Повышение устойчивости функционирования экономики в ЧС на региональном уровне: основные направления работы и перечни необходимых мероприятий
Главная » Статьи » Повышение устойчивости функционирования (ПУФ)

Повышение устойчивости функционирования экономики в ЧС на региональном уровне: основные направления работы и перечни необходимых мероприятий

Под подготовкой экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (ЧС) понимается комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в ЧС. Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ экономики осуществляют региональная комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики субъекта РФ, руководители исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, главы администраций муниципальных образований субъекта РФ, руководители организаций (учреждений, предприятий). На них возложена ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств и организацию проведения соответствующих мероприятий.

Основными направлениями ПУФ экономики субъекта РФ (региональный уровень) являются:

- обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в ЧС;

- рациональное размещение производительных сил на территории субъекта РФ и муниципальных образований;

- проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики;

- подготовка к работе в ЧС отраслей экономики;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в ЧС;

- подготовка системы управления экономики для решения задач в ЧС.

Основными направлениями ПУФ объекта экономики (объектовый уровень) являются:

- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в ЧС;

- рациональное размещение производительных сил отрасли, производственных фондов на соответствующей территории;

- подготовка отрасли, объекта к работе в ЧС;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли (объекта) в ЧС;

- подготовка системы управления отраслью, объединением (объектом) для решения задач в ЧС.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:

- в территориальных звеньях региональной подсистемы РСЧС с учетом природных, экономических и других особенностей этих звеньев;

- в функциональных звеньях региональной подсистемы РСЧС – по отраслям в целом, по их подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Мероприятия по ПУФ экономики разрабатываются и осуществляются заблаговременно, с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время. Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по ПУФ экономики разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики, подготовки и выполнения задач РСЧС.

Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости. Первый вид – специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и органов управления экономики.

Второй вид исследований – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), проводимые научно-исследовательскими учреждениями в общегосударственном, республиканском в составе РФ (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга, являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости.

Мероприятия по ПУФ экономики, включенные в план социально-экономического развития и в мобилизационный план, рекомендуется выделять в отдельное приложение, которое может называться планом по ПУФ экономики территориальных и функциональных звеньев региональной подсистемы РСЧС.

Часть мероприятий по ПУФ экономики предусматривается в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Контроль за выполнением мероприятий и заданий по ПУФ экономики, предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ в установленном порядке.

Эффективность мероприятий по подготовке экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях определяется при проведении специальных учений.

В целом общая схема организации работы по ПУФ экономики делится на 3 основных этапа:

1) исследовательский этап, на котором выявляются слабые «узкие» места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих мест;

2) этап проверки и оценки предполагаемых мероприятий на эффективность, и выбора наиболее целесообразных решений для данных условий;

3) этап реализации научно обоснованных мероприятий через установленную систему планирования и контроля.

При построении алгоритма действий по выработке плана основных мероприятий необходимо исходить из требований базовых нормативных и методических документов по повышению устойчивости функционирования отраслей и отдельных объектов промышленности, транспорта, энергетики, сельскохозяйственного производства и т.д. в чрезвычайных ситуациях.

Основные этапы выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновений аварий и катастроф:

- выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с аварийно химически опасными веществами (АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);

- анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе – источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;

- выбор основных путей предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС;

- выбор мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС.

 

Типовой перечень мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики

 

Защита персонала и подготовка системы его жизнеобеспечения

Основными путями реализации требований по защите персонала и подготовке системы его жизнеобеспечения являются:

- совершенствование основных фондов и производственных процессов;

- разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;

- эффективный контроль за состоянием основных производственных фондов (ОПФ);

- проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ;

- повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.

Необходимо систематически выявлять источники ЧС, прогнозировать последствия их последствия, уменьшать количество потенциальных источников ЧС и расчетную величину их последствий (расчет риска по утвержденным методткам).

В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:

- своевременного оповещения персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе);

- создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

- обучения персонала способам защиты в условиях ЧС;

- подготовки к оказанию первой медицинской помощи;

- подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

 

Рациональное размещение объектов и их элементов

При создании новых, реконструкции (расширении существующих) объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, выделены наиболее общие (универсальные) типовые мероприятия, а именно:

- размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности.

- исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности.

- рассредоточение элементов крупных объектов и их разукрупненное ограничение расширения крупных производств.

- ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов.

- строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территорий объекта в загородной зоне.

Более подробно вопросы размещения объектов изложены в СП 165.1325800.2014 «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90»[1].

Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ.

 

Подготовка к работе в условиях ЧС

Подготовка объектов экономики к работе в условиях ЧС должна осуществляться с целью:

- обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в условиях ЧС;

- устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;

- обеспечения безопасности работающей смены;

- создание страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения.

С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:

- оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;

- совершенствование производственных связей с поставщиками;

- подготовка к независимому функционированию отдельных производств;

- подготовка к работе по упрощенной технологии;

- создание минимально необходимых запасов материально-технических ресурсов;

- подготовка к использованию местных ресурсов;

- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;

- использование кабельных ЛЭП;

- электроснабжение объекта от двух и более источников;

- подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;

- обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;

- обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;

- своевременное оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе их возникновения);

- создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

- обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;

- подготовка к оказанию первой медицинской помощи;

- подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

 

Подготовка системы управления, сил и средств функциональных звеньев региональной подсистемы РСЧС к ликвидации последствий ЧС

Подготовка системы управления, сил и средств функциональных звеньев региональной подсистемы РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий должна быть направлена на:

- создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Эти цели достигаются путем:

- заблаговременной подготовки сил и средств РСЧС;

- подготовки системы управления функциональных звеньев региональной подсистемы РСЧС.

 

Типовые мероприятия по подготовке сил и средств:

- создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение;

- создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов;

- подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;

- подготовка к использованию местных ресурсов;

- обеспечение автономными энерго-, водоисточниками;

- создание и сохранность страхового фонда документации.

 

Типовые мероприятия по подготовке управления функциональными звеньями региональной подсистемы РСЧС:

- разработка и постановка задач отраслевым звеньям на ликвидацию последствий аварии (ЛПА), ЧС;

- обеспечение отраслевых органов управления нормативно-технической документацией;

- создание сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) на территории объектов отрасли и прилегающей местности;

- создание и поддержание в готовности систем оповещения;

- создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;

- создание системы пунктов управления;

- развитие системы связи в отрасли;

- уточнение прогноза возможных ЧС и планов действий;

- организация взаимодействия территориальных, функциональных и объектовых органов управления РСЧС.

 

Типовые мероприятия по ПУФ в отраслях с опасными объектами (производствами)

 

На химически опасных объектах:

- обеспечение персонала защитными сооружениями (ЗС);

- обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

- защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от аварийно химических опасных веществ.

- создание системы оповещения персонала и населения вблизи объекта;

- обеспечение вытяжными системами и аспираторными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;

- подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ЛПА;

- подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и пр.;

- подготовка к санитарной обработке персонала;

- накопление медицинских средств для первой медицинской помощи;

- обучение персонала способам защиты от аварийно химических опасных веществ и действиям в ЧС;

- подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;

- регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на ОНХ;

- размещение объектов с подветренной стороны относительно городов и населенных пунктов;

- размещение складов с аварийно химическими опасными веществами с подветренной стороны основных цехов объекта экономики (ОЭ), где работает наибольшее число персонала;

- создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг ОЭ;

- ограничение объемов аварийно химических опасных веществ, легковоспламеняющихся горючих жидкостей (ЛВГЖ), взрывчатых веществ (ВВ), хранящихся на территории ОЭ;

- подземное хранение аварийно химических опасных веществ, ЛВГЖ, ВВ; обвалование, поддоны;

- сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с аварийно химическими опасными веществами;

- применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;

- герметизация оборудования и трубопроводов с аварийно химическими опасными веществами, бесшовные трубы;

- регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с аварийно химическими опасными веществами, ЛВГЖ, ВВ;

- своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОНХ;

- строгий учет количества, мест нахождения и перемещения аварийно химических опасных веществ;

- подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта;

- обеспечение объектов формирований материально-техническими средствами (МТС) для локализации ЧС;

- устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся аварийно химических опасных веществ;

- оснащение технологических линий, трубопроводов системой экстренного опорожнения;

- внедрение систем автоматической нейтрализации аварийно химических опасных веществ;

- внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;

- обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом аварийно химических опасных веществ;

- разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности;

- разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ;

- регулирование (контроль) импорта и экспорта аварийно химических опасных веществ.

 

На взрывопожароопасных объектах:

- обеспечение персонала ЗС;

- обеспечение персонала СИЗ;

- изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;

- использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;

- подготовка к эвакуации персонала не занятого ЛПА, ЧС;

- подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.;

- накопление медицинских средств первой медицинской помощи;

- обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;

- размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;

- создание во взрыво-, пожарных зонах инертной среды;

- предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;

- автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентраций);

- установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров);

- разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;

- обеспечение грозозащитными устройствами;

- установка предохранительных клапанов для сброса давления;

- обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением.

- использование несгораемых конструкций и материалов;

- создание противопожарных разрывов и минерализованных полос;

- создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ;

- запрещение взрывных работ вблизи объектов;

- строгое соблюдение правил пожарной безопасности (ППБ);

- обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом;

- обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;

- подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

 

На объектах, расположенных в зонах опасных природных явлений (лесные пожары, половодье, паводок, резкое понижение температуры атмосферного воздуха):

- создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС;

- создание укрытий для производственного персонала в районах расположения;

- утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;

- обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС;

- создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств;

- размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС);

- установление режима поведения персонала при получении информации о ЧС;

- запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления;

- размещение ОЭ и их элементов с учетом снижения эффективности воздействия ЧС;

- проведение агротехнических и лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;

- применение бесшовных труб для транспорта нефтепродуктов и газа в зонах ЧС;

- регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования водостока;

- обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;

- создание запасов материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС);

- строительство на возвышенностях объектов (в зонах гидрологических ЧС);

- повышение физической стойкости (демонтаж) на стойких к воздействию факторов ЧС зданий и сооружений;

- защита уникального и особо ценного оборудования;

- создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ (АВР);

- берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;

- подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;

- локальная защита объектов и небольших участков территорий;

- подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;

- стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;

- подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;

- гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ;

- подготовка плавсредств для эксплуатации ОЭ в зонах затопления.

 

В нефтяной и газовой отрасли:

- перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;

- создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов с существующими и строящимися;

- резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через крупные реки;

- разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования;

- размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон природных ЧС;

- подземная прокладка трубопроводов через авто- и железные дороги;

- размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами;

- создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры;

- оборудование ОЭ байпасами и клапанами – отсекателями в защитных колодцах;

- подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отвержденном состоянии;

- регулярный контроль за герметичностью трубопроводов и технологических систем;

- создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.

 

На всех видах транспорта:

- подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС;

- обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;

- подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для эвакомероприятий;

- обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);

- разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС;

- повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

 

На железнодорожном транспорте:

- создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения электроснабжения;

- создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов.

- подготовка к доставке грузов получателям в обход возможных зон ЧС;

- подготовка подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;

- подготовка станций, входящих во временные перегрузочные районы (ВПР), а также погрузочно-выгрузочных (ПВР) для работы в условиях ЧС;

- разработка норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений ж/д транспорта;

- проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемым в условиях ЧС;

- осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов ж/д транспорта.

 

На автомобильном транспорте:

- подготовка объездов возможных зон ЧС;

- подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;

- установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и народного хозяйства;

- подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;

- рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы техобслуживания, ремонта и заправки автомобилей;

- разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;

- создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания (ТО) и спецобработки зараженной автотехники;

- накопление и хранение неприкосновенного запаса (НЗ) запасных частей, оборудования, инструмента;

- совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений;

- строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС; подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов;

- подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;

- совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;

- разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.

 

На воздушном транспорте:

- подготовка аэропортов к перераспределению пассажиро- и грузопотоков при возникновении ЧС;

- подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения АСДНР в ЧС;

- подготовка к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения самолетного парка в ЧС;

- создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;

- подготовка экипажей и воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных, эвакуации населения из опасных зон;

- совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.

 

На речном транспорте:

- подготовка запасных перегрузочных пунктов, причалов, судоремонтных баз и стоянок для плавучих доков к работе в условиях ЧС;

- подготовка к использованию в условиях ЧС судов, которые могут работать на малых глубинах и необорудованном побережье;

- дооборудование контейнеров для использования вертолетов при выполнении ПВР на рейдах в условиях ЧС;

- подготовка портов и судов к перевозкам эвакуируемого населения, раненых, больных из зон ЧС.

- совершенствование системы технического прикрытия объектов речного транспорта;

- подготовка судов для хранения продуктов питания и использования их в качестве источников электро- и теплоснабжения прибрежных населенных пунктов и важнейших предприятий;

- подготовка речного флота к работе в условиях разрушения крупных гидроузлов, а также к организации переправ для обеспечения непрерывных перевозок на ж/д и автомобильном транспорте.

 

На трубопроводном транспорте:

- реконструкция и новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС; ограничение наземной прокладки трубопроводов через зоны возможных ЧС, исключение такой прокладки через автомобильные и железные дороги;

- строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта; сооружение колодцев для подключения полевых трубопроводов;

- создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;

- подготовка к транспортировке нефтепродуктов в зонах возможных ЧС и обход компрессорных станций в случае нарушения их работы;

- заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос головных насосных станций за пределы таких зон;

- создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов;

- создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств (автономных);

- строительство отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам;

- повышение надежности электроснабжения компрессорных станций путем дублирования открытых ЛЭП и прокладки подземных кабелей.

 

На объектах электроэнергетики:

- распределение энергоисточников по районам и потребителям;

- внедрение кабельных сетей для электроснабжения особо важных объектов;

- кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;

- организация технологического цикла тепловых электросетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;

- создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок.

- внедрение эффективных устройств для прогрева или плавки гололеда на воздушных ЛЭП;

- подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;

- подготовка энергосистем к работе по специальным режимам в условиях ЧС;

- подготовка к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов.

 

В пищевой промышленности:

- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);

- создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защищенных);

- автоматизация технологических процессов от подачи сырья до упаковки;

- подготовка предприятий пищепрома к временному переходу на упрощенные технологии;

- разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей ОЭ;

- дублирование основных видов продукции для обеспечения потребностей в ЧС;

- организация хранения запасов с повышенной герметизацией;

- защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары и увеличения выпуска продовольствия, расфасованного в защитную мелкую тару;

- разработка и внедрение защитной тары и нетоксичных тароупаковочных материалов;

- совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от аварийно химических опасных веществ и бактериальных средств (БС);

- обеспечение предприятий пищевой промышленности необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;

- обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в наиболее употребляемых растительных продуктах;

- совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и ЭВМ для экстренного определения загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами, биотоксинами пищевых продуктов;

- снижение взрыво- и пожароопасности мукомольных предприятий, подготовка к бестарному приему муки, исключающему загрязнение радиоактивными и химическими веществами, биотоксинами;

- накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей в хлебопекарной промышленности и использование их в условиях ЧС;

- оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания сточных вод;

- разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;

- создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и др.) в условиях ЧС.

 

Заключение

Общие требования к отраслям экономики и отдельным ОЭ являются основой для разработки и реализации комплекса заблаговременно проводимых мероприятий практически на всех объектах экономики.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2021.

 

 

[1] Утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр (ред. от 24.10.2017).

Другие статьи по теме
Категория: Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 874