Рекомендации по организации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Рекомендации по организации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

I. Общие положения

 

1. Орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – единая система) – это учреждение (подразделение), создаваемое федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции.

2. К органам повседневного управления единой системы относятся:

а) на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также организации (подразделения), обеспечивающие деятельность федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции (центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и др.);

б) на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на межрегиональном уровне в пределах своей компетенции (центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и др.);

в) на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции (центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и др.);

г) на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам, местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции (информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и др.);

д) на объектовом уровне – подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (дежурно-диспетчерские службы и др.).

3. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны органов государственной власти всех уровней и организаций при решении задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в указанной области осуществляют:

а) на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов;

в) на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

 

II. Основные цели и задачи органов повседневного управления единой системы

 

4. Целью создания органов повседневного управления единой системы является повышение готовности соответствующих постоянно действующих органов управления и сил единой системы к реагированию на угрозы возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств единой системы при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий), а также обеспечение исполнения соответствующими федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями полномочий по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Органы повседневного управления единой системы могут создаваться в качестве организаций или подразделений федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

6. Основными задачами органов повседневного управления единой системы являются:

мониторинг, сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, в том числе с использованием имеющихся информационных систем;

сбор и обработка данных (в том числе данных мониторинга подвижных и стационарных объектов), необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий), а также контроля их исполнения;

информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;

информирование руководства соответствующего постоянно действующего органа об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

участие в организационно-техническом обеспечении деятельности координационных органов единой системы по принадлежности;

обеспечение круглосуточного, надежного, устойчивого и непрерывного функционирования информационных систем единой системы;

обеспечение организации и управления проведением аварийно-спасательных работ;

обеспечение координации деятельности сил и средств единой системы;

обеспечение мероприятий по организации своевременного информирования и оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции;

организация взаимодействия с другими органами повседневного управления единой системы;

прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации;

прием и передача сигналов о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне и других сигналов гражданской обороны.

 

III. Состав органов повседневного управления

 

7. Органы повседневного управления единой системы размещаются в специально оборудованных помещениях и оснащаются техническими средствами управления, связи и обмена информацией с доступом к государственным, ведомственным и иным информационным ресурсам и информационным системам, используемых для накопления, обработки, анализа и представления данных.

8. Органы повседневного управления единой системы могут располагаться в отдельном здании или в специально выделенных создающими их органами помещениях.

Состав основных помещений органа повседневного управления единой системы может включать в себя:

административные помещения;

помещения для обеспечения оперативного управления;

помещения для бытового обеспечения дежурной (оперативной дежурной) смены;

помещения для подготовки дежурной (оперативной дежурной) смены;

помещения телекоммуникационного центра (узла связи, подразделений, отвечающих за вопросы организации и обеспечения связи).

При осуществлении в органе повседневного управления единой системы работ со сведениями, составляющими государственную тайну, в нем оборудуются соответствующие помещения.

9. Состав технических средств управления в зависимости от решаемых задач включает в себя:

средства связи и автоматизации управления;

программно-аппаратные средства отображения информации;

средства защиты информации;

технические средства оповещения;

оргтехнику и др.

10. Персонал органов повседневного управления единой системы включает в себя:

специалистов, осуществляющих аналитическое и техническое обеспечение функционирования органа повседневного управления;

ответственных должностных лиц (старших оперативных дежурных, оперативных дежурных) дежурных (оперативно-дежурных) смен (служб ответственных дежурных), обеспечивающих руководство функционированием органа повседневного управления и принятие в пределах компетенции решения на оперативное реагирование силами дежурных смен на возникшую чрезвычайную ситуацию (своевременный доклад руководителю для принятия управленческого решения).

 

IV. Организация дежурства (оперативного дежурства) органов повседневного управления

 

11. Органы повседневного управления функционируют в режиме постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач в круглосуточном режиме работы. Функционирование органов повседневного управления единой системы обеспечивается дежурными (оперативно-дежурными) сменами (службами ответственных дежурных), которые формируются из расчета несения круглосуточного дежурства (оперативного дежурства).

12. Дежурство (оперативное дежурство) организуется в целях:

своевременного приведения органов управления и сил единой системы в различные режимы функционирования;

организации информационного взаимодействия с органами управления единой системы при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

организации непрерывного сбора и обработки данных об обстановке на территории Российской Федерации (соответствующих территориальных образований и объектов);

обеспечения координации деятельности органов повседневного управления единой системы в том числе управления силами и средствами единой системы, силами и средствами гражданской обороны.

13. Основными задачами дежурства (оперативного дежурства) являются:

прием и доведение информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, до руководства органа повседневного управления единой системы, вышестоящих органов управления единой системы, председателей соответствующих координационных органов единой системы;

участие в оповещении и информировании населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в пределах своей компетенции;

осуществление сбора и обработки оперативной информации о ходе выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации и оказанию помощи пострадавшему населению;

поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами единой системы по принадлежности;

осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

организация информационного обеспечения деятельности руководства органа повседневного управления и вышестоящих органов управления по управлению силами единой системы при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;

обеспечение координации действий сил единой системы по принадлежности, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации;

подготовка необходимых расчетов и предложений руководству для принятия решений в случаях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайной ситуации, в том числе с использованием имеющихся информационных систем;

доведение до подчиненных заинтересованных органов управления и сил единой системы данных прогноза о возможных чрезвычайных ситуациях и контроль проведения превентивных мероприятий;

поддержание находящихся на оснащении в органе повседневного управления единой системы информационных технологий и связи в режиме постоянной готовности к обеспечению приема-передачи оперативной информации при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации;

прием и доведение установленных сигналов гражданской обороны;

обеспечение выполнения мероприятий по сбору и обмену информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

14. Организация и порядок несения дежурства (оперативного дежурства) определяется руководителем органа повседневного управления единой системы.

 

V. Мероприятия, выполняемые органами повседневного управления в различных режимах функционирования

 

15. Органы повседневного управления единой системы функционируют в режимах, установленных законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

16. Основанием для приведения органа повседневного управления единой системы в повышенные режимы функционирования является решение руководителя федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, а также решение Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или Правительства Российской Федерации при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера.

17. Порядок приведения органов повседневного управления единой системы в повышенные режимы функционирования определяется документами (инструкциями, планами, приказами и т.п.) органов, их создающих.

18. В режиме повседневной деятельности органы повседневного управления единой системы выполняют следующие мероприятия:

изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

поддержание в готовности к применению по предназначению средств связи, систем оповещения и информирования;

учет и обеспечение готовности подчиненных сил и средств единой системы к выполнению задач по предназначению;

применение информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных природных явлениях, сведениях о силах и средствах единой системы постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

техническое обеспечение автоматизированного информационного взаимодействия;

прием информации о возникших происшествиях, чрезвычайных ситуациях и об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

19. В режиме повышенной готовности органы повседневного управления единой системы выполняют следующие мероприятия:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирования чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции;

информирование о складывающейся обстановке руководящего состава органа повседневного управления единой системы, соответствующего постоянно действующего органа управления единой системы и координационного органа единой системы, подчиненных сил единой системы по принадлежности;

непрерывный сбор и оценка данных об обстановке в зоне возможной чрезвычайной ситуации;

моделирование развития опасных факторов возможной чрезвычайной ситуации в пределах своей компетенции;

разработка предложений по выполнению превентивных мероприятий и контроль их выполнения;

участие в информировании населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

осуществление информационного взаимодействия между органами управления единой системы, в том числе с использованием имеющихся информационных систем;

уточнение планирующих и справочно-информационных документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

прием от населения информации о происшествиях и об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

20. В режиме чрезвычайной ситуации органы повседневного управления единой системы выполняют следующие мероприятия:

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о чрезвычайных ситуациях;

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции;

информирование о складывающейся обстановке руководящего состава органа повседневного управления единой системы, соответствующего постоянно действующего органа управления единой системы и координационного органа единой системы;

обеспечение доведения до населения информации о чрезвычайной ситуации и информирования о возникших происшествиях;

информационное обеспечение принятия решений при реагировании на чрезвычайную ситуацию;

обеспечение управления проведением работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

непрерывный сбор и оценка данных об оперативной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;

моделирование развития опасных факторов в зоне чрезвычайной ситуации в пределах своей компетенции;

поддержание непрерывного взаимодействия между органами управления единой системы, в том числе с использованием имеющихся информационных систем;

прием от населения информации о сложившейся в результате возникновения чрезвычайной ситуации обстановке.

 

VI. Взаимодействие между органами повседневного управления

 

21. Взаимодействие между органами повседневного управления единой системы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает:

взаимный обмен информацией, относящейся к компетенции сторон;

осуществление информационного взаимодействия между органами управления единой системы в соответствии с заключенными соглашениями и регламентами, в том числе с использованием имеющихся информационных систем;

определение сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

согласование совместных действий при выполнении задач по ликвидации чрезвычайной ситуации, в том числе по вопросам всестороннего обеспечения;

проведение совместных тренировок (учений) и рабочих совещаний.

22. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

23. Систему информационного обмена образуют:

субъекты информационного обмена, в роли которых выступают органы повседневного управления единой системы на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях;

информационно-телекоммуникационная инфраструктура единой системы;

совокупность информационных ресурсов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

24. Взаимодействие организуется с использованием имеющихся информационных технологий, телефонной, факсимильной, видеоконференцсвязи, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предоставления доступа к имеющимся информационным системам, сопряжения информационных систем и иными возможными способами с учетом требований законодательства в области защиты информации и государственной тайны.

25. В рамках осуществления взаимодействия в пределах компетенции передается информация, содержащая сведения о:

прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях;

мерах по защите населения и территорий;

ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации;

радиационной, химической, медико-биологической, пожарной и экологической безопасности на соответствующих объектах и территориях;

деятельности соответствующих органов управления единой системы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, составе и структуре подчиненных сил и средств единой системы, в том числе сил постоянной готовности.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 12/2020.

 

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 415