Главная » Статьи » Организация ГО |
Целями наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций являются: - своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время; - на основе результатов лабораторного контроля принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств – возбудителей инфекционных заболеваний.
Функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС Структура и организация деятельности функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – функциональная подсистема СМП ЧС) определены приказом МЧС РФ от 04.03.2011 N 94[1]. Документ определяет основные задачи, функции, организацию управления, состав сил и средств, а также деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС. Основными ее задачами являются: - организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения; - определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития; - выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.
Функции функциональной подсистемы СМП ЧС Основными функциями функциональной подсистемы СМП ЧС являются: - организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций; - сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций; - осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций; - проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья; - координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля; - выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении; - разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения; - информационное обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций; - обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.
Организация управления, силы и средства функциональной подсистемы СМП ЧС Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального и регионального уровней МЧС России. На каждом уровне функциональной подсистемы СМП ЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами функциональной подсистемы СМП ЧС являются: - на федеральном и межрегиональном уровнях – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; - на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ. Постоянно действующими органами управления функциональной под системы СМП ЧС являются: - на федеральном уровне – МЧС России; - на межрегиональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ, дислоцированные в субъектах РФ, в которых расположен центр соответствующего федерального округа; - на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ. Органами повседневного управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются: - на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях; - на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, дислоцированных в субъектах РФ, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов; - на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Силами и средствами функциональной подсистемы СМП ЧС являются: - на федеральном уровне – осуществляющие методическое сопровождение в части, касающейся управления рисками чрезвычайных ситуаций, федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий), учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; - на региональном уровне – подразделения главных управлений МЧС России по субъектам РФ.
Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС Функциональная подсистема СМП ЧС осуществляет деятельность в следующих режимах: - режим повседневной деятельности; - режим повышенной готовности; - режим чрезвычайной ситуации. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РФ функциональная подсистема СМП ЧС на всех уровнях осуществляет деятельность в режиме повседневной деятельности. Перевод функциональной подсистемы СМП ЧС в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794.
Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС в различных режимах функционирования Функционирование в РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ включает: - нормативное и методическое обеспечение деятельности функциональной подсистемы СМП ЧС; - сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области мониторинга; - прогноз, предупреждение, предотвращение и управление рисками чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений; - защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности; - подготовку и доведение прогнозной информации (оперативного, ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствий с учетом риска их возникновения и соответствующих рекомендаций до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций; - осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций; - сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, формирование банков данных; - разработку типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения; - выработку рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении; - обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; - организацию работы по повышению квалификации сотрудников, задействованных в функциональной подсистеме СМП ЧС; - участие в выполнении целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; - осуществление лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории РФ в местах, где прогнозируется возникновение или возникла чрезвычайная ситуация; - проведение оперативных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических, токсикологических и других анализов объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья; - участие в проведении научно-технических экспертиз методов и средств проведения лабораторных исследований по определению загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья; - ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях. Функционирование в РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ включает: усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками чрезвычайных ситуаций в зоне, где прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций; установление соответствующего режима сбора и обмена информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг источников и прогноз чрезвычайной ситуации в предполагаемой зоне возникновения чрезвычайной ситуации; разработку вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайной ситуации; проведение уточняющих расчетов параметров прогноза, возникших и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций; разработку оперативных ежедневных и экстренных предупреждений о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамику их развития; осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории РФ в местах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций; разработку предложений по принятию оперативных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению размера ущерба в случае угрозы его возникновения; организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с оперативными группами в зоне угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него. Функционирование в РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ включает: - постоянный мониторинг состояния окружающей среды и источников чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации; - оперативный сбор и обмен информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг, контроль и прогноз развития чрезвычайной ситуации, и с экспертными группами; - уточнение или корректировку вероятных сценариев развития чрезвычайной ситуации; - прогнозирование параметров вероятных негативных последствий чрезвычайной ситуации; - осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой в местах возникновения чрезвычайных ситуаций; - выработку предложений по принятию оперативных мер, направленных на смягчение последствий чрезвычайной ситуации; - обеспечение устойчивого взаимодействия с оперативными группами в зоне чрезвычайной ситуации; - оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.
Система информационного обеспечения функциональной подсистемы СМП ЧС Информационное обеспечение функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется путем информационного обмена с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС сведениями о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведениями о деятельности организаций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления, государственных органов исполнительной власти. В целях оперативного реагирования на информацию о возникновении, развитии и параметрах чрезвычайных ситуаций, размещаемую в средствах массовой информации, осуществляется непрерывный мониторинг средств массовой информации.
Правила функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения[2] 1. Настоящие Правила определяют порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее – сеть наблюдения и лабораторного контроля) в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. 2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля представляет собой совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций (далее – учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля), осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории РФ. 3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами государственной власти субъектов РФ через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, организует взаимодействие и координирует деятельность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля. 4. Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля на территории РФ начинается с введением в действие Президентом РФ Плана гражданской обороны и защиты населения РФ. 5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля состоит из федеральных и территориальных подсетей. 6. Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей. Функции федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля предусмотрены приложением к настоящим Правилам. Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы обеспечивают функционирование своих функциональных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. 7. Органы государственной власти субъектов РФ, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля территориальных подсетей и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей. Органы государственной власти субъектов РФ предусматривают финансовое обеспечение расходов, связанных с функционированием своей территориальной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля, при формировании проектов бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период. 8. Координация деятельности и методическое руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля осуществляется: а) на федеральном уровне – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны; б) на региональном уровне – органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ. 9. Основными задачами сети наблюдения и лабораторного контроля являются: а) наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее – окружающая среда), продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей; б) организация и проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению. 10. Основными функциями сети наблюдения и лабораторного контроля являются: а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановкой на территории РФ; б) установление наличия в окружающей среде и вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий; в) отбор и доставка проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами; г) выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в условиях опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. 11. Информация о возможных опасностях радиационного, химического и биологического характера, а также о принимаемых мерах по их локализации представляется не позднее одного часа после обнаружения опасности: а) учреждениями федеральной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля – в федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, и органы государственной власти субъекта РФ; б) федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, органами государственной власти субъектов РФ – в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; в) учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсети – в органы государственной власти субъектов РФ и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ; г) органами государственной власти субъекта РФ – в органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ. 12. Взаимодействие и координация деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется с использованием технических средств органов, осуществляющих управление гражданской обороной. 13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, при координации деятельности и методическом руководстве сетью наблюдения и лабораторного контроля обеспечивает: а) разработку и утверждение организационно-методических рекомендаций по организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля; б) внедрение единых стандартов обмена информацией; в) сбор и обработку информации о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей радиационного, химического и биологического характера, а также обмен такой информацией между органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, и учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля; г) информирование населения об угрозах радиационного, химического и биологического характера; д) контроль за участием учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля в учениях и тренировках, проводимых органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ. 14. Материально-техническое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, а также за счет средств организаций. 15. Организация обучения руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля проводится в образовательных учреждениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ. Организация обучения специалистов учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ и организациях в соответствии с законодательством РФ. 16. Отчеты о работе и состоянии федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля представляются иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны. Отчеты о работе и состоянии территориальных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля представляются органами государственной власти субъектов РФ в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий субъекта РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны. 17. Приведение в готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется по соответствующим планам. 18. Готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к выполнению возложенных на них задач обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами государственной власти субъектов РФ и проверяется в ходе учений (тренировок), проверок по гражданской обороне.
ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПОДСЕТЕЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ[3]
Подсеть МЧС России 1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) осуществляет: - разработку предложений по вопросам наблюдения и лабораторного контроля за загрязненностью (зараженностью) продуктов питания, сырья животного и растительного происхождения, природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее – окружающая среда) потенциально опасными в радиационном, химическом и биологическом отношении продуктами и веществами; - организацию и проведение лабораторных исследований и анализов окружающей среды; - разработку предложений по повышению эффективности функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее – сеть наблюдения и лабораторного контроля); - разработку предложений по развитию и совершенствованию технологий прогнозирования радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения и выработку предложений по ее нормализации; - разработку и внедрение методов по сбору, обобщению и анализу информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении окружающей среды; - разработку предложений по совершенствованию методов обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению; - участие в проведении контрольных радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, биологических и токсикологических анализов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения; - организацию обучения руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля. 2. Химико-радиометрические лаборатории МЧС России осуществляют проведение радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических и токсикологических анализов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения.
Подсеть Минздрава России 1. Национальный центр мониторинга биологических рисков, функционирующий на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Минздрава России, осуществляет сбор и обработку информации о результатах лабораторной диагностики инфекционных заболеваний и микробиологических исследований, о выявленных биологических угрозах с целью анализа связанных с ними биологических рисков, принятии мер оперативного реагирования и осуществления мероприятий по их нейтрализации. 2. Организации, находящиеся в ведении Минздрава России, осуществляют лабораторную диагностику инфекционных заболеваний человека, микробиологические (в том числе бактериологические, вирусологические и паразитарные) исследования. 3. Организации, находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства, и силы, создаваемые на их базе, осуществляют: - наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановки в организациях отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях РФ; - обнаружение радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения окружающей среды, продовольствия, диагностику инфекционных заболеваний и болезней; - проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению; - отбор и доставку проб окружающей среды, а также забор и доставку биоматериала от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием в микробиологические лаборатории подведомственных учреждений; - установление вида патогенных биологических агентов III – IV групп патогенности в пробах из окружающей среды и биоматериале от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием; - проведение идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов III – IV групп патогенности; -проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, внесение предложений о введении (об отмене) ограничительных и других мер с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки; - установление в окружающей среде и среде обитания наличия радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и биологических средств; - проведение экспертизы продуктов питания на наличие радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и биологических средств с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению; - измерение мощности дозы ионизирующего излучения; - определение удельной и объемной активности радионуклидов в окружающей среде, пробах продовольствия на объекте; - установление радионуклидного изотопного состава исследуемых проб; - установление границ зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения. 4. Всероссийская служба медицины катастроф обеспечивает привлечение сил и средств в соответствии с Положением о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».
Подсеть Министерства науки и высшего образования РФ Научные и образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства науки и высшего образования РФ и осуществляющие научную и образовательную деятельность в области химии, токсикологии, радиологии, биологии, гигиены, ветеринарии, агрохимии и фитопатологии, осуществляют: - разработку методов выявления и оценки радиоактивного загрязнения и индикации отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ и биологических средств в окружающей среде, продовольствии, сырье животного и растительного происхождения, а также в пробах патологического материала, отобранных у людей и животных; - развертывание в зонах опасностей на базе своих лабораторий (подразделений) профильных центров индикации патогенных биологических агентов, химических, токсикологических, радиологических, эпизоотологических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации химических веществ, биологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям; - выявление, оценку и прогнозирование радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в зонах опасностей; - подготовку предложений для разработки государственных стандартных образцов, контрольных проб, используемых при проведении проверок готовности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в зонах опасностей; - обучение специалистов для учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.
Подсеть Министерства природных ресурсов и экологии РФ 1. Гидрометеорологические станции и посты Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляют измерение мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения. 2. Лаборатории радиационного контроля, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, осуществляют: - измерение мощности дозы ионизирующих излучений на землях лесного фонда; - определение степени радиоактивного загрязнения почвы и лесной растительности на землях лесного фонда; - определение удельной активности радионуклидов в пробах почвы и лесной растительности на землях лесного фонда; - установление границ районов радиоактивного загрязнения на землях лесного фонда в зонах опасностей; - выявление, оценку и прогнозирование радиационной и радиационно-пирологической обстановки в лесах, находящихся в зонах опасностей; - обеспечение дозиметрического контроля работников лесного хозяйства, находящихся в зонах опасностей; - развертывание сводных оперативных полевых бригад вне зон ответственности действующих лабораторий сети наблюдения и лабораторного контроля или для их усиления.
Подсеть Министерства промышленности и торговли РФ 1. Организации, подведомственные Министерству промышленности и торговли РФ, и силы, создаваемые на их базе в организациях отраслей промышленности на опасных производственных объектах осуществляют: - наблюдение и лабораторный контроль состояния химической обстановки в организациях отраслей промышленности на опасных производственных объектах; - обнаружение химического заражения в районе расположения организации; - проведение оценки обстановки для установления границ районов, подвергшихся химическому заражению в районе расположения организации; - установление в окружающей среде наличия отравляющих и аварийно химически опасных веществ. 2. Организации, подведомственные Министерству промышленности и торговли РФ, и силы, создаваемые на их базе в организациях отраслей промышленности, имеющих в обращении радиоактивные отходы низкой и средней активности и источники ионизирующего излучения, осуществляют: - измерение мощности ионизирующего излучения в районе расположения организации; - измерение характеристик источников излучений любого происхождения в районе расположения организации; - установление границ районов радиоактивного загрязнения и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в зонах опасностей; - установление радионуклидного состава исследуемых проб.
Подсеть Министерства сельского хозяйства РФ 1. Организации, подведомственные Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляют: - установление вида возбудителей заразных заболеваний животных в подозрительных материалах, отобранных от животных, а также в пробах подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции и воды в местах водопоя животных; - лабораторную диагностику заразных болезней животных; - идентификацию выделенных штаммов микроорганизмов возбудителей инфекционных болезней животных и их токсинов; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению растений и животных; - определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции на контролируемых объектах; - установление радионуклидного состава исследуемых проб материалов, загрязненных радиоактивными веществами; - определение зараженности сельскохозяйственных животных, подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, а также осуществление их индикации; - отбор проб из объектов ветеринарного надзора в очагах поражения радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, отбор проб биологического (патологического) материала от больных (трупов) животных, подозрительных на случаи инфекционных болезней, а также вызывающих чрезвычайные ситуации в области ветеринарного надзора, локализацию и упаковку отобранных проб и объектов, имеющих подозрение на наличие патогенных биологических агентов, и доставку таких проб в специализированные ветеринарные учреждения; - проведение лабораторных исследований проб от животных, пораженных радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами, с выдачей результатов испытаний лабораторных исследований; - проведение ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), загрязненных радиоактивными веществами, зараженных отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, с выдачей заключения о результатах лабораторных исследований; - прогнозирование и оценку радиационной, химической и биологической обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий; - оказание методической помощи лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы на закрепленной территории и профессиональную подготовку специалистов. 2. Федеральные государственные бюджетные учреждения, центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии осуществляют: - проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования почв земель сельскохозяйственного назначения; - проведение учета показателей состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Подсеть Роспотребнадзора Органы и организации Роспотребнадзора осуществляют: - организацию выезда групп санитарно-эпидемиологической разведки со средствами защиты, отбора и транспортировки проб; - проведение оценки санитарно-эпидемиологической обстановки и прогнозирование ее развития в районе обнаружения объектов, имеющих подозрение на наличие патогенных биологических агентов, аварийно химически опасных и радиоактивных веществ; - отбор проб из окружающей среды, а также отбор проб клинического материала от больных (трупов), подозрительных на случаи инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и доставку таких проб в специализированные учреждения; - забор и доставку проб при подозрении в них патогенных биологических агентов I – II групп патогенности в лаборатории опасных инфекционных болезней федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте РФ, противочумные организации, вирусологические центры или центры индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе организаций, дислоцированных в федеральных округах РФ. Забор проб от больных осуществляется под руководством специалистов лабораторий опасных инфекционных болезней федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте РФ, противочумных учреждений и вирусологических центров; - локализацию и упаковку объектов, имеющих подозрение на наличие патогенных биологических агентов; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению; - установление вида возбудителей инфекционных болезней в доставленных пробах; - идентификацию выделенных штаммов микроорганизмов возбудителей инфекционных болезней и токсинов; - выработку прогноза санитарно-эпидемиологической обстановки в районе обнаружения объектов, подозреваемых на наличие патогенных биологических агентов, аварийно химически опасных и радиоактивных веществ; - организацию мероприятий по изоляции лиц, контактировавших с объектом, подозреваемым на наличие патогенных биологических агентов, аварийно химически опасных и радиоактивных веществ, а также мероприятий экстренной профилактики; - организацию мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - проведение экспертизы продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, воды, атмосферного воздуха на наличие радиоактивных, аварийно химически опасных веществ и биологических средств с выдачей соответствующего заключения о пригодности их к использованию по назначению; - установление радионуклидного состава исследуемых проб; - определение удельной и объемной активности радионуклидов в продовольствии, сырье животного и растительного происхождения на контролируемых объектах; - измерение мощности дозы ионизирующих излучений в районе расположения учреждения; - проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, внесение предложений о введении (об отмене) ограничительных и других мер с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки; - оказание методической помощи учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля на подведомственной территории.
Подсеть Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Отделения филиалов федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» осуществляют: - измерение мощности дозы ионизирующих излучений в районе расположения филиалов; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в зонах опасностей; - установление радионуклидного состава исследуемых проб.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 2/2021.
[1] Полное название документа: приказ МЧС РФ от 04.03.2011 N 94 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждения Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». [2] Утверждены постановлением Правительства РФ от 17.10.2019 N 1333. [3] Источник: приложение к Правилам функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.10.2019 N 1333. | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022) | |
Просмотров: 908 |