Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС |
Организация и ведение гражданской обороны (далее – ГО) в органах управления здравоохранением (министерствах, департаментах, управлениях) (далее – ОУЗ) осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами в области ГО. На основе указанных документов разрабатывается «Положение об организации и ведении гражданской обороны в ОУЗ», определяющее основы организации ГО, порядок подготовки к ведению и ведения ГО, а также основные мероприятия по ГО в ОУЗ. Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по организации обеспечения защиты работников ОУЗ, а также материальных и культурных ценностей, находящихся в распоряжении ОУЗ, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – ЧС). Ведение ГО в ОУЗ начинается с момента введения в действие Президентом России Плана ГО и защиты населения Российской Федерации. Ведение ГО заключается в выполнении мероприятий по защите работников и материальных ценностей ОУЗ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС. Ведение ГО в ОУЗ осуществляется на основе плана ГО, который определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС. Оповещение работников ОУЗ об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС, производится оперативным дежурным ОУЗ через внутренние системы оповещения по сигналам, полученным от территориальных автоматизированных систем оповещения населения, создаваемых на федеральном региональном и муниципальном уровнях. Проведение эвакуации планируется заблаговременно в мирное время. Для укрытия работников ОУЗ заблаговременно создаются защитные сооружения ГО (далее – защитные сооружения). При отсутствии защитных сооружений или недостаточном их количестве для укрытия работников используются заглубленные помещения, метрополитены и другие сооружения подземного пространства, осуществляется заблаговременное закрепление работников ОУЗ за защитными сооружениями других организаций на договорной основе. Для решения задач в области ГО создаются запасы материально-технических, медицинских и иных средств, определяется порядок их использования и обновления. Медицинское обеспечение в интересах ГО организуется совместно с территориальными медицинскими организациями во взаимодействии с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В целях повышения устойчивости функционирования в военное время на объектах ОУЗ предусматриваются следующие мероприятия ГО: - выполнение мероприятий по повышению надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения; - организация выполнения мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - осуществление световой и других видов маскировки объектов. Для повышения эффективности выполнения задач в области ГО организуется подготовка работников ОУЗ в области ГО и защиты от ЧС. Для реализации задач в области ГО в ОУЗ могут создаваться нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее – НФГО). Состав, назначение и обеспечение НФГО определяются решением соответствующего руководителя в соответствии с Типовым порядком создания НФГО, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701. Руководство ГО в ОУЗ осуществляет его руководитель, осуществляющий свое руководство через структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области ГО. Органами управления ГО являются: - в ОУЗ – структурное подразделение ОУЗ, уполномоченное на решение задач в области ГО; - в структурных подразделениях ОУЗ – работники, уполномоченные на решение задач в области ГО. В целях оперативного решения задач ГО и защиты от ЧС в ОУЗ создаются органы управления, через которые руководители ГО осуществляют непосредственное руководство ГО (далее – органы управления ГОЧС). Структура, полномочия, задачи и порядок организации работы органов управления ГОЧС определяются соответствующими приказами ОУЗ. Подготовка руководящего состава органов управления ГОЧС осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области ГО", Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от ЧС природного и техногенного характера" и примерными программами обучения по ГО и ЧС, утвержденными МЧС России.
Основные задачи и полномочия ОУЗ в области ГО Основными задачами в области ГО ОУЗ являются: - организация и осуществление подготовки работников ОУЗ в области ГО; - оповещение работников ОУЗ об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - эвакуация работников и материальных ценностей ОУЗ в безопасные районы; - проведение мероприятий по укрытию работников ОУЗ в защитных сооружениях, созданию и содержанию запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и медицинских средств, их предоставление работникам ОУЗ; - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС; - организация проведения мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - организация первоочередного жизнеобеспечения работников ОУЗ, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС; - принятие мер по восстановлению и обеспечению устойчивого функционирования объектов ОУЗ, необходимых для выживания работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС; - осуществление сбора и обмена информацией в области ГО; - обеспечение постоянной готовности сил ГО. Для решения вышеуказанных задач в области ГО ОУЗ осуществляет следующие полномочия: - принимает нормативно-правовые акты в области ГО, доводит их требования до сведения работников ОУЗ и подведомственных организаций, контролирует их исполнение; - организует подготовку работников ОУЗ в области ГО; - разрабатывает и реализует план ГО; - планирует и организует выполнение мероприятий по ГО, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; - осуществляет меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования ОУЗ в военное время; - создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности техническую систему управления ГО и систему оповещения работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС; - создает и содержит в целях ГО запасы материально-технических, медицинских и иных средств; - определяет при необходимости перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО; - определяет полномочия подведомственных организаций.
Основные мероприятия по ГО и порядок их выполнения Основные мероприятия по подготовке к ведению ГО в ОУЗ: - издание нормативно-правовых актов в целях выполнения задач ГО; - ежегодное планирование основных мероприятий по вопросам ГО; - разработка, уточнение и корректировка планов ГО и документов по их реализации; - планирование и подготовка работников ОУЗ в области ГО; -- организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей, работников ОУЗ в области ГО; - информирование работников ОУЗ по вопросам ГО, пропаганда знаний в области ГО; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО, систем оповещения работников ОУЗ об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - комплексное использование средств единой сети электросвязи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; - сбор информации в области ГО и обмен ею; - организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; - заблаговременная подготовка безопасных районов (мест) для размещения работников ОУЗ, материальных ценностей, подлежащих эвакуации; - создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава; - поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем; - приспособление в мирное время и при приведении ГО в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия работников ОУЗ; - организация укрытия работников ОУЗ в защитных сооружениях и (или) заглубленных помещениях, метрополитене и других сооружениях подземного пространства; - накопление, хранение, освежение, использование по предназначению и обеспечение выдачи средств индивидуальной защиты работникам ОУЗ; - определение перечня объектов, подлежащих маскировке; - организация комплексной маскировки объектов ОУЗ, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; - организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Вооруженными Силами РФ и другими воинскими формированиями по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при ЧС, а также по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению); - планирование и организация основных видов жизнеобеспечения работников ОУЗ; - создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, медицинских и иных средств; - организация взаимодействия с территориальными медицинскими организациями и органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора по вопросам медицинского обслуживания работников ОУЗ, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, включая оказание первой медицинской помощи, и принятию других необходимых мер; - организация эвакуации пострадавших работников ОУЗ в медицинские организации; - организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам восстановления функционирования необходимых для обеспечения деятельности ОУЗ коммунальных служб; - подготовка сил ГО; - проведение учений и тренировок по ГО; - разработка и корректировка планов действий сил ГО; - организация взаимодействия с привлекаемыми силами ГО. Основные мероприятия по ведению ГО в ОУЗ: - организация работы органов управления ГОЧС ОУЗ; - подготовка работников ОУЗ в области ГО; - оповещение работников ОУЗ об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС; - создание и организация деятельности эвакуационных органов; - эвакуация работников ОУЗ и членов их семей, а также материальных ценностей в безопасные районы при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС; - осуществление эвакуации работников ОУЗ, членов их семей, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС; - обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; - проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в пределах своей компетенции в случае возникновения опасностей для работников ОУЗ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС; - создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, медицинских и иных средств; - организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах ОУЗ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - организация проведения контроля за радиационной и химической обстановкой на объектах ОУЗ; - организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников ОУЗ и членов их семей, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - организация восстановления и поддержания порядка на объектах ОУЗ, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС; - выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов ОУЗ в военное время и повышению надежности функционирования на них систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения; - предоставление работникам ОУЗ информационно-психологической поддержки.
Структурное подразделение (работники) ОУЗ, уполномоченные на решение задач в области ГО Решение задач в области ГО осуществляют уполномоченные на это структурные подразделения (работники). Задачи и функции, права и ответственность таких структурных подразделений и работников определены Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций», утвержденным приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230. Таким структурным подразделением является отдел (сектор, отделение, группа) мобилизационной подготовки и ГО (далее – Отдел). В небольших организациях это может быть один работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны. Отдел в пределах своей компетенции осуществляет организацию и ведение ГО в ОУЗ, проведение мероприятий по ГО, а также контроль и координацию деятельности в области ГО в подведомственных организациях. Отдел осуществляет свою работу во взаимодействии со структурными подразделениями ОУЗ и в пределах своей компетенции с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными органами и организациями. Начальник Отдела находится в непостредственном подчинении у руководителя ОУЗ или его заместителя, курирующего вопросы ГО и ЧС.
Основные задачи структурного подразделения (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО: - планирование, организация и контроль проведения мероприятий по ГО; - организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО; - организация обучения работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС; - планирование, организация и контроль создания, использования и обновления в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - планирование, организация и контроль проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования ОУЗ и подведомственных организаций в военное время; - планирование, организация и контроль создания и поддержания в состоянии постоянной готовности НФГО (в организациях, отнесенных к категориям по ГО); - методическое руководство по вопросам планирования, организации и контроля проведения мероприятий ГО в подведомственных организациях.
Основные функции структурного подразделения (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО: - разработка и корректировка плана ГО ОУЗ; - методическое руководство по вопросам планирования, организации и контроля мероприятий ГО в подведомственных организациях; - планирование, организация и контроль мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время и (или) обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей; - планирование, организация и контроль мероприятий по заблаговременной подготовке безопасных мест при эвакуации; - разработка проектов локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу в области ГО; - подготовка предложений по мероприятиям ГО; - учет защитных сооружений и других объектов ГО, принятие мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, контроль за их состоянием; - планирование, организация и контроль мероприятий, направленных на поддержание устойчивого функционирования ОУЗ и подведомственных организаций в военное время; - организация разработки и проведение инженерно-технических мероприятий ГО; - планирование и организация мероприятий по световой и другим видам маскировки; - организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на запасном пункте управления; - организация приема сигналов ГО и доведение их до руководства ОУЗ и подведомственных организаций; - оповещение работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении ЧС; - планирование, организация и контроль подготовки работников, а также руководителей и специалистов подведомственных организаций по вопросам ГО; - планирование и контроль создания, оснащения и подготовки НФГО и их учет; - организация подготовки работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС - планирование и организация проведения учений и тренировок по ГО; - участие в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке; - подготовка предложений по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организация создания страхового фонда документации; - контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО; - подготовка предложений руководителю ОУЗ по совершенствованию планирования, организации и контроля за подготовкой к ведению и ведением ГО в ОУЗ; - привлечение к подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по ГО структурные подразделения ОУЗ; - организация информационного взаимодействия с органами местного самоуправления с целью получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 3/2022. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
Другие статьи по теме | |
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022) | |
Просмотров: 286 |