Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения: цели, задачи, функции и структура
Главная » Статьи » Организация ГО

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения: цели, задачи, функции и структура

Целями наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций являются:

- своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;

- на основе результатов лабораторного контроля принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств – возбудителей инфекционных заболеваний.

 

Функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС

Структура и организация деятельности функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – функциональная подсистема СМП ЧС) определены приказом МЧС РФ от 04.03.2011 N 94[1]. Документ определяет основные задачи, функции, организацию управления, состав сил и средств, а также деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС.

Основными ее задачами являются:

- организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;

- определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;

- выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.

 

Функции функциональной подсистемы СМП ЧС

Основными функциями функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

- организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;

- проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

- координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;

- выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;

- разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;

- информационное обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.

 

Организация управления, силы и средства функциональной подсистемы СМП ЧС

Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального и регионального уровней МЧС России.

На каждом уровне функциональной подсистемы СМП ЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

- на федеральном и межрегиональном уровнях – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ.

Постоянно действующими органами управления функциональной под системы СМП ЧС являются:

- на федеральном уровне – МЧС России;

- на межрегиональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ, дислоцированные в субъектах РФ, в которых расположен центр соответствующего федерального округа;

- на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ.

Органами повседневного управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

- на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях;

- на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, дислоцированных в субъектах РФ, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов;

- на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

Силами и средствами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

- на федеральном уровне – осуществляющие методическое сопровождение в части, касающейся управления рисками чрезвычайных ситуаций, федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий), учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- на региональном уровне – подразделения главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

 

Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС

Функциональная подсистема СМП ЧС осуществляет деятельность в следующих режимах:

- режим повседневной деятельности;

- режим повышенной готовности;

- режим чрезвычайной ситуации.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РФ функциональная подсистема СМП ЧС на всех уровнях осуществляет деятельность в режиме повседневной деятельности.

Перевод функциональной подсистемы СМП ЧС в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794.

 

Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС в различных режимах функционирования

Функционирование в РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ включает:

- нормативное и методическое обеспечение деятельности функциональной подсистемы СМП ЧС;

- сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области мониторинга;

- прогноз, предупреждение, предотвращение и управление рисками чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений;

- защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;

- подготовку и доведение прогнозной информации (оперативного, ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствий с учетом риска их возникновения и соответствующих рекомендаций до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, формирование банков данных;

- разработку типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;

- выработку рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;

- обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- организацию работы по повышению квалификации сотрудников, задействованных в функциональной подсистеме СМП ЧС;

- участие в выполнении целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- осуществление лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории РФ в местах, где прогнозируется возникновение или возникла чрезвычайная ситуация;

- проведение оперативных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических, токсикологических и других анализов объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

- участие в проведении научно-технических экспертиз методов и средств проведения лабораторных исследований по определению загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

- ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях.

Функционирование в РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ включает:

усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками чрезвычайных ситуаций в зоне, где прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций;

установление соответствующего режима сбора и обмена информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг источников и прогноз чрезвычайной ситуации в предполагаемой зоне возникновения чрезвычайной ситуации;

разработку вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайной ситуации;

проведение уточняющих расчетов параметров прогноза, возникших и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;

разработку оперативных ежедневных и экстренных предупреждений о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамику их развития;

осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории РФ в местах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;

разработку предложений по принятию оперативных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению размера ущерба в случае угрозы его возникновения;

организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с оперативными группами в зоне угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.

Функционирование в РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ включает:

- постоянный мониторинг состояния окружающей среды и источников чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации;

- оперативный сбор и обмен информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг, контроль и прогноз развития чрезвычайной ситуации, и с экспертными группами;

- уточнение или корректировку вероятных сценариев развития чрезвычайной ситуации;

- прогнозирование параметров вероятных негативных последствий чрезвычайной ситуации;

- осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой в местах возникновения чрезвычайных ситуаций;

- выработку предложений по принятию оперативных мер, направленных на смягчение последствий чрезвычайной ситуации;

- обеспечение устойчивого взаимодействия с оперативными группами в зоне чрезвычайной ситуации;

- оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.

 

Система информационного обеспечения функциональной подсистемы СМП ЧС

Информационное обеспечение функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется путем информационного обмена с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС сведениями о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведениями о деятельности организаций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления, государственных органов исполнительной власти.

В целях оперативного реагирования на информацию о возникновении, развитии и параметрах чрезвычайных ситуаций, размещаемую в средствах массовой информации, осуществляется непрерывный мониторинг средств массовой информации.

 

Правила функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения[2]

1. Настоящие Правила определяют порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее – сеть наблюдения и лабораторного контроля) в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля представляет собой совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций (далее – учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля), осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории РФ.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами государственной власти субъектов РФ через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, организует взаимодействие и координирует деятельность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.

4. Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля на территории РФ начинается с введением в действие Президентом РФ Плана гражданской обороны и защиты населения РФ.

5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля состоит из федеральных и территориальных подсетей.

6. Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей.

Функции федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля предусмотрены приложением к настоящим Правилам.

Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы обеспечивают функционирование своих функциональных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Органы государственной власти субъектов РФ, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля территориальных подсетей и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей.

Органы государственной власти субъектов РФ предусматривают финансовое обеспечение расходов, связанных с функционированием своей территориальной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля, при формировании проектов бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

8. Координация деятельности и методическое руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля осуществляется:

а) на федеральном уровне – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны;

б) на региональном уровне – органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.

9. Основными задачами сети наблюдения и лабораторного контроля являются:

а) наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее – окружающая среда), продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей;

б) организация и проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.

10. Основными функциями сети наблюдения и лабораторного контроля являются:

а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановкой на территории РФ;

б) установление наличия в окружающей среде и вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;

в) отбор и доставка проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;

г) выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в условиях опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

11. Информация о возможных опасностях радиационного, химического и биологического характера, а также о принимаемых мерах по их локализации представляется не позднее одного часа после обнаружения опасности:

а) учреждениями федеральной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля – в федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, и органы государственной власти субъекта РФ;

б) федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, органами государственной власти субъектов РФ – в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

в) учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсети – в органы государственной власти субъектов РФ и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;

г) органами государственной власти субъекта РФ – в органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.

12. Взаимодействие и координация деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется с использованием технических средств органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, при координации деятельности и методическом руководстве сетью наблюдения и лабораторного контроля обеспечивает:

а) разработку и утверждение организационно-методических рекомендаций по организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля;

б) внедрение единых стандартов обмена информацией;

в) сбор и обработку информации о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей радиационного, химического и биологического характера, а также обмен такой информацией между органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, и учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля;

г) информирование населения об угрозах радиационного, химического и биологического характера;

д) контроль за участием учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля в учениях и тренировках, проводимых органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.

14. Материально-техническое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, а также за счет средств организаций.

15. Организация обучения руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля проводится в образовательных учреждениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ.

Организация обучения специалистов учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ и организациях в соответствии с законодательством РФ.

16. Отчеты о работе и состоянии федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля представляются иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны.

Отчеты о работе и состоянии территориальных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля представляются органами государственной власти субъектов РФ в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий субъекта РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны.

17. Приведение в готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется по соответствующим планам.

18. Готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к выполнению возложенных на них задач обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами государственной власти субъектов РФ и проверяется в ходе учений (тренировок), проверок по гражданской обороне.

 

ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПОДСЕТЕЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ[3]

 

Подсеть МЧС России

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) осуществляет:

- разработку предложений по вопросам наблюдения и лабораторного контроля за загрязненностью (зараженностью) продуктов питания, сырья животного и растительного происхождения, природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее – окружающая среда) потенциально опасными в радиационном, химическом и биологическом отношении продуктами и веществами;

- организацию и проведение лабораторных исследований и анализов окружающей среды;

- разработку предложений по повышению эффективности функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее – сеть наблюдения и лабораторного контроля);

- разработку предложений по развитию и совершенствованию технологий прогнозирования радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения и выработку предложений по ее нормализации;

- разработку и внедрение методов по сбору, обобщению и анализу информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении окружающей среды;

- разработку предложений по совершенствованию методов обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;

- участие в проведении контрольных радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, биологических и токсикологических анализов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения;

- организацию обучения руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.

2. Химико-радиометрические лаборатории МЧС России осуществляют проведение радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических и токсикологических анализов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения.

 

Подсеть Минздрава России

1. Национальный центр мониторинга биологических рисков, функционирующий на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Минздрава России, осуществляет сбор и обработку информации о результатах лабораторной диагностики инфекционных заболеваний и микробиологических исследований, о выявленных биологических угрозах с целью анализа связанных с ними биологических рисков, принятии мер оперативного реагирования и осуществления мероприятий по их нейтрализации.

2. Организации, находящиеся в ведении Минздрава России, осуществляют лабораторную диагностику инфекционных заболеваний человека, микробиологические (в том числе бактериологические, вирусологические и паразитарные) исследования.

3. Организации, находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства, и силы, создаваемые на их базе, осуществляют:

- наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановки в организациях отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях РФ;

- обнаружение радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения окружающей среды, продовольствия, диагностику инфекционных заболеваний и болезней;

- проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;

- отбор и доставку проб окружающей среды, а также забор и доставку биоматериала от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием в микробиологические лаборатории подведомственных учреждений;

- установление вида патогенных биологических агентов III – IV групп патогенности в пробах из окружающей среды и биоматериале от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием;

- проведение идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов III – IV групп патогенности;

-проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, внесение предложений о введении (об отмене) ограничительных и других мер с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки;

- установление в окружающей среде и среде обитания наличия радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и биологических средств;

- проведение экспертизы продуктов питания на наличие радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и биологических средств с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

- измерение мощности дозы ионизирующего излучения;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в окружающей среде, пробах продовольствия на объекте;

- установление радионуклидного изотопного состава исследуемых проб;

- установление границ зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения.

4. Всероссийская служба медицины катастроф обеспечивает привлечение сил и средств в соответствии с Положением о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

 

Подсеть Министерства науки и высшего образования РФ

Научные и образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства науки и высшего образования РФ и осуществляющие научную и образовательную деятельность в области химии, токсикологии, радиологии, биологии, гигиены, ветеринарии, агрохимии и фитопатологии, осуществляют:

- разработку методов выявления и оценки радиоактивного загрязнения и индикации отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ и биологических средств в окружающей среде, продовольствии, сырье животного и растительного происхождения, а также в пробах патологического материала, отобранных у людей и животных;

- развертывание в зонах опасностей на базе своих лабораторий (подразделений) профильных центров индикации патогенных биологических агентов, химических, токсикологических, радиологических, эпизоотологических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации химических веществ, биологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям;

- выявление, оценку и прогнозирование радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в зонах опасностей;

- подготовку предложений для разработки государственных стандартных образцов, контрольных проб, используемых при проведении проверок готовности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в зонах опасностей;

- обучение специалистов для учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.

 

Подсеть Министерства природных ресурсов и экологии РФ

1. Гидрометеорологические станции и посты Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляют измерение мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения.

2. Лаборатории радиационного контроля, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, осуществляют:

- измерение мощности дозы ионизирующих излучений на землях лесного фонда;

- определение степени радиоактивного загрязнения почвы и лесной растительности на землях лесного фонда;

- определение удельной активности радионуклидов в пробах почвы и лесной растительности на землях лесного фонда;

- установление границ районов радиоактивного загрязнения на землях лесного фонда в зонах опасностей;

- выявление, оценку и прогнозирование радиационной и радиационно-пирологической обстановки в лесах, находящихся в зонах опасностей;

- обеспечение дозиметрического контроля работников лесного хозяйства, находящихся в зонах опасностей;

- развертывание сводных оперативных полевых бригад вне зон ответственности действующих лабораторий сети наблюдения и лабораторного контроля или для их усиления.

 

Подсеть Министерства промышленности и торговли РФ

1. Организации, подведомственные Министерству промышленности и торговли РФ, и силы, создаваемые на их базе в организациях отраслей промышленности на опасных производственных объектах осуществляют:

- наблюдение и лабораторный контроль состояния химической обстановки в организациях отраслей промышленности на опасных производственных объектах;

- обнаружение химического заражения в районе расположения организации;

- проведение оценки обстановки для установления границ районов, подвергшихся химическому заражению в районе расположения организации;

- установление в окружающей среде наличия отравляющих и аварийно химически опасных веществ.

2. Организации, подведомственные Министерству промышленности и торговли РФ, и силы, создаваемые на их базе в организациях отраслей промышленности, имеющих в обращении радиоактивные отходы низкой и средней активности и источники ионизирующего излучения, осуществляют:

- измерение мощности ионизирующего излучения в районе расположения организации;

- измерение характеристик источников излучений любого происхождения в районе расположения организации;

- установление границ районов радиоактивного загрязнения и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в зонах опасностей;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб.

 

Подсеть Министерства сельского хозяйства РФ

1. Организации, подведомственные Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляют:

- установление вида возбудителей заразных заболеваний животных в подозрительных материалах, отобранных от животных, а также в пробах подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции и воды в местах водопоя животных;

- лабораторную диагностику заразных болезней животных;

- идентификацию выделенных штаммов микроорганизмов возбудителей инфекционных болезней животных и их токсинов;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению растений и животных;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции на контролируемых объектах;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб материалов, загрязненных радиоактивными веществами;

- определение зараженности сельскохозяйственных животных, подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, а также осуществление их индикации;

- отбор проб из объектов ветеринарного надзора в очагах поражения радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, отбор проб биологического (патологического) материала от больных (трупов) животных, подозрительных на случаи инфекционных болезней, а также вызывающих чрезвычайные ситуации в области ветеринарного надзора, локализацию и упаковку отобранных проб и объектов, имеющих подозрение на наличие патогенных биологических агентов, и доставку таких проб в специализированные ветеринарные учреждения;

- проведение лабораторных исследований проб от животных, пораженных радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами, с выдачей результатов испытаний лабораторных исследований;

- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), загрязненных радиоактивными веществами, зараженных отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, с выдачей заключения о результатах лабораторных исследований;

- прогнозирование и оценку радиационной, химической и биологической обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;

- оказание методической помощи лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы на закрепленной территории и профессиональную подготовку специалистов.

2. Федеральные государственные бюджетные учреждения, центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии осуществляют:

- проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования почв земель сельскохозяйственного назначения;

- проведение учета показателей состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

 

Подсеть Роспотребнадзора

Органы и организации Роспотребнадзора осуществляют:

- организацию выезда групп санитарно-эпидемиологической разведки со средствами защиты, отбора и транспортировки проб;

- проведение оценки санитарно-эпидемиологической обстановки и прогнозирование ее развития в районе обнаружения объектов, имеющих подозрение на наличие патогенных биологических агентов, аварийно химически опасных и радиоактивных веществ;

- отбор проб из окружающей среды, а также отбор проб клинического материала от больных (трупов), подозрительных на случаи инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и доставку таких проб в специализированные учреждения;

- забор и доставку проб при подозрении в них патогенных биологических агентов I – II групп патогенности в лаборатории опасных инфекционных болезней федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте РФ, противочумные организации, вирусологические центры или центры индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе организаций, дислоцированных в федеральных округах РФ. Забор проб от больных осуществляется под руководством специалистов лабораторий опасных инфекционных болезней федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте РФ, противочумных учреждений и вирусологических центров;

- локализацию и упаковку объектов, имеющих подозрение на наличие патогенных биологических агентов;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;

- установление вида возбудителей инфекционных болезней в доставленных пробах;

- идентификацию выделенных штаммов микроорганизмов возбудителей инфекционных болезней и токсинов;

- выработку прогноза санитарно-эпидемиологической обстановки в районе обнаружения объектов, подозреваемых на наличие патогенных биологических агентов, аварийно химически опасных и радиоактивных веществ;

- организацию мероприятий по изоляции лиц, контактировавших с объектом, подозреваемым на наличие патогенных биологических агентов, аварийно химически опасных и радиоактивных веществ, а также мероприятий экстренной профилактики;

- организацию мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- проведение экспертизы продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, воды, атмосферного воздуха на наличие радиоактивных, аварийно химически опасных веществ и биологических средств с выдачей соответствующего заключения о пригодности их к использованию по назначению;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в продовольствии, сырье животного и растительного происхождения на контролируемых объектах;

- измерение мощности дозы ионизирующих излучений в районе расположения учреждения;

- проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, внесение предложений о введении (об отмене) ограничительных и других мер с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки;

- оказание методической помощи учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля на подведомственной территории.

 

Подсеть Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Отделения филиалов федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» осуществляют:

- измерение мощности дозы ионизирующих излучений в районе расположения филиалов;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в зонах опасностей;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 2/2021.

 

 

[1] Полное название документа: приказ МЧС РФ от 04.03.2011 N 94 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждения Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

[2] Утверждены постановлением Правительства РФ от 17.10.2019 N 1333.

[3] Источник: приложение к Правилам функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.10.2019 N 1333.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 25