошли подготовку в области ГО и ЧС в УМЦ по ГО и ЧС;

- остается недостаточным уровень готовности работников образовательных учреждений к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических актов;

- планирование мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций зачастую остается формальным, не всегда соответствует реальным условиям, складывающимся в образовательном учреждении и вокруг него;

- не проводится своевременное накопление, освежение запасов средств индивидуальной защиты гражданской обороны для работников образовательных учреждений;

- не решается вопрос создания, использования и восполнения резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- по-прежнему, медленно оснащаются кабинеты и классы ОБЖ учебно-методическими и наглядными пособиями, учебными приборами;

- медленно разворачивается работа по повышению физической и технической антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

В связи с этим основными задачами являются:

1) в области гражданской обороны:

- обеспечение реализации основ единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны

- разработка планов гражданской обороны и защиты населения и территорий в сроки установленные руководителем ГО Омской области, Губернатором Омской области;

- дальнейшее развитие нормативной правовой базы образовательных учреждений в области ГО;

- совершенствование сил ГО, повышение их готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- совершенствование организации учета, содержания и использования средств защиты работников, подготовки мероприятий по эвакуации работников и воспитанников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по защите населения в мирное и военное время;

- активизация работы по дальнейшему развитию и совершенствованию содержания в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- повышение готовности системы оповещения работников образовательных учреждений Омской области;

- обеспечение сохранности имеющегося фонда средств коллективной защиты населения и недопущение преждевременного и неправомерного списания с учета защитных сооружений гражданской обороны;

2) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

- повышение эффективности деятельности в обеспечении комплексной безопасности образовательных учреждений, проведении мониторинга и принятия своевременных мер по устранению выявленных недостатков;

- приведение нормативных правовых актов образовательных учреждений в области защиты от ЧС в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, создание и развитие нештатных формирований;

- повышение готовности органов управления, сил и средств объектового звена ТП РСЧС к реагированию на ЧС;

- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения;

- создание и содержание финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, достаточных для ликвидации последствий ЧС;

- повышение готовности к проведению отселения работников и воспитанников образовательных учреждений в ЧС;

- совершенствование навыков и знаний в области ГО, защиты работников, обучающихся, воспитанников и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) в области обеспечения пожарной безопасности:

- обеспечение выполнения мероприятий, направленных на обеспечение первичных мер пожарной безопасности образовательных учреждений Омской области;

4) в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

- совершенствование работы в образовательных учреждениях с обучающимися и детьми по популяризации знаний и практических навыков в области обеспечения безопасности на водных объектах;

5) в области обеспечения антитеррористической защищенности и общественной безопасности:

- систематическое информирование обучающихся и работников образовательных учреждений о соблюдении необходимых мер предосторожности при обнаружении подозрительных предметов, которые могут использоваться в качестве самодельных взрывных устройств;

- ужесточение пропускного режима в каждом образовательном учреждении, ограничение доступа посторонних людей, проезда на территорию автотранспорта;

- совершенствование работы по выявлению на территории, в здании, в учебных аудиториях классов посторонних предметов перед началом, в ходе и по окончанию занятий;

- привлечение общественных объединений по осуществлению охраны общественного порядка;

- наращивание комплекса мер по технической и физической защищенности образовательных учреждений;

6) в области подготовки работников и обучающих образовательных учреждений Омской области:

1. Главной задачей по подготовке обучающихся и работников образовательных учреждений Омской области в области гражданской защиты повышение качества и увеличение охвата обучением за счет совершенствования структуры единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения организации и материально-технического обеспечения обучения всех групп населения, а также реализации требований нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности

2. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на:

- организации повышения квалификации в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Омской области» (далее - УМЦ по ГО и ЧС) и учебном центре федеральной противопожарной службы (далее - УЦ ФПС) должностных лиц и специалистов как по программам гражданской обороны и защиты от ЧС, так и по программам пожарной безопасности;

- повышении эффективности деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и использовании всех его возможностей как для обучения подрастающего поколения, так и для пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди всех групп населения;

- обеспечении выполнения положений законодательных и нормативных правовых актов по подготовке обучающихся и работников в области безопасности жизнедеятельности;

- соблюдении необходимой периодичности повышения квалификации руководителей всех уровней управления по вопросам гражданской обороны, внедрении при их обучении новых программ и современных технологий подготовки, в том числе дистанционного обучения;

- уточнении программ обучения населения в области ГО с учетом подготовки обучающихся и работников по вопросам обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

- создании и развитии современной учебной материально-технической базы для подготовки обучающихся и работников в области безопасности жизнедеятельности;

- формировании культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся и работников образовательных учреждений, повышении уровня знаний и совершенствовании навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3. Подготовку обучающихся и работников образовательных учреждений в области безопасности жизнедеятельности в зависимости от степени участия в выполнении задач гражданской обороны и предупреждения и ликвидации ЧС, требований к уровню их знаний, умений и навыков организовывать и осуществлять по следующим группам:

а) руководители муниципальных органов управления образованием и руководители образовательных учреждений (далее именуются - руководители);

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее - должностные лица и работники ГО), преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования.

Проводить повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными;

в) личный состав нештатных формирований;

г) работники образовательных учреждений;

д) обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

4. В целях совершенствования организации и осуществления обучения населения в области безопасности жизнедеятельности:

а) руководителям муниципальных органов управления образованием:

- совместно с администрациями муниципальных районов, а также организациями и общественными объединениями обеспечить функционирование и развитие единой системы подготовки населения в области ГО и ЧС;

- подготовить предложения в Министерство образования Омской области по организации и проведению ежегодных отдельных заочных конкурсов «Учитель года» по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;

- подготовить предложения руководителям образовательных учреждений по уточнению рабочих программ по отработке тем специальной подготовки с формированиями, с учетом их предназначения в объеме 6 часов;

- пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от ЧС вести в тесной связи с обучением населения, предусматривая разработку и распространения информационно-справочных учебных пособий (брошюр, листовок, плакатов);

- организовать тематические показы учебных фильмов в образовательных учреждениях;

- принять участие в проведении смотра на лучшую учебно-материальную базу образовательного учреждения;

- организовать подготовку и проведение в апреле-мае районных слетов-соревнований «Школа безопасности», определить лучшую команду и организовать их участие в областных соревнованиях;

- усилить контроль и помощь образовательным учреждениям в подготовке и проведении объектовых тренировок, привлекая для этих целей должностных лиц и специалистов ГОЧС, ежегодно обобщать и распространять положительный опыт по их организации и проведению;

- организовать контроль за процессом обучения работников и обучающихся;

- итоговые доклады об организации и итогах подготовки обучающихся и работников образовательных учреждений по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций представить к 1 сентябрю в Министерство образования Омской области;

- совершенствовать работу со средствами массовой информации и общественностью, повышать оперативность и достоверность информирования работников и обучающихся о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникающих авариях и катастрофах, стихийных бедствиях и пожарах. Активизировать работу по пропаганде деятельности органов управления ТП РСЧС в преддверии знаменательных праздников: 1 марта (Всемирный день ГО); 30 апреля (День Российской пожарной охраны); 4 октября (День ГО); 27 декабря (День спасателя).

б) руководителям образовательных учреждений:

- в соответствии с примерными программами обучения работающего населения и нештатных формирований (далее – НФ) внести в рабочие программы обучения необходимые уточнения и дополнения с учетом особенностей деятельности учреждения, специфики решаемых задач, а также обучения их в области пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

- основное внимание при обучении работников организаций и личного состава НФ направить на повышение уровня практических навыков по выполнению задач, согласно предназначения, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- в ходе тренировок отрабатывать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях и при угрозе террористических акций, эвакуации обучающихся и работников, материальных и культурных ценностей, а также вырабатывать необходимые морально-психологические качества, требуемые в экстремальных ситуациях;

- принять необходимые меры по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию.

5. При организации обучения работников и обучающихся образовательных учреждений руководствоваться следующим:

а) подготовку руководителей, должностных лиц и работников гражданской обороны осуществлять путем:

- переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России, в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Омской области» (далее - УМЦ по ГО и ЧС) в соответствии с графиком обучения и учебном центре федеральной противопожарной службы (далее - УЦ ФПС);

- участия в штабных и объектовых тренировках по ГО и защиты от ЧС, а также других оперативных мероприятиях;

- проведения занятий в группах по месту работы по программе обучения, утвержденной руководителями образовательных учреждений, в объеме 14 часов;

- самостоятельной подготовки.

б) подготовку личного состава НФ осуществлять путем:

- повышения квалификации руководителей НФ в УМЦ по ГО и ЧС и УЦ ФПС;

- проведения занятий с личным составом НФ непосредственно по месту работы в рабочее время по Примерной программе обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в объеме 20 часов, при этом базовая подготовка (14 часов) изучается всеми формированиями одинаково, а специальная подготовка (6 часов) изучается с учетом предназначения формирования;

- участия в тренировках по ГО и ЧС.

Руководителям образовательных учреждений при разработке и утверждении рабочей программы разрешается вносить уточнения и дополнения с учетом специфики решаемых задач, без сокращения общего количества часов, отводимых на подготовку.

При подготовке руководителей НФ особое внимание обратить на выработку у них умений и навыков по поддержанию НФ в готовности к их применению, организации выполнения поставленных задач и управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Добиться освоения личным составом НФ наиболее эффективных приемов, способов действий с применением техники и оборудования, стоящих на оснащение формирований, при выполнении задач в зонах ЧС природного, техногенного и военного характера.

При проведении практических занятий и учений обратить внимание на вопросы морально-психологической подготовки личного состава НФ и приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации ЧС наиболее характерных для данной организации.

в) Обучение работников образовательных учреждений, не входящих в состав формирований, осуществлять без отрыва от образовательной деятельности путем:

 - проведения занятий по месту работы на плановых занятиях по утвержденной руководителем образовательного учреждения рабочей программе в объеме 14 часов, согласно примерных тем обучения работающего населения;

- участия в тренировках по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Для проведения занятий в образовательных учреждениях создавать учебные группы численностью до 30 человек.

К проведению занятий привлекать инженерно-технических работников, членов комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также других подготовленных лиц.

С руководителями занятий (учебных групп), назначенными приказами руководителей образовательных учреждений, в начале нового учебного года проводить одно-двух дневные сборы, в ходе которых изучать методику проведения занятий и тренировок по тематике обучения.

В образовательном процессе шире использовать технические средства обучения, современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной техники, используемых при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Руководителям образовательных учреждений постоянно оказывать методическую и организационную помощь руководителям занятий и осуществлять контроль за подготовкой к занятиям и их проведением.

г) Обучение обучающихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также путем участия в установленном порядке в проведении «Дня защиты детей», «Урока безопасности», в учениях и тренировках по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организовывать проведение соревнований учащихся «Школа безопасности», «Юные добровольные пожарные дружины» и полевых лагерей «Юный спасатель», обеспечивать их материальную и финансовую поддержку.

При подготовке этой группы обучаемых основное внимание обратить на формирование у обучающихся чувства личной безопасности, привитие навыков безопасного поведения дома, на улице, в учебном заведении, а также умелым действиям при угрозе террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

д) В дошкольных образовательных учреждениях основное внимание при обучении детей уделить:

- правилам поведения в опасных ситуациях на улице, городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с опасными предметами, животными и ядовитыми растениями и в случаях возникновения пожаров;

- формированию и становлению у детей основ экологической культуры и здорового образа жизни.

6. В целях совершенствования знаний, умений, навыков, практической подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций планировать и проводить:

Командно-штабные тренировки в образовательных учреждениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

Основной задачей при проведении командно-штабных тренировок считать выработку у руководителей и специалистов всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий гражданской обороны, в ходе угрозы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тренировки с обучающимися и студентами образовательных учреждений проводить ежеквартально.

Итоговые тренировки в образовательных учреждениях проводить в апреле – мае в «Дни защиты детей».

Одной из важнейших задач при проведении тренировок считать отработку действий по защите обучающихся и работников, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

 

Дата публикации – январь/2014.

 

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (22.08.2016)
Просмотров: 811