Организация защиты государственных и муниципальных архивов от чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Организация защиты государственных и муниципальных архивов от чрезвычайных ситуаций

На государственные и муниципальные архивы, а также органы управления архивами распространяются все требования законодательных и нормативно-правовых актов в области гражданской обороны (ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС). В частности, государственные и муниципальные архивы обязаны:

- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников архивов и подведомственных объектов от ЧС;

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования архивов и обеспечению жизнедеятельности их работников в ЧС;

- осуществлять подготовку работников архивов в области защиты от ЧС;

- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;

- привлекать силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на архивных объектах и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- финансировать мероприятия по защите работников архивов и архивных объектов от ЧС;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников архивов об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Руководитель архива, на территории которого может возникнуть или возникла ЧС, вводит режим повышенной готовности или ЧС для объектового уровня РСЧС, принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от ЧС работников архива и иных граждан, находящихся на ее территории.

Руководитель архива и назначенный им руководитель работ по ликвидации ЧС несут персональную ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации ЧС на территории архива.

Архивы разрабатывают следующие документы в области защиты работников и объектов организации от ЧС природного и техногенного характера:

- план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

- паспорт безопасности объекта;

- план повышения защищенности критически важного объекта;

- план мероприятий на 1 год по защите от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, который согласовывается с территориальными органами МЧС и соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти в сфере архивного дела;

- локальные акты, другие организационно-распорядительные документы, в соответствии с требованиями МЧС России.

 

Подготовка работников архивов в области ГО и ЧС

Основными задачами подготовки работников архивов в области ГО и ЧС являются:

- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;

- совершенствование практических навыков по организации и проведению мероприятий по ГО, предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.

В целях организации и осуществления подготовки работников в области ГО и ЧС руководитель архива и (или) уполномоченное им лицо:

- планирует и осуществляет мероприятия по подготовке работников в области ГО и ЧС;

- организует и осуществляет информирование работников и пропаганду знаний в области ГО и ЧС;

- осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников и личного состава нештатных формирований подведомственных организаций;

- организует курсовое обучение руководителей подведомственных организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, а также подведомственных организаций, продолжающих работу в военное время.[1]

Подготовка работников в области ГО и ЧС осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и ЧС.

Подготовка является обязательной и проводится в образовательных учреждениях МЧС России, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и ЧС, учебно-методических центрах по ГО и ЧС (далее – УМЦ) и по месту работы.

Лица, подлежащие подготовке, подразделяются на три группы:

1) руководитель архива;

2) работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС, сотрудники, включенные в состав комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – члены КЧСиПБ), а также сотрудники, назначенные для проведения курсового обучения в области ГО и ЧС по месту работы (далее – руководители занятий);

3) сотрудники, не входящие в состав органов управления ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Подготовка работников в области ГО и ЧС осуществляется с использованием следующих форм (по группам лиц, подлежащих подготовке):

1) Руководитель архива:

- получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в области ГО и ЧС;

- самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО и защите от ЧС;

- изучение своих функциональных обязанностей по ГО и защите от ЧС;

- личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО и защите от ЧС;

2) уполномоченные на решение задач ГОТ, члены КЧСиПБ и руководители занятий:

- самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО и защите от ЧС;

- курсовое обучение в области ГО и ЧС в образовательных учреждениях МЧС России, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и ЧС, и УМЦ;

- участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО и защите от ЧС;

- участие работника ГО в тематических и обучающих семинарах (вебинарах) по ГО и защите от ЧС;

3) сотрудники, не входящие в состав органов управления ГО, предупреждения и ликвидации ЧС:

- курсовое обучение по месту работы;

- участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО и защите от ЧС;

- индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Курсовое обучение в области ГО и ЧС – целенаправленный процесс по овладению соответствующими группами работников знаниями и умениями в области ГО и ЧС, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и ЧС.

Курсовое обучение работника ГО, членов КЧСиПБ и руководителей занятий, проводится не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области ГО и ЧС, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным.

Курсовое обучение работников по месту работы осуществляется по Программе курсового обучения работников архива в области ГО и ЧС, разрабатываемой на основе Примерной программы курсового обучения работающего населения в области ГО и ЧС, утверждаемой МЧС России.

Для проведения занятий приказом архива создаются учебные группы. Руководители занятий, являющиеся одновременно руководителями учебных групп, назначаются ежегодно приказом руководителя архива. Занятия в учебных группах проводятся, как правило, ежемесячно, в течение года, в рабочее время, в день, установленный Руководителем архива.

Все вновь принятые на работу должны в течении месяца пройти вводный инструктаж по гражданской обороне, включающий вопросы и по защите от ЧС.

Совершенствование знаний, умений и навыков работников в области ГО и ЧС осуществляется в ходе проведения командно-штабных учений (КШУ) и тренировок. КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся 1 раз в 2 года.

 

Порядок действий при ЧС

Чрезвычайными ситуациями в деятельности архивов являются такие обстоятельства, когда создается угроза жизни и здоровью персонала и посетителей, сохранности документов архивного фонда.

К основным причинам возникновения и введения ЧС на архивных объектах относятся:

- введение в Российской Федерации (субъекте РФ, муниципальном образовании) режима ЧС;

- пожар или бедствия природного и техногенного характера;

- аварии систем жизнеобеспечения архива;

- другие обстоятельства, вынуждающие принять решение о приостановке деятельности архива.

В обязанности руководства архивов в области защиты персонала, посетителей и архивных объектов от ЧС входит:

- заблаговременное планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала, посетителей и архивных объектов от ЧС;

- планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования архивных объектов;

- создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников архива способам защиты и действиям в ЧС;

- поддержание в постоянной готовности технических средств оповещения о ЧС;

- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае ЧС;

- создание резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- предоставление в установленном порядке информации в области защиты персонала, посетителей и архивных объектов от ЧС, а также оповещение вышестоящего органа управления архивным делом и работников архива об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Переход на работу в режиме ЧС оформляется приказом руководителя архива.

 

Подготовка к ЧС

Каждый архив обязан иметь утвержденные его руководителем планы мероприятий, другие документы (положения, инструкции, памятки и др.) на случай возможных ЧС различного характера. Планы мероприятий предусматривают конкретные как превентивные (по предупреждению и подготовке) действия, так и меры по ликвидации последствий ЧС, а также определяют ответственных должностных лиц, необходимые силы и средства. К разработке планов мероприятий привлекаются соответствующие специалисты в области строительства сооружений и их технической эксплуатации, пожарного дела, вневедомственной охраны, ГО и т.п.

Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из возможностей имеющихся сил и средств и их использования на основе принципов необходимой достаточности. Меры по защите архивных документов при ЧС осуществляются с учетом их ценности и потенциальной долговечности.

Независимо от характера возможной ЧС в планах мероприятий предусматриваются следующие превентивные меры:

- усиление технической устойчивости архивных объектов, реализация требований пожарной безопасности и охранного режима, поддержание в нормативном состоянии систем жизнеобеспечения зданий;

- определение состава и объема документов в зависимости от их ценности (уникальные, особо ценные, ценные), маркировка дел и их размещение в местах, наиболее удобных для эвакуации;

- подготовка расчетов материальных и людских ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий по защите документов;

- приобретение (укомплектование) аптечек;

- определение объема и видов тары (количество мешков, контейнеров, вес и т.п.), необходимых для упаковки документов, подлежащих эвакуации (перемещению) в целях спасения при ЧС;

- определение видов и количества оборудования, упаковочного материала (мешки, шпагат, бумага оберточная, брезентовые и деревянные лотки, веревка крепежная, синтетическая пленка или брезент для укрытия документов и т.п.), необходимых для выполнения мероприятий по защите документов;

- приобретение необходимого упаковочного материала, а также других средств, необходимых для выполнения мероприятий по защите персонала, посетителей и документов (медикаменты, средства связи и оповещения, противопожарный инвентарь, электрические фонари и т.п.);

- решение с соответствующими службами вопросов закрепления за архивом мест для укрытия документов, транспорта, необходимого для их перемещения;

- организация формирований, необходимых для выполнения мероприятий по защите персонала, посетителей и документов;

- проведение обучения работников архива действиям при ЧС.

Обязательным элементом планов мероприятий является перечень практических действий работников, предпринимаемых сразу же при возникновении ЧС.

Превентивные меры, предусмотренные планами мероприятий, включаются в годовые планы работы архивов с соответствующим финансовым, техническим и кадровым обеспечением.

Работники архива, ответственные за выполнение конкретных мероприятий, систематически проходят специальную подготовку и переподготовку (обучение, инструктаж и др.).

Для реализации задач по защите от ЧС в архиве создается комиссия по ЧС.

 

Порядок работы архива при введении в Российской Федерации, субъекте РФ, муниципальном образовании режима ЧС

При введении режима ЧС приказом руководителя архива вводится особый режим работы, который предусматривает меры по усилению безопасности архивных объектов, защите персонала, посетителей и документов.

Меры по обеспечению безопасности архивных объектов включают:

- усиление противопожарной безопасности и охраны объектов жизнеобеспечения архива путем привлечения его работников для дежурства на этих объектах.

- круглосуточное дежурство руководящих работников архива, членов комиссии по ЧС, эвакокомиссии и других формирований на период действия чрезвычайного положения.

- оформление и получение документов, разрешающих передвижение работников архива, привлеченных к работе на период действия комендантского часа, а также закрепленного за архивом автотранспорта, необходимого для оперативного решения служебных вопросов вне рабочего времени.

- отмену всех местных и других командировок, не связанных с оперативным решением служебных вопросов по обеспечению жизнедеятельности архива.

В целях организации защиты персонала, посетителей и документов выполняются следующие мероприятия:

- приведение в готовность средств связи и оповещения;

- дооборудование мест защиты персонала, посетителей и документов, не подлежащих эвакуации;

- оборудование для работников, переведенных на круглосуточный режим работы, мест отдыха;

- упаковка документов и подготовка их к перемещению;

- проведение аварийно-спасательных работ;

- организация автотранспорта для транспортировки документов в соответствии с графиком и утвержденными маршрутами, обеспечение автотранспорта необходимым количеством огнетушителей и другого противопожарного инвентаря, а также охраной;

- погрузка (разгрузка) документов и их транспортировка (перемещение) к местам защиты;

- обеспечение своевременного информирования вышестоящих организаций и органов ГО и ЧС согласно табелю срочных донесений.

Прекращение действия особого режима в архиве производится приказом его руководителя.

 

Порядок работы архива при пожаре или бедствии природного и техногенного характера

При возникновении в здании архива возгорания любого масштаба каждый работник, обнаруживший возгорание, прежде всего сообщает о нем по телефону в пожарную службу, затем – членам добровольной пожарной дружины (ДПД) и руководству архива и до прибытия пожарных или членов ДПД принимает меры к локализации и тушению пожара подручными средствами (при условии отсутствия опасности для жизни).

Конкретные действия по борьбе с пожаром, спасению персонала, посетителей, архивных документов и имущества определяются инструкцией о мерах пожарной безопасности, разрабатываемой в каждом архиве с учетом его специфики. В соответствие с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации[2] инструкция разрабатывается на каждое здание архива.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар руководителем тушения пожара. Его указания во время тушения пожара обязательны для исполнения всеми работниками архива.

Должностные лица архива обязаны оказывать содействие пожарной охране при тушении пожара, установлении причин и условий его возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожара.

В случае внезапных бедствий природного и техногенного характера действия должностных лиц аналогичны действиям при пожаре и определяются соответствующими документами.

В случае получения извещения о приближающемся стихийном бедствии или нахождении архива в зоне стихийного бедствия руководитель архива принимает меры по обеспечению безопасности работников архива, освобождая их от работы и направляя в укрытия, убежища или другие места, обеспечивающие сохранение им жизни и здоровья. Свои служебные обязанности выполняют лишь те сотрудники, присутствие которых необходимо в сложившейся ситуации и заранее определено в соответствующих документах.

 

Порядок работы архива при авариях систем жизнеобеспечения, а также здания архива

При аварии систем жизнеобеспечения архива (отопления, энергоснабжения, канализации, водопровода) немедленно извещается руководство архива и соответствующие аварийные службы. Если при аварии пострадали архивные документы, то немедленно организуется проведение аварийно-спасательных мероприятий и принимаются меры по защите документов.

Если при аварии создается ситуация, связанная с угрозой жизни или здоровью работников архива, руководитель вправе принять решение о временном переводе работников на другую работу или временном освобождении от работы до ликвидации аварии или на иной период тех работников, присутствие которых не требуется для ликвидации аварии, поддержания функционирования систем жизнедеятельности архива и обеспечения сохранности документов.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2021.

 

 

[1] Данный пункт касается органов управления в сфере архивного дела.

[2] Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022)
Просмотров: 68