Оценка готовности медицинских организаций к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на примере Свердловской области
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Оценка готовности медицинских организаций к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на примере Свердловской области

Медицинская служба – важнейшая составляющая системы ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). В связи с этим оценка готовности медицинских организаций к работе в условиях ЧС имеет особое значение.

Для оценки готовности медицинских организаций Свердловской области к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС при проведении плановых и внеплановых проверок приказом областного Минздрава от 18.07.2019 N 1395-п были утверждены одноименные методические рекомендации. Документ используется главными врачами при планировании мероприятий по повышению готовности к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также при проведении плановых и внеплановых проверок их медицинских организаций по состоянию готовности к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, при приеме годовых отчетных форм и составлении рейтинга готовности учреждений здравоохранения к ЧС.

 

Методические рекомендации по оценке состояния готовности медицинских организаций Свердловской области к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций

 

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях выработки единой оценки готовности медицинских организаций Свердловской области (СО) к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС при проведении плановых и внеплановых проверок.

2. Основываясь на материалах статьи С.Ф. Гончарова, Б.В. Бобия, М.В. Быстрова «О готовности службы медицины катастроф Минздрава России к реагированию и действиям в чрезвычайных ситуациях», опубликованной в первом номере журнала «Медицина катастроф» за 2017 год, а также на материалах проекта концепции «Развитие службы скорой медицинской помощи Российской Федерации» (2017 г.) под редакцией В.П. Попова, специалисты ГБУЗ СО «Территориальный центр медицины катастроф» разработали балльную шкалу оценки готовности медицинских организаций к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Авторами вышеназванной статьи был предложен перечень типовых, наиболее результативных мероприятий, позволяющих повысить готовность органов управления здравоохранением, территориальных центров медицины катастроф, медицинских формирований и медицинских организаций к реагированию и действиям при возникновении ЧС. Данные мероприятия сгруппированы в 5 комплексов.

3. Специалисты ГБУЗ СО «Территориальный центр медицины катастроф» разграничили и адаптировали предложенные типовые мероприятия отдельно для отделений и станций скорой медицинской помощи и приемных отделений медицинских организаций (табл. N 1).

Для оценки мероприятий разработана шкала, позволяющая произвести количественную оценку готовности и сравнить уровень готовности разных медицинских организаций (табл. N 2 и N 3).

За основу многих показателей взяты нормативы для службы медицины катастроф и скорой медицинской помощи согласно современным порядкам, приказам и методическим пособиям.

 

Таблица N 1

 

МЕРОПРИЯТИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ГОТОВНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К РЕАГИРОВАНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Мероприятия[1]

Отделения и станции скорой медицинской помощи

Медицинские организации (врачебно-сестринские бригады (ВСБ) и приемное отделение)

Показатель

Показатель

1. Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки специалистов службы скорой медицинской помощи и медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС

1.1. Подбор и комплектование кадров с учетом уровня профессиональной подготовки

Обеспеченность бригадами на 10000 населения, состав бригад, профиль

Укомплектованность персоналом приемного отделения, наличие и состав ВСБ

1.2. Постдипломное образование

Постдипломная подготовка: раз в 5 лет для среднего медперсонала, НМО для врачей по специальности с обязательным включением вопросов медицины катастроф

Постдипломная подготовка: раз в 5 лет для среднего медперсонала, НМО для врачей по специальности с обязательным включением вопросов медицины катастроф

1.3. КШУ, ТСУ, соревнования, тренировки

Не менее 1 раза в год

Не менее 1 раза в год

2. Развитие организационной структуры и материально-технического оснащения

2.1. Совершенствование структуры и порядка функционирования

Соответствие структуры регламентирующим документам (приказ МЗ РФ N 388н)

Соответствие структуры приемного отделения регламентирующим документам и структуре медицинской организации

2.2. Наличие круглосуточного оперативно-диспетчерского отдела

Наличие отдельного диспетчерского поста, не совмещенного с приемным отделением

Приемное отделение самостоятельное с выделением зоны для поступления большого количества пострадавших

2.3. Создание и функционирование мобильных формирований

-

Наличие ВСБ

2.4. Укрепление материально-технической базы

Санитарный транспорт класса A, B, C, не старше 5 лет. Медицинское оборудование согласно приказам МЗ РФ N 388н и N 33н

Санитарный транспорт класса A, B. Приказ о закреплении машины за ВСБ. Наличие носилочного фонда в приемном отделении

3. Оптимизация управленческой деятельности

3.1. Совершенствование нормативной и методической базы по вопросам готовности

Приказы, схемы оповещения и сбора сотрудников на случай ЧС

Приказы, схемы оповещения и сбора сотрудников на случай ЧС

3.2. Оптимизация маршрутизации больных и пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи по экстренным и неотложным показаниям, с учетом формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи в регионе

Приказы по маршрутизации, их выполнение

Приказы, алгоритмы действий на случай ЧС

4. Оперативная и целенаправленная работа по снабжению медицинским имуществом медицинских формирований и организаций, привлекаемых для ликвидации ЧС

4.1. Создание, содержание и своевременное пополнение резерва медицинского имущества, предназначенного для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС

Не менее чем на 50 пострадавших

Не менее чем на 50 пострадавших

4.2. Наличие средств индивидуальной защиты

Виды и количество СИЗ

Виды и количество СИЗ

4.3. Наличие маркировочных средств для медицинской сортировки

Комплект медика-спасателя (КМС), другие маркировочные средства

Маркировочные средства

5. Создание и развитие системы оказания экстренной консультативной медицинской помощи и санитарной эвакуации. Информационные технологии

5.1. Создание условий для применения авиационного транспорта

-

Наличие при медицинской организации вертолетной площадки

5.2. Современные системы диспетчеризации

Система автоматической диспетчеризации

-

5.3. Оснащенность ГЛОНАСС

Оснащение всех машин скорой медицинской помощи системой ГЛОНАСС

-

5.4. Современные информационные технологии

-

Наличие возможности проведения телемедицинских, интернет-консультаций в круглосуточном режиме

 

 

Таблица N 2

 

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

СТАНЦИЙ И ОТДЕЛЕНИЙ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

 

N

Показатель

Индикаторы

Оценка в баллах

Обоснование

1. Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки специалистов службы медицины катастроф и медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС

1.1.

Обеспеченность бригадами:

Соответствует

2

Методические рекомендации Минздрава России 2015 года под редакцией главного внештатного специалиста Минздрава России по скорой медицинской помощи С.Ф. Багненко «Организация оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации»

Не соответствует

0

1) в районах с высокой плотностью проживания и радиусом обслуживания 20 км рекомендуется 1 бригада на 10 тыс. населения;

1:10000 населения

 

2) в районах с низкой плотностью населения и радиусом обслуживания 30 км – 1 бригада на 9 тыс. населения;

1:9000 населения

3) в районах с низкой плотностью населения и радиусом обслуживания 40 км – 1 бригада на 8 тыс. населения;

1:8000 населения

4) в районах с низкой плотностью населения и радиусом обслуживания 50 км – 1 бригада на 6 тыс. населения

1: 6000 населения

1.2.

Состав общепрофильной бригады из 2 медицинских работников

100% бригад в суточном режиме

3

Приказ МЗ РФ от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»

Менее 100%

1

Нет

0

1.3.

Постдипломное образование медицинских работников

100%

3

Приказы МЗ РФ от 10.02.2016 N 83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием», от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

90 – 100%

2

Менее 90%

0

1.4.

Участие в тактико-специальных учениях (ТСУ), командно-штабных учениях (КШУ)

ТСУ, КШУ с привлечением МЧС, других ведомств

3

Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», п. 8 – 10

Только бригады СМП

2

Нет

0

1.5.

Доля водителей, обученных по программе «первая помощь»

90 – 100%

2

Приказ МЗ РФ от 04.05.2012 N 477-н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

Приложение 12 Положение о водителе бригады СМП» к приказу Минздрава РФ от 26.03.1999 N 100

50 – 90%

1

Менее 50%

0

2. Развитие организационной структуры и материально-техническое обеспечение

2.1.

Наличие оперативно-диспетчерского отделения (поста)

Да

2

Приказ МЗ РФ от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»

Нет

0

2.2.

Обеспеченность медицинским оборудованием согласно Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи

Соответствует

3

Приказ МЗ РФ от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»

Обеспеченность 90 – 99%

2

80 – 89%

1

Менее 80%

0

2.3.

Обеспеченность санитарными автомобилями со сроком эксплуатации меньше 5 лет

70 – 100%

3

Методические рекомендации Минздрава России 2015 года под редакцией главного внештатного специалиста Минздрава России по скорой медицинской помощи С.Ф. Багненко «Организация оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации»

69 – 51%

2

50% и меньше

0

3. Оптимизация управленческой деятельности

3.1

Наличие документации на случай ЧС (приказы, инструкции, схемы оповещения)

Полный пакет

3

Приказы и письма МЗ РФ и МЗ СО

Неполный пакет

1

Нет

0

3.2.

Выполнение маршрутизации пациентов с шокогенной травмой. Процент пациентов с политравмой (шокогенной), госпитализированных в ММЦ

90 – 100%

3

Приказ МЗ РФ от 15.11.2012 N 927н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком»

70 – 90%

2

50 – 70%

1

Менее 50%

0

3.3.

Доля выездов на ЧС и ДТП с временем доезда менее 20 минут

90% и выше

3

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»

80 – 89%

1

Менее 80%

0

4. Оперативная и целенаправленная работа по снабжению медицинским имуществом медицинских формирований и организаций, привлекаемых для ликвидации ЧС

4.1.

Наличие резерва

100%

3

Приказ МЗ СО от 19.12.2008 N 2336-п «Об утверждении номенклатуры муниципального резерва для оказания первичной медико-санитарной помощи на 50 пострадавших»

Неполный

1

Нет

0

4.2.

Наличие СИЗ (противогазы, респираторы, защитные костюмы, комплекты для ООИ)

90 – 100%

3

Приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»

50% – 89%

1

Менее 50%

0

4.3.

Медицинская сортировка, наличие КМС, сортировочных лент или других средств маркировки

КМС

2

Приказ МЗ СО от 11.02.2008 N 111-п «О введении в действие территориального стандарта организации оказания скорой медицинской помощи населению Свердловской области»

Ленты, марки

1

Нет

0

5. Развитие информационных технологий

5.1.

Информатизация диспетчерской. Наличие ПК АДИС, своевременное обновление, устойчивая работа

Да

3

Приказ МЗ РФ от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», приложение N 8

Нет

0

5.2.

Обеспеченность всех автомобилей СМП системой ГЛОНАСС, технологическая поддержка и устойчивая работа связи и ГЛОНАСС

100%

3

Приказ МЗ РФ от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», приложение N 5.

50 – 99%

1

Менее 50%

0

 

Максимальное количество – 45 баллов.

Оценка показателя:

45 – 38 баллов (100 – 85%) готовность к работе в ЧС соответствует предъявляемым требованиям;

37 – 31 баллов (84 – 70%) готовность к работе в ЧС ограниченно соответствует предъявляемым требованиям;

30 баллов и менее (менее 70%) готовность к работе в ЧС не соответствует предъявляемым требованиям.

 

 

Таблица N 3

 

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

ПРИЕМНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

N

Показатель

Индикаторы

Оценка в баллах

Обоснование

1. Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки специалистов службы и медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС

1.1.

Укомплектованность кадрами

100%

2

Письмо Федерального ФОМС от 06.04.2015 N 1726/30-4 «О порядке формирования штатных расписаний»

Не соответствует

0

1.2.

Постдипломное образование сотрудников

100%

3

Приказ МЗ РФ от 10.02.2016 N 83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием», Приказ МЗ РФ от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

90 – 100%

2

Менее 90%

0

1.3.

Участие в ТСУ, КШУ (минимум 1 раз в год)

Да

3

Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», п. 8 – 10

Нет

0

2. Развитие организационной структуры и материально-технического оснащения

2.1.

Приемное отделение отдельное или совмещенное с другими отделениями, соответствующий набор помещений

Отдельное:

 

Сан.-эпид. правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10

- соответствует

3

- не соответствует

2

Совмещенное

0

2.2.

Обеспеченность оборудованием

100%

3

Порядки оказания медицинской помощи

90 – 99%

2

80 – 89%

1

Менее 80%

0

3. Оптимизация управленческой деятельности

3.1.

План работы приемного отделения на случай большого поступления пострадавших в ЧС (развертывание приемно-сортировочной площадки в летнее и зимнее время)

Да

3

Приказы и письма МЗ РФ и МЗ СО

Нет

0

3.2.

Схемы оповещения, инструкции, планы работы сотрудников на случай ЧС

Да

2

Приказы и письма МЗ РФ и МЗ СО

Неполный пакет

1

Нет

0

4. Оперативная и целенаправленная работа по снабжению медицинским имуществом медицинских формирований и организаций, привлекаемых для ликвидации ЧС

4.1.

Наличие носилочного фонда, резерва на 50 пострадавших

Да

3

Приказ МЗ СО от 19.12.2008 N 2336-п «Об утверждении номенклатуры муниципального резерва для оказания первичной медико-санитарной помощи на 50 пострадавших»

Неполный

1

Нет

0

4.2.

Наличие СИЗ (противогазы, респираторы, защитные костюмы, комплекты для ООИ)

90 – 100%

3

Приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»

50% – 89%

1

Менее 50%

0

4.3.

Медицинская сортировка, наличие средств маркировки

Бирки, марки

2

Методические рекомендации и инструкции

Нет

0

5. Создание и развитие системы оказания экстренной консультативной медицинской помощи и санитарной эвакуации. Информационные технологии

5.1.

Наличие пандуса и вертолетной площадки у приемного отделения

Да

3

СанПиН 2.1.3.2630-10 (в редакции Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2016 N 27, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2016 N 76)

Только пандус

1

Нет

0

 

Максимальное количество – 30 баллов.

Оценка показателя:

30 – 27 баллов (100 – 90%) – готовность к работе в ЧС приемного отделения соответствует предъявляемым требованиям.

26 – 21 баллов (89 – 70%) – готовность к работе в ЧС приемного отделения ограниченно соответствует предъявляемым требованиям.

20 баллов и менее (менее 70%) готовность к работе в ЧС приемного отделения не соответствует предъявляемым требованиям.

 

[1] Мероприятия приведены по данным статьи.

 

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020)
Просмотров: 815