Спасательные воинские формирования МЧС России: цели, задачи, организация деятельности
Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы

Спасательные воинские формирования МЧС России: цели, задачи, организация деятельности

Спасательные воинские формирования МЧС России (далее – спасательные воинские формирования) формируются и действуют в соответствии с «Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденным Указом Президента РФ от 30.09.2011 N 1265.

Спасательные воинские формирования предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории РФ.

Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны. В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

Спасательные воинские формирования в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, нормативными правовыми актами МЧС России, нормативными правовыми актами Министра обороны РФ, международными договорами, а также Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

Основные задачи спасательных воинских формирований

Основными задачами спасательных воинских формирований являются:

В МИРНОЕ ВРЕМЯ:

- проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;

- использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;

- участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

В ХОДЕ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В МИРНОЕ ВРЕМЯ:

- участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

- участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соглашения;

- участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

- участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

- участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

- участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

- осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму;

В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ:

- участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;

- участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

- участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

- участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

- участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

- участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;

- участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

 

Применение спасательных воинских формирований

Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр), в военное время – на основании распоряжения Президента РФ.

Вопросы, связанные с участием спасательных воинских формирований в выполнении отдельных задач в области обороны, решаются в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационным планом Вооруженных Сил РФ, указами Президента РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, другими нормативными правовыми актами РФ, документами стратегического планирования по вопросам обороны и планами взаимодействия с органами военного управления.

Порядок приведения в высшие степени боевой готовности спасательных воинских формирований определяется приказами и директивами Министра. Приведение спасательных воинских формирований в высшие степени боевой готовности в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, осуществляется по решению Президента РФ.

Обеспечение людскими и транспортными ресурсами для восполнения потерь спасательных воинских формирований в военное время осуществляется Министерством обороны РФ.

Порядок выполнения возложенных на спасательные воинские формирования задач определяется Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также:

- в мирное время – соответствующими планами действий спасательных воинских формирований, утверждаемыми Министром;

- в военное время – Планом гражданской обороны и защиты населения РФ, утверждаемым Президентом РФ.

Спасательные воинские формирования в мирное и военное время на период выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательных и других неотложных работ либо иных задач гражданской обороны, территориальной обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителям субъектов РФ, военному командованию в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах РФ, планами гражданской обороны и защиты населения РФ и субъектов РФ, а также планами территориальной обороны.

Привлечение спасательных воинских формирований к участию в войсковых учениях, проводимых Министерством обороны РФ, осуществляется по согласованию с МЧС России.

Организационно-штатная структура спасательных воинских формирований утверждается Министром.

Основной структурной единицей спасательных воинских формирований, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является спасательный центр. Дислокация спасательных воинских формирований в установленном порядке определяется Министром по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

 

Организация деятельности спасательных воинских формирований

Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент РФ. Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр.

Полномочия Министра в части, касающейся управления спасательными воинскими формированиями, устанавливаются Президентом РФ.

Рассмотрение важнейших вопросов деятельности спасательных воинских формирований осуществляется коллегией МЧС России и военным советом спасательных воинских формирований.

 

Комплектование и подготовка спасательных воинских формирований

Комплектование спасательных воинских формирований специалистами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет выпускников федеральных государственных образовательных организаций высшего образования МЧС России, специалистами иных специальностей – за счет выпускников других федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Комплектование спасательных воинских формирований солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил РФ в соответствии с Федеральными законами от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Комплектование спасательных воинских формирований военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Выделение призывных ресурсов для спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с указом Президента РФ о призыве граждан РФ на военную службу.

В мирное время с учетом специфики решаемых задач спасательные воинские формирования подлежат комплектованию по должностям, определяющим боевую способность указанных формирований, гражданами РФ, имеющими по результатам медицинского освидетельствования категории годности к военной службе А и Б. Перечень воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, а также прапорщиками и военнослужащими женского пола, утверждается Министром.

Спасательные воинские формирования комплектуются гражданским персоналом. Штатная численность гражданского персонала устанавливается Президентом РФ. Перечень должностей, замещаемых лицами гражданского персонала, утверждается Министром.

Трудовые отношения гражданского персонала спасательных воинских формирований регулируются трудовым законодательством РФ и законодательством РФ о государственной службе.

Подготовка спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром. Подготовка офицеров спасательных воинских формирований осуществляется в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования МЧС России, а также в других федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Подготовка сержантов и солдат-специалистов для спасательных воинских формирований в мирное (военное) время осуществляется в спасательных воинских формированиях, учебных центрах МЧС России.

Воспитательная работа в спасательных воинских формированиях, информационное обеспечение и организация досуга военнослужащих и членов их семей осуществляются начальниками указанных формирований и их заместителями (помощниками) по воспитательной работе.

 

Обеспечение деятельности спасательных воинских формирований

Финансовое обеспечение спасательных воинских формирований осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственные инвестиции в капитальное строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе жилых домов для военнослужащих спасательных воинских формирований, предусматриваются Правительством РФ в государственном оборонном заказе.

Специальное, тыловое и техническое обеспечение спасательных воинских формирований осуществляется в порядке и по нормам, которые устанавливаются МЧС России.

Закупка и поставка вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов, специальных приборов, средств и имущества для обеспечения деятельности спасательных воинских формирований осуществляется МЧС России в соответствии с федеральными законами от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с указанными федеральными законами.

Обслуживание, текущий и капитальный ремонт вооружения, военной и специальной техники, специальных приборов, средств и имущества спасательных воинских формирований осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете МЧС России на указанные цели.

Организация и выполнение воинских перевозок спасательных воинских формирований осуществляются в порядке, установленном для Вооруженных Сил РФ, за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете МЧС России.

Обеспечение спасательных воинских формирований в военное время осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.

На военнослужащих спасательных воинских формирований распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

 

СТРУКТУРА И СОСТАВ

СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ[1]

 

N п/п

Структурная единица

Кол-во

1.

Орган управления спасательными воинскими формированиями – структурное подразделение центрального аппарата МЧС России

1

2.

Утратил силу с 1 января 2019 года. – Указ Президента РФ от 19.12.2018 N 728

3.

Орган управления спасательными воинскими формированиями – структурное подразделение органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту РФ

83

4.

Спасательный центр

10

5.

Авиационно-спасательный центр

5

6.

Орган обеспечения управления спасательными воинскими формированиями – структурное подразделение Национального центра управления в кризисных ситуациях

1

7.

Утратил силу с 1 января 2019 года. – Указ Президента РФ от 19.12.2018 N 728

8.

Центр обеспечения пунктов управления МЧС России

1

9.

Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования "Академия гражданской защиты МЧС России"

1

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2019.

 

 

[1] Утверждено Указом Президента РФ от 30.09.2011 N 1265 (ред. от 19.12.2018).

Другие статьи по теме
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020)
Просмотров: 5779