Готовим приказ "Об итогах подготовки гражданской обороны медицинской организации в прошедшем году и задачах на текущий год"
Главная » Статьи » ГО и ЧС в здравоохранении

Готовим приказ "Об итогах подготовки гражданской обороны медицинской организации в прошедшем году и задачах на текущий год"

С 2021 года начинается выпуск специализированного ежемесячного журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях».  На его страницах Вы найдете оригинальные статьи, разъяснения, методические рекомендации, инструкции, алгоритмы действий по основным направлениям деятельности, обзоры нормативно-правовых актов, образцы локальных документов, программы обучения в области ГО и ЧС и т.д. Подписчикам журнала бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по ГО и защите от ЧС в медицинских организациях».

Подписку также можно оформить в любом почтовом отделении через каталоги: "Пресса России" (индекс 85498), "Почта России" (индекс ПО211), а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, ПрессИнформ и др.)

* * *


Руководствуясь указаниями вышестоящего органа управления здравоохранения и местного органа МЧС о подготовке гражданской обороны на год, в медицинских организациях готовится приказ руководителя гражданской обороны "Об итогах подготовки гражданской обороны медицинской организации в прошедшем году и задачах на текущий год". В приказе дается оценка состояния мобилизационной готовности органа управления, НАСФ, созданных на объекте, готовности учреждения здравоохранения к устойчивой работе в военное время. Отмечаются имевшие место положительные примеры выполнения мероприятий и не выполненные, или проведенные с наличием недостатков, указываются должностные лица, проводившие эти мероприятия.

В постановляющей части приказа определяются задачи на текущий год, которые подробно излагаются в приложении к приказу – "Плане основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности".

В плане указываются мероприятия, проводимые гражданской обороной города (района, области; федеральные), если в них участвует объект здравоохранения, и собственные мероприятия, ответственные исполнители, привлекаемые силы и средства, сроки проведения мероприятий. Календарный план разрабатывается начальником штаба ГО, утверждается руководителем ГО медицинской организации и под роспись доводится до ответственных исполнителей.

Среди задач гражданской обороны медицинской организации первоочередной является прогнозирование возможной обстановки, которая может сложиться на объекте в военное время, и планирование действий медицинской организации по его защите и выполнению задания.

Прогнозируемая обстановка на объекте зависит от многих факторов. Характер поражения объекта зависит от вида современных средств ведения войны, степени устойчивости объекта к их воздействию,  вероятности возникновения вторичных очагов поражения в результате разрушения радиационно-, химически-, пожаро-, взрыво- опасных объектов, в зоне поражения (загрязнения) которых может оказаться объект здравоохранения. Представляет опасность разрушение крупных гидросооружений, что может вызвать затопление медицинской организации.

Разработке плана (действий) ГО медицинской организации в военное время предшествует изучение:

- возможной (прогнозируемой) обстановки, основные исходные сведения о которой получаются в органе управления ГО ЧС города (района, области);

- характеристики медицинской организации (его структура по подразделениям, кадровый состав персонала);

- размещение объекта по отношению к объектам, представляющим опасность возникновения вторичных очагов поражения;

- планировка территории медицинской организации, его застройка, наличие пожаро-, химически опасных и других факторов, сейсмостойкость зданий, коммунально-технические сети и энергоснабжение, т.е. все те факторы, которые представляют опасность поражения объекта в военное время;

- состояние материально-технического обеспечения подразделений объекта.

Начальник штаба ГО организует изучение исходных данных для планирования с участием всех членов штаба, обобщает их данные и докладывает руководителю гражданской обороны объекта предложения по разработке плана ГО (действий) объекта на военное время, представляет проект приказа об организации работы штаба ГО.

В приказе руководителя ГО медицинской организации определяется:

- состав группы разработчиков плана, основное ядро которой составляет штаб ГО. В состав группы могут включаться заведующие основными отделениями (отделами, лабораториями). К примеру, в больнице в состав группы необходимо включать заведующих приемным отделением и операционным (реанимационным) блоком, некоторых других специалистов в зависимости от задания больнице на военное время;

- сроки разработки документов плана и основные исходные данные для их содержания, вытекающие из задания по организации гражданской обороны на объекте (количество создаваемых формирований ГО для МСС с указанием порядка их оснащения, предназначения и сроков приведения в готовность, количество и профиль коек для приема пораженных (больных) с указанием сроков готовности к приему, порядок и сроки эвакуации объекта в загородную зону, если предусмотрено, район размещения в загородной зоне и др.);

- организация и сроки проверки реальности разработанного плана (действий) ГО медицинской организации, что проводится в ходе штабных тренировок и учений на объекте.

Основные требования к структуре и содержанию Плана:

- преемственность планирования на объектах здравоохранения и планов медико-санитарного обеспечения населения на местном и территориальном уровнях;

- соответствие современным взглядам теории и практики медико-санитарного обеспечения населения с учетом специфики выполнения мероприятий на объектах здравоохранения в зависимости от вида и характера поражения;

- реальное отражение в документах Плана возможности выполнения ЛПУ планируемых мероприятий в установленном объеме и сроках;

- разработка документов на основе достоверных исходных данных, полученных от официальных источников;

- отсутствие в документах излишней информации, которая не может быть использована при организации выполнения планируемых мероприятий; доступность понимания и возможность анализа без дополнительных расчетов различных показателей, удобство пользования документами Плана, возможность их корректировки (заполнение изменяющихся показателей в документах Плана карандашом).

Разработанные документы Плана согласовываются и утверждаются в сроки, установленные приказом руководителя ГО объекта. Проверка реальности планирования мероприятий проводится на штабных тренировках и учениях, при практических тренировках с подразделениями ЛПУ. Корректировка Плана проводится по состоянию на 01 января и 01 июля ежегодно, о чем вносятся записи в лист корректировки. При внесении существенных изменений отдельные документы могут нуждаться в повторном согласовании с заинтересованными учреждениями и организациями (вопросы медицинского снабжения, транспортного обеспечения и др.).

План разрабатывается и состоит из текстовой части и графической в виде приложения. Текстовая часть Плана подписывается главным врачом – руководителем ГО медицинской организации, согласовывается со вторым отделом УЗ (ДЗМ), территориальным (местным) управлением по делам ГО ЧС, утверждается руководителем органа управления здравоохранения по подчиненности медицинской организации.

Приложения к Плану подписываются начальником штаба ГО медицинской организации и должностным лицом, отвечающим за выполнение указанных в приложении мероприятий, утверждаются руководителем ГО медицинской организации.

Содержание плана определяется в зависимости от перечня задач и проводимых мероприятий, вытекающих из прогнозируемой обстановки, в которой может оказаться объект здравоохранения.

 

Содержание текста Плана

 

1. Краткая характеристика медицинской организации и прогнозируемая обстановка на территории объекта при возможных его поражениях.

Краткая характеристика административно-географического расположения объекта, территории и застройки корпусов, транспортных и коммунально-энергетических коммуникаций, метеорологических условий и других факторов, оказывающих влияние на работу. Структура объекта. В больнице указывается коечная емкость по подразделениям и состояние их укомплектованности кадрами, возможности по оказанию квалифицированной, специализированной медицинской помощи в течение суток (см. Приложение 1).

Прогнозируемая обстановка, которая может сложиться при возможных авариях в границах территории ЛПУ и вне территории (разрушения, пожары, химическое и радиационное загрязнение, затопление и т.д.) при применении современных средств поражения. При этом указываются, по возможности, количественные показатели опасности, продолжительность воздействия, потери персонала и больных, возможность функционирования ЛПУ и в каком объеме (Приложение 2).

 

2. Содержание мероприятий в угрожаемый период (режим повышенной готовности, общая готовность ГО).

Задачи объекта в соответствии с планом-заданием.

Силы, необходимые для решения задач в соответствии с планом-заданием.

Состав и профиль привлекаемых функциональных подразделений и формирований к выполнению задач с указанием сроков приведения их в готовность; порядок подготовки коечной сети, сроки готовности к приему пораженных по месту дислокации ЛПУ и при развертывании в загородной зоне; организация развертывания приемного (приемно-сортировочного) отделения, операционно-перевязочного блока и другие мероприятия в зависимости от задания (Приложения 3-6). Состав и порядок приведения в готовность объектовых формирований (Приложение 7).

Организация снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, кровью, ее компонентами и препаратами (Приложения 8-11).

Организация транспортного обеспечения созданных формирований и функционирования ЛПУ по месту дислокации и в загородной зоне (Приложение 12).

Организация защиты персонала и больных по месту постоянной дислокации ЛПУ и после эвакуации (если она предусматривается): укрытие в защитных сооружениях в городе и в загородной зоне, обеспечение средствами индивидуальной защиты (в том числе медицинскими) персонала, организация эвакуации ЛПУ (Приложения 13-15). Приложения приводятся в конце изложения содержания текстовой части плана.

Организация эвакуации ЛПУ в загородную зону с указанием сроков вывода ее подразделений и сроков их развертывания в составе больничной базы, количества и профиля коек, порядка размещения персонала и членов семей для проживания (Приложения 16-17).

Состав медицинских формирований, выделяемых ЛПУ в группировку сил для ведения спасательных работ в очагах, возникающих в результате применения современных средств поражения.

Продолжительность угрожаемого периода на объекте здравоохранения может составлять несколько минут, часов, суток, что зависит от конкретных условий обстановки.

С учетом прогнозируемой обстановки для ЛПУ предусматривается планирование организационных и инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих предупреждение или снижение поражающего воздействия на объект.

Перечень планируемых мероприятий, сроки их проведения и исполнители отражаются в календарном плане перевода объекта с мирного на военное положение (Приложение 18}.

 

3. Организация мероприятий, проводимых при возникновении очагов поражения

Содержание мероприятий, проводимых при ликвидации последствий непосредственно на объекте здравоохранения (в ЛПУ) при пожарах, взрывах, радиационном и химическом загрязнении территории ЛПУ. Организация защиты персонала и больных, ведение спасательных работ на объекте. Силы, выделяемые территориальным (местным) управлением по делам ГО ЧС.

Организация работы ЛПУ по приему пораженных (больных) по месту постоянной дислокации ЛПУ и после эвакуации, оказанию квалифицированной и специализированной медицинской помощи; отражается работа приемно-сортировочного, лечебно-диагностических отделений с учетом имеющегося задания по приему соответствующего количества и профиля пораженных (больных) (Приложение 16).

Организация взаимодействия медицинской организации с другими учреждениями и организациями (какие учреждения, организации, по каким вопросам организуется взаимодействие).

Организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Содержание мероприятий при возникновении внутрибольничной инфекции или массовых инфекционных заболеваниях среди населения с введением на территории режима карантина (обсервации) при работе ЛПУ в противоэпидемическом режиме. При возникновении внутрибольничной инфекции планируется проведение следующих мероприятий:

- выявление вида и источника инфекции;

- изоляция в ЛПУ или эвакуация заболевших и изоляция контактных лиц с выделением помещений и персонала;

- организация и проведение экстренной и специфической профилактики с определением привлекаемого персонала и средств;

- организация дезинфекционных (дератизационных) мероприятий с определением сил и средств;

- организация режима работы функциональных подразделений ЛПУ и порядок размещения персонала (карантинно-обсервационные мероприятия);

- определение сил и средств, выделяемых ЛПУ санэпидслужбой, а так же другими организациями и учреждениями;

- проведение патологоанатомических исследований умерших инфекционных больных.

Перечень проводимых мероприятий планируется в зависимости от местных условий для госпитализации инфекционных больных (остаются в ЛПУ или эвакуируются), от нозологической формы инфекционного заболевания, условий прогнозируемой обстановки.

Подробный план работы ЛПУ в противоэпидемическом режиме отрабатывается совместно с санэпидслужбой отдельным документом.

Организация оповещения, управления и связи медицинской организации по режимам его деятельности (Приложения 19 -20).

К плану отрабатываются нижеприведенные приложения, раскрывающие основные положения планируемых мероприятий.

 

Приложение 1. Характеристика территории и планировки лечебно-профилактического учреждения, кадровый состав по подразделениям.

На схеме территории ЛПУ наносятся:

- границы территории ЛПУ, выезды (въезды) действующие и закрытые, которые при необходимости можно открыть;

- расположение корпусов ЛПУ с указанием их этажности и расположения в них подразделений, наличие защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспособленных подвалов для защиты персонала и больных);

- пожаро-взрывоопасные объекты на территории ЛПУ; возможные зоны поражения;

- коммунальные и энергетические сети, смотровые колодцы, пожарные гидранты, другие сооружения;

- маршруты движения транспорта по территории ЛПУ от въездов на территорию до приемного отделения, от приемного отделения до выезда из ЛПУ, место развертывания распределительного поста при поступлении пораженных (больных);

- приемное отделение ЛПУ с указанием мест разгрузки пораженных (больных) с учетом их сортировки на распределительном посту (в зависимости от потока пораженных могут быть 2-3 места их разгрузки и приема);

- посты регулировщиков на маршрутах движения транспорта (при необходимости);

- при планировании эвакуации ЛПУ обозначаются места погрузки больных, персонала, имущества на транспорт.

На схеме в виде таблицы показывается коечная емкость, кадровый состав (врачи, средний медперсонал, обслуживающий персонал) по подразделениям ЛПУ.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ и главным инженером ЛПУ, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

Аналогично отрабатывается приложение для поликлиник, аптек и др. медицинских организаций с учетом планировки их территории и занимаемых зданий.

 

Приложение 2. Прогнозируемая обстановка при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций.

На карту, план города (городского района) – для территориального учреждения здравоохранения или ситуационную схему местности – для ЛПУ наносятся:

- объект здравоохранения (ЛПУ);

- другие медицинские организации, с которыми взаимодействует ЛПУ, органы управления здравоохранения, в том числе ведомственного подчинения и по делам ГОЧС местного и территориального уровня;

- объекты, представляющие опасность возникновения вторичных очагов поражения, и возможные зоны загрязнения РВ, ОВ, БС, возникновения пожаров.

- зоны сейсмической опасности, зоны затопления, другие зоны источников возможного воздействия на ЛПУ;

- транспортные коммуникации, вокзалы, порты, газо- и нефтепроводы, электролинии высоковольтных передач, возможные зоны поражения при авариях на них.

В виде таблиц, примечаний на карте (схеме) обозначаются необходимые пояснения.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ, согласовывается с управлением по делам ГО ЧС территории и утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 3. Расчет создания НАСФ для МСС ГО.

Приложение выполняется в виде таблицы с указанием: базы создания (подразделения ЛПУ для каждого формирования, пофамильного списка персонала формирования (год рождения, пол, занимаемая должность, специальность и квалификационная категория, домашний адрес, телефон, способ вызова, срок готовности и ответственный за готовность формирования).

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ, согласовывается с руководителями подразделений ЛПУ, персонал которых включается в формирования, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 4. Расчет перепрофилирования коечной сети лечебно-профилактического учреждения для приема пораженных (больных).

Приложение выполняется в виде таблицы с указанием: профиля и количества коек подразделений ЛПУ, которым определена задача по приему пораженных (больных) по месту постоянной дислокации и в составе больничной базы; количества и сроков выписки больных из подразделений на амбулаторное лечение или перевода в другие подразделения ЛПУ (в какие подразделения и их количество); ответственных исполнителей в рабочее и нерабочее время.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ и руководителями подразделений ЛПУ, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 5. Расчет распределения кадров для комплектования медицинских формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения.

Приложение выполняется в виде таблицы с указанием: каждого медицинского формирования и подразделения ЛПУ, привлекаемого для работы в ЧС; требуемого количества врачей, среднего и младшего медперсонала. При этом указывается количество специалистов, имеющихся в подразделении и выделяемых дополнительно (откуда, в какие сроки); ответственные исполнители*.

При выделении кадров из других учреждений здравоохранения им выдается выписка (под роспись на расчете) из плана.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ, согласовывается с руководителями подразделений ЛПУ, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 6. Схема развертывания приемно-сортировочного отделения лечебно-профилактического учреждения.

Приложение отрабатывается по вариантам работы по месту постоянной дислокации и после эвакуации в виде схем. В зависимости от задания ЛПУ на схемах (по вариантам) показывается организация развертывания приемно-сортировочного отделения: размещение пораженных (больных); маршруты внутрибольничной их транспортировки; места регистрации пораженных (больных); размещение диагностических и лечебных приборов и аппаратов; обменный фонд санитарных носилок; места санитарной обработки; размещение справочной службы.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ и заведующим приемным отделением ЛПУ, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 7. Расчет создания объектовых формирований.

Приложение выполняется по форме Приложения III. Состав и численность персонала объектовых формирований согласовывается с управлением по делам ГО ЧС по месту дислокации ЛПУ (город, район). Приложение подписывается начальником штаба ГО и заместителем начальника ГО объекта по экономическим вопросам (АХЧ), утверждается руководителем ГО объекта.

 

Приложение 8. Расчет снабжения медицинских формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения медицинским имуществом.

Приложение выполняется в виде таблиц (табелей оснащения) каждого формирования и каждого подразделения. В расчете показываются: наименования медицинского имущества по группам; единица измерения; требуется, имеется, выделяется имущество (кем, в какие сроки); ответственный за поставку имущества. Порядок получения имущества второй группы, если это предусмотрено.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ и ответственным лицом за медицинское снабжение, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 9. Расчет снабжения формирований и подразделений больницы санитарно-хозяйственным имуществом.

Приложение отрабатывается по форме Приложения 8. При этом необходимо предусмотреть использование имущества из местных ресурсов путем приписки из других учреждений и организаций.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ и заместителем начальника ГО ЛПУ по материально-техническому обеспечению, согласовывается с заинтересованными организациями, которым выдаются выписки из плана на поставку имущества, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ

 

Приложение 10. Расчет снабжения формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения специальным имуществом.

Приложение отрабатывается по форме Приложения 8, подписывается начальником штаба ГО ЛПУ, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 11. Расчет снабжения формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения кровью, ее компонентами и препаратами.

Приложение отрабатывается по форме Приложения 8. Для ЛПУ, имеющих отделения заготовки и переливания крови, в расчете указывается: количество состоящих на учете доноров; возможности по заготовке (переработке) крови в течение суток; выполнение заявок других учреждений по поставке крови, ее компонентов, препаратов (количеств, сроки). В ЛПУ, где нет отделений (кабинетов) переливания крови, в расчете указываются: откуда получают кровь, ее препараты и компоненты, количество и сроки поставки, ответственные должностные лица.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ, руководителями учреждений (отделений) службы крови, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 12. Расчет транспортного обеспечения НАСФ, МСС ГО и функционирования лечебно-профилактического учреждения в военное время.

Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием формирований и отдельно в строке для ЛПУ: марки транспорта (санитарный, грузовой, специальный); количества требующегося, имеющегося, выделяемого транспорта (кем, срок, ответственный).

В ЛПУ, имеющих санитарный автомобильный транспорт, санитарную авиацию, определяется порядок использования этих транспортных средств.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ, согласовывается с соответствующими транспортными организациями, выделяющими транспорт и утверждается руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 13. Расчет укрытия персонала и больных в защитных сооружениях (по месту постоянной дислокации и после эвакуации в загородную зону).

Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием: перечня защитных сооружений, их класса и вместимости; из каких подразделений и какое количество больных и персонала укрывается, в какие сроки; ответственных за выполнение мероприятия. Расчет выполняется на рабочее и нерабочее время. Дополнительными документами к Приложению являются расчет персонала по обслуживанию защитных сооружений и схемы планировки защитных сооружений с обозначением в них мест размещения персонала и больных с указанием их количества.

При отработке расчета укрытия персонала и больных ЛПУ после эвакуации в загородную зону определяется порядок и производится расчет укрытия нетранспортабельных больных на объекте после его эвакуации.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ и главным инженером ЛПУ, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 14. Расчет обеспечения персонала формирований и лечебно-профилактического учреждения средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты.

Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием: формирований и подразделений ЛПУ; численности персонала в них, количества требующихся противогазов, защитной фильтрующей одежды, противочумных костюмов, респираторов; количества средств индивидуальной защиты, имеющихся в запасе объекта, выделяемых (кем, срок, ответственный за получение); то же по медицинским средствам индивидуальной защиты (АИ-2; ИПП-8, ИПП-10; ППМ; препарат йода при показаниях).

При определении количества противогазов для больных в расчет принимается 10% от коечной емкости ЛПУ.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ и утверждается главным врачом -руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 15. Расчет транспортного обеспечения эвакуации лечебно-профилактического учреждения (персонала, больных, членов семей).

Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием: подразделения ЛПУ; выделяемого количества транспортных средств; сроков поставки транспорта; кем выделяется транспорт; адреса предприятия и телефона; ответственного за выделение транспорта. К расчету прилагаются схема-кроки маршрута движения транспорта к месту передислокации ЛПУ, поэтажные планы развертывания в выделенном помещении. Приложение отрабатывается только в случае, если ЛПУ предстоит эвакуация.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ и руководителем организации, выделяющей транспорт, согласовывается с начальником территориального (местного) управления ГО ЧС, утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 16. Схема развертывания лечебно-профилактического учреждения в загородной зоне в составе больничной базы.

На схеме в соответствии с заданием показывается размещение всех подразделений ЛПУ с учетом дополнительного развертывания коек для приема пораженных в выделенных для развертывания помещениях. Руководителям подразделений ЛПУ выдаются поэтажные планы развертывания.

Приложение подписывается начальником штаба ГО ЛПУ, согласовывается с территориальным руководителем выделяемого задания по месту развертывания ЛПУ и утверждается главным-врачом -руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 17. Расчет расселения персонала и членов семей в загородной зоне (при эвакуации лечебно-профилактического учреждения).

Приложение отрабатывается в виде списка с указанием фамилии, имени, отчества персонала ЛПУ и членов семей, адреса места их проживания. Приложение уточняется в администрации по месту проживания и подписывается начальником штаба ГО ЛПУ.

 

Приложение 18. Календарный план основных мероприятий по переводу лечебно-профилактического учреждения с мирного на военное положение.

Приложение отрабатывается графически с указанием основных мероприятий: по режимам деятельности объекта; при эвакуации (если она предусмотрена). По выполнению каждого мероприятия определяется должностное лицо штаба ГО. К календарному плану прилагается график оперативного дежурства в штабе ГО и состав расчета должностных лиц для круглосуточной работы штаба.

Приложение подписывается начальником штаба ГО и утверждается главным врачом -руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 19. Схема оповещения сбора руководящего состава, персонала формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения.

Приложение отрабатывается на период рабочего и нерабочего времени, по месту постоянной дислокации ЛПУ. Подписывается начальником штаба ГО ЛПУ и утверждается главным врачом – руководителем ГО ЛПУ.

 

Приложение 20. Управление и связь в лечебно-профилактическом учреждении.

Приложение отрабатывается с отражением структуры штаба ГО ЛПУ и должностных лиц, с указанием органов управления МСС ГО, медицинских учреждений и других организаций с которыми

Осуществляется взаимодействие, территориального (местного) управления по делам ГО ЧС (указываются служебные телефоны каждого должностного лица).

Приложение подписывается начальником штаба ГО и утверждается руководителем ГО объекта – главным врачом.

 

Примечания

Кроме текстовой части плана и приложений, начальник штаба ГО ЧС должен иметь необходимый справочный материал, нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и ведение гражданской обороны в масштабе объекта, района, города, субъекта Российской Федерации.

Проверка реальности разработанного плана на учениях должна быть приближенной к возможной обстановке на объекте, выполнение мероприятий плана проводится по времени "час за час", при этом требуется хорошая подготовка должностных лиц штаба ГО ЧС, руководящего состава гражданских организаций (формирований), всего персонала медицинской организации.

На объектах здравоохранения целесообразно разрабатывать единый план действий на мирное и военное время. Этому есть обоснование, т.к. многие мероприятия проводятся на объектах как при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, так и в военное время. К числу таких мероприятий относятся: создание единого органа управления объекта (штаба ГО); мероприятия по защите объекта от воздействия аварий и катастроф и от современных средств ведения войны; повышение устойчивости функционирования объекта; организация работы объекта (ЛПУ) при массовом поступлении пораженных (больных); организация эвакуации объекта (в мирное время из возможных зон затопления, радиоактивного загрязнения, а на военное время – в загородную зону); перевод медицинской организации на работу в строгом противоэпидемическом режиме; действия при угрозе террористического акта однозначны в мирное и военное время.

Существенная разница в планировании мероприятий на объектах здравоохранения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени состоит в том, что на военное время может значительно сокращаться кадровый состав медицинской организации (врачей, среднего медперсонала) в связи с призывом в Вооруженные силы, а также, в отличие от возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени, в военное время существует постоянная опасность возникновения очагов поражения, то есть медицинские организации обязаны находиться в состоянии повседневной готовности.

Одновременно с планированием мероприятий ГО, на объектах здравоохранения в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" по заданию вышестоящего органа управления здравоохранения создаются формирования МСС ГО:

- в больницах – бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) различного профиля и врачебно-сестринские бригады (в зависимости от имеющихся кадровых возможностей);

- в поликлиниках – отряды первой медицинской помощи (ОПМП), если это предусмотрено заданием и врачебно-сестринские бригады;

- в институтах (академиях, университетах), имеющих клиническую базу, – бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

- в центрах Роспотребнадзора и др. учреждениях госсанэпидслужбы – соответствующие формирования санитарно-противоэпидемического профиля;

- в аптеках – аптечные летучки для медицинского снабжения ОПМП при их работе в очагах поражения.

Учитывая, что ОПМП является по своей организационно-штатной структуре и по предназначению универсальным формированием, оказывающим медицинскую помощь в различных очагах поражения, недопустимо его создание на базе родильных домов, узкопрофилированных лечебных учреждений (психиатрические больницы, диспансеры и др.).

На созданный ОПМП оформляется паспорт по установленной форме, который содержит следующие сведения:

- база создания (наименование медицинского учреждения, адрес, телефон);

- место сбора (приведения в готовность);

- маршрут выдвижения ОПМП в составе группировки сил ГО в очаг поражения;

- календарный план основных мероприятий при приведении ОПМП в готовность и работе в очаге поражения;

- штатно-должностной список по отделениям ОПМП с указанием специальности, домашнего адреса, телефона персонала;

- ведомость потребности и обеспеченности транспортом с указанием вида транспорта, откуда прибывает, срок прибытия, ответственный за поставку транспорта;

- ведомость потребности и обеспеченности медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом с указанием имущества по группам (медикаменты, антибиотики, препараты крови и кровезамещающие растворы, бактерийные препараты, дезинфекционные средства, перевязочные средства, средства транспортной иммобилизации, медицинские предметы, приборы, аппараты и инструменты, предметы ухода, дезинфекционные аппараты, аптечное оборудование и посуда, лабораторное имущество (реактивы и краски), средства индивидуальной защиты, специальные аппараты (дозиметрические и др. и питание к ним), специальная техника, санитарно-хозяйственное имущество, канцелярские предметы. При этом указывается: положено, имеется в резерве (на складе), поступает, недостающее (не хранится в резерве), откуда, в какой срок, ответственный;

- расчет распределения транспорта по отделениям ОПМП:

- расчет укрытия персонала в защитном сооружении (по месту основной дислокации и в загородной зоне);

- организация управления и связи.

Паспорт имеет формы документов по управлению ОПМП и справочные материалы. Для получения имущества необходимо иметь доверенность.

Паспорт подписывается начальником ОПМП и утверждается руководителем медицинской организации, на базе которого создан ОПМП. Хранится паспорт в папке документов начальника ОПМП. Аналогично заполняется паспорт на каждое другое медицинское формирование МС ГО.

Нештатные аварийно-спасательные формирования общего назначения (объектовые) создаются в соответствии с приказом МЧС РФ от 23.12.2005 N 999 (ред. от 22.08.2011) "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".

На объектах здравоохранения формирования создаются приказом руководителя ГО объекта, исходя из реально имеющихся возможностей. Предназначение этих формирований – проведение мероприятий ГО на объекте. К числу таких формирований, создаваемых на объектах здравоохранения, относятся:

1) пост радиационного и химического наблюдения (пост РХН) в составе начальника (специалист-радиолог, врач-рентгенолог), разведчика-дозиметриста (средний медработник), разведчика-химика (средний медработник). Оснащение поста: средства индивидуальной защиты (противогаз ГП-7 – 3 шт.; изо-лирующий противогаз ИП-46 – 1 шт.; респиратор – 3 шт., защитная фильтрующая одежда (ЗФО) – 3 шт.; радиометр ДП-5 (ДП-5В) – 1 шт.; прибор химической разведки (ВПХР) – 1 шт.; легкий защитный костюм (Л-1) – 3 шт.; метеокомплект N 3 – 1 шт.;АИ-2 -Зшт.; ИПП-10 – Зшт.; ППИ – 3 шт.; укладка для отбора проб из внешней среды – 1 шт. (при необходимости). Задачи поста РХН: наблюдение и обнаружение факта радиационного, химического, бактериологического (биологического) загрязнения территории объекта;

2) звено по обслуживанию убежищ и укрытий – в составе командира, сантехника, электрика, слесаря по вентиляции. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5 – 4 шт.; респиратор – 4 шт., защитная фильтрующая одежда – 4шт.; АИ-2 – 4 шт.; ИПП-10 – 4шт.; ППИ – 4 шт.); инструмент – поспециальности. Задачи звена: обеспечение жизнедеятельности защитного сооружения. Численность звеньев устанавливается исходя из потребности, но на каждое защитное сооружение не менее 1 звена;

3) звено связи и оповещения в составе командира, радиста-телефониста, посыльных – 3. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5, ГП-7) – 5 шт.; респиратор – 5 шт., защитная фильтрующая одежда – 5 шт.; АИ-2 – 5 шт.; ИПП-10 – 5 шт.; ППИ – 5 шт.; электромегафон – 1 шт.; средства радио и проводной связи объекта. Задачи: обеспечение связи на объекте;

4) противопожарное звено в составе командира, пожарных – 3-5 чел. Оснащение: одеждой и средствами тушения пожара по инструкции противопожарной безопасности;

5) группа охраны общественного порядка в составе: командира, охранника – 3-5 чел. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5, ГП-7) – 4 шт.; респираторы – 4 шт.; форменная одежда – 4 шт.; АИ-2 – 4 шт.; ИПП-10 – 4 шт.; ППИ – 4 шт.; портативные радиостанции – 2 шт.; (вооружение по согласованию с органами МВД);

6) аварийно-спасательная группа (в ЛПУ на 600 коек и более) в составе: командира; электромонтера; слесаря-сантехника; слесаря-газовщика, спасателя – 6 чел. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5, ГП-7) – 10 шт.; изолирующий противогаз – 2 шт.; респираторы – 10 шт.; защитный костюм Л-1 – 2 шт.; АИ-2 – 10 шт.; ИПП-10 – 10 шт.; ППИ – 10 шт.; специальное оборудование – в соответствии со специальностью личного состава. Задачи: локализация аварий на объекте, спасение пораженных в завалах (вынос, оказание помощи).

Количество и профиль формирований, создающихся на объектах здравоохранения, определяет руководитель ГО объекта по согласованию с органом управления ГО ЧС района, города.

Подготовка медицинской организации к приему пораженных (больных) при массовом поступлении из очага поражения включает заблаговременное проведение ряда практических мероприятий:

- детальное изучение планировки приемного отделения, его возможностей, направлений движения потоков пораженных при их внутрибольничной транспортировке, пропускной способности (лифты, технические средства транспортировки, кадры носильщиков) с целью реорганизации отделения в приемно-сортировочное;

- в соответствии с заданием и разработанным планом (действиями) ГО ЛПУ практически в палатах, кабинетах, коридорах, вестибюлях (на свободных площадях отделений) определение порядка развертывания коечной сети на военное время;

- изыскание возможностей (если предусмотрено заданием) дополнительного развертывания операционных и перевязочных столов, коек в реанимационном отделении, в палатах интенсивной терапии;

- перераспределение кадров по отделениям с учетом призванных в Вооруженные силы и ушедших в состав НАСФ (формирований) и МСС ГО, которые будут работать в очаге поражения;

- создание запаса медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, распределение имущества текущего довольствия по отделениям с учетом выполняемых ими задач при массовом поступлении пораженных (больных), при необходимости приписка имущества от других учреждений;

- практическая отработка порядка выписки больных на амбулаторное лечение, подготовка защищенного стационара для нетранспортабельных больных, а при его отсутствии согласование вопроса о направлении нетранспортабельных больных в другое учреждение, где стационар имеется;

- согласование организационных вопросов при эвакуации ЛПУ, если она предусмотрена, в загородную зону и в других случаях по выделению транспорта, маршрутов движения и времени занятия этих маршрутов, помещений в загородной зоне; и др.;

- проработка вопросов защиты персонала и больных и обеспечения устойчивой работы в условиях различной обстановки;

- могут быть и другие мероприятия, вытекающие конкретно из задания ЛПУ на военное время. ЛПУ в военное время может функционировать в месте постоянной дислокации и после ее эвакуации в загородную зону. В зависимости от этого зависит ее подготовка.

Развертывание приемно-сортировочного отделения ЛПУ при работе в месте постоянной дислокации предусматривает организацию работы распределительного поста (РП) в составе врача (фельдшера), 2-х средних медицинских работников, 2-4 регулировщиков (из формирования ГО больницы), при необходимости дозиметриста (химика) в зависимости от обстановки для определения радиоактивного (химического) загрязнения поступающих пораженных.

РП оборудуется средствами подачи сигналов ГО, связью с приемно-сортировочным отделением и штабом ГО (пунктом управления ГО ЛПУ), указателями с обозначением потоков пораженных. Для регулирования пропуска транспорта на территорию ЛПУ устанавливается шлагбаум.

Оснащение РП: средства индивидуальной защиты, фонарики электрические, флаг Красного Креста, приборы для определения уровней радиоактивного (химического) загрязнения. Задача РП – распределение пораженных по потокам: носилочные, ходячие, имеющие радиоактивное (химическое) загрязнение, инфекционные больные.

При расположении РП от приемно-сортировочного отделения на расстоянии не более 100 м ходячие пораженные снимаются с транспорта и направляются пешим порядком по своему потоку, а носилочные на машине доставляются к месту их разгрузки. При больших расстояниях машина сначала направляется к месту разгрузки ходячих, а затем – носилочных. Для убытия машин с территории больницы оборудуется отдельный выезд. В целях расширения возможностей по разгрузке пораженных и их приема в отделение в зависимости от прогнозируемой обстановки и плана развертывания приемно-сортировочного отделения оборудуется необходимое количество мест разгрузки, в каждом создается обменный фонд носилок, должны иметься средства транспортировки пораженных и носильщики.

Схема развертывания, оснащение и организация работы приемно-сортировочного отделения ЛПУ определяются его задачами:

1) прием и сортировка пораженных (больных) и направление в соответствующее отделение больницы;

2) оказание неотложной по жизненным показаниям медицинской помощи пораженным (больным);

3) изоляция пораженных (больных), которые представляют опасность для окружающих;

4) проведение частичной или полной санитарной обработки пораженных (больных) в зависимости от характера их загрязнения и состояния тяжести;

5) ведение учета поступающих пораженных (больных), организация справочной службы, сбора и хранения документов, ценных вещей пораженных (больных), ведение медицинской документации отделения.

Для развертывания приемно-сортировочного отделения дополнительно используются площади коридоров, вестибюлей, смежных с приемным отделением помещений.

В отделении в соответствии с потоками пораженных (больных) стандартными металлическими подставками или деревянными козлами оборудуются места для размещения санитарных носилок, располагаемых для удобства проведения сортировки рядами. Сортировочная бригада (врач, 2 медицинских сестры, медрегистратор) работают на закрепленном для нее участке.

На каждого пораженного (больного) оформляется история болезни (паспортная часть, диагноз, что сделано по оказанию помощи в отделении; его направление (в какое отделение). При поступлении пораженного (больного) с первичной медицинской карточкой ГО она вклеивается в историю болезни, а если карточки не оказалось, то она оформляется, ее корешок остается в приемно-сортировочном отделении, а отрывная часть вклеивается в историю болезни.

Первичная медицинская карточка ГО является первичным документом учета пораженных (больных) и по завершении работы отделения установленным порядком сдается для отчета о поступивших пораженных (больных).

При необходимости в ходе проведения сортировки пораженных (больных), когда возникает угроза жизни, оказывается неотложная медицинская помощь либо на месте, либо в перевязочной (процедурной, операционной) приемно-сортировочного отделения. Для оказания помощи отделение должно иметь соответствующее оснащение.

В составе приемно-сортировочного отделения развертываются инфекционный и психоневрологический изоляторы для временного по экстренным показаниям размещения в них пораженных, нуждающихся в изоляции. Имеющиеся диагностические кабинеты в составе приемного отделения мирного времени выполняют свои задачи.

Санитарный пропускник организует свою работу с учетом сложившейся обстановки. При необходимости, когда поступают пораженные из очагов с радиационным или химическим загрязнением, он перестраивается на особый режим работы. В этом случае работа организуется с соблюдением норм, исключающих загрязнение персонала и других пораженных. В отделении разграничиваются чистая и грязная его половины. На чистую половину пораженные, имеющие загрязнение, должны поступать только после полной санитарной обработки со сменой загрязненной одежды. Загрязненная одежда после ее маркировки собирается в прорезиненные мешки и складируется в специально отведенном помещении до повторного обследования характера ее загрязнения и решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении. Об одежде, подлежащей уничтожению, представляющей опасность поражения, информируются пораженные (больные), и в истории болезни делается соответствующая запись.

При имеющейся сложности развертывания приемно-сортировочного отделения в помещении ЛПУ организуется сортировочная площадка вне здания, что возможно при соответствующих погодных условиях и планировки прилегающей к приемному отделению больницы территории. Преимущества в организации приема и сортировки пораженных на сортировочной площадке в том, что ускоряется разгрузка поступающих пораженных (больных), освобождение транспорта, что в конечном итоге приводит к ускорению вывоза пораженных из очага. Однако при этом не ускоряется поступление пораженных в отделения ЛПУ, оказание им соответствующей медицинской помощи. С сортировочной площадки до отделений ЛПУ увеличивается расстояние для транспортировки пораженных, на сортировочной площадке, по сравнению с развертыванием приемно-сортировочного отделения в помещении, существенно ограничиваются возможности по оказанию неотложной медицинской помощи по жизненным показаниям.

Необходимо разумно сочетать эти два варианта работы приемно-сортировочного отделения, отдавая предпочтение его развертыванию в помещении. Состояние готовности приемно-сортировочного отделения зависит от его укомплектованности соответствующими кадрами: врачами, средним медицинским и обслуживающим персоналом.

На часы интенсивного поступления пораженных (больных) в приемно-сортировочном отделении должны работать сортировочные бригады, созданные из врачей и средних медицинских работников других отделений с учетом профиля поступающих пораженных (больных). По мере уменьшения потока поступающих пораженных (больных) медперсонал возвращается в свои отделения.

Заслуживает особого внимания организация внутрибольничной транспортировки пораженных (больных). Этот вопрос возникает как при массовом поступлении пораженных, так и при экстренной эвакуации больных (при терактах, пожарах и др.). Имеющиеся возможности ЛПУ решить эту проблему весьма ограничены, в связи с чем необходимо изыскать возможности привлечения дополнительных кадров для переноски (перевозки) пораженных (больных). От организованной работы приемно-сортировочного отделения зависит работа лечебно-диагностических отделений ЛПУ. В приемно-сортировочном отделении определяются предварительный диагноз, направление в соответствующее отделение срочность оказания специализированной (квалифицированной) медицинской помощи. В приемно-сортировочном отделении при массовом поступлении пораженных (больных) в составе сортировочных бригад должны работать наиболее опытные врачи соответствующего профиля, они отбирают состав пораженных для своих отделений.

Подготовка лечебно-диагностических отделений проводится в соответствии с заданием для них. Они обеспечивают подготовку планируемых коек по определенному профилю. Это может быть выполнено за счет выписки больных на амбулаторное лечение и путем дополнительного развертывания коек с их уплотнением в палатах, коридорах, вестибюлях.

В расчете указывается, из каких отделений и в каком количестве выписываются больные в срок 2-4 часа, сколько больных можно перевести в другие отделения, и сколько коек дополнительно развертывается, в итоге – возможности отделения по приему пораженных (больных) из очага поражения и его профиль.

При поступлении пораженных с травмами и ожогами возрастает нагрузка на операционно-перевязочный блок. В операционных (перевязочных) целесообразно организовать работу хирургической (ожоговой) бригады конвейерно на 3-х столах: на первом ведется подготовка к операции (медицинская и операционная сестры и при необходимости анестезистка, врач-анестезиолог); на втором – выполняется хирургическое вмешательство (операция); на третьем – завершение хирургического вмешательства (операции) не хирургической бригадой, а средними медицинскими работниками (повязка, смена инструментария и т.д.), а хирургическая бригада переходит к первому столу, где пораженный подготовлен к операции, инструментальный столик накрыт. Такая методика работы значительно повышает пропускную способность операционно-перевязочного блока.

На военное время в целях обеспечения подготовки ЛПУ к функционированию и выполнению задач в соответствии с заданием осуществляется выписка больных, которые могут лечиться амбулаторно. Распоряжение на выписку больных может поступить в любое время суток, срок выписки и освобождения коек не более 4 часов.

Лечащий врач на лицевой стороне истории болезни обозначает, в зависимости от состояния больного: "В" – на выписку; "Н" – нетранспортабельный; "Э" – подлежащий эвакуации. В связи с этой маркировкой при отсутствии лечащего врача представляется возможным провести сортировку больных. Наиболее сложно провести выписку больных в ночное время. В этих случаях больные, подлежащие выписке на амбулаторное лечение, могут временно (до утра) размещаться в помещении больницы, освобождая занимаемые ими койки в отделениях.

 

При подготовке публикации использованы материалы учебника «Организация медицинской службы гражданской обороны РФ» под ред. Погодина Ю.И., Трифонова С.В. Рекомендовано Министерством здравоохранения РФ для подготовки кадров в системе медицинской службы гражданской обороны.

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в здравоохранении | Добавил: ЦИПЗО (23.08.2016)
Просмотров: 4299