Всероссийская служба медицины катастроф: задачи, структура, уровни управления и режимы функционирования
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Всероссийская служба медицины катастроф: задачи, структура, уровни управления и режимы функционирования

Всероссийская служба медицины катастроф (далее – Служба) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о Всероссийской службе медицины катастроф», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 734 (ред. от 12.10.2020).

Задачи Службы:

- быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях (ЧС) в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;

- ликвидация эпидемических очагов;

- создание резерва материальных запасов;

- обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при ЧС.

Служба наделена следующими полномочиями:

- организация ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;

- сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от ЧС;

- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;

- информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС и принимаемых мерах;

- обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при ЧС;

- организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при ЧС;

- организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при ЧС;

- организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при ЧС.

Служба функционально объединяет:

- службу медицины катастроф Минздрава России;

- службу медицины катастроф Министерства обороны РФ;

- силы и средства МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф.

Задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Минздрава России, службы медицины катастроф Министерства обороны РФ, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Руководство Службой осуществляет Министр здравоохранения РФ. Организационно-методическое руководство деятельностью Службы осуществляет Минздрав России.

Служба в целях выполнения возложенных на нее задач представлена:

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ:

- координационным органом – комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Минздрава России;

- постоянно действующим органом управления – соответствующим подразделением Минздрава России;

- органом повседневного управления – федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Минздрава России (далее – Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова);

- силами и средствами Минздрава России, Федерального медико-биологического агентства, Министерства обороны РФ, МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф;

НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории федерального округа):

- органами повседневного управления – межрегиональными центрами медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве – Национальным медико-хирургическим Центром имени Н.И. Пирогова;

- силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф, расположенными на территориях соответствующих федеральных округов;

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории субъекта РФ):

- координационными органами – комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ;

- постоянно действующими органами управления – органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан (региональные минздравы, департаменты, управления, комитеты);

- органами повседневного управления – территориальными центрами медицины катастроф;

- силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф;

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории муниципального образования):

- координационными органами – комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

- постоянно действующими органами управления – органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере охраны здоровья граждан;

- органами повседневного управления – дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере охраны здоровья граждан;

- силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф, а также органов исполнительной власти субъектов РФ;

НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ:

- координационным органом – комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации;

- постоянно действующим органом управления – структурным подразделением организации, в том числе должностными лицами организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф;

- органом повседневного управления – дежурно-диспетчерской службой организации;

- силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

На федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении ЧС поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в ЧС возлагается на руководителей соответствующих организаций.

При недостаточности сил и средств на муниципальном и (или) региональном уровнях для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на соответствующей территории могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, функционально объединенных в Службу, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и организациями.

По решению руководителя Службы для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности, медико-санитарных последствий могут привлекаться все находящиеся в зоне ЧС силы и средства Службы независимо от их уровня. Руководитель Службы вправе принимать решение о медицинской эвакуации при ЧС. Организация и оказание медицинской помощи при ЧС, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Службой в порядке, установленном Минздравом России.

Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова обеспечивает:

- координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы;

- разработку научно-методических принципов деятельности Службы;

- подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;

- разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при ЧС.

Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС осуществляется на основе разрабатываемых в рамках РСЧС федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, межрегиональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Для соответствующих органов управления, сил и средств Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

- режим ЧС – при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 2/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 2496