Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы |
I. Общие положения
1. Настоящий порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее – Порядок) определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения НАСФ и НФГО на территории муниципального района (далее – МР). 2. НАСФ создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. 3. НФГО создаются организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. 4. Правовые основы создания и деятельности НАСФ и НФГО составляют Федеральные законы от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», приказы МЧС России от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», от 18.12.2014 N 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне». 5. Администрация МР в пределах своих полномочий создает и поддерживает в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для: - проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - обеспечения мероприятий по гражданской обороне на территории МР. В группировку сил и средств гражданской обороны МР входят НАСФ и НФГО, создаваемые организациями, предприятиями и учреждениями, осуществляющие деятельность на территории МР. Состав группировки сил гражданской обороны МР определяется на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения МР задач. 6. Организации, создающие НАСФ и НФГО: - разрабатывают планы приведения в готовность НАСФ и НФГО, которые подлежат согласованию с отделом по делам ГО и ЧС администрации МР в установленном порядке; - разрабатывают штаты и табели оснащения НАСФ и НФГО специальной техникой и имуществом; - укомплектовывают НАСФ и НФГО личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом; - осуществляют подготовку и руководство деятельностью НАСФ и НФГО; - ведут учет созданных НАСФ и НФГО. 7. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, НФГО, нештатных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций. 8. Функции общего руководства по организации создания, планированию применения НАСФ и НФГО, а также ведению реестра организаций, создающих НАСФ и НФГО на территории МР, возлагаются на отдел по делам ГО и ЧС администрации МР.
II. Создание нештатных аварийно-спасательных формирований
1. НАСФ создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». НАСФ представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. 2. Основными задачами НАСФ являются: - проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; - участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); - санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; - участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения; - обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения. 3. НАСФ привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения МР. 4. При создании НАСФ учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. 5. НАСФ подразделяются: - по подчиненности: территориальные формирования и формирования организаций; - по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты. Количество и перечень создаваемых НАСФ определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ. Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часа. 6. Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в формирования на период до их призыва (мобилизации). Зачисление граждан в состав формирований производится приказом руководителя организации. Основной состав руководителей и специалистов НАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений. 7. Обеспечение формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях. 8. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций МЧС России по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, а также приказа МЧС России от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». 9. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает: - обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»; - обучение руководителей НАСФ в соответствии с примерной программой обучения личного состава НАСФ, рекомендуемой МЧС России; - обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава НАСФ, рекомендуемой МЧС России; - участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф. 10. Обучение личного состава НАСФ в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки НАСФ в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения НАСФ. 11. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка. Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия. Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители НАСФ, а на учебных местах – командиры структурных подразделений НАСФ. Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации. На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов. Практические занятия с формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям. Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы. 12. Личный состав НАСФ должен знать: - характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них; - особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе); - предназначение НАСФ и функциональные обязанности; - производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта; - порядок оповещения, сбора и приведения НАСФ в готовность; - место сбора НАСФ, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ; - назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении НАСФ; - порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий. 13. Личный состав НАСФ должен уметь: - выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ; - поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы; - оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места; - работать на штатных средствах связи; - проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий; - незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; - выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации. Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).
III. Создание нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны
1. НФГО на территории МР создаются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Состав, структура и оснащение НФГО на территории МР определяются в соответствии с Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701. 3. Состав, структура и оснащение НФГО организаций, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности и отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, определяются их руководителями. 4. Организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне: - создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО; - осуществляют обучение личного состава НФГО; - создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО. 5. НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции. 6. Для НФГО на территории МР сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часа. 7. Личный состав НФГО комплектуется организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. 8. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». 9. Подготовка и обучение личного состава НФГО осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», нормативными правовыми актами Республики Коми и администрации МР.
IV. Создание нештатных формирований
Руководители учреждений, предприятий и организаций (далее – организации), не отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также не эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, могут самостоятельно определять необходимость создания НФ. НФ создаются для защиты работников, организаций от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне. В данных целях создаются нештатные формирования: охраны общественного порядка, противопожарные, оповещения и связи, санитарные и другие. Порядок создания, подготовки, оснащения и применения НФ должен быть определен приказом, утверждаемым руководителем организации. Состав, структура и оснащение НФ определяются руководителями организации, исходя из существующих рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и объема выполняемых мероприятий гражданской обороны. Порядок оповещения и сбора, штатная численность, укомплектованность табельным имуществом, задачи НФ могут определяться в Планах гражданской обороны, планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (инструкциях по действиям персонала при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), в порядках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны или в планах приведения в готовность НФ. Объем и программа подготовки личного состава нештатных формирований определяются руководителем организации самостоятельно исходя из предназначения созданных формирований.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2021. Другие статьи по теме | |
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022) | |
Просмотров: 1809 |