Главная » Статьи » Организация ГО |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 2/2022. Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail zdrav1@mail.ru копию документа, подтверждающего подписку.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Кудряшов А.И. Ведущий специалист отдела ГО и ЧС ЦИПЗО
Каждый ответственный за гражданскую оборону (ГО) в своей организации должен знать основы организации и ведения ГО в своем муниципальном районе (городе). В представленной статье рассмотрены организация и основные направления подготовки к ведению и ведения ГО, а также основные мероприятия по ГО в муниципальном образовании и организациях, расположенных на его территории.
Организация и ведение гражданской обороны в муниципальном районе осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», «Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденным приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, и иными нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны. На их основе разрабатывается соответствующее Положение, определяющее организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальном районе и организациях, расположенных на его территории. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС) и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – план основных мероприятий) района (организации). План основных мероприятий муниципального района на год разрабатывается управлением ГО и ЧС администрации муниципального района и согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ. План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работником) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с управлением ГО и ЧС администрации муниципального района. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории района и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Подготовка к ведению гражданской обороны определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в районе (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории района (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны осуществляется на основе плана гражданской обороны и защиты населения района, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. План гражданской обороны и защиты населения определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время. Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне осуществляется органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций района. Администрация муниципального района определяет перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня по гражданской обороне. Администрация муниципального района и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. По решению руководителя гражданской обороны в районе создаются спасательные службы (медицинская, инженерная, убежищ и укрытий, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, транспортная, автодорожная, торговли и питания, защиты культурных ценностей), организация и порядок деятельности которых определяется создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах. В состав спасательных служб района входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее – НФГО) и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вид и количество спасательных служб определяется на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения. Положение о спасательной службе разрабатывается организацией, создающей службу, и согласовывается с управлением ГО и ЧС администрации муниципального района, руководителем соответствующей спасательной службы субъекта РФ и утверждается руководителем организации. Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в районе и организациях, а также контроль в этой области осуществляются ГУ МЧС России по субъекту РФ. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в районе и организациях заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются заместителями руководителей гражданской обороны. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями о комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимает руководитель гражданской обороны в отношении созданных сил гражданской обороны. Руководство гражданской обороной на территории муниципального района осуществляет Глава муниципального района, на территории поселений, входящих в состав района, – главы поселений, а в организациях – их руководители. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» Глава муниципального района, главы поселений и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в районе (организациях), являются управление ГО и ЧС администрации муниципального района (работники организаций), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Начальник управления ГО и ЧС администрации муниципального района (работники по гражданской обороне) подчиняется непосредственно руководителю гражданской обороны района (организации). В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории района организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее – информация) и обмен ею. Сбор и обмен информацией осуществляются между администрацией муниципального района, организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Администрация муниципального района представляет информацию в Правительство субъекта РФ, организации – в администрацию муниципального района (через ЕДДС). Мероприятия по гражданской обороне осуществляются в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны федерального, регионального и муниципального уровней. Администрация муниципального района в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет следующие основные мероприятия: 1) по подготовке населения в области гражданской обороны: - разработка примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований; - организация и подготовка населения района способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - подготовка личного состава формирований и служб района; - проведение учений и тренировок по гражданской обороне; - организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территории района; - создание, оснащение учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны района в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию; - пропаганда знаний в области гражданской обороны. 2) по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - поддержание в состоянии постоянной готовности местной системы оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; - установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; - сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею. 3) по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: - организация планирования, подготовки и проведения приема и размещения эваконаселения, материальных и культурных ценностей; - подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; - создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава. 4) по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: - сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; - приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений для укрытия населения; - планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время; - обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; - накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; - обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки. 5) по световой и другим видам маскировки: - определение перечня объектов, подлежащих маскировке; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки. 6) по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ. 7) по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами; - предоставление населению коммунально-бытовых услуг; - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения; - проведение лечебно-эвакуационных мероприятий; - оказание населению первой помощи; - определение численности населения, оставшегося без жилья; - инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения; - размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда; - предоставление населению информационно-психологической поддержки. 8) по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: - создание и организация деятельности добровольной пожарной охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны; - организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время; - заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров. 9) по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению): - введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; - совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами. 10) по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: - заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов; - создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны; - организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий. 11) по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций: - создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны; - восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения; - обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения; - усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра. 12) по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: - обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, планирование их действий; - создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации; - создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; - создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения. 13) по срочному захоронению трупов в военное время: - заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений; - создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций; - оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших; - организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших; - организация санитарно-эпидемиологического надзора. 14) по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: - создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики; - рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; - разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства; - планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время; - заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса; - создание страхового фонда документации; - повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения. 15) по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны: - создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием; - подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; - планирование действий сил гражданской обороны; - определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий. Другие статьи по теме | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (25.04.2025) | |
Просмотров: 24 |