Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС) |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 6/2022. Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail zdrav1@mail.ru копию документа, подтверждающего подписку.
КОМИССИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Голубев Д.А. Специалист по ГО и ЧС, г. Москва
В статье рассмотрены задачи, функции и порядок работы Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ (далее – Комиссия) является координационным органом, образованным для организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта РФ, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, а также организаций всех форм собственности (далее – организации) в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом субъекта РФ, региональными законами, указами и распоряжениями Губернатора субъекта РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства субъекта РФ и положением о Комиссии, которое утверждается Правительством субъекта РФ. Состав Комиссии утверждается постановлением Правительства субъекта РФ. Председателем Комиссии является Губернатор субъекта РФ, который руководит деятельностью Комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории субъекта РФ, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, организациями и общественными объединениями, организует взаимодействие с соответствующими комиссиями в городах и районах субъекта РФ. Основными задачами Комиссии являются: - разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; - координация деятельности органов управления и сил территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта РФ, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, и организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне; - обеспечение согласованности действий территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта РФ, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, и организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ, при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; - рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: - рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и обеспечения пожарной безопасности в субъекте РФ и вносит в установленном порядке в Правительство субъекта РФ соответствующие предложения; - осуществляет разработку и направление предложений высшим органам государственной власти субъекта РФ, органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, и организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта РФ, по реализации единой государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории субъекта РФ; - координирует деятельность органов управления и сил территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта РФ, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, и организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов субъекте РФ и иных нормативных документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и обеспечения пожарной безопасности в субъекте РФ; - рассматривает прогнозы чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории субъекта РФ, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и обеспечение пожарной безопасности в субъекте РФ; - участвует в разработке государственных программ субъекта РФ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и обеспечении пожарной безопасности в субъекте РФ и готовит предложения по их реализации; - разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования региональной подсистемы РСЧС; - организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития сил и средств региональной подсистемы РСЧС; - разрабатывает предложения по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и проведению операций чрезвычайного гуманитарного реагирования; - готовит и вносит в установленном порядке предложения и аналитические материалы Губернатору субъекта РФ и Правительству субъекта РФ, а также рекомендации для исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, по вопросам защиты населения и территорий субъекта РФ от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и обеспечения пожарной безопасности; - участвует в установленном порядке в подготовке ежегодных государственных докладов "О состоянии гражданской обороны Российской Федерации" и "О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; - рассматривает вопросы о привлечении в установленном порядке сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - рассматривает вопросы об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право: - запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта РФ, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, организаций и общественных объединений, а также у соответствующих комиссий городов и районов субъекте РФ необходимые материалы и информацию; - заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта РФ, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, организаций и общественных объединений; - привлекать для участия в своей работе представителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта РФ, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, организаций и общественных объединений по согласованию с их руководителями; - создавать рабочие группы из числа ученых, специалистов федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта РФ, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и представителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности Комиссии, определять полномочия и порядок работы этих групп; - по вопросам, требующим решения Губернатора субъекта РФ и Правительства субъекта РФ, Комиссия вносит в установленном порядке соответствующие предложения; - создавать оперативный штаб комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ из числа членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ, представителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта РФ (по согласованию), исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, заинтересованных учреждений и организаций (по согласованию).
Организация работы комиссии Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым протоколом заседания Комиссии (далее – протокол). Основной формой работы Комиссии являются ее заседания. Могут проводиться очередные и внеочередные заседания. Очередные заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал в соответствии с планом работы Комиссии. Внеочередные заседания Комиссии проводятся по решению председателя Комиссии. Заседания Комиссии проводит ее председатель или по его поручению один из его заместителей. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Члены Комиссии принимают участие в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме. Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, к сфере ведения которых относятся вопросы, включенные в повестку дня заседания. Материалы должны быть представлены на Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания. Рассмотрение Комиссией вопросов, отнесенных к ее компетенции, и принятие решений по ним может осуществляться без созыва заседания Комиссии путем заочного голосования членов Комиссии. При представлении письменных мнений члены Комиссии выражают согласие или несогласие на принятие проекта решения Комиссии. Непредставление членами Комиссии письменных мнений по проекту решения Комиссии в течение трех рабочих дней, следующих за днем его направления, считается выражением согласия на принятие проекта решения Комиссии. Обобщение поступивших письменных мнений членов Комиссии и определение итогов рассмотрения проекта решения Комиссии путем заочного голосования осуществляет Министерство общественной безопасности субъекта РФ. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии. Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании. Решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет: - в режиме повседневной деятельности – Министерство общественной безопасности субъекта РФ; - в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации – Главное управление МЧС России по субъекту РФ.
Режимы работы комиссии В зависимости от обстановки и в соответствии с решением Правительства субъекта РФ Комиссия может работать в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности или в режиме чрезвычайной ситуации. В режиме повседневной деятельности Комиссия организует выполнение следующих мероприятий: - поддержание органов управления и сил региональной подсистемы РСЧС в готовности к экстренным действиям; - разработка, своевременная корректировка и уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и других планирующих документов, проверка их реальности в ходе проводимых учений, тренировок и занятий; - изучение потенциально опасных объектов и районов возможных стихийных бедствий, прогнозирование ожидаемых потерь и разрушений при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера; - наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; - осуществление взаимного обмена информацией между соответствующими комиссиями в городах и районах субъекта РФ; - совершенствование подготовки населения, органов управления и сил региональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, планирование и проведение командно-штабных, исследовательских и других учений и тренировок; - контроль за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера; своевременный доклад вышестоящим органам управления об обстановке и проводимых мероприятиях в области защиты населения и территорий субъекта РФ от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера. В режиме повышенной готовности Комиссия проводит следующие мероприятия: - приведение в готовность органов управления региональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, систем оповещения и связи, проверки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, усиление дежурно-диспетчерских служб; - введение усиленного режима работы с круглосуточным дежурством руководящего состава Комиссии и органов управления региональной подсистемы РСЧС; - представление докладов вышестоящим органам, информирование подчиненных, взаимодействующих, а также органов управления сопредельных территорий об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и возможном развитии обстановки; - уточнение принятых решений и ранее разработанных планов; - развертывание работы соответствующих комиссий в городах и районах субъекта РФ, органов управления региональной подсистемы РСЧС, формирование, при необходимости, оперативных групп для выявления причин ухудшений обстановки в районе возможной чрезвычайной ситуации и выработка предложений по ее нормализации; - усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; - принятие на себя непосредственного руководства функционированием региональной подсистемы РСЧС; - прогнозирование возможности возникновения чрезвычайной ситуации, ее масштабов и последствий; - принятие мер по защите населения, окружающей среды и повышению устойчивости функционирования экономики субъекта РФ; - приведение в готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, уточнение силам задач и выдвижение, при необходимости, в район возможных действий; - проверка готовности служб жизнеобеспечения населения к действиям в соответствии с прогнозируемой обстановкой; - контроль проведения подготовительных мер по возможной защите населения, снабжению средствами индивидуальной защиты и повышению устойчивости функционирования служб и объектов жизнеобеспечения. В режиме чрезвычайной ситуации Комиссия проводит организационные мероприятия, направленные на: - выполнение мероприятий режима повышенной готовности, если они не проводились ранее; - перевод на круглосуточный режим работы органов управления региональной подсистемы РСЧС, расположенных в районе бедствия, и Комиссии на усиленный режим работы; - защиту населения субъекта РФ; - представление докладов вышестоящим органам управления об обстановке и проводимых мероприятиях, информирование подчиненных и взаимодействующих органов управления; - выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера для непосредственного руководства проведением ликвидации чрезвычайной ситуации, назначение руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации; - осуществление выдвижения органов управления и сил региональной подсистемы РСЧС и других переданных Комиссии в установленном порядке в оперативное управление сил в район предстоящих действий; - проведение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов, а также по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; - проведение непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях; - оценку масштабов ущерба; - поддержание устойчивого управления и связи с районами чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера; - осуществление постоянного сбора, анализа и оценки информации; - оценку объема и характера предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ; - подготовку необходимых данных и расчетов председателю Комиссии для принятия решения; - обеспечение непрерывного взаимодействия; - ведение учета потерь. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации председатель Комиссии принимает решение на основе предложений Главного управления МЧС России по субъекту РФ, служб гражданской обороны субъекта РФ и взаимодействующих органов управления региональной подсистемы РСЧС. Другие статьи по теме | |
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (25.04.2025) | |
Просмотров: 53 |