Опыт проведения проверок состояния готовности гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях ДЗ города Москвы
Главная » Статьи » ГО и ЧС в здравоохранении

Опыт проведения проверок состояния готовности гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях ДЗ города Москвы

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Ефремов Н.А. Научный консультант редакции журнала

В статье рассмотрен опыт проведения проверок состояния готовности гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях Департамента здравоохранения города Москвы.

Целью проведения проверок является контроль выполнения в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, государственных образовательных организациях города Москвы, подведомственных Департаменту, и иных подведомственных Департаменту государственных учреждениях и государственных унитарных предприятиях (далее – организации) требований и мероприятий в области гражданской обороны (далее – ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проведение проверок организаций осуществляется в соответствии с Планом основных мероприятий Департамента здравоохранения города Москвы (далее – Департамент), по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год и приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.04.2016 N 298 "О проведении проверок состояния готовности гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки".
Перед началом проверки руководителем организации – руководителем гражданской обороны представляется справка-доклад (см. приложение 1).
Члены комиссии осуществляют проверку выполнения требований и мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС руководителями организаций и работниками, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, обращая внимание на следующие основные вопросы:
1) выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления МЧС России по г. Москве, приказов и распоряжений Правительства Москвы и руководителя Департамента по вопросам защиты работников организаций от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
2) организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования организаций;
3) готовность систем управления, связи, оповещения организаций к действиям по предназначению в военное время и в условиях ЧС;
4) готовность сил и средств ГО организаций к выполнению задач по предназначению;
5) создание и использование в организациях запасов и резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, используемых в целях ГО, защиты и ликвидации последствий ЧС;
6) подготовка работников организаций в области ГО и действиям в ЧС природного и техногенного характера;
7) поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их оборудования;
8) накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
9) создание страхового фонда документации;
10) порядок планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в организациях в мирное и военное время.
В ходе проведения проверок члены комиссии:
- оказывают методическую, консультативную и практическую помощь руководителям организаций, работникам, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы;
- доводят руководителям организации результаты проверки;
- осуществляют в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность комиссии.

Приложение 1

Справка-доклад руководителя организации "О состоянии готовности к выполнению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

1. Справка-доклад представляется руководителем организации – руководителем гражданской обороны (далее – ГО) или лицом, его замещающим, на совещании, перед началом проверки.
2. На совещание приглашаются работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы, председатели комиссий: по чрезвычайным ситуациям (далее – ЧС) и пожарной безопасности, по повышению устойчивости функционирования, эвакуационной.
3. Предоставляются сведения о руководителе организации, работниках, уполномоченных на решение задач в области ГО и мобилизационной работы (далее – МР) (Ф.И.О., с какого времени в должности, где и когда проходили подготовку по вопросам ГО и защиты от ЧС).
4. Справка-доклад состоит из разделов.

Раздел 1. Краткая характеристика организации

1.1. Отнесение организации к категории по ГО, предназначение ее в мирное и военное время.
1.2. Организационно-штатная структура (всего работников по штату, фактически).
1.3. Численность наибольшей работающей смены.
1.4. Коечный фонд организации.

Раздел 2. Планирование мероприятий по гражданской обороне

2.1. Наличие согласованного и утвержденного плана ГО, плана действий в ЧС, паспорта безопасности и их своевременная корректировка.
2.2. Наличие согласованного и утвержденного плана основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на текущий год.
2.3. Наличие приказа об итогах работы организации по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, мобилизационной подготовки в истекшем году и задачах на текущий год.
2.4. Разработка (уточнение) ежегодных организационных и планирующих документов по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, разрабатываемых в организациях Департамента здравоохранения города Москвы.

Раздел 3. Вопросы оповещения, управления

3.1. Порядок оповещения руководящего состава и работников организации при получении установленных сигналов оповещения по ГО.
3.2. Наличие схемы оповещения, сигналов и паролей для проверки работоспособности технических средств связи, "Сигналов оповещения органов управления, сил ГО и населения об угрозе и возникновении ЧС по системе оповещения ГО".
3.3. Организация управления (отразить какими силами осуществляется управление), мероприятия по совершенствованию системы управления, оповещения и связи, проводимые в отчетном периоде.
3.4. Наличие папки ответственного дежурного (администратора, работника охраны) с документацией по вопросам ГО и ЧС.

Раздел 4. Подготовка работников по вопросам гражданской обороны

4.1. Наличие приказа об организации ГО и положения об организации и ведении ГО.
4.2. Наличие приказа о назначении работников, уполномоченных на решение задач в области ГО и положения о работнике (отделе), уполномоченном на решение задач в области ГО и MP.
4.3. Сведения о командирах нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, начальнике мобильного медицинского отряда города Москвы, его заместителе (Ф.И.О., с какого времени в должности, где и когда проходили подготовку по вопросам ГО и защиты от ЧС).
4.4. Учебно-методический сбор по подведению итогов за прошедший год проведен (не проведен – причины).
4.5. Наличие приказа об организации подготовки по вопросам ГО и ЧС, тематики и расписания занятий, журналов учета посещений занятий.
4.6. Подготовка работников организации по 19-ти часовой "Примерной программе обучения работающего населения города Москвы в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера".
4.7. Специальная подготовка медицинских работников в объеме 35 часов в год в организациях-формирователях мобильных медицинских отрядов города Москвы, из них 20 часов по примерной программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований.
4.8. Подготовка руководителей занятий и обеспечение их учебно-методическими пособиями.
4.9. Количество проведенных в отчетном году командно-штабных учений, штабных тренировок, тактико-специальных учений, наличие отчетных документов.
4.10. Учебно-материальная база. Наличие учебных классов, стендов, уголков, плакатов, учебной литературы, методических разработок и других учебно-наглядных пособий. Оснащенность техническими средствами обучения.

Раздел 5. Характеристика нештатных формирований

5.1. Количество имеющихся нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, медицинских территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований, их укомплектованность и обеспеченность табельным имуществом.
5.2. Подготовка личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО по 20-ти часовой программе обучения, в том числе медицинских нештатных территориальных формирований.
5.3. Создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, для обеспечения формирований.
5.4. Наличие плана приобретения комплектов индивидуальных медицинских гражданской защиты для формирований.
5.5. Состояние готовности формирований.

Раздел 6. Меры, направленные на сохранение устойчивого функционирования организации

6.1. Наличие приказа о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования, положения о комиссии и утвержденного плана работы на год.
6.2. Отчетные документы по работе за год (протоколы заседаний, документы о выполнении принятых решений).
6.3. Выполнение мероприятий по проведению световой маскировки (наличие плана осуществления комплексной маскировки организации, запасов материально-технических средств необходимых для проведения мероприятий по маскировке).
6.4. Заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления деятельности организации.
6.5. Создание страхового фонда документации.

Раздел 7. Организация защиты работников в мирное и военное время

7.1. Наличие защитных сооружений ГО, их техническое состояние и оснащенность, проведенные мероприятия по сохранению и поддержанию защитных сооружений ГО в состоянии постоянной готовности.
7.2. Обеспеченность работников (обучающихся в государственных образовательных организациях) средствами индивидуальной защиты (в том числе индивидуальными медицинскими средствами защиты), год выпуска, условия хранения, порядок получения и выдачи.
7.3. Организация работы по проведению эвакуационных мероприятий (наличие комиссии и положения об организации эвакуационных мероприятий).
7.4. Наличие приказа о порядке проведения йодной профилактики, расчета потребности в йодистых препаратах, имеющегося запаса йода, согласно Письму Департамента здравоохранения города Москвы от 27 августа 2009 г. N 21/94 "Методика приготовления и выдачи дозированного препарата стабильного йода (5% спиртового раствора йода) для йодопрофилактики персонала и больных" и организация обучения работников по порядку проведения йодной профилактики.
7.5. Наличие лимонной кислоты для приготовления 5% водного раствора (при отравлении парами аммиака) и питьевой соды, для приготовления 2% водного раствора (при отравлении парами соляной кислоты) в соответствии с методическими рекомендациями Департамента здравоохранения города Москвы от 21 мая 2008 г. "Медицинские аспекты ликвидации аварий, вызванные некоторыми химически опасными веществами".

Раздел 8. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС

8.1. Включена (не включена) организация в структуру службы экстренной медицинской помощи, имеет (не имеет) задания на экстренное развертывание коек для массового приема пострадавших в ЧС, создан (не создан) неснижаемый запас (резерв) лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС, порядок его хранения.
8.2. Наличие карты возможной обстановки, которая может возникнуть в организации при авариях на потенциально-опасных объектах экономики административных округов города Москвы.
8.3. Наличие приказа о создании комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, положения о комиссии, плана работы на текущий год, отчетных документов по работе комиссии за последние два года.
8.4. Наличие плана проведения экстренной эвакуации больных и работников организации при угрозе или возникновении ЧС.
8.5. Наличие инструкции об организации работы врачебно-сестринских бригад.
8.6. Порядок и схема информирования в случае выявления больного (подозрительного) инфекционными (паразитарными) болезнями, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории города Москвы, согласно приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 13 февраля 2015 г. N 97 "Об обеспечении мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории города Москвы".

Раздел 9. Общие выводы

9.1. Деятельность руководящего состава организации по разработке и обеспечению выполнения положений законодательных, нормативных правовых актов, организационно-планирующих и методических документов в области ГО и ЧС.
9.2. Другие вопросы.
9.3. Предложения.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» № 12/2017.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в здравоохранении | Добавил: ЦИПЗО (06.12.2017)
Просмотров: 921