Содержание основных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
Главная » Статьи » Повышение устойчивости функционирования (ПУФ)

Содержание основных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2022.

Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail zdrav1@mail.ru копию документа, подтверждающего подписку.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

I. Общие положения

 

Под устойчивостью функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях (ЧС) понимается его способность выполнять свои функции в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, применения противником современных средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления обязаны содействовать устойчивому функционированию организаций в ЧС, осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС. Этим же Законом РФ федеральным органам исполнительной власти предписано разрабатывать и осуществлять организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования подведомственных отраслей в ЧС. В свою очередь, организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС, а также финансировать эти мероприятия.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" одной из основных задач гражданской обороны является разработка, и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления должны проводить мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время. В свою очередь, организации (учреждения, предприятия) в соответствии со ст. 9 закона должны проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Подготовка экономики к устойчивому функционированию в ЧС – это комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в ЧС.

Сущность понятия повышения устойчивости функционирования (ПУФ) заключается в заблаговременной разработке и осуществлении комплекса мероприятий, направленных на:

- предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

- снижение возможных потерь и разрушений от опасных факторов ЧС;

- создание условий для ликвидации ЧС, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

При разработке и проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики рекомендуется использовать ГОСТ Р 22.2.12-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 11.09.2020 N 645-ст). Стандарт опубликован в N 4/2021 нашего журнала и его можно скачать с сайта редакции https://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования осуществляют территориальные и отраслевые органы управления, КЧС и ПБ территориальных органов исполнительной власти и местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций. На них возложена ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств. В субъектах РФ, муниципальных образованиях и в крупных организациях создаются комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики в военное время и ЧС.

Основные направления ПУФ экономики муниципального образования:

- обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в ЧС;

- рациональное размещение производительных сил на территории городского округа;

- проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики муниципального образования;

- подготовка к работе в ЧС объектов различных отраслей экономики;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в ЧС;

- подготовка системы управления экономики для решения задач в ЧС.

Основные направления ПУФ предприятий, учреждений и организаций:

- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения и их жизнедеятельности в ЧС;

- рациональное размещение производительных сил на территории муниципального образования;

- подготовка объекта экономики к работе в ЧС;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению объекта в ЧС;

- подготовка системы управления объектом экономики для решения задач в ЧС.

Мероприятия по ПУФ объекта экономики разрабатываются и осуществляются в основном заблаговременно, с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например, эвакомероприятия, изменение технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по ПУФ экономики разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики, подготовки и выполнения задач РСЧС.

Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости. Первый вид – это специальные исследования, проводимые главным образом силами инженерно-технического персонала объектов и органов управления экономики.

Второй вид исследований – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), проводятся научно-исследовательскими учреждениями в общегосударственном, республиканском в составе РФ (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга, являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости.

Часть мероприятий по ПУФ экономики предусматривается в соответствующих планах ГО и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Эффективность мероприятий по подготовке экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях определяется при проведении учений и тренировок.

В целом общая схема организации работы по ПУФ экономики делится на 3 основных этапа:

- исследовательский, на котором выявляются слабые, «узкие» места в деятельности объекта экономики, вырабатываются предложения по устранению выявленных недостатков;

- этап проверки и оценки предполагаемых мероприятий на эффективность и выбора наиболее целесообразных решений для данных условий (учения и тренировки);

- этап реализации обоснованных мероприятий через установленную систему планирования и контроля.

 

II. Основные направления деятельности по повышению устойчивости функционирования экономики

 

2.1. Основные этапы выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС:

- выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), аварийно химически опасные вещества (АХОВ)[1], оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);

- анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе – источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;

- выбор основных путей предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС;

- выбор мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС.

 

2.2. Защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения

Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы его жизнеобеспечения, определены основные пути реализации этих требований:

- совершенствование основных фондов и производственных процессов;

- разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;

- эффективный контроль за состоянием основных производственных фондов (ОПФ);

- проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ;

- повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.

С этой целью необходимо:

- выявлять вероятные источники ЧС;

- прогнозировать возможные негативные последствия;

- уменьшать количество источников ЧС.

В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:

- организации своевременного оповещения персонала об угрозе ЧС;

- создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

- подготовки персонала к действиям в ЧС;

- подготовки к оказанию первой помощи;

- подготовки системы жизнеобеспечения к работе в ЧС.

 

2.3. Рациональное размещение объектов и их элементов

При создании новых, реконструкции (расширении) существующих объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, выделены наиболее общие (универсальные) типовые мероприятия, а именно:

- размещение объектов экономики и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;

- исключение (ограничение) размещения элементов объекта экономики на локально неблагоприятных участках местности;

- рассредоточение элементов крупных объектов экономики, ограничение расширения крупных производств;

- ограничение размещения опасных объектов экономики на территориях, подверженных риску опасных природных явлений и техногенных процессов, и размещение их на безопасном удалении от других объектов;

- строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территорий объекта экономики в безопасных районах.

Более подробно вопросы размещения объектов изложены в «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90»[2].

 

2.4. Проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ

Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигаются проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ.

Эти цели должны достигаться путем:

- защиты ОПФ от поражающих факторов ЧС;

- проведения специальных природоохранных мероприятий.

Защита ОПФ:

- повышение физической стойкости ОПФ;

- установка пожарной сигнализации, систем (в т.ч. автоматических) пожаротушения;

- внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС;

- защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.

Природоохранные мероприятия:

- очистка стоков;

- герметизация оборудования, трубопроводов;

- снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

 

2.5. Подготовка к работе в условиях ЧС

Подготовка объектов экономики к работе в ЧС должна осуществляться с целью:

- обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в ЧС;

- устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;

- обеспечения безопасности работающей смены.

С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:

- оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;

- совершенствование производственных связей с поставщиками;

- подготовка к независимому функционированию отдельных производств;

- подготовка к работе по упрощенной технологии;

- минимально необходимые запасы материально-технических ресурсов;

- подготовка к использованию местных ресурсов;

- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;

- использование кабельных линий электропередач (ЛЭП);

- электроснабжение объекта экономики от двух и более источников;

- подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;

- обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;

- обеспечение объектов экономики системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;

- своевременное оповещение персонала о ЧС (угрозе возникновения ЧС);

- создание и подготовка сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций для защиты персонала в ЧС;

- подготовка персонала к действиям в ЧС;

- подготовка к оказанию первой помощи;

- подготовка системы жизнеобеспечения к работе в ЧС.

 

2.6. Подготовка системы управления, сил и средств муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций

Подготовка системы управления, сил и средств муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций должна быть направлена на:

- создание условий для своевременного оповещения персонала и населения о ЧС (угрозе возникновения ЧС);

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Эти цели достигаются путем:

- заблаговременной подготовки сил и средств муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций;

- подготовки системы управления муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций.

 

2.7. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств:

- создание и подготовка муниципального звена РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций, материально-техническое обеспечение;

- создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов;

- подготовка к развертыванию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);

- подготовка к использованию местных ресурсов;

- обеспечение автономными энерго-, водоисточниками;

- создание и обеспечение сохранности страхового фонда документации.

 

2.8. Типовые мероприятия по подготовке управления муниципального звена РСЧС:

- разработка и постановка задач формированиям на ликвидацию ЧС;

- обеспечение отраслевых органов управления нормативно-технической документацией;

- создание СНЛК на территории города;

- создание и поддержание в готовности систем оповещения населения о ЧС;

- создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;

- создание системы пунктов управления;

- развитие системы связи;

- уточнение прогноза возможных ЧС и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС муниципального образования;

- организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления;

- подготовка к обмену информацией в ЧС;

- подготовка персонала органов управления муниципального образования и объектов экономики;

- обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов экономики и их готовностью к работе в ЧС;

- обеспечение НИОКР по проблемам повышения устойчивости.

 

III. Типовые мероприятия по ПУФ в отраслях с опасными объектами (производствами)

 

3.1. Химически опасные объекты:

- обеспечение персонала защитными сооружениями (ЗС);

- обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

- защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ;

- создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов экономики;

- обеспечение вытяжными системами и аспираторными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;

- подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации ЧС;

- подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и пр.;

- подготовка к санитарной обработке персонала;

- накопление медицинских средств для первой помощи;

- подготовка персонала к защите от АХОВ и к действиям в ЧС;

- подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;

- регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах экономики;

- размещение химически опасных объектов с подветренной стороны относительно населенных пунктов;

- размещение складов со АХОВ с подветренной стороны основных цехов, где работает наибольшее число персонала;

- создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг объекта;

- ограничение объемов АХОВ, легковоспламеняющихся горючих жидкостей (ЛВГЖ), взрывчатых веществ (ВВ), хранящихся на территории объекта экономики (ОЭ);

- подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; их обвалование, применение поддонов;

- сооружение защитных оболочек вокруг емкостей со АХОВ;

- применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;

- герметизация оборудования и трубопроводов со АХОВ, применение бесшовных труб;

- регулярный контроль состояния оборудования, емкостей со АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;

- своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ;

- строгий учет количества, мест нахождения и перемещения АХОВ;

- подготовка к дегазации территории ОЭ, оборудования, транспорта;

- обеспечение сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС объектов экономики материально-техническими средствами (МТС) для локализации ЧС;

- устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ;

- оснащение технологических линий, трубопроводов системой экстренного опорожнения;

- внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ;

- внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;

- обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ;

- разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и прилегающей местности;

- разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ;

- регулирование (контроль) импорта и экспорта АХОВ.

 

3.2. Взрывопожароопасные объекты:

- обеспечение персонала ЗС;

- обеспечение персонала СИЗ;

- изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;

- размещение ОЭ и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;

- использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;

- подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации ЧС;

- подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.;

- накопление медицинских средств первой помощи;

- подготовка персонала к действиям при угрозе взрыва и при пожаре;

- размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;

- создание во взрывопожарных зонах инертной среды;

- предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;

- автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентраций);

- установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров);

- разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;

- обеспечение грозозащитными устройствами;

- установка предохранительных клапанов для сброса давления;

- обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением;

- использование несгораемых конструкций и материалов;

- создание противопожарных разрывов и минерализованных полос;

- создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации разливов ЛВГЖ;

- запрещение взрывных работ вблизи ОЭ;

- строгое соблюдение правил пожарной безопасности;

- обеспечение ОЭ пожарной техникой, оборудованием и инструментом;

- обеспечение ОЭ пожарными водоемами и средствами пожаротушения;

- подготовка и поддержание в готовности проездов для пожарной техники.

 

3.3. Объекты, расположенные в зонах опасных природных явлений (лесные пожары, половодье, паводок, резкое понижение температуры атмосферного воздуха):

- создание необходимой физической стойкости ОЭ к поражающим факторам ЧС;

- создание укрытий для производственного персонала в районах расположения ОЭ;

- утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;

- обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики возможной ЧС;

- создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств;

- размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС);

- установление режима поведения персонала при получении информации о ЧС;

- запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления;

- размещение ОЭ и их элементов с учетом снижения эффективности воздействия ЧС;

- проведение агротехнических и лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;

- применение бесшовных труб для транспорта нефтепродуктов и газа в зонах ЧС;

- регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования водостока;

- обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;

- создание запасов материалов для укрепления дамб при угрозе ЧС;

- строительство ОЭ на возвышенностях (в зонах гидрологических ЧС);

- повышение физической стойкости (демонтаж) нестойких к воздействию факторов ЧС зданий и сооружений;

- защита уникального и особо ценного оборудования;

- создание запасов дефицитных материалов для проведения аварийно-восстановительных работ (АВР);

- берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;

- подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;

- локальная защита ОЭ и небольших участков территорий;

- подготовка к проведению АВР по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;

- стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;

- подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;

- гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ;

- подготовка плавсредств для эксплуатации ОЭ в зонах затопления.

 

3.4. Нефтяная и газовая отрасль:

- перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;

- создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов на существующих и строящихся трубопроводах;

- резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через крупные реки;

- разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования;

- размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон возможных природных ЧС;

- подземная прокладка трубопроводов через авто- и железные дороги;

- размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами;

- создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры;

- оборудование ОЭ байпасами и клапанами-отсекателями в защитных колодцах;

- подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отвержденном состоянии;

- регулярный контроль за герметичностью трубопроводов и технологических систем;

- создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.

 

3.5. Транспорт

 

На всех видах транспорта:

- подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС;

- обеспечение транспортных организаций эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;

- подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации ЧС, а также для эвакомероприятий;

- обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);

- разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС;

- повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

 

На железнодорожном транспорте:

- создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения электроснабжения;

- создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов;

- подготовка к доставке грузов получателям в обход возможных зон ЧС;

- подготовка подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;

- подготовка станций, входящих во временные перегрузочные районы (ПВР) для работы в условиях ЧС;

- разработка норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений ж/д транспорта;

- проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемым в условиях ЧС;

- осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов ж/д транспорта.

 

На автомобильном транспорте:

- подготовка объездов возможных зон ЧС;

- подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;

- установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и ОЭ;

- подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;

- рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы техобслуживания, ремонта и заправки автомобилей;

- разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;

- создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания (ТО) и специальной обработки зараженной автомобильной техники;

- накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента;

- совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений и техногенных процессов;

- строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС;

- подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов;

- подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;

- совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;

- разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в ЧС.

 

На трубопроводном транспорте:

- реконструкция и новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в ЧС;

- ограничение наземной прокладки трубопроводов через зоны возможных ЧС, исключение такой прокладки через автомобильные и железные дороги;

- строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта;

- сооружение колодцев для подключения полевых трубопроводов;

- создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;

- подготовка к транспортировке нефтепродуктов в зонах возможных ЧС и обход компрессорных станций в случае нарушения их работы;

- заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос головных насосных станций за пределы таких зон;

- создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов;

- создание и внедрение в эксплуатацию автономных передвижных перекачивающих средств;

- строительство отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам;

- повышение надежности электроснабжения компрессорных станций путем дублирования открытых ЛЭП и прокладки подземных кабелей.

 

3.6. На объектах электроэнергетики:

- распределение энергетических источников по районам и потребителям;

- внедрение кабельных сетей для электроснабжения особо важных ОЭ;

- кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;

- организация технологического цикла тепловых электросетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;

- создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок;

- внедрение эффективных устройств для прогрева или плавки гололеда на воздушных ЛЭП;

- подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;

- подготовка энергосистем к работе по специальным режимам в условиях ЧС;

- подготовка к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов.

 

3.7. Пищевая промышленность:

- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);

- создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защищенных);

- автоматизация технологических процессов от подачи сырья до упаковки;

- подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии;

- разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей ОЭ;

- дублирование основных видов продукции для обеспечения потребностей в ЧС;

- организация хранения запасов с повышенной герметизацией;

- защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары и увеличения выпуска продовольствия, расфасованного в защитную мелкую тару;

- разработка и внедрение защитной тары и нетоксичных тароупаковочных материалов;

- совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от СДЯВ и бактериальных средств;

- обеспечение предприятий пищевой промышленности необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;

- обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в наиболее употребляемых растительных продуктах;

- совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и ЭВМ для экстренного определения загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами, биотоксинами пищевых продуктов;

- снижение взрыво- и пожароопасности мукомольных предприятий, подготовка к бестарному приему муки, исключающему загрязнение радиоактивными и химическими веществами, биотоксинами;

- накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей в хлебопекарной промышленности и использование их в ЧС;

- оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания сточных вод;

- разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в ЧС;

- создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и др.) в ЧС.

 

 

[1] Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах).

[2] Свод правил утвержден приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр (ред. от 26.11.2020).

 

Другие статьи по теме
Категория: Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) | Добавил: ЦИПЗО (25.04.2025)
Просмотров: 66