Организация гражданской обороны на муниципальном уровне: цели, задачи, основные мероприятия
Главная » Статьи » Организация ГО

Организация гражданской обороны на муниципальном уровне: цели, задачи, основные мероприятия

Законодательно закрепленной целью гражданской обороны (ГО) является защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации (РФ) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера. Для достижения этой цели в статье 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» сформулированы основные задачи в области ГО (всего их 15):

- подготовка населения в области ГО;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

В «Положении о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, содержатся перечни мероприятий, направленных для решения законодательно утвержденных задач в области ГО.

Большинство мероприятий по решению вышеуказанных задач ГО проводится на муниципальном уровне, в связи с чем вопросам организации и ведения ГО в муниципальном образовании должно уделяться особое внимание.

Организация ГО на муниципальном уровне (район, город) осуществляется в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней в этой области. На их основе разрабатывается Положение об организации и ведении ГО в соответствующем муниципальном образовании[1], утверждаемое постановлением Главы района (города), который по должности является руководителем ГО своего муниципального образования. Положение определяет порядок подготовки к ведению и ведение ГО в муниципальном образовании.

Глава района (города) – руководитель ГО для решения задач в области ГО создает и содержит силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планирует и осуществляет мероприятия по ГО.

 

Полномочия администрации муниципального образования и организаций в области ГО

Структурным подразделением администрации муниципального образования, уполномоченным на решение задач в области ГО на территории муниципального образования, является отдел ГО и ЧС администрации.

Приказы и распоряжения руководителя ГО муниципального образования, изданные в пределах его компетенции в области ГО, обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами муниципального образования.

Администрация муниципального образования:

- проводит мероприятия по ГО, разрабатывает и реализовывает план ГО и защиты населения муниципального образования;

- проводит подготовку и обучение населения в области ГО;

- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию местную систему оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- проводит мероприятия по подготовке к эвакуации населения и приему эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- проводит первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создает и содержит в целях ГО запасы продовольствия, медицинских средств, средств индивидуальной защиты и иных средств;

- обеспечивает своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты ГО;

- создает и поддерживает в состоянии готовности силы и средства ГО, необходимые для решения вопросов местного значения.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ:

- планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют обучение своих работников в области ГО;

- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО[2], создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО[3].

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

 

Подготовка к ведению и ведение ГО

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера и осуществляется на основании годового и перспективного планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах (далее – план основных мероприятий) в муниципальном образовании.

Ведение ГО осуществляется на основе плана ГО и защиты населения муниципального образования, в котором определены объем, организация, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в военное время.

План основных мероприятий на год разрабатывается администрацией муниципального образования (отделом ГО и ЧС) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.

По решению руководителя ГО муниципального образования создаются спасательные службы (службы ГО): медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие, организация и порядок деятельности которых определяются создающим их органом в соответствующих положениях о спасательных службах. В состав спасательной службы муниципального образования входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований (штатных и нештатных), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (НФГО) и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планом ГО и защиты населения задач.

Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается руководителем соответствующей службы, согласовывается с территориальным органом МЧС России и органом управления ГОЧС администрации муниципального образования и утверждается руководителем ГО муниципального образования.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в муниципальном образовании, а также контроль в этой области осуществляется территориальным органом МЧС России и органом управления ГОЧС администрации муниципального образования.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий заблаговременно в мирное время создается эвакуационная комиссия муниципального образования. Эвакуационная комиссия возглавляется одним из заместителей Главы муниципального образования. Деятельность эвакуационной комиссии регламентируется Положением об эвакуационной комиссии, утверждаемым Главой муниципального района (города).

Силы спасательных служб в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств спасательных служб для ликвидации последствий ЧС принимает руководитель ГО муниципального образования.

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории муниципального образования организуется сбор информации в области ГО и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляется Администрацией муниципального образования, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО.

 

Мероприятия по ГО

Администрация муниципального образования в целях решения задач в области ГО планирует и осуществляет следующие основные мероприятия:

1) по подготовке населения в области ГО:

- разработка с учетом особенностей муниципального образования и на основе утвержденных примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников ГО, личного состава формирований и спасательных служб муниципального образования;

- организация и подготовка населения муниципального образования к способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- подготовка личного состава формирований и спасательных служб муниципального образования;

- проведение учений и тренировок по ГО;

- организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и спасательных служб организаций, находящихся на территории муниципального образования;

- создание, оснащение учебно-консультационных пунктов по ГО и организация их деятельности;

- осуществление пропаганды знаний в области ГО;

2) по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (возложено на спасательную службу связи и оповещения):

- поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

- содействие по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области ГО и обмен ею;

3) по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (возложено на эвакуационную комиссию при администрации муниципального образования):

- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных сильных разрушений, возможного химического заражения (загрязнения), а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою производственную деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО;

- подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;

4) по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты (возложено на коммунально-техническую спасательную службу):

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

- разработка планов наращивания инженерной защиты территории муниципального образования;

- приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений ГО в военное время;

- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

5) по световой и другим видам маскировки (возложено на спасательную службу энергоснабжения):

- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

- разработка плана осуществления комплексной маскировки территории муниципального образования;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территории муниципального образования;

6) по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (возложено на руководителей организаций:

- создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

7) По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер (возложено на следующие спасательные службы: коммунально-техническая, торговли и питания, медицинская, инженерная):

- планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

- предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;

- проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

- развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне;

- оказание населению первой помощи;

- определение численности населения, оставшегося без жилья;

- инвентаризация сохранившегося и оценка состояния, поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

- размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных организациях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

- предоставление населению информационно-психологической поддержки;

8) по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области ГО и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

- организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, в военное время;

- заблаговременное создание запасов средств для тушения пожаров;

9) по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

- организация создания и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения – действующих специализированных учреждений, подразделений и служб органов государственной власти субъекта РФ и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории субъекта РФ;

- введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценки степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;

10) по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий муниципального образования (возложено на санитарно-эпидемиологическую службу):

- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

- создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий, подготовка их в области ГО;

- организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;

11) по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

- создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

- восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуация населения;

- обеспечение беспрепятственного передвижения сил ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

- усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятия мер по охране имущества, оставшегося без присмотра;

12) по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время (возложено на коммунально-техническую службу):

- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения;

13) по срочному захоронению трупов в военное время (возложено на коммунально-техническую службу):

- заблаговременное (в мирное время) определение мест возможных захоронений;

- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

- оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

- перевозка и захоронение погибших;

14) по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (возложено на спасательную службу торговли и питания):

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики, расположенных на территории муниципального образования;

- рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий ГО;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации;

- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения;

15) по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО муниципального образования (возложено на администрацию муниципального образования):

- создание и оснащение сил ГО современной техникой и оборудованием;

- подготовка сил ГО к действиям, проведение учений и тренировок по ГО;

- разработка и корректировка планов действий сил ГО;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

Финансирование мероприятий по ГО в муниципальном образовании осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 6/2020.

 

 

[1] Положение разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», «Положением о гражданской обороне в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804), законом субъекта РФ от «О гражданской обороне на территории субъекта РФ», «Положением об организации и ведении ГО в субъекте РФ» и иными нормативно-правовыми актами в области ГО и защиты от ЧС федерального и регионального уровня.

[2] В настоящее время выделяют 3 категории по ГО: особой важности, первая и вторая категория. Правила отнесения организаций к категориям по ГО утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804. Документ определяет порядок отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

[3] Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО утвержден приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020)
Просмотров: 1279