Примерное положение об организации и ведении гражданской обороны в крупных городах
Главная » Статьи » Организация ГО

Примерное положение об организации и ведении гражданской обороны в крупных городах

Что пишут в положениях об организации и ведении гражданской обороны в крупных городах – центрах субъектов Российской Федерации? Как правило, ничего конкретного! Иметь такое положение положено, но детально в них все расписывать действительно не имеет смысла.

Во-первых, все они повторяют (как правило, в усеченном виде) в том или ином виде соответствующие положения федеральных и региональных законов и иных нормативно-правовых актов в области гражданской обороны, не добавляя ничего нового (добавлять от себя что-то новое действительно не нужно, т.к. практически любая деятельность в области гражданской обороны (ГО) четко регламентирована действующими в этой сфере законодательными и нормативно-правовыми актами).

Во-вторых, все основные вопросы по гражданской обороне крупных городов обозначены в региональных (областных, краевых, республиканских) документах, что вполне обоснованно и позволяется устранять дублирование и сохранять устойчивость управления гражданской обороной, тем более что многие региональные центры – крупнейшая часть населения и экономики субъекта РФ.

В-третьих, хотя мегаполисы и занимают доминирующее положение по своему социально-экономическому и оборонному значению в своих регионах, основными вопросами гражданской обороны в них все-таки занимаются главные управления МЧС России по субъекту РФ, несмотря на наличие в администрациях мегаполисов штатного управления (отдела, департамента) по ГО, различных комиссий и т.д.

Так как положение об организации и ведении гражданской обороны в городах все-таки должно быть, сотрудники редакции нашего журнала собрали и проанализировали действующие в мегаполисах соответствующие документы и на основе Положения о ГО одного из городов-миллионников подготовили для практического использования образцы документов, которые можно использовать на местах, в том числе и для небольших городов и районных муниципальных образований. Помимо примерного Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе N, в настоящей публикации представлены:

- Положение об организации подготовки населения города N в области гражданской обороны;

- Положение об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей города N в безопасные районы;

- Положение о комиссии по содействию устойчивому функционированию организаций города N в условиях военного времени и в чрезвычайных ситуациях.

Представленные образцы документов носят рекомендательный характер.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ГОРОДЕ N[1]

 

1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской обороны в городе (далее – Положение) определяет порядок организации и основные направления деятельности по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне структурных подразделений аппарата Администрации города, отраслевых (функциональных) органов Администрации города, предприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенных на территории города (далее – организации).

2. Руководство гражданской обороной на территории города осуществляет Глава города, а в организациях – руководители организаций.

3. Управление гражданской обороной на территории города осуществляет Управление по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города (далее – Управление), а в организациях – структурные подразделения (работники) данных организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

4. Руководители организаций создают структурные подразделения (назначают работников), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (далее – структурные подразделения (работники) по гражданской обороне), осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Начальник Управления подчиняется непосредственно Главе города, а руководитель структурного подразделения (работник) по гражданской обороне организации – руководителю организации.

6. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории города и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в городе (организациях) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории города (организаций) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данная подготовка осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций города и организаций (далее – план основных мероприятий).

7. План основных мероприятий на год разрабатывается Управлением, согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ (далее – ГУ МЧС России по субъекту РФ) и утверждается Главой города.

Планы основных мероприятий организаций разрабатываются на год структурными подразделениями (работниками) по гражданской обороне, согласовываются с Управлением и утверждаются соответствующими руководителями организаций, а организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации), дополнительно согласовываются с соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации (территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации).

Структура, сроки разработки и порядок согласования планов основных мероприятий организаций устанавливается Управлением согласно методическим рекомендациям ГУ МЧС России по субъекту РФ.

8. Ведение гражданской обороны в городе и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории города (организаций) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основе плана гражданской обороны и защиты населения города (далее – план гражданской обороны города) и планов гражданской обороны организаций.

9. План гражданской обороны определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. Администрация города и организации в целях решения задач в области гражданской обороны, в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны, создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

11. По решению Администрации города и руководителей организаций могут создаваться спасательные службы города и спасательные службы организаций (медицинская, инженерная коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

В состав спасательной службы, создаваемой Администрацией города (организациями), входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

12. Вид и количество спасательных служб, создаваемых Администрацией города (организациями), определяются на основании расчета объема и характера выполняемых задач в соответствии с планом гражданской обороны города и планами гражданской обороны организаций.

Положение о спасательной службе, создаваемой Администрацией города, разрабатывается отраслевым (функциональным) органом Администрации города, на базе которого создана соответствующая спасательная служба города, согласовывается с Управлением, с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта РФ и утверждается правовым актом Администрации города за подписью Главы города.

Положение о спасательной службе организации разрабатывается структурным подразделением (работником) по гражданской обороне организации и согласовывается с Управлением, руководителем соответствующей спасательной службы города и утверждается руководителем организации.

13. В целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне (комплекса мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны на территории города) спасательными службами города и Управлением определяются организации, обеспечивающие выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне формируется Управлением и утверждается правовым актом Администрации города за подписью Главы города.

14. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий на территории города и в организациях заблаговременно в мирное время создаются эвакуационная комиссия города и эвакуационные комиссии организаций.

Деятельность эвакуационной комиссии города и эвакуационных комиссий организаций регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях.

Эвакуационную комиссию города возглавляет Глава города или уполномоченное им должностное лицо местного самоуправления Администрации города, а организации – руководитель организации или уполномоченное должностное лицо организации.

Положение об эвакуационной комиссии города утверждается правовым актом Администрации города за подписью Главы города, организации – локальным правовым актом руководителя организации.

15. Силы и средства гражданской обороны города в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Силы гражданской обороны – аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Средства гражданской обороны – средства оповещения, связи и управления, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, жизнеобеспечения населения и иные материальные средства, аварийно-спасательная и другая техника, оборудование и приборы, предназначенные или привлекаемые для выполнения мероприятий гражданской обороны.

Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города принимают Глава города и руководители организаций в отношении созданных ими сил и средств гражданской обороны.

16. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения города о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, разработки, уточнения и корректировки планов гражданской обороны города, а также контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне на территории города организуется сбор и обмен информацией в области гражданской обороны (далее – информация).

Сбор и обмен информацией осуществляется структурными подразделениями аппарата Администрации города, отраслевыми (функциональными) органами Администрации города, организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также обеспечивающими выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

17. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий города является расходным обязательством бюджета города.

18. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

19. Обеспечение мероприятий в области гражданской обороны на территории города планируется и осуществляется органами местного самоуправления города и организациями в соответствии с приказом МЧС России от 14.07.2008 N 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны и муниципальных образованиях и организациях».

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА N В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ[2]

 

1. Настоящее положение об организации подготовки населения города в области гражданской обороны (далее – Положение), разработанное в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», определяет порядок подготовки населения города в области гражданской обороны (далее – подготовка в области ГО), соответствующие функции органов местного самоуправления города и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенных на территории города (далее – организации), а также формы подготовки в области ГО.

2. Подготовка в области ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием различных форм обучения.

Подготовка в области ГО является обязательной и проводится в организациях, учебно-методических центрах субъекта РФ, на курсах гражданской обороны города, по месту работы, учебы и месту жительства граждан города.

3. Основными задачами подготовки в области ГО являются:

1) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;

2) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

3) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

4) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее – формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4. Лица, подлежащие подготовке в области ГО, подразделяются на следующие группы:

1) Глава города, главы внутригородских районов города и руководители организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенных на территории города (далее – руководители);

2) работники органов местного самоуправления города и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенных на территории города, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее – работники гражданской обороны);

3) руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны курсов гражданской обороны города (далее – работники курсов гражданской обороны), инструкторы гражданской обороны учебно-консультационных пунктов города (далее – инструкторы), а также преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций города, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (далее – преподаватели);

4) личный состав формирований и служб организаций, а также структурных подразделений Администрации города, отраслевых (функциональных) органов Администрации города и организаций, находящихся в их ведении (далее – личный состав формирований и служб);

5) работающее население города;

6) обучающиеся организаций города, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее – обучающиеся);

7) неработающее население города.

5. Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны руководителей, работников гражданской обороны и инструкторов проводится не реже одного раза в 5 лет, а работников курсов гражданской обороны и преподавателей – не реже одного раза в 3 года.

6. Руководители, работники гражданской обороны, работники курсов гражданской обороны, инструкторы и преподаватели, впервые назначенные на должность, повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны проходят в течение первого года работы.

7. Подготовка в области ГО руководителей, работников гражданской обороны, работников курсов гражданской обороны, инструкторов, преподавателей, личного состава формирований и служб и работающего населения города осуществляется по программам курсового обучения в области гражданской обороны, а обучающихся – в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. В целях организации и осуществления подготовки в области ГО:

8.1. Управлению по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города (Рымарев А.В.):

1) организовать подготовку в области ГО и оказание консультационных услуг соответствующим группам населения города в области гражданской обороны;

2) осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой в области ГО работников и личного состава формирований и служб организаций, а также структурных подразделений аппарата Администрации города, отраслевых (функциональных) органов Администрации города и организаций, находящихся в их ведении;

3) проводить учения и тренировки по гражданской обороне в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации сроками.

8.2. Руководителям структурных подразделений аппарата Администрации города, отраслевых (функциональных) органов Администрации города и организаций, находящихся в их ведении:

1) обеспечить прохождение подготовки в области ГО соответствующей категории работников и личного состава формирований и служб организаций, а также структурных подразделений аппарата Администрации города, отраслевых (функциональных) органов Администрации города и организаций, находящихся в их ведении, в учебно-методических центрах субъекта РФ и на курсах гражданской обороны города;

2) организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками в течение первого месяца их работы, на основе примерной программы, разработанной и утвержденной Управлением по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города;

3) организовать и проводить по месту работы курсовое обучение по гражданской обороне с работниками и личным составом формирований и служб организаций, а также структурных подразделений аппарата Администрации города, отраслевых (функциональных) органов Администрации города и организаций, находящихся в их ведении, на основе примерной программы, разработанной и утвержденной Управлением по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города;

4) проводить учения и тренировки по гражданской обороне в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации сроками.

8.3. Рекомендовать главам внутригородских районов города оказывать содействие структурным подразделениям аппарата Администрации города, отраслевым (функциональным) органам Администрации города и организациям по вопросам подготовки в области ГО и оказания консультационных услуг соответствующим группам населения города в области гражданской обороны.

8.4. Руководителям организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенных на территории города, рекомендовать:

1) принимать участие в проводимых на территории города смотр-конкурсах на лучшую учебно-материальную базу по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на лучшее содержание и использование защитных сооружений гражданской обороны, на лучшее нештатное аварийно-спасательное формирование и нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также лучший учебно-консультационный пункт по гражданской обороне города;

2) проводить курсовое обучение и вводный инструктаж с работниками и личным составом формирований и служб организаций в области гражданской обороны, в том числе создавать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

3) планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации сроками.

9. Подготовку в области ГО на территории города осуществлять по формам подготовки, с группами лиц, подлежащих подготовке, в соответствии с приложением к Положению о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841.

 

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГОРОДА N В БЕЗОПАСНЫЕ РАЙОНЫ[3]

 

I. Общие положения

 

1. Положение об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей города в безопасные районы (далее – Положение) разработано в целях определения порядка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей города из зон возможных опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и их размещения в безопасных районах на территории города (далее – безопасные районы).

2. Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 N 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», Уставом города.

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей города в безопасные районы – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей города из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.

4. Вывоз (вывод) населения города в безопасные районы осуществляется всеми видами имеющегося транспорта предприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, не используемого по мобилизационным планам и в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, с одновременным выводом части населения пешим порядком.

5. В Положении используются следующие термины и определения:

1) зона возможных опасностей – зона возможного химического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва;

2) безопасный район – территория города, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для размещения и жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей;

3) зона возможных сильных разрушений – территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения;

4) зона возможных разрушений – территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности.

6. Работники организаций, продолжающих работу в зонах возможных опасностей, подлежат рассредоточению в рамках выполнения комплекса мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.

7. Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ и Военным комиссариатом субъекта РФ.

8. При отсутствии безопасных районов на территории внутригородского района города (далее – внутригородской район) или невозможности размещения всего эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в имеющихся безопасных районах на территории внутригородского района размещение эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей осуществляется в безопасных районах, предварительно подготовленных на территориях, смежных с территориями внутригородских районов, по согласованию с администрациями или главами этих внутригородских районов.

 

II. Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей

 

9. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей в городе возлагается на эвакуационную комиссию города (далее – эвакуационная комиссия города), в организациях, расположенных на территории города (далее – организация), – на руководителей данных организаций.

Общее руководство эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей города в безопасные районы осуществляется Главой города.

10. Эвакуации подлежат:

1) работники организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, а также неработающие члены их семей, попадающие в зоны возможных опасностей;

2) нетрудоспособное и не занятое в производстве население, попадающее в зоны возможных опасностей;

3) материальные и культурные ценности, попадающие в зоны возможных опасностей.

11. В зависимости от масштаба и особенностей возникновения и развития вооруженного конфликта производится частичная или общая эвакуация.

12. Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации, попадающие в зоны возможных опасностей.

13. Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, попадающего в зоны возможных опасностей, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

14. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация населения, материальных и культурных ценностей города при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится при получении достоверных данных о высокой степени вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения проводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Вывоз (вывод) населения из зон чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

15. Мероприятия по эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера города и организаций.

16. Мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей города в безопасные районы отражаются в Плане эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей города (далее – План эвакуации города) (приложение к Плану гражданской обороны города).

17. Эвакуация и рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:

1) рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы, а также эвакуация неработающих членов их семей, попадающих в зоны возможных опасностей, организуется и проводится уполномоченными должностными лицами данных организаций;

2) эвакуация не занятого в производстве и нетрудоспособного населения, попадающего в зоны возможных опасностей, организуется по месту жительства граждан эвакуационной комиссией города и эвакуационными комиссиями внутригородских районов города (далее – эвакуационные комиссии районов) через управляющие компании.

18. При рассредоточении работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также эвакуации неработающих членов их семей, попадающих в зоны возможных опасностей, размещаются в ближайших к указанным организациям безопасных районах с учетом наличия внутригородских путей сообщения.

При невозможности совместного размещения неработающие члены семей вышеуказанных работников размещаются в ближайших к этим районам безопасных районах.

19. В исключительных случаях по решению Главы города разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций и членов их семей в зонах возможных разрушений вне зон возможных опасностей.

20. Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения рассредоточиваемых работников организаций.

21. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, попадающие в зоны возможных опасностей, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с безопасными районами, в которых размещаются работники указанных организаций.

22. Население, эвакуированное из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших к этим зонам внутригородских районах, расположенных на незатапливаемой территории.

23. Население, эвакуированное в безопасные районы, размещается в пунктах временного размещения (далее – ПВР), формируемых в административных зданиях организаций, имеющих жилые, общественные и административные здания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. Работники территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, структурных подразделений аппарата, отраслевых (функциональных) органов Администрации города, администраций внутригородских районов и организаций, имеющих жилые, общественные и административные здания, расположенные в безопасных районах, размещаются в указанных зданиях вместе с членами их семей.

25. Основанием для отнесения имущества организации к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами данной организации.

26. Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами тех организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.

27. При недостатке или отсутствии необходимых транспортных средств допускается привлечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (на договорной основе) транспортных средств других организаций, транспортные средства которых не привлекаются для выполнения воинских и других особо важных перевозок в соответствии с мобилизационными планами, а также для эвакуации населения.

28. Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с Военным комиссариатом субъекта РФ по вопросам:

1) использования транспортных коммуникаций и транспортных средств;

2) выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации, обеспечения охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей;

3) проведения радиационной, химической, биологической, инженерной и противопожарной разведки;

4) выделения сил и средств для обеспечения радиационной, химической, биологической, инженерной защиты населения и лечебно-профилактических мероприятий;

5) согласования перечней безопасных районов для размещения населения города, мест хранения материальных и культурных ценностей;

6) возможного использования военных городков и оставляемого войсками местного гарнизона имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения города.

 

III. Планирование эвакуационных мероприятий

 

29. При планировании эвакуационных мероприятий, мероприятий рассредоточения работников организаций учитываются производственные и мобилизационные планы организаций.

30. Для проведения планирования на первоначальном этапе организацией направляется запрос в Управление по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города (далее – УБЖ) о возможной обстановке на территории организации (объекта), которая может сложиться при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

31. При получении информации о расположении территории организации (объекта) в границах зоны возможной опасности в соответствии с предназначением (продолжает деятельность в зоне возможной опасности, переносит деятельность в безопасный район) организацией подается заявка в УБЖ на рассредоточение, эвакуацию работников организации и членов их семей, проживающих в зоне возможной опасности, в безопасный район. Представители организации и эвакуационной комиссии города проводят подбор (согласование) наиболее подходящей территории, отвечающей требованиям для эвакуации, рассредоточения, размещения работников или продолжения деятельности данной организации в безопасном районе.

32. На основании поданной организацией заявки и проведенного согласования УБЖ включает эту организацию в План эвакуации города и направляет в ее адрес выписку из указанного Плана с указанием номера и места расположения ПВР и маршрутов эвакуации.

33. После получения выписки из Плана эвакуации города организацией разрабатывается взаимосогласованный план организации по осуществлению эвакуационных мероприятий в трех экземплярах. Взаимосогласованный план организации подписывается ее руководителем и направляется в администрацию ПВР, УБЖ для согласования.

34. Перечень и формы документов, разрабатываемых организациями при планировании эвакуационных мероприятий, устанавливаются УБЖ.

35. После получения из УБЖ выписки из Плана эвакуации города или уведомления руководителями гражданской обороны в организациях планируется состав автоколонн, пеших колон, назначаются старшие для следования автомобильным транспортом или пешим порядком, разрабатываются графики подвоза работников рассредоточенных рабочих смен.

36. Эвакуационные удостоверения выписываются для каждого работника организации с указанием следующих с ним неработающих членов семьи. Заполнение эвакуационных удостоверений осуществляется по специальному указанию или при получении распоряжения на приведение системы гражданской обороны в готовность и возлагается на сотрудников кадровой службы этой организации.

37. Список работников организации и неработающих членов их семей, эвакуируемых в безопасный район, а также бланки эвакуационных удостоверений хранятся в кадровой службе организации в установленном порядке.

38. Организации, получившие из УБЖ информацию о том, что их территория находится вне зоны возможной опасности, эвакуационные мероприятия не планируют. В зависимости от своего предназначения работники данной организации либо продолжают производственную деятельность на своей территории, либо эвакуируются по месту жительства как неработающее население в соответствии с Планом эвакуации населения города.

39. Планирование эвакуации не занятого в производстве и нетрудоспособного населения, попадающего в зоны возможных опасностей, организуется по месту жительства граждан эвакуационной комиссией города и эвакуационными комиссиями районов через управляющие компании.

Информирование населения о порядке действий, местах расположения пунктов сбора, ПВР осуществляется через управляющие компании, обслуживающие жилищный фонд на данной территории.

 

IV. Эвакуационные органы и их задачи

 

40. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий Администрацией города, администрациями внутригородских районов и организациями заблаговременно в мирное время создаются:

1) эвакуационные комиссии;

2) оперативные группы;

3) группы управления на пеших маршрутах эвакуации населения;

4) эвакоприемные комиссии;

5) администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт;

6) ПВР населения;

7) сборные эвакуационные пункты (далее – СЭП).

41. Состав эвакуационных комиссий города утверждается правовым актом Главы города из числа руководящих работников структурных подразделений аппарата Администрации города, отраслевых (функциональных) органов Администрации города, Управления МВД России по городу, представителя Военного комиссариата субъекта РФ, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

Составы эвакуационных комиссий районов утверждаются правовыми актами глав соответствующих районов.

В организациях составы эвакуационных комиссий организаций утверждаются приказами руководителей данных организаций.

42. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

1) планирование эвакуационных мероприятий;

2) осуществление контроля за планированием эвакуационных мероприятий в подведомственных органах и организациях;

3) организация и контроль за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

43. СЭП предназначены для сбора и учета эвакуированного населения города, организованной отправки его в безопасные районы.

СЭП располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки (высадки) на транспорт и в исходных пунктах на маршрутах пешей эвакуации населения.

44. ПВР населения создаются для приема, учета и краткосрочного пребывания эвакуированного населения. ПВР располагаются в зданиях общественного назначения на территории внутригородских районов города в безопасных районах.

45. ПВР обеспечивается связью с эвакуационной комиссией района, администрацией пункта посадки (высадки), исходного пункта на маршруте пешей эвакуации населения, а также автомобильным транспортом.

46. К ПВР прикрепляются организации, работники данных организаций с неработающими членами их семей и не занятое в производстве население, попадающие в зоны возможных опасностей.

47. За ПВР закрепляются:

1) ближайшие защитные сооружения гражданской обороны;

2) лечебное учреждение, выделяющее медицинский персонал;

3) организация жилищно-коммунального хозяйства;

4) детские дошкольные учреждения с целью выделения необходимого имущества для оснащения комнаты матери и ребенка;

5) отделение полиции, выделяющее сотрудников для охраны общественного порядка;

6) маршруты эвакуации.

48. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения возглавляются начальниками маршрутов, которые назначаются решениями соответствующих эвакуационных комиссий. Группы управления осуществляют:

1) организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

2) ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

3) оказание медицинской помощи в пути следования;

4) организацию охраны общественного порядка.

49. Администрации внутригородских районов, на территорию которых планируется эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, создают эвакоприемную комиссию. Задачами эвакоприемной комиссии являются:

1) планирование, прием, размещение и первоочередное жизнеобеспечение эвакуированного населения;

2) организация и контроль за комплектованием и качественной подготовкой подведомственных эвакоприемных комиссий;

3) организация и контроль обеспечения эвакуационных мероприятий;

4) учет, организация хранения материальных и культурных ценностей.

50. Эвакуационной комиссией города, эвакуационными комиссиями и эвакоприемными комиссиями районов создаются оперативные группы. В их задачи входит:

1) оповещение, сбор, учет и организация посадки (высадки) эвакуируемого населения на транспорт;

2) распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн и сопровождение их по маршруту эвакуации;

3) осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и своевременное информирование эвакуационных комиссий города и районов;

4) организация и поддержание общественного порядка;

5) организация управления и связи в ходе эвакуации.

51. Администрации пунктов посадки (высадки) эвакуируемого населения формируются из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций. В их задачи входит:

1) обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

2) организация посадки (высадки) людей на транспортные средства;

3) организация погрузки (выгрузки) подлежащих эвакуации материальных и культурных ценностей;

4) обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакуационных комиссий.

52. После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления города в решении вопросов по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

53. Работники эвакуационных и эвакоприемных комиссий, ПВР заблаговременно в мирное время проходят подготовку на курсах гражданской обороны в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт гражданской безопасности», учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

V. Обеспечение эвакуации населения

 

54. Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно (в мирное время) планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по оповещению и связи, транспортному, медицинскому, инженерному, материально-техническому, финансовому обеспечению, коммунально-бытовому обеспечению, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения.

55. Обеспечение оповещения и связи при осуществлении эвакуационных мероприятий проводится через дежурно-диспетчерский центр Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба – 112 города» силами и средствами муниципальной системы оповещения и информирования населения города, локальных систем оповещения.

Руководители организаций оповещаются через дежурно-диспетчерский центр Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба – 112 города» дежурно-диспетчерскими службами организаций в соответствии с разработанными и утвержденными схемами оповещения.

56. Транспортное обеспечение эвакуационных перевозок возлагается на Управление транспорта Администрации города, руководителей организаций и владельцев личного автотранспорта.

Для решения внезапно возникающих задач в ходе эвакуации населения создается резерв автотранспорта. Председатель эвакуационной комиссии города определяет порядок его использования.

57. Медицинское обеспечение эвакуируемого населения возлагается на Управление здравоохранения Администрации города, лечебно-профилактические учреждения, муниципальные аптеки.

На период проведения эвакуационных мероприятий на ПВР, пунктах посадки (высадки), маршрутах пешей эвакуации развертываются медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников.

58. Инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий возлагается на Управление капитального строительства Администрации города, строительные, строительно-монтажные и другие родственные по профилю организации и включает в себя оборудование в инженерном отношении ПВР, приемных эвакуационных пунктов, пунктов посадки (высадки), маршрутов пешей эвакуации, автомобильных маршрутов эвакуации и районов размещения эвакуируемого населения.

59. Материально-техническое обеспечение эвакуации возлагается на Управление по торговле и услугам Администрации города, организации пищевой и перерабатывающей промышленности, склады продовольственных и непродовольственных товаров, овощные базы, предприятия и объекты торговли, общественного питания и бытовых услуг.

60. Финансирование эвакуационных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

61. Коммунально-бытовое обеспечение эвакуационных мероприятий возлагается на Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города, организации жилищно-коммунального комплекса, газификации, водоснабжения и другие организации.

62. Охрана, поддержание и восстановление общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения при проведении эвакуационных мероприятий возлагаются на Управление МВД России по городу, подразделения ведомственной охраны организаций.

 

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ УСТОЙЧИВОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА N В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ И В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ[4]

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права, структуру и порядок организации работы комиссии по содействию устойчивому функционированию организаций города независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее – организации) в условиях военного времени и в чрезвычайных ситуациях (далее – комиссия по ПУФ).

2. Комиссия по ПУФ в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами Администрации города, настоящим Положением.

3. Комиссия по ПУФ является координационным планирующим, консультативным органом.

4. Состав комиссии по ПУФ утверждается распоряжением Администрации города. Возглавляет комиссию Первый заместитель Главы города.

5. Главной задачей комиссии по ПУФ является организация работы по содействию устойчивому функционированию организаций города в чрезвычайных ситуациях с целью снижения возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в военное время, обеспечения жизнедеятельности населения города и создания оптимальных условий для восстановления нарушенного производства.

 

II. Основные задачи и функции комиссии по ПУФ

 

6. Основными задачами и функциями комиссии по ПУФ являются:

1) подготовка муниципальных предприятий и учреждений к работе в условиях военного времени и содействие устойчивому функционированию организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

2) контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и при воздействии современных средств поражения противника в муниципальных предприятиях и учреждениях;

3) проверка заблаговременной разработки мероприятий по надежному и бесперебойному функционированию муниципальных предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность города;

4) обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановление нарушенного управления подведомственными организациями и проведения аварийно-восстановительных работ;

5) оценка состояния, возможностей и потребностей муниципальных предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска необходимых объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

6) рассмотрение в пределах своей компетенции вопросов в части восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

 

III. Права комиссии по ПУФ

 

7. Комиссия по ПУФ имеет право:

1) передавать указания Главы города, направленные на повышение устойчивого функционирования организаций города, структурным подразделениям аппарата Администрации города, отраслевым (функциональным) органам Администрации города;

2) представлять Главе города предложения для целевых городских и научно-технических программ, направленных на повышение устойчивого функционирования организаций города;

3) осуществлять изучение работы районных комиссий и комиссий на муниципальных предприятиях и учреждениях;

4) запрашивать и получать от комиссий районов в городе, организаций материалы и сведения, необходимые для изучения, относящиеся к компетенции комиссии;

5) создавать рабочие группы для изучения вопросов устойчивого функционирования муниципальных предприятий и учреждений в условиях военного времени и чрезвычайных ситуациях, относящихся к компетенции комиссии;

6) участвовать в мероприятиях, связанных с решением вопросов устойчивости организаций города в условиях военного времени и чрезвычайных ситуациях;

7) привлекать по согласованию на безвозмездной основе для выполнения возложенных задач и функций специалистов структурных подразделений аппарата Администрации города и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

 

IV. Структура комиссии по ПУФ

 

8. В структуру комиссии по ПУФ входят:

1) председатель, заместители председателя, секретарь, члены комиссии;

2) группа планирования мероприятий;

3) группа защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности;

4) группа содействия устойчивому функционированию транспорта и дорожного обеспечения;

5) группа подготовки и проведения восстановительных работ.

Основные задачи групп комиссии по ПУФ города:

1) группа планирования мероприятий:

- обобщение, анализ информации, предоставляемой группами комиссии, и представление председателю комиссии результатов работы групп комиссии;

- планирование работы комиссии;

- анализ эффективности мероприятий по повышению устойчивого функционирования социальной сферы;

- анализ эффективности мероприятий по повышению устойчивого функционирования системы управления и связи;

2) группа защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности:

- анализ эффективности системы защиты населения города и обеспечения его жизнедеятельности;

- определение возможных потерь населения, разрушений объектов жизнеобеспечения;

- определение степени устойчивости элементов и систем электро- и теплоснабжения, водо- и топливоснабжения в чрезвычайных ситуациях;

- анализ возможности работы организаций, предприятий и учреждений города от автономных источников энергоснабжения и использования для этих целей запасов твердого топлива на территории города;

- определение потерь мощностей организаций по выпуску товаров потребления, предоставления услуг населению;

- подготовка и реализации предложений по дальнейшему совершенствованию защиты населения и обеспечению его жизнедеятельности, в том числе тепло- и водоснабжения;

3) группа содействия устойчивому функционированию транспорта и дорожного обеспечения:

- анализ эффективности мероприятий по повышению устойчивого функционирования транспорта;

- определение возможных потерь транспортных средств и разрушений транспортных коммуникаций и сооружений на них в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

- подготовка и реализация предложений по совершенствованию устойчивого функционирования транспорта;

4) группа подготовки и проведения восстановительных работ:

- анализ степени подготовленности строительных и строительно-монтажных организаций, а также специальных формирований к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- выработка предложений по организации управления восстановительными работами и очередности их выполнения;

- расчет сил, средств и сроков проведения восстановительных работ на объектах жизнеобеспечения города.

 

V. Организация работы комиссии по ПУФ

 

9. Комиссия по ПУФ осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы на год, который утверждается ее председателем.

Заседания комиссии по ПУФ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседания комиссии по ПУФ проводит ее председатель или по его поручению – один из его заместителей.

Заседание комиссии по ПУФ считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее состава.

10. Решения комиссии по ПУФ принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии по ПУФ. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии по ПУФ.

Решения комиссии по ПУФ оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем комиссии по ПУФ или его заместителем, председательствующим на заседании.

Решения комиссии по ПУФ доводятся до ее членов, а также до заинтересованных организаций не позднее 10 дней со дня заседания.

Заинтересованные организации обязаны по истечении установленного решением срока информировать комиссию по ПУФ о результатах выполнения ее решения.

11. Решение комиссии по ПУФ в течение двух дней направляется Главе города для принятия решения, оформляемого в виде соответствующего правового акта.

12. Оповещение членов комиссии по ПУФ в случае необходимости осуществляется по решению председателя комиссии по ПУФ (его заместителей) через дежурно-диспетчерский центр муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба города».

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 1/2021.

 

 

 

 

[1] Утверждается постановлением Администрации города.

[2] Утверждается постановлением Администрации города.

[3] Утверждается постановлением Администрации города.

[4] Утверждается постановлением Администрации города.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 561