Основные требования и мероприятия в области гражданской обороны, выполнение которых подлежит проверке надзорными органами (часть 1)
Главная » Статьи » Госнадзор и проверки

Основные требования и мероприятия в области гражданской обороны, выполнение которых подлежит проверке надзорными органами (часть 1)

Настоящая публикация является продолжением статьи «Государственный надзор и организация проверок в области гражданской обороны», опубликованной в N 4/2018 нашего журнала.  Сегодня мы рассмотрим основные требования и мероприятия в области гражданской обороны (ГО), выполнение которых подлежит проверке надзорными органами. Для удобства указанные требования и мероприятия систематизированы в рамках 15 задач ГО, определенных Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и «Положением о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804.

Напомним, что целью гражданской обороны (ГО) является защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Для достижения этой цели в статье 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" сформулированы основные задачи в области ГО (всего их 15):

1) подготовка населения в области ГО;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

7) первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

8) борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

10) санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13) срочное захоронение трупов в военное время;

14) обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

15) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Для решения указанных задач «Положением о гражданской обороне в Российской Федерации»[1] определены соответствующие мероприятия, выполнение которых является предметом контроля со стороны надзирающих органов в области ГО.

 

1. Задача подготовки населения в области ГО

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Правительство РФ определяет порядок подготовки населения в области ГО. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов РФ организуют подготовку населения в области ГО. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 этого Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят подготовку населения в области ГО. Организации осуществляют подготовку своих работников в области ГО (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проходят подготовку в области ГО (статья 10 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения в области ГО" основными задачами обучения населения в области ГО являются:

- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

- совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

- выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее именуются – формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

- руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются – руководители);

- должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются – должностные лица и работники ГО), преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;

- личный состав формирований и служб;

- работающее население;

- обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются – обучающиеся);

- неработающее население.

Обучение является обязательным и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ (далее именуются – учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, на курсах ГО муниципальных образований (далее именуются – курсы ГО), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

С мая 2017 года организации всех видов и форм собственности обязаны организовывать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы.[2]

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников ГО проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность, – не реже одного раза в 3 года. Для данных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации в области ГО в течение первого года работы является обязательным.

Обучение групп населения, указанных в настоящего Положения, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе в учебно-методических центрах, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах ГО по программам курсового обучения в области ГО осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и другими организациями на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ в области ГО и примерных программ курсового обучения в области ГО, утверждаемых МЧС России.

Обучение в области ГО лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В целях организации и осуществления обучения населения в области ГО:

а) федеральные органы исполнительной власти:

- планируют и осуществляют мероприятия по обучению должностных лиц и работников ГО, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;

- осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением руководителей, работников и личного состава формирований и служб организаций, находящихся в ведении этих органов;

- участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

- организуют обучение по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования и находящихся в ведении этих органов;

- организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области ГО;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ:

- планируют обучение населения в области ГО;

- организуют изучение в организациях, осуществляющих Образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, курса "Основы безопасности жизнедеятельности", а в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам и находящихся в сфере ведения этих органов, – дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

- создают и оснащают учебно-методические центры или другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также организуют их деятельность;

- организуют и проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки и другие плановые мероприятия по гражданской обороне;

- организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области ГО;

- организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;

- осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области ГО;

в) органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:

- организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;

- проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

- осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

- создают, оснащают курсы ГО и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области ГО в других организациях;

г) организации:

- разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области ГО;

- осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;

- создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

д) МЧС России:

- осуществляет организационно-методическое руководство функционированием и развитием единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организует дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области ГО должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

- осуществляет методическое руководство и контроль при решении вопросов обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- разрабатывает и утверждает примерные дополнительные профессиональные программы и примерные программы курсового обучения в области ГО для обучения лиц, указанных в настоящего Положения, а также определяет перечень должностных лиц и работников ГО, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области ГО в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, находящихся в ведении МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах ГО и в других организациях;

- определяет периодичность и продолжительность проведения учений и тренировок по гражданской обороне;

- устанавливает правила аттестации руководителей по вопросам ГО.

Основные мероприятия, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области ГО, определены постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".

Основные мероприятия предусматривают:

- развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области ГО и его защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- планирование и осуществление обучения населения в области ГО;

- создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников ГО, а также курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;

- пропаганду знаний в области ГО.

В соответствии с приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях" органы местного самоуправления в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют:

- разработку с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, примерных программ обучения работающего населения, должностных лиц и работников ГО, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

- организацию и обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;

- проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

- организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

- создание, оснащение курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников ГО муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

- пропаганду знаний в области ГО.

Организациями в соответствии с данным приказом планируются и осуществляются следующие мероприятия:

- разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области ГО;

- осуществление обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;

- пропаганда знаний в области ГО.

 

2. Задача оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы исполнительной власти субъектов РФ создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты ГО (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся ядерно, радиационно, химически опасные предприятия, а также гидросооружения, в соответствии с постановлением Правительства РФ "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 01.03.1993 N 178 необходимо обеспечивать:

- включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;

- проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;

- создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от органов управления по делам ГО и ЧС муниципальных образований, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).

Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 N 177 утверждено "Положение о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени". Положение определяет порядок использования работающих на внутрироссийском вещании радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций для оповещения к информированию в речевой форме населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В Положении определены обязанности территориальных органов МЧС России, Минкомсвязи России и телерадиокомпаний по вопросам использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В постановлении Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые направлены на:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

- создание локальных систем оповещения;

- установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

- сбор информации и обмен ею.

В соответствии с приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях" органы местного самоуправления в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

- поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области ГО и обмен ею.

Организации в соответствии с данным приказом проводят следующие мероприятия:

- создание и совершенствование системы оповещения работников;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах и в районах их размещения в установленном порядке;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области ГО и обмен ею.

Приказом МЧС России, Министерства связи Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации от 25.07.2006 N 422/90/376 утверждено "Положение о системах оповещения населения". Положение о системах оповещения населения разработано и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее – организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее – систем оповещения).

Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств ГО, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Совместным приказом МЧС России, МВД России, ФСБ России от 31.05.2005 N 428/432/321 определен Порядок размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций. Данный нормативный документ предназначен для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей.

В соответствии с приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" на структурные подразделения (работников) по гражданской обороне организаций возложены задачи:

- организации создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

- организации создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций.

Главное управление МЧС России по субъекту РФ в соответствии с приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе МЧС России – органе, специально уполномоченным решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ" осуществляет контроль за:

- созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

- созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 

3. Задача эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Правительство РФ определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Органы исполнительной власти субъектов РФ планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения. Органы местного самоуправления проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 N 303 утверждены "Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы". В соответствии с утвержденным порядком организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

- в федеральных органах исполнительной власти – на руководителей федеральных органов исполнительной власти;

- в субъектах РФ и входящих в их состав муниципальных образованиях – на руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления;

- в организациях – на руководителей организаций.

Эвакуации подлежат;

- работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону (далее – работники организации, переносящих производственную деятельность в загородную зону), а также неработающие члены семей указанных работников;

- нетрудоспособное и не занятое в производстве население;

- материальные и культурные ценности.

В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий или чрезвычайных ситуаций проводится частичная или общая эвакуация.

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

- государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);

- производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организации);

- запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;

- сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

- запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

- культурные ценности мирового значения;

- российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

- культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

- электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

- культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

- подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

В соответствии с приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях" для решения задачи ГО по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы органы местного самоуправления планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;

- подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Организации для решения данной задачи планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы организаций, прекращающих в военное время производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах;

- подготовка районов размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

 

4. Задача предоставления населению средств индивидуальной и коллективной защиты

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты предусмотрено Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов ГО, который определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов ГО.

Убежища создаются для защиты:

- работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне;

- работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций;

- нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала;

- трудоспособного населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне.

Противорадиационные укрытия создаются для защиты:

- работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время;

- населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.

Специализированные складские помещения создаются для хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и другого имущества ГО.

Федеральные органы исполнительной власти:

- по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ определяют общую потребность в объектах ГО для организаций, находящихся к сфере их ведения;

- организуют создание объектов ГО;

- принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов ГО, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение;

- осуществляют контроль за созданием объектов ГО и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- ведут учет существующих и создаваемых объектов ГО.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

- определяют общую потребность в объектах ГО;

- создают в мирное время объекты ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- осуществляют контроль за созданием объектов ГО и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- ведут учет существующих и создаваемых объектов ГО.

Организации:

- создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты ГО;

- обеспечивают сохранность объектов ГО, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- ведут учет существующих и создаваемых объектов ГО.

МЧС России:

- принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов ГО и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов ГО;

- организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов ГО;

- организует учет существующих и создаваемых объектов ГО;

- осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов ГО и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:

- строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

- приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- подготовка в мирное время и строительство при переводе ГО с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений ГО с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

В соответствии с приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях" органы местного самоуправления в целях решения задачи по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты осуществляют следующие основные мероприятия:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

- разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

- приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений ГО в военное время;

- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

Организации в соответствии с приказом осуществляют следующие мероприятия:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организации;

- разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в загородную зону производственную деятельность в военное время;

- строительство убежищ ГО для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;

- разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

Порядок содержания и использования защитных сооружений ГО в мирное время определен приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений ГО в мирное время".

Содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию в организациях могут создаваться формирования по их обслуживанию.

При использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЧС ГО в мирное время.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены "Правила эксплуатации защитных сооружений ГО". Требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО – убежищ и ПРУ, которые являются объектами ГО.

Статус ЗС ГО, как объекта ГО, определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение N 6 приказа), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам ГО и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители организаций, на учете которых они находятся.

Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах, уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5 приказа.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ТО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам ГО и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом, уполномоченным решать задачи ГО и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта РФ.

Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы, уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.

Оценка качества содержания и эксплуатации убежищ, противорадиационных укрытий осуществляется на основании Правил эксплуатации защитных сооружений ГО.

Защитные сооружения при проверке содержания и эксплуатации в зависимости от состояния их ограждающих конструкций, защитных устройств и внутреннего оборудования оцениваются как готовые, неготовые или ограниченно готовые к приему укрываемых.

Защитные сооружения оцениваются как готовые, если их ограждающие конструкции и защитные устройства соответствуют требованиям СНиП "Защитные сооружения ГО", обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов, имеют исправные системы жизнеобеспечения и обслуживаются обученными формированиями убежищ и укрытий.

Убежище или укрытие считается не готовым, если оно не отвечает хотя бы одному из требований по обеспечению защитных свойств.

В ограниченной готовности находятся те защитные сооружения, которые имеют недостатки, не влияющие на защитные свойства убежищ и укрытий. Эти недостатки также не должны снижать нормативные показатели по производительности систем жизнеобеспечения укрываемых, герметичности сооружения и защите от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств (ОВ, РВ, БС).

Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 377 "О внесении изменений в Правила эксплуатации защитных сооружений ГО, утвержденные приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 определен порядок снятия с учета убежищ, согласно которому снятие убежищ с учета согласовывается с МЧС России, а противорадиационных укрытий – с региональными центрами МЧС России. В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, в обязательном порядке включается представитель территориального органа Росимущества.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" определен порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, в том числе средства индивидуальной защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства. МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов.

Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. В соответствии с ним обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области ГО и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.

Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

- защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

- возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно- и химически опасных объектов.

Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

- федеральными органами исполнительной власти – работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;

- органами исполнительной власти субъектов РФ – работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта РФ, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в настоящего Положения;

- организациями – работников этих организаций.

Количество и категории населения, подлежащие обеспечению СИЗ, определяются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется для населения, проживающего на территориях в пределах границ указанных в Положении зон:

- для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, – СИЗ органов дыхания из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;

- для работников организации и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, – респираторы из расчета на 100% их общей численности;

- для работников организаций и отдельных категории населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в настоящего Положения, – медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

Информация о номенклатуре, количестве и распределении в запасах (резервах) СИЗ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций и их использовании направляется в МЧС России.

Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов (резервов) СИЗ определены приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля". При обеспечении соответствующих условий хранения разрешается хранить СИЗ на рабочих местах.

Места хранения и выдачи запасов (резервов) СИЗ должны быть максимально приближены к местам работы и проживания населения с целью гарантированного обеспечения его защиты.

При отсутствии собственных мест хранения запасов (резервов) СИЗ у федеральных органов исполнительной власти и организаций допускается хранение СИЗ на складах других организаций.

По решению руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций СИЗ могут выдаваться населению на хранение по месту жительства при условии обеспечения их сохранности.

Списание СИЗ осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций на основании результатов лабораторных испытаний (поверок), выданных лабораториями и другими уполномоченными организациями, в порядке, установленном приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".

Основанием для продления срока хранения по истечении сроков годности или списания СИЗ из запасов (резервов) является акт периодического лабораторного испытания. В актах должны указываться: формулярные данные испытанных партий СИЗ, даты испытаний и номера анализов, количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям, результаты испытаний по всем показателям, выводы о качестве каждой в отдельности партии и заключение испытательной лаборатории.

Непригодные для эксплуатации по результатам периодических лабораторных испытаний СИЗ подлежат списанию из запасов (резервов) ввиду утраты ими защитных и эксплуатационных свойств, если они не подлежат ремонту. Результаты испытаний записываются в паспорта (формуляры) СИЗ.

Выдача СИЗ из запасов (резервов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций для обеспечения защиты населения осуществляется на пунктах выдачи СИЗ по решению соответствующих руководителей органов и организаций с последующим сообщением в территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления в запасах (резервах) СИЗ.

СИЗ, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения ГО и об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов (резервов) СИЗ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

Приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 утверждены Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, которые устанавливают требования к складским помещениям, а также порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разводки и контроля. Исполнение требований настоящих Правил обязательно для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее – средства радиационной и химической защиты) в интересах ГО.

Правила определяют порядок использования и содержания:

- средств индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующих и изолирующих противогазов, дополнительных патронов и респираторов, камер защитных детских);

- средств индивидуальной защиты кожи (фильтрующей одежды и изолирующих средств: костюмов, комплектов);

- приборов радиационной разведки и контроля (сигнализаторов радиоактивности, радиометров-рентгенметров, измерителей мощности дозы, индивидуальных дозиметров, радиометрических установок и приборов);

- приборов химической разведки и контроля (войсковых приборов химической разведки, медицинских приборов химической разведки, газоанализаторов для контроля воздуха).

Средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются отдельно от материальных ценностей текущего довольствия и должны соответствовать утвержденной номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий). Их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.

Приказом МЧС России от 19.04.2010 N 186 "О внесении изменений в Правила использования и содержания средств, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285" уточнены рекомендуемые назначенные сроки хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.

 

Продолжение статьи 

 

[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804.

[2] В соответствии с требованиями пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02..11.2000 N 841, организации всех видов и форм собственности обязаны организовывать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы. Данные нововведения в единой системе подготовки населения распространяются на тех сотрудников, кто трудоустроен после 2 мая 2017 года. Программу проведения с работниками организации вводного инструктажа организации разрабатывают самостоятельно с учетом специфики деятельности и территориального расположения. Ответственным за проведение вводного инструктажа с работниками организаций в области ГО является руководитель или работник структурного подразделения организации, уполномоченный на решение задач в области ГО, а также может быть руководитель занятий по ГО, назначенные приказом (распоряжением) руководителя организации. Программу курсового обучения, разработанную в организации на основе Примерной программы курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденной Министром МЧС России от 22.02.2017 N 2-4-71-8-14, согласовывать не требуется.

Другие статьи по теме
Категория: Госнадзор и проверки | Добавил: ЦИПЗО (31.03.2019)
Просмотров: 4207