Основы организации гражданской обороны системы здравоохранения на региональном уровне
Главная » Статьи » ГО и ЧС в здравоохранении

Основы организации гражданской обороны системы здравоохранения на региональном уровне

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

I. Общие положения

 

1.1. Гражданская оборона системы здравоохранения субъекта РФ (далее - ГОСЗ) - это система органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения субъекта РФ.

1.2. ГОСЗ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами субъекта РФ, а также настоящим Положением.

1.3. ГОСЗ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Главным управлением МЧС по субъекту РФ (далее - ГУ МЧС), Управлением Роспотребнадзора по субъекту РФ, территориальными органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил РФ и других войск в установленном порядке.

1.4. Учреждения и формирования ГОСЗ, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Министерства здравоохранения РФ, а также медицинские учреждения и формирования других ведомств, организаций независимо от формы собственности используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1.5. Создание и организационно-методическое руководство ГОСЗ возлагается на орган управления здравоохранением субъекта РФ (далее - ОУЗ). Приказы ОУЗ по медицинскому обеспечению населения в военное время обязательны для исполнения всеми организациями здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

 

II. Основные задачи гражданской обороны здравоохранения

 

2.1. Основными задачами ГОСЗ являются:

- прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

- разработка нормативных и методических документов по организации медицинского обеспечения населения области, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

- планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;

- подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;

- создание и подготовка медицинских сил и средств к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;

- создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для медицинских учреждений и формирований;

- организация снабжения медицинских учреждений и формирований медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

- участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;

- подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

- участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным в военное время;

- участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;

- своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;

- организация и проведение в учреждениях здравоохранения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.

 

III. Организация гражданской обороны здравоохранения

 

3.1. ГОСЗ организуется по территориальному принципу на базе учреждений здравоохранения.

3.2. В государственных учреждениях здравоохранения ГОСЗ организуется и ведется по решению руководителя ОУЗ субъекта РФ.

3.3. В муниципальных районах и городских округах субъекта РФ (далее - муниципальных районов и городских округов) ГОСЗ организуется и ведется по решению органов местного самоуправления, а в организациях - по решению руководителей этих организаций.

3.4. Руководство ГОСЗ возлагается на органы управления здравоохранением (ОУЗ, отделы здравоохранения администраций муниципальных районов и городских округов).

3.5. В состав ГОСЗ входят: руководство, органы управления здравоохранением, учреждения здравоохранения, медицинские формирования.

3.6. К руководству относятся руководители ГОСЗ всех уровней.

Руководителями ГОСЗ являются:

- на территории субъекта РФ - руководитель ОУЗ субъекта РФ;

- на территориях муниципальных районов и городских округов – управления (отделы, департаменты) здравоохранения администраций муниципальных районов и городских округов.

3.7. Органы управления здравоохранением, на базе которых создаются штабы ГОСЗ, с введением военного положения переводятся на штаты военного времени.

3.8. К учреждениям, входящим в состав ГОСЗ, относятся:

- учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек и создание медицинских формирований;

- организации государственной санитарно-эпидемиологической службы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны РФ;

- государственные предприятия "Фармация";

- региональное государственное учреждение здравоохранения "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв".

3.9. К медицинским формированиям ГОСЗ относятся:

- подвижные госпитали;

- бригады специализированной медицинской помощи;

- санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

- специализированные противоэпидемические бригады;

- группы эпидемиологической разведки.

3.10. Подвижные госпитали предназначаются для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных и больных.

3.11. Бригады специализированной медицинской помощи (далее - БСМП) предназначаются для усиления учреждений здравоохранения, организации и оказания в них специализированной медицинской помощи пораженным и больным. Бригады создаются на базе многопрофильных лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ).

3.12. Санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки создаются на базе санитарно-эпидемиологических учреждений Роспотребнадзора и предназначаются для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

3.13. Специализированные противоэпидемические бригады формируются на базе санитарно-противоэпидемических учреждений и предназначаются для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций или при угрозе их возникновения.

3.14. При необходимости решениями руководителей ГОСЗ могут создаваться и другие формирования.

3.15. В формирования ГОСЗ могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания.

 

IV. Организация управления гражданской обороны здравоохранения

 

4.1. Управление ГОСЗ состоит в деятельности руководителей и их штабов по поддержанию в постоянной готовности подчиненных органов управления, учреждений и формирований к работе в условиях военного времени, по организации, планированию и проведению комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению населения, пораженного при ведении военных действий или вследствие этих действий.

4.2. Задание ЛПУ на развертывание в военное время медицинских учреждений и создание медицинских формирований разрабатывается и утверждается руководителем ОУЗ субъекта РФ.

4.3. Основой управления ГОСЗ является решение на медицинское обеспечение населения в военное время (далее - решение).

4.4. В решении руководителя ГОСЗ определяется порядок проведения лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, организация кадрового обеспечения, организация обеспечения лекарствами и медицинской техникой, организация защиты работников органов и учреждений здравоохранения и больных, состав и порядок использования сил и средств ГОСЗ, сил и средств службы медицины катастроф субъекта РФ, организация взаимодействия, организация управления.

4.5. Решение руководителя ГОСЗ оформляется графически (на карте) и текстуально (с приложением комплекта документов) в виде Плана медицинского обеспечения населения в военное время (далее - План).

4.6. План разрабатывается в мирное время и корректируется по мере необходимости.

4.7. Руководители ГОСЗ всех уровней осуществляют непосредственное руководство планированием медицинского обеспечения населения на военное время.

4.8. Для обеспечения устойчивого управления ГОСЗ органы управления здравоохранением подготавливают в мирное время основные и запасные пункты управления в защитных сооружениях.

4.9. Пункты управления должны быть оснащены средствами связи и иметь необходимое оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы личного состава штабов.

4.10. Для координации деятельности учреждений и формирований ГОСЗ, выполняющих задачи по оказанию медицинской помощи населению, пораженному при ведении военных действий или вследствие военных действий, по проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций или при угрозе их возникновения, а также для поддержания связи и взаимодействия с органами исполнительной власти создаются оперативные группы.

4.11. В состав оперативных групп включаются специалисты органов управления здравоохранением.

4.12. Конкретные задачи, состав и оснащение оперативных групп, а также порядок обеспечения их транспортными средствами определяются соответствующими руководителями ГОСЗ.

4.13. Организация работы штабов ГОСЗ, порядок представления донесений определяются соответствующими руководящими документами Министерства здравоохранения РФ и МЧС России.

4.14. Для обеспечения непрерывности управления ГОСЗ на случай выхода из строя штаба службы приказом руководителя ОУЗ субъекта РФ назначаются соответствующие штабы-дублеры, которые обеспечиваются необходимыми для управления документами, разработанными основными штабами.

 

V. Полномочия руководителей гражданской обороны здравоохранения

 

5.1. На руководителя ГОСЗ субъекта РФ возлагается:

- руководство разработкой плана медицинского обеспечения населения субъекта РФ в военное время;

- организация и проведение мероприятий по увеличению коечного фонда медицинских организаций субъекта РФ, созданию органов управления, учреждений и формирований ГОСЗ на военное время;

- организация и контроль за подготовкой штабов, учреждений и формирований ГОСЗ к работе в военное время;

- контроль за поддержанием пунктов управления ГОСЗ в постоянной готовности;

- руководство и контроль за специальной подготовкой сотрудников органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения по вопросам организации медицинского обеспечения населения в военное время;

- организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

- организация взаимодействия с органами управления и учреждениями других ведомств по вопросам организации медицинской помощи населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- методическое руководство подготовкой населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным в военное время;

- поддержание сил и средств ГОСЗ в состоянии готовности;

- планирование мероприятий по подготовке к эвакуации сотрудников ЛПУ и больных, материальных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных учреждений в загородной зоне;

- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

5.2. На руководителей ГОСЗ муниципальных районов и городских округов возлагается:

- руководство разработкой плана медицинского обеспечения населения в военное время;

- организация и проведение мероприятий по увеличению коечного фонда учреждений здравоохранения муниципальных районов и городских округов, созданию учреждений и формирований ГОСЗ на военное время;

- организация и контроль за подготовкой штабов, учреждений и формирований ГОСЗ к работе в военное время;

- руководство и контроль за специальной подготовкой сотрудников ЛПУ муниципальных районов и городских округов по вопросам организации медицинского обеспечения населения в военное время;

- организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования ЛПУ муниципальных районов и городских округов в военное время;

- методическое руководство подготовкой населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным в военное время;

- поддержание сил и средств ГОСЗ в состоянии готовности;

- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

 

VI. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны здравоохранения

 

6.1. Населению, пораженному при ведении военных действий или вследствие этих действий, оказываются первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь и специализированная медицинская помощь.

6.2. В очагах поражения первая медицинская помощь и доврачебная помощь оказываются самими пораженными в порядке само- и взаимопомощи, личным составом медицинских формирований, фельдшерами, медицинскими сестрами.

6.3. В сохранившихся вблизи очага поражения лечебно-профилактических учреждениях (на первом этапе медицинской помощи пораженным) оказывается первая врачебная помощь.

6.4. В государственных, муниципальных учреждениях здравоохранения, в развернутых в загородной зоне больницах, в подвижных госпиталях (на втором этапе медицинской помощи пораженным) оказывается специализированная медицинская помощь.

6.5. Эвакуация пораженных и больных в подвижные госпитали, развернутые в районах очагов поражения, в лечебно-профилактические учреждения осуществляется автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, а также речными и морскими судами.

6.6. Создание эвакосанитарных формирований (автомобильных, железнодорожных, авиационных), подготовка речных и морских судов для эвакуации пораженных и больных проводятся по решениям органов исполнительной власти, руководителей соответствующих организаций.

6.7. Ответственными за организацию медицинского обеспечения эвакуации являются соответствующие руководители ГОСЗ.

6.8. Для развертывания медицинских учреждений в загородной зоне используются общественные здания круглогодичного функционирования.

6.9. В планах гражданской обороны городов, городских и сельских районов предусматривается выделение необходимых сил и средств на подготовку отведенных зданий для развертывания в них учреждений здравоохранения и обеспечения устойчивости их работы (водоснабжение, электро- и теплоснабжение, питание, защита личного состава и больных).

6.10. Учреждения, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, ведут наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью (загрязненностью) внешней среды радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами в соответствии с нормативными актами.

6.11. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и проводятся санитарно-гигиеническими учреждениями Роспотребнадзора, а также создаваемыми на их базе формированиями ГОСЗ. Задачи этих учреждений и формирований по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий определяются планами медицинского обеспечения населения в военное время.

6.12. При организации медицинского обеспечения населения в соответствии с решениями руководителей гражданской обороны руководители ГОСЗ принимают решения по использованию медицинских сил и средств в зависимости от сложившейся обстановки. В необходимых случаях руководители ГОСЗ принимают решение самостоятельно с последующим докладом руководителю гражданской обороны.

 

VII. Организация подготовки личного состава гражданской обороны здравоохранения

 

7.1. Специальная подготовка руководящего и личного составов ГОСЗ является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.

7.2. В мирное время для подготовки к работе в составе штабов, медицинских учреждений и формирований в обязательном порядке привлекаются все работники с высшим и средним медицинским (фармацевтическим) образованием.

7.3. Специальная подготовка в органах управления здравоохранением и учреждениях здравоохранения планируется и проводится дифференцированно с различными категориями обучаемых, с учреждениями, формированиями, в ходе плановых занятий, учений, на учебных сборах.

7.4. Тематика занятий с личным составом штабов, медицинских учреждений и формирований определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.

7.5. Основной формой подготовки штабов ГОСЗ к выполнению задач являются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

7.6. С учреждениями ГОСЗ проводятся комплексные объектовые учения; с формированиями - тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.

7.7. Периодичность и продолжительность учений со штабами, медицинскими учреждениями и формированиями устанавливаются организационно-методическими указаниями Министерства здравоохранения РФ по подготовке органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения в области гражданской обороны.

7.8. Занятия и учения с личным составом штабов, медицинских учреждений и формирований проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.

7.9. Руководитель органа управления здравоохранением и учреждения здравоохранения:

- организует специальную подготовку работников органа управления здравоохранением, учреждения здравоохранения и руководит ею;

- лично участвует в проведении учения и/или занятия;

- осуществляет контроль и оказывает необходимую помощь руководителям занятий и учений;

- проводит мероприятия, способствующие повышению эффективности обучения подчиненных;

- систематически проверяет и анализирует уровень подготовки подчиненных и принимает меры по поддержанию их профессиональных знаний и навыков на должном уровне.

7.10. Усовершенствование руководящего состава органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации медицинского обеспечения населения проводится на циклах тематического усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях, на местных учебных базах, на учебных сборах в установленном порядке.

 

VIII. Материальное обеспечение и финансирование гражданской обороны здравоохранения

 

8.1. Для оснащения и обеспечения работы медицинских учреждений и формирований, создаваемых в соответствии с мобилизационными планами экономики РФ, а также ЛПУ, выполняющих мобилизационные задания, создаются запасы медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества в составе мобилизационного резерва за счет средств федерального бюджета. Хранение имущества мобилизационного резерва осуществляется на складах регионального государственного учреждения здравоохранения "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв".

8.2. Для обеспечения работы медицинских формирований, создаваемых по планам Министерства здравоохранения РФ, используется медицинское и санитарно-хозяйственное имущество текущего довольствия и запасы медицинского имущества, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, находящиеся в учреждениях-формирователях.

8.3. Порядок накопления, хранения, освежения и использования медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества мобилизационного резерва для медицинских учреждений и формирований определяется Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379.

8.4. Ответственными за организацию снабжения медицинских учреждений и формирований медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом в военное время являются соответствующие руководители ГОСЗ.

8.5. Обеспечение медицинских учреждений и формирований автомобильным транспортом, продовольствием и другими видами материально-технических средств осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

8.6. Финансирование расходов на подготовку и проведение мероприятий ГОСЗ субъекта РФ, муниципальных районов и городских округов субъекта РФ осуществляется ОУЗ субъекта РФ за счет средств, предусмотренных на эти цели в соответствующих бюджетах.

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в здравоохранении | Добавил: ЦИПЗО (23.08.2016)
Просмотров: 1367