Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Московской области
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Московской области

1. Общие положения

 

1.1. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Московской области (далее - СМК МЗМО) - функциональное объединение сил и средств здравоохранения Московской области для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на территории Московской области.

1.2. СМК МЗМО является функциональной подсистемой Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и составной частью Всероссийской службы медицины катастроф - ее территориальным звеном.

1.3. СМК МЗМО организована в целях реализации государственной политики в области защиты жизни и здоровья населения, совершенствования медико-санитарного обеспечения граждан при возникновении и ликвидации последствий ЧС на территории Московской области.

1.4. Правовую основу функционирования СМК МЗМО составляют Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 734 "Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф", приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2000 г. N 380 "Об утверждении Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации", приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 21.06.1996 N 261 "Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Московской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также настоящее Положение.

 

2. Цель и задачи СМК МЗМО

 

2.1. Целью СМК МЗМО является обеспечение оказания экстренной медико-санитарной помощи населению Московской области при ЧС различного характера и масштаба, а также организация рационального использования медицинских сил и средств здравоохранения Московской области.

2.2. Задачи СМК МЗМО:

поддержание постоянной готовности органов управления Учреждений, подразделений и формирований СМК МЗМО к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (в том числе террористической направленности);

создание запасов медицинского и санитарно-хозяйственного имущества для обеспечения устойчивого функционирования Учреждений и формирований СМК МЗМО;

своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим в ЧС;

снижение психоневрологического и эмоционального воздействия факторов катастроф на население, вовлеченное в ЧС;

участие в обеспечении (совместно с санитарно-эпидемиологической и коммунальными службами) санитарного благополучия в зоне ЧС, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пострадавших;

сохранение здоровья личного состава СМК МЗМО в период ликвидации медицинских последствий ЧС;

осуществление взаимодействия с областными, ведомственными федеральными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС;

координация действий СМК МЗМО с медицинской спасательной службой гражданской обороны Московской области (далее - МССГО МО) при проведении плановых мероприятий и в режиме ЧС;

оценка оперативной медико-санитарной обстановки при потенциальной аварийной опасности на территории Московской области;

снижение рисков и уровня медико-санитарных последствий ЧС в мирное время к опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

осуществление комплексных мер по совершенствованию и дальнейшему развитию СМК МЗМО.

 

3. Структура СМК МЗМО

 

3.1. Структура СМК МЗМО представлена на схеме (приложение к Положению).

3.2. Руководителем СМК МЗМО является министр здравоохранения Московской области.

3.3. Органом повседневного управления СМК МЗМО является государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области "Территориальный центр медицины катастроф" (далее - ТЦМК).

3.4. Руководители Учреждений обеспечивают формирование бригад специализированной медицинской помощи (далее - БСМП), врачебно-сестринские бригады (далее - ВСБ) и готовность к экстренному развертыванию профильных коек для приема пострадавших в ЧС в соответствии с Планами-заданиями.

3.5. Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства здравоохранения Московской области N 1-15 (далее - Управления) формируют группировку медицинских сил и средств СМК МЗМО в подведомственных Учреждениях.

3.6. Учреждения, оказывающие скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, обеспечивают при необходимости участие выездных бригад скорой медицинской помощи (далее - СМП) в работе СМК МЗМО.

3.7. ГБУЗ МО "Московская областная станция переливания крови" определяет нормы накопления неснижаемого запаса гемотрансфузионных сред и расходных материалов для организации экстренной массовой заготовки, переработки и апробации донорской крови учреждениями службы крови, а также формирует выездные бригад для экстренной заготовки крови.

3.8. ГБУЗ МО "Бюро судебно-медицинской экспертизы" является учреждением - формирователем оперативных бригад экспертов.

3.9. Учреждения, осуществляющие медицинское снабжение (ГБУЗ МО "МЦ "Резерв", ГБУ МО "Мособлмедсервис", ОАО "Мособлфармация"), обеспечивают СМК МЗМО в установленном порядке лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

 

4. Управление СМК МЗМО

 

4.1. Управление Службой медицины катастроф на федеральном уровне осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации, Всероссийский Центр медицины катастроф "Защита" является рабочим органом министра здравоохранения Российской Федерации, выполняющим функции управления федеральной СМК МЗМО.

4.2. Руководство Службой медицины катастроф на региональном уровне (субъект Российской Федерации) осуществляет Министерство здравоохранения Московской области. ТЦМК является постоянно действующим рабочим органом руководителя СМК МЗМО - министра здравоохранения Московской области по организации и оперативному управлению подразделениями СМК МЗМО.

4.3. При ликвидации медицинских последствий ЧС на территории Московской области в оперативное подчинение ГЦМК переходят все Учреждения, имеющие Планы-задания на формирование БСМП, ВСБ и экстренное развертывание профильных коек для приема пострадавших в ЧС.

Управленческие решения ТЦМК носят директивный характер и являются обязательными для исполнения соответствующими учреждениями и формированиями.

4.4. При возникновении на территории Московской области нештатных или чрезвычайных ситуаций в зависимости от величины санитарных потерь непосредственное персональное руководство действиями СМК МЗМО осуществляют:

при санитарных потерях, не превышающих 10 (десяти) человек - старшее должностное лицо дежурной смены ТЦМК;

при санитарных потерях от 10 (десяти) до 25 (двадцати пяти) человек - руководитель (или лицо, его заменяющее) ТЦМК;

при санитарных потерях свыше 25 (двадцати пяти) человек - руководитель СМК МЗМО.

4.5. В повседневной деятельности все Учреждения, выполняют возложенные на них функции в части готовности к действиям в условиях ЧС во взаимодействии с ТЦМК.

 

5. Функции и организация деятельности СМК МЗМО

 

В зависимости от обстановки деятельность СМК МЗМО осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители объектов.

 

I. Режим повседневной деятельности

 

1. Текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности.

2. Планирование медико-санитарного обеспечения населения Московской области при возникновении ЧС.

3. Участие в работе Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Московской области при Губернаторе Московской области.

4. Организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы.

5. Поддержание постоянной готовности сил и средств СМК к действиям в ЧС:

5.1. Текущий контроль за состоянием готовности органов управления, учреждений и формирований СМК МЗМО к переводу на чрезвычайный режим работы и выполнению возложенных задач в ЧС.

5.2. Создание и рациональное использование неснижаемого запаса резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Московской области для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

5.3. Подготовка кадрового состава СМК МЗМО по вопросам управления, организации и технологии оказания медицинской помощи в ЧС:

плановое обучение на тематических циклах "Медицина катастроф" по дифференцированным учебным программам для различных контингентов обучающихся;

проведение в учреждениях здравоохранения тренировочных занятий, командно-штабных и тактико-специальных учений (в соответствии с годовыми планами);

участие в проведении комплексных и областных показных тактико-специальных учений, запланированных МЧС России и Главным управлением МЧС России по Московской области;

участие в подготовке ежегодного итогового постоянно действующего семинара для руководящего состава СМК МЗМО.

6. Осуществление плановых мероприятий, обеспечивающих защиту персонала и пациентов Учреждений в ЧС.

7. Заблаговременное установление взаимодействия СМК МЗМО со службами, привлекаемыми к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

отработка порядка и определение источников для экстренного получения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

определение источников выделения автотранспорта для доставки медицинского персонала, эвакуации пострадавших, перевозки медицинских грузов;

разработка схем взаимодействия с ТУ Роспотребнадзора по Московской области;

отработка координации действий СМК МЗМО и других экстренных служб Московской области;

установление порядка привлечения дополнительных (ведомственных) медицинских сил и средств.

8. Создание и постоянное пополнение автоматизированной информационно-аналитической системы "Медицина катастроф Московской области" и базы данных "Силы и средства службы медицины катастроф".

9. Мониторинг медико-санитарной обстановки на территории Московской области.

10. Организация обучения персонала экстренных немедицинских служб и организованных контингентов населения практическим навыкам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, приемам само- и взаимопомощи.

11. Разработка и реализация мер, направленных на развитие и совершенствование СМК МЗМО, а также правовую защищенность персонала.

 

II. Режим повышенной готовности

(вводится руководителем СМК МЗМО)

 

При поступлении сигнала о ЧС проводятся мероприятия:

1. Экстренное оповещение в установленном порядке руководящего состава Министерства здравоохранения Московской области, руководства ТЦМК и служб взаимодействия.

2. Направление бригады экстренной медицинской помощи ТЦМК к месту прогнозируемой ЧС.

3. Оповещение руководства Московской областной станции скорой медицинской помощи.

4. Оценка величины и структуры возможных санитарных потерь, расчет необходимых сил и средств для оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) в экстренной и неотложной формах.

5. Оповещение руководителей соответствующих органов и учреждений здравоохранения о принятых управленческих решениях по приведению их в готовность. Введение в действие соответствующих разделов "Планов действий в ЧС".

6. Усиление эпидемиологического надзора; проведение профилактических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (совместно с ТУ Роспотребнадзора по Московской области).

7. Приведение в готовность защитных сооружений государственных учреждений здравоохранения; подготовка персонала и больных, которые могут оказаться в зоне ЧС, к защите или экстренной эвакуации.

8. Уточнение системы управления, схем связи и взаимодействия в условиях прогнозируемой ЧС.

9. Корректировка принятых управленческих решений по уточненной информации, динамике медико-тактической обстановки и данных о реальных силах и средствах СМК МЗМО, контроль исполнения.

 

III. Режим чрезвычайной ситуации

(вводится руководителем СМК МЗМО)

 

При получении сигнала о ЧС:

1. Экстренное оповещение в установленном порядке руководящего состава Министерства здравоохранения Московской области, руководства ТЦМК, служб взаимодействия.

2. Направление бригады экстренной медицинской помощи ТЦМК к зоне ЧС.

3. Оповещение диспетчером руководства СМП.

4. Направление к зоне ЧС бригад СМП в количестве, соответствующем масштабам ЧС по данным первичной информации.

5. Оценка величины и структуры санитарных потерь, расчет сил и средств, необходимых для оказания экстренной медицинской помощи. Оперативное взаимодействие со всеми привлеченными к зоне ЧС службами.

6. Принятие решения об организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим и привлечении медицинских сил и средств, соответствующих медико-санитарной обстановке.

7. Оповещение в установленном порядке руководителей Учреждений, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, обеспечивающих служб и служб взаимодействия о принятых управленческих решениях и принятие докладов о готовности к выполнению задач в соответствии возложенными функциями.

8. Корректировка принятых управленческих решений по уточненной информации, динамике медико-тактической обстановки и данных о ресурсах привлекаемых сил и средств.

9. Реализация принятых управленческих решений по ликвидации медицинских последствий ЧС:

9.1. В очаге ЧС оказывается первая помощь личным составом аварийно-спасательных формирований.

9.2. На границе очага ЧС (оцепление) развертываются пункты сбора пострадавших и сортировочные площадки.

9.2.1. Медицинские силы догоспитального этапа:

бригады экстренной медицинской помощи ТЦМК;

бригады СМП;

врачебно-сестринские бригады (ВСБ).

9.2.2. Медицинские средства:

табельное оснащение;

оперативно-тактический резерв СМК МЗМО;

санитарный и приданный транспорт.

9.2.3. Объем медико-санитарной помощи: медицинская сортировка, изоляционно-обсервационные мероприятия, первичная медико-санитарная помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, медицинская эвакуация пострадавших в профильные стационары, участие в проведении противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий (совместно с ТУ Роспотребнадзора по Московской области).

9.3. В стационарах учреждений здравоохранения СМК МЗМО:

9.3.1. Медицинские силы стационарного периода;

персонал Учреждений, ведущий прием пострадавших;

специализированные бригады постоянной готовности СМК МЗМО - ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" (далее - МОНИКИ);

БСМП;

ВСБ.

9.3.2. Медицинские средства: оперативно-тактический резерв Учреждений, табельное оснащение БСМП, транспорт Учреждений и приданный транспорт.

9.3.3. Объем медико-санитарной помощи: медицинская сортировка, прием и санитарная обработка, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

9.4. Бюро судебно-медицинской экспертизы проводит судебно-медицинскую экспертизу погибших и судебно-медицинское освидетельствование пострадавших в ЧС.

10. Решение о необходимости привлечения ведомственных медицинских сил и средств для усиления СМК МЗМО принимается руководителем СМК МЗМО, которым осуществляется оперативное управление придаваемыми силами.

11. Обеспечение устойчивого функционирования Учреждений и формирований СМК МЗМО осуществляется за счет перемещения сил и средств для удовлетворения потребностей в ресурсах и координируется руководителем СМК МЗМО со всеми службами, привлеченными к ликвидации ЧС.

12. Подготовка (обобщение) и предоставление информации о пострадавших в ЧС и организации защиты персонала Учреждений и больных, находящихся в зоне ЧС.

13. Организация медико-санитарного обеспечения населения, временно эвакуированного из зоны ЧС.

14. Подготовка предварительной, последующей (промежуточной) и итоговой информации о ликвидации медико-санитарных последствий ЧС с составлением отчета по установленной форме.

 

6. Медико-санитарное обеспечение населения при угрозе совершении террористических актов и ликвидации их последствий

 

I. Режим повседневной деятельности

 

1. Осуществление комплекса мер по реализации Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму", решений антитеррористической комиссии Московской области, соответствующих распорядительных документов Министерства здравоохранения Московской области и решений рабочей группы Министерства здравоохранения.

2. Предупредительная работа по предотвращению террористических актов и обеспечению безопасности в Учреждениях включают в себя:

усиление контрольно-пропускного режима;

усиление охраны;

контроль за защищенностью систем жизнеобеспечения и обеспечением устойчивого функционирования;

инструктаж персонала о повышении бдительности, действиям при обнаружении подозрительных предметов;

разработка, согласование и утверждение в установленном порядке "Паспорта антитеррористической защищенности объекта".

3. Меры по повышению готовности сил и средств СМК МЗМО к ликвидации медицинских последствий террористических актов:

подготовка кадрового состава СМК МЗМО по вопросам организации и технологии оказания всех видов медицинской помощи пострадавшим в результате террористических актов;

уточнение возможностей здравоохранения Московской области по ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов.

4. Отработка схемы оповещения и взаимодействия СМК МЗМО со всеми службами экстренного реагирования, привлекаемыми к ликвидации последствий террористических актов.

 

II. Режим повышенной готовности

 

При поступлении сигнала об угрозе террористического акта:

1. ТЦМК осуществляет оперативный анализ возможной медико-санитарной обстановки, мобилизацию и приведение в готовность подведомственных сил и средств, в зависимости от прогнозируемой ЧС.

2. Действия в установленном для СМК МЗМО порядке.

3. Приведение в готовность средств индивидуальной защиты персонала.

 

III. Режим ЧС при совершении террористического акта

 

При получении сигнала о террористическом акте:

1 Действия СМК МЗМО осуществляются аналогично действиям, предусмотренным для ЧС.

2. В случае одновременных террористических актах в разных районах Московской области дополнительно для проведения оперативно-информационной работы привлекаются врачи специализированных бригад Учреждений.

3. Совместно с ТУ Роспотребнадзора по Московской области осуществляются противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в зоне ЧС.

4. Обеспечивается психолого-психиатрическая помощь пострадавшим в зоне террористического акта и населению близлежащих муниципальных образований.

 

7. Снабжение медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом формирований и учреждений СМК МЗМО

 

7.1. Снабжение медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом осуществляется в соответствии с Положением о резерве медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Московской области для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Московской области от 24.09.2015 N 1345 "О совершенствовании медицинского снабжения службы медицины катастроф Московской области" (с последующими дополнениями и изменениями).

7.2. Запасы оперативного резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества создаются и хранятся:

для мобильных медицинских формирований - в Учреждениях, формирующих мобильные медицинские формирования, на складе ТЦМК;

для оказания экстренной специализированной медицинской помощи населению в ЧС - в Учреждениях, оказывающих данную помощь.

7.3. Имущество резерва, хранящееся на складах длительного хранения ГБУЗ МО "МЦ "Резерв", по решению руководителя СМК МЗМО - министра здравоохранения Московской области может быть использовано в ЧС для оказания медицинской помощи пострадавшим с последующим восстановлением в сроки, предусмотренные законодательством.

 

8. Планирование работы СМК МЗМО

 

8.1. Деятельность СМК МЗМО осуществляется согласно документам:

План медико-санитарного обеспечения населения Московской области при чрезвычайных ситуациях.

План действий Управлений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Договор по взаимодействию в условиях ЧС Учреждений, курируемых Управлением координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства здравоохранения Московской области.

План действий Учреждений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8.2. Планирование материально-технического обеспечения осуществляется на основе расчетных показателей потребности медицинских формирований и Учреждений СМК МЗМО в снабжении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

 

9. Юридическая и социальная защита медицинских работников СМК

 

9.1. Юридическая и социальная защита медицинских работников СМК МЗМО, принимающих участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

10. Финансирование СМК МЗМО

 

10.1. Финансирование СМК МЗМО (ТЦМК) осуществляется за счет средств бюджета Московской области в пределах утвержденных смет.

10.2. Финансирование СМК МЗМО может осуществляться за счет других внебюджетных средств, не запрещенных действующим законодательством.

 

 

Приложение

к Положению о службе

медицины катастроф

Министерства здравоохранения

Московской области

 

СТРУКТУРА

СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ┌────────────────────────────┐

                           │Министерство здравоохранения│

                           │Московской области          │

                           └───────────┬──────┬──────┬──┘

                                       │      │      │

  ┌─────────────────────────┐          │      │    ┌─┴─────────────────────────────────┐

  │ГКУЗ МО "Территориальный ├──────────┼──────┼────┤Управления координации деятельности│

  │центр медицины катастроф"├────────┐ │      │    │медицинских и фармацевтических     │

  └──┬────────┬────────────┬┘        │ │      │    │организации N 1-15                 │

     │        │            │         │ │      │    └────────┬──────────────────────┬───┘

     │        │            │         │ │      │             │                      │

┌────┴─────┐ ┌┴─────────┐ ┌┴──────┐ ┌┴─┴─┐ ┌──┴──┐ ┌────────┴───┐       ┌──────────┴────────────────┐

│БЭМП      │ │ССМП      │ │МОНИКИ │ │БСМЭ│ │МОСПК│ │Больницы    │       │Амбулаторно-поликлинические│

│постоянной│ │Московской│ │МОНИИАГ│ └┬───┘ └──┬──┘ │(стационары)├──────┐│учреждения                 │

│готовности│ │области   │ │МОДКТОБ│  │        │    └────────┬───┘      │└──────────┬────────────────┘

│17        │ └┬─────────┘ └┬──────┘  │        │             │          │           │

└────┬─────┘  │            │         │        │             │          │           │

     │        │            │         │        │             │          │           │

   ┌─┴────────┴┐ ┌─────────┴┐ ┌──────┴────┐ ┌─┴────────┐ ┌──┴───────┐ ┌┴─────┐ ┌───┴────────────────┐

   │Бригады СМП│ │БСМП      │ │Оперативные│ │Бригады   │ │БСМП      │ │Резерв│ │Врачебно-сестринские│

   └───────────┘ │постоянной│ │бригады    │ │повышенной│ │повышенной│ │коек  │ │бригады             │

                 │готовности│ │экспертов  │ │готовности│ │готовности│ └──────┘ └────────────────────┘

                 └──────────┘ │8          │ │4         │ └──────────┘

                              └───────────┘ └──────────┘

Источник: приложение 1 к приказу Министерства здравоохранения Московской области от 19 июня 2017 г . N 896.

 

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (01.11.2020)
Просмотров: 888 | Теги: медицина катастроф