Главная » Статьи » Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2022. Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail zdrav1@mail.ru копию документа, подтверждающего подписку.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Под устойчивостью функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях (ЧС) понимается его способность выполнять свои функции в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, применения противником современных средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки. В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления обязаны содействовать устойчивому функционированию организаций в ЧС, осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС. Этим же Законом РФ федеральным органам исполнительной власти предписано разрабатывать и осуществлять организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования подведомственных отраслей в ЧС. В свою очередь, организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС, а также финансировать эти мероприятия. В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" одной из основных задач гражданской обороны является разработка, и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления должны проводить мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время. В свою очередь, организации (учреждения, предприятия) в соответствии со ст. 9 закона должны проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время. Подготовка экономики к устойчивому функционированию в ЧС – это комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в ЧС. Сущность понятия повышения устойчивости функционирования (ПУФ) заключается в заблаговременной разработке и осуществлении комплекса мероприятий, направленных на: - предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; - снижение возможных потерь и разрушений от опасных факторов ЧС; - создание условий для ликвидации ЧС, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения. При разработке и проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики рекомендуется использовать ГОСТ Р 22.2.12-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 11.09.2020 N 645-ст). Стандарт опубликован в N 4/2021 нашего журнала и его можно скачать с сайта редакции https://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования осуществляют территориальные и отраслевые органы управления, КЧС и ПБ территориальных органов исполнительной власти и местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций. На них возложена ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств. В субъектах РФ, муниципальных образованиях и в крупных организациях создаются комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики в военное время и ЧС. Основные направления ПУФ экономики муниципального образования: - обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в ЧС; - рациональное размещение производительных сил на территории городского округа; - проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики муниципального образования; - подготовка к работе в ЧС объектов различных отраслей экономики; - подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в ЧС; - подготовка системы управления экономики для решения задач в ЧС. Основные направления ПУФ предприятий, учреждений и организаций: - обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения и их жизнедеятельности в ЧС; - рациональное размещение производительных сил на территории муниципального образования; - подготовка объекта экономики к работе в ЧС; - подготовка к выполнению работ по восстановлению объекта в ЧС; - подготовка системы управления объектом экономики для решения задач в ЧС. Мероприятия по ПУФ объекта экономики разрабатываются и осуществляются в основном заблаговременно, с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время. Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например, эвакомероприятия, изменение технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.). Предложения по ПУФ экономики разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики, подготовки и выполнения задач РСЧС. Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости. Первый вид – это специальные исследования, проводимые главным образом силами инженерно-технического персонала объектов и органов управления экономики. Второй вид исследований – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), проводятся научно-исследовательскими учреждениями в общегосударственном, республиканском в составе РФ (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах. Оба вида исследований дополняют друг друга, являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости. Часть мероприятий по ПУФ экономики предусматривается в соответствующих планах ГО и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Эффективность мероприятий по подготовке экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях определяется при проведении учений и тренировок. В целом общая схема организации работы по ПУФ экономики делится на 3 основных этапа: - исследовательский, на котором выявляются слабые, «узкие» места в деятельности объекта экономики, вырабатываются предложения по устранению выявленных недостатков; - этап проверки и оценки предполагаемых мероприятий на эффективность и выбора наиболее целесообразных решений для данных условий (учения и тренировки); - этап реализации обоснованных мероприятий через установленную систему планирования и контроля.
II. Основные направления деятельности по повышению устойчивости функционирования экономики
2.1. Основные этапы выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС: - выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), аварийно химически опасные вещества (АХОВ)[1], оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.); - анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе – источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий; - выбор основных путей предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС; - выбор мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС.
2.2. Защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы его жизнеобеспечения, определены основные пути реализации этих требований: - совершенствование основных фондов и производственных процессов; - разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства; - эффективный контроль за состоянием основных производственных фондов (ОПФ); - проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ; - повышение квалификации персонала в области безаварийности производства. С этой целью необходимо: - выявлять вероятные источники ЧС; - прогнозировать возможные негативные последствия; - уменьшать количество источников ЧС. В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем: - организации своевременного оповещения персонала об угрозе ЧС; - создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС; - подготовки персонала к действиям в ЧС; - подготовки к оказанию первой помощи; - подготовки системы жизнеобеспечения к работе в ЧС.
2.3. Рациональное размещение объектов и их элементов При создании новых, реконструкции (расширении) существующих объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, выделены наиболее общие (универсальные) типовые мероприятия, а именно: - размещение объектов экономики и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности; - исключение (ограничение) размещения элементов объекта экономики на локально неблагоприятных участках местности; - рассредоточение элементов крупных объектов экономики, ограничение расширения крупных производств; - ограничение размещения опасных объектов экономики на территориях, подверженных риску опасных природных явлений и техногенных процессов, и размещение их на безопасном удалении от других объектов; - строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территорий объекта экономики в безопасных районах. Более подробно вопросы размещения объектов изложены в «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90»[2].
2.4. Проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигаются проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ. Эти цели должны достигаться путем: - защиты ОПФ от поражающих факторов ЧС; - проведения специальных природоохранных мероприятий. Защита ОПФ: - повышение физической стойкости ОПФ; - установка пожарной сигнализации, систем (в т.ч. автоматических) пожаротушения; - внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС; - защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации. Природоохранные мероприятия: - очистка стоков; - герметизация оборудования, трубопроводов; - снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
2.5. Подготовка к работе в условиях ЧС Подготовка объектов экономики к работе в ЧС должна осуществляться с целью: - обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в ЧС; - устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой; - обеспечения безопасности работающей смены. С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются: - оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции; - совершенствование производственных связей с поставщиками; - подготовка к независимому функционированию отдельных производств; - подготовка к работе по упрощенной технологии; - минимально необходимые запасы материально-технических ресурсов; - подготовка к использованию местных ресурсов; - обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения; - использование кабельных линий электропередач (ЛЭП); - электроснабжение объекта экономики от двух и более источников; - подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей; - обеспечение аварийного освещения территорий и помещений; - обеспечение объектов экономики системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами; - своевременное оповещение персонала о ЧС (угрозе возникновения ЧС); - создание и подготовка сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций для защиты персонала в ЧС; - подготовка персонала к действиям в ЧС; - подготовка к оказанию первой помощи; - подготовка системы жизнеобеспечения к работе в ЧС.
2.6. Подготовка системы управления, сил и средств муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций Подготовка системы управления, сил и средств муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций должна быть направлена на: - создание условий для своевременного оповещения персонала и населения о ЧС (угрозе возникновения ЧС); - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Эти цели достигаются путем: - заблаговременной подготовки сил и средств муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций; - подготовки системы управления муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций.
2.7. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств: - создание и подготовка муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций, материально-техническое обеспечение; - создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов; - подготовка к развертыванию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК); - подготовка к использованию местных ресурсов; - обеспечение автономными энерго-, водоисточниками; - создание и обеспечение сохранности страхового фонда документации.
2.8. Типовые мероприятия по подготовке управления муниципального звена РСЧС: - разработка и постановка задач формированиям на ликвидацию ЧС; - обеспечение отраслевых органов управления нормативно-технической документацией; - создание СНЛК на территории города; - создание и поддержание в готовности систем оповещения населения о ЧС; - создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС; - создание системы пунктов управления; - развитие системы связи; - уточнение прогноза возможных ЧС и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС муниципального образования; - организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления; - подготовка к обмену информацией в ЧС; - подготовка персонала органов управления муниципального образования и объектов экономики; - обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов экономики и их готовностью к работе в ЧС; - обеспечение НИОКР по проблемам повышения устойчивости.
III. Типовые мероприятия по ПУФ в отраслях с опасными объектами (производствами)
3.1. Химически опасные объекты: - обеспечение персонала защитными сооружениями (ЗС); - обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты (СИЗ); - защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ; - создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов экономики; - обеспечение вытяжными системами и аспираторными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования; - подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации ЧС; - подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и пр.; - подготовка к санитарной обработке персонала; - накопление медицинских средств для первой помощи; - подготовка персонала к защите от АХОВ и к действиям в ЧС; - подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей; - регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах экономики; - размещение химически опасных объектов с подветренной стороны относительно населенных пунктов; - размещение складов со АХОВ с подветренной стороны основных цехов, где работает наибольшее число персонала; - создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг объекта; - ограничение объемов АХОВ, легковоспламеняющихся горючих жидкостей (ЛВГЖ), взрывчатых веществ (ВВ), хранящихся на территории объекта экономики (ОЭ); - подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; их обвалование, применение поддонов; - сооружение защитных оболочек вокруг емкостей со АХОВ; - применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях; - герметизация оборудования и трубопроводов со АХОВ, применение бесшовных труб; - регулярный контроль состояния оборудования, емкостей со АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; - своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ; - строгий учет количества, мест нахождения и перемещения АХОВ; - подготовка к дегазации территории ОЭ, оборудования, транспорта; - обеспечение сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС объектов экономики материально-техническими средствами (МТС) для локализации ЧС; - устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ; - оснащение технологических линий, трубопроводов системой экстренного опорожнения; - внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ; - внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования; - обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ; - разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и прилегающей местности; - разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ; - регулирование (контроль) импорта и экспорта АХОВ.
3.2. Взрывопожароопасные объекты: - обеспечение персонала ЗС; - обеспечение персонала СИЗ; - изоляция взрывоопасных зон прочными стенами; - размещение ОЭ и их элементов с учетом рельефа и других особенностей; - использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон; - подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации ЧС; - подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.; - накопление медицинских средств первой помощи; - подготовка персонала к действиям при угрозе взрыва и при пожаре; - размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей; - создание во взрывопожарных зонах инертной среды; - предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах; - автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентраций); - установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров); - разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ; - обеспечение грозозащитными устройствами; - установка предохранительных клапанов для сброса давления; - обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением; - использование несгораемых конструкций и материалов; - создание противопожарных разрывов и минерализованных полос; - создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации разливов ЛВГЖ; - запрещение взрывных работ вблизи ОЭ; - строгое соблюдение правил пожарной безопасности; - обеспечение ОЭ пожарной техникой, оборудованием и инструментом; - обеспечение ОЭ пожарными водоемами и средствами пожаротушения; - подготовка и поддержание в готовности проездов для пожарной техники.
3.3. Объекты, расположенные в зонах опасных природных явлений (лесные пожары, половодье, паводок, резкое понижение температуры атмосферного воздуха): - создание необходимой физической стойкости ОЭ к поражающим факторам ЧС; - создание укрытий для производственного персонала в районах расположения ОЭ; - утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей; - обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики возможной ЧС; - создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств; - размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС); - установление режима поведения персонала при получении информации о ЧС; - запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления; - размещение ОЭ и их элементов с учетом снижения эффективности воздействия ЧС; - проведение агротехнических и лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах; - применение бесшовных труб для транспорта нефтепродуктов и газа в зонах ЧС; - регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования водостока; - обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС; - создание запасов материалов для укрепления дамб при угрозе ЧС; - строительство ОЭ на возвышенностях (в зонах гидрологических ЧС); - повышение физической стойкости (демонтаж) нестойких к воздействию факторов ЧС зданий и сооружений; - защита уникального и особо ценного оборудования; - создание запасов дефицитных материалов для проведения аварийно-восстановительных работ (АВР); - берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений; - подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений; - локальная защита ОЭ и небольших участков территорий; - подготовка к проведению АВР по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов; - стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа; - подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий; - гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ; - подготовка плавсредств для эксплуатации ОЭ в зонах затопления.
3.4. Нефтяная и газовая отрасль: - перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам; - создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов на существующих и строящихся трубопроводах; - резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через крупные реки; - разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования; - размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон возможных природных ЧС; - подземная прокладка трубопроводов через авто- и железные дороги; - размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами; - создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры; - оборудование ОЭ байпасами и клапанами-отсекателями в защитных колодцах; - подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отвержденном состоянии; - регулярный контроль за герметичностью трубопроводов и технологических систем; - создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.
3.5. Транспорт
На всех видах транспорта: - подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС; - обеспечение транспортных организаций эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС; - подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации ЧС, а также для эвакомероприятий; - обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения); - разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС; - повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.
На железнодорожном транспорте: - создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения электроснабжения; - создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов; - подготовка к доставке грузов получателям в обход возможных зон ЧС; - подготовка подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения; - подготовка станций, входящих во временные перегрузочные районы (ПВР) для работы в условиях ЧС; - разработка норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений ж/д транспорта; - проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемым в условиях ЧС; - осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов ж/д транспорта.
На автомобильном транспорте: - подготовка объездов возможных зон ЧС; - подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения; - установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и ОЭ; - подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения; - рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы техобслуживания, ремонта и заправки автомобилей; - разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС; - создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания (ТО) и специальной обработки зараженной автомобильной техники; - накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента; - совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений и техногенных процессов; - строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС; - подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов; - подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС; - совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС; - разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в ЧС.
На трубопроводном транспорте: - реконструкция и новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в ЧС; - ограничение наземной прокладки трубопроводов через зоны возможных ЧС, исключение такой прокладки через автомобильные и железные дороги; - строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта; - сооружение колодцев для подключения полевых трубопроводов; - создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков; - подготовка к транспортировке нефтепродуктов в зонах возможных ЧС и обход компрессорных станций в случае нарушения их работы; - заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос головных насосных станций за пределы таких зон; - создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов; - создание и внедрение в эксплуатацию автономных передвижных перекачивающих средств; - строительство отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам; - повышение надежности электроснабжения компрессорных станций путем дублирования открытых ЛЭП и прокладки подземных кабелей.
3.6. На объектах электроэнергетики: - распределение энергетических источников по районам и потребителям; - внедрение кабельных сетей для электроснабжения особо важных ОЭ; - кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы; - организация технологического цикла тепловых электросетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы; - создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок; - внедрение эффективных устройств для прогрева или плавки гололеда на воздушных ЛЭП; - подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей; - подготовка энергосистем к работе по специальным режимам в условиях ЧС; - подготовка к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов.
3.7. Пищевая промышленность: - обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности); - создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защищенных); - автоматизация технологических процессов от подачи сырья до упаковки; - подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии; - разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей ОЭ; - дублирование основных видов продукции для обеспечения потребностей в ЧС; - организация хранения запасов с повышенной герметизацией; - защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары и увеличения выпуска продовольствия, расфасованного в защитную мелкую тару; - разработка и внедрение защитной тары и нетоксичных тароупаковочных материалов; - совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от СДЯВ и бактериальных средств; - обеспечение предприятий пищевой промышленности необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами; - обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в наиболее употребляемых растительных продуктах; - совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и ЭВМ для экстренного определения загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами, биотоксинами пищевых продуктов; - снижение взрыво- и пожароопасности мукомольных предприятий, подготовка к бестарному приему муки, исключающему загрязнение радиоактивными и химическими веществами, биотоксинами; - накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей в хлебопекарной промышленности и использование их в ЧС; - оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания сточных вод; - разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в ЧС; - создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и др.) в ЧС.
[1] Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах). [2] Свод правил утвержден приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр (ред. от 26.11.2020). Другие статьи по теме | |
Категория: Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) | Добавил: ЦИПЗО (25.04.2025) | |
Просмотров: 66 |