Организация работы полевого многопрофильного госпиталя в чрезвычайных ситуациях
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Организация работы полевого многопрофильного госпиталя в чрезвычайных ситуациях

В методических рекомендациях изложены задачи, организационно-штатная структура и основы организации деятельности полевого многопрофильного госпиталя, предназначаемого для оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях (ЧС), а также варианты развертывания и особенности его работы при ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС. При разработке методических рекомендаций учитывались организационная структура и опыт работы ПМГ ВЦМК "Защита" при ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий и оказании медицинской помощи населению в зоне локального вооруженного конфликта.

Методические рекомендации предназначены для врачебного состава полевых многопрофильных госпиталей службы медицины катастроф, а также руководителей органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации и службы медицины катастроф. Рекомендации могут быть использованы в системе дополнительного образования специалистов службы медицины катастроф.

Строгое соблюдение всех положений рекомендаций применительно госпиталей такого типа, формируемых РЦМК или ТЦМК, совсем не обязательно, поскольку организационная структура, задачи, организация работы госпиталя в значительной мере будут зависеть от состояния, возможностей здравоохранения и службы медицины катастроф субъекта Российской Федерации, конкретных условий ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и других факторов.

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют место и роль полевого многопрофильного госпиталя в системе ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, основные задачи, принципы использования организационно-штатной структуры, в том числе и при повседневной деятельности. Рекомендации отражают объем и принципы работы лечебно-диагностических отделений и специализированных бригад госпиталя, порядок их развертывания в различных ЧС, оснащение, оборудование, а также порядок ведения медицинского учета и отчетности.

1.2. Госпиталь является основным мобильным многопрофильным лечебно-диагностическим формированием Всероссийской службы медицины катастроф. Он предназначен для выдвижения в зону чрезвычайных ситуаций и участия в лечебно-эвакуационном обеспечении пораженных (больных). При полном развертывании госпиталь может за 1 сут. принять до 250 пораженных (больных), провести их медицинскую сортировку, оказать нуждающимся квалифицированную и элементы специализированной медицинской помощи, подготовить пораженных при необходимости к эвакуации; для госпитализации нетранспортабельных пораженных (больных) госпиталь может временно развернуть до 150 коек.

1.3. Работа госпиталя осуществляется в следующих режимах деятельности - режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности (совпадает с режимом функционирования госпиталя при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий на территории России, работы госпиталя в пункте постоянной дислокации при отсутствии ЧС) на него возлагаются следующие основные задачи:

- совершенствование специальной подготовки персонала и его готовности к действиям в ЧС (теоретические и практические занятия), отработка его практических навыков согласно функциональным обязанностям на рабочем месте, а также отработка взаимодействия как в составе своего подразделения, так и в масштабе всего госпиталя в целом в ходе тренировок и тактико-специальных учений, отработка навыков оказания неотложной медицинской помощи в составе бригад скорой медицинской помощи различным контингентам больных, постоянный анализ и разбор ошибок при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания неотложной медицинской помощи пораженным;

- освоение передовых методик и технологии в лечении пораженных, образцов медицинской техники и лекарственных препаратов, перспективных для использования в полевых условиях для оказания медицинской помощи пораженным (больным) на современном уровне, и апробирование их на клинической базе в условиях базовых лечебных учреждений;

- создание и накопление резервов материальных ресурсов, восполнение израсходованных видов материальных средств (лекарственных, инструментария, оборудования и др.) для последующей бесперебойной работы ПМГ в очагах ЧС при ликвидации в них медико-санитарных последствий;

- текущий ремонт медицинского и инженерно-технического имущества и оборудования;

- доукомплектование лечебных, инженерно-технических и хозяйственных подразделений госпиталя, в случае некомплекта, - штатным и нештатным составом в целях обеспечения постоянной готовности персонала специализированных бригад к выезду в район ЧС;

- планирование работы госпиталя в повседневной деятельности и в период ЧС;

- разработка и совершенствование схемы и порядка оповещения персонала госпиталя об экстренном сборе, отработка порядка доставки его на место сбора в ночное время при неработающем городском транспорте;

- разработка графика дежурств специалистов ПМГ и осуществление контроля за его выполнением;

- ведение учетно-отчетных документов;

- анализ деятельности ПМГ в ЧС и выработка путей ее совершенствования.

В режиме повышенной готовности (вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки; при появлении данных, свидетельствующих об увеличении опасности возникновения чрезвычайных ситуаций) основными мероприятиями, осуществляемыми госпиталем в этом режиме, являются:

- организация оповещения и сбор персонала управления госпиталя, дежурной бригады экстренного реагирования, инженерно-технической и хозяйственной служб согласно расчету о введении режима повышенной готовности;

- доведение информации о ЧС до прибывшего персонала и постановка ему задач на проведение дополнительных мероприятий по приведению в готовность медицинского, инженерно-технического и хозяйственного имущества к возможному выходу в район ЧС;

- уточнение плана работы госпиталя применительно к конкретной обстановке в районе ЧС;

- уточнение через руководство штаба центра медицины катастроф соответствующего уровня сведений об ухудшении обстановки в районе возможного возникновения ЧС, а при ее возникновении - получение данных о ее развитии и величине санитарных потерь; также формирование оперативной группы ПМГ и подготовка ее к возможному выдвижению в предполагаемый район бедствия;

- приведение в состояние готовности сил и средств госпиталя, подготовка предложений и уточнение плана действия в районе предназначения при возникновении чрезвычайной ситуации, и, в случае необходимости, выдвижение в предполагаемый район бедствия.

В режиме чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций) основными мероприятиями являются:

- оповещение и сбор персонала управления госпиталя, дежурной бригады экстренного реагирования, персонала инженерно-технической и хозяйственной служб согласно расчету о введении режима чрезвычайной ситуации;

- получение (уточнение) задачи на участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в конкретном регионе, ее изучение и постановка задач персоналу госпиталя;

- выдвижение в район ЧС, в соответствии с решением начальника штаба ВСМК (руководителя центра медицины катастроф соответствующего уровня), первого эшелона ПМГ в составе оперативной группы из числа администрации госпиталя и дежурной бригады экстренного реагирования для оценки на месте реальной обстановки, выработки предложений для доклада начальнику штаба ВСМК (руководителю центра медицины катастроф соответствующего уровня) о масштабе аварии (катастрофы) и предполагаемой величине санитарных потерь;

- ознакомление по прибытии на место с реальной медико-санитарной обстановкой, оценка своих возможностей, принятие решения на развертывание госпиталя и начало его работы;

- развертывание функциональных подразделений в районе предназначения, организация приема пораженных (больных), поступающих из очага ЧС и участие в их лечебно-эвакуационном обеспечении;

- доклад начальнику штаба (директору центра медицины катастроф соответствующего уровня) о состоянии дел (масштабах ЧС, предположительном количестве санитарных потерь и объеме лечебно-эвакуационных мероприятий) и истребование, при необходимости, дополнительных специалистов и медицинского имущества для выполнения поставленных задач;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих санитарное благополучие госпиталя;

- организация консультативной и практической помощи местным лечебным учреждениям в районе ЧС в вопросах оказания медицинской помощи пораженным;

- ведение учетных и своевременное представление отчетных документов;

- взаимодействие с другими медицинскими формированиями и учреждениями по вопросам ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

1.4. При развертывании госпиталя в районе ЧС в зависимости от вида аварии, катастрофы или стихийного бедствия на него могут быть возложены функции по приему и лечению следующих категорий пораженных:

- пораженных с механической травмой и больных;

- обожженных;

- пораженных с сочетанной и комбинированной травмой, у которых, наряду с механической травмой, имеются ожоги;

- пораженных ионизирующим излучением, у которых одновременно могут быть различные механические повреждения и ожоги;

- пораженных ВТХВ, у которых одновременно могут быть различные механические повреждения и ожоги;

- легкопораженных и легкобольных.

1.5. При массовом поступлении пострадавших из районов крупных ЧС природного и техногенного характера часть пораженных может поступать в госпиталь не получив даже первой медицинской помощи в очагах катастрофы. Объем медицинской помощи в этом случае может сокращаться до оказания неотложных мероприятий первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи, обеспечению их приема, сортировки и подготовки к эвакуации раненых и пораженных, состояние которых позволяет отложить оказание медицинской помощи до их поступления в другие стационарные лечебные учреждения местных органов здравоохранения или федерального уровня.

1.6. Госпиталь, в зависимости от реальной обстановки в районе ЧС, выдвигается в район предназначения как частью сил (бригада, отделение), так и в полном составе, развертываясь для работы по типу многопрофильного лечебно-диагностического учреждения. Перемещение госпиталя к месту развертывания может осуществляться всеми видами транспорта (авиационным, железнодорожным, водным, автомобильным). При перемещении на значительные расстояния - предпочтение должно отдаваться авиационному транспорту.

1.7. Готовность госпиталя к приему первых пострадавших из района ЧС в среднем через 2-3 часа после прибытия его в район развертывания; полная готовность госпиталя к работе через 4-5 часов.

1.8. Госпиталь в полевых условиях размещается в пневмокаркасных модулях, а в населенных пунктах - на фондах местных лечебных учреждений или в приспособленных помещениях, выделенных для этих целей местной администрацией в районе ЧС (школы, клубы, спортивные залы и др.).

1.9. Руководство деятельностью госпиталя возлагается на главного врача, подчиняющегося директору центра медицины катастроф соответствующего уровня.

1.10. Администрация госпиталя в своей работе руководствуется действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации в области медицины катастроф, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, директора центра медицины катастроф соответствующего уровня, его заместителей и Положением о Полевом многопрофильном госпитале.

 

Полный текст рекомендаций можно скачать здесь.

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (01.11.2020)
Просмотров: 1755