Силы гражданской обороны субъекта Российской Федерации: структура, организация, финансирование
Главная » Статьи » Организация ГО

Силы гражданской обороны субъекта Российской Федерации: структура, организация, финансирование

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2022.

Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.

 

 

СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

Кудряшов А.И.

Ведущий специалист отдела ГО и ЧС ЦИПЗО

 

В статье рассмотрен порядок создания, поддержания в готовности и применения сил гражданской обороны субъекта Российской Федерации.

 

К силам гражданской обороны субъекта Российской Федерации (РФ) относятся:

- подразделения Противопожарной службы субъекта РФ;

- спасательные службы обеспечения мероприятий гражданской обороны субъекта РФ (далее – спасательные службы);

- аварийно-спасательные формирования субъекта РФ (далее – аварийно-спасательные формирования);

- нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны.

Подразделения Противопожарной службы субъекта РФ включают постоянно действующие структурные подразделения Противопожарной службы субъекта РФ, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в соответствующих муниципальных образованиях (территориальные подразделения Противопожарной службы субъекта РФ), и подразделения Противопожарной службы субъекта РФ, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях и содержащиеся за счет средств бюджета субъекта РФ (объектовые подразделения Противопожарной службы субъекта РФ).

Спасательные службы создаются по решению Правительства субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ (далее – органы местного самоуправления) и организаций, осуществляющих деятельность в субъекте РФ (далее – организации), на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.

Аварийно-спасательные формирования создаются:

- на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные формирования;

- на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;

- на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные формирования субъекта РФ создаются органами исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональные аварийно-спасательные формирования муниципальных образований субъекта РФ создаются по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Профессиональные аварийно-спасательные формирования организаций создаются руководителями организаций, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных формирований по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне.

Организации создают нештатные аварийно-спасательные формирования из числа своих работников, поддерживают их в состоянии готовности в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999.

Центральные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, государственные органы субъекта РФ (далее – органы государственной власти субъекта РФ) и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях вправе:

- определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

- организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

- вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществлять их учет;

- организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Общественные аварийно-спасательные формирования субъекта РФ создаются общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне представляют собой формирования, создаваемые организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организации создают нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении:

- определяют организации, создающие нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- организуют поддержание в состоянии готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- организуют подготовку и обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации:

- создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- осуществляют обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Поддержание в постоянной готовности сил гражданской обороны обеспечивается:

- созданием и оснащением современными техническими средствами сил гражданской обороны;

- подготовкой сил гражданской обороны, проведением учений и тренировок по гражданской обороне;

- планированием действий сил гражданской обороны;

- разработкой высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- определением порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

Привлечение подразделений Противопожарной службы субъекта РФ осуществляется органом управления подразделениями Противопожарной службы субъекта РФ – государственным казенным учреждением субъекта РФ, созданным в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок деятельности спасательных служб, созданных по решению Правительства субъекта РФ, определяется руководителями указанных спасательных служб, определенными Правительством субъекта РФ, в положениях о соответствующих спасательных службах, разработанных по согласованию с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ.

Привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными формированиями.

Привлечение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления и организациями, создающими нештатные аварийно-спасательные формирования исходя из задач гражданской обороны и защиты населения.

Привлечение нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне по выполнению мероприятий гражданской обороны осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год и плановый период на обеспечение деятельности соответствующих органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ, за счет средств местных бюджетов и за счет финансовых средств организаций, создающих аварийно-спасательные формирования, спасательные службы и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (25.04.2025)
Просмотров: 16