О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году

Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году (далее – доклад)[1] подготовлен МЧС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.1995 N 444 (ред. от 17.08.2019) «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с учетом информации и аналитических разработок федеральных органов исполнительной власти, материалов органов исполнительной власти субъектов РФ и данных научных исследований в этой области за 2020 год. Доклад рассмотрен на Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 19.03.2021 N 1). Отмечено, что государственная политика Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации и является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации.

Доклад содержит:

- основные показатели и оценку состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера;

- основные результаты функционирования подсистем РСЧС;

- статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2020 г.;

- сведения о выполнении мероприятий по реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года»[2] и «Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года»[3];

- прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций на 2021 год;

- основные выводы о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В 2020 году в Российской Федерации произошла 331 ЧС, что на 65 ЧС больше, чем в 2019 г. Отмечено снижение общего числа техногенных ЧС на 35, при этом общее количество природных ЧС увеличилось на 55, а биолого-социальных – на 45.

Общий материальный ущерб от ЧС в 2020 году составил 163,8 млрд. руб.

Среди техногенных ЧС снизилось количество аварий пассажирских поездов (на 20 %), аварий грузовых и пассажирских судов (на 33,33 %), дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями (на 31,09 %). Не было гидродинамических аварий. Увеличилось количество аварий на магистральных нефтепроводах и внутрипромысловых нефтепроводов и магистральных газопроводов (на 25 %), аварий с выбросом (угрозой выброса) АХОВ (на 150 %), а также аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения (на 100 %).

В природной среде отмечается снижение количества ЧС, вызванных опасными геологическими явлениями (на 50 %), сильным дождем и снегопадом (на 33,33 %) и снежными лавинами (на 100 %). При этом отмечается рост ЧС, вызванных землетрясениями (на 100 %), ураганами (шквалами) (на 900 %), морскими опасными гидрологическими явлениями (на 100 %), отрывами прибрежных льдов (на 100 %), опасными гидрологическими явлениями (на 70,59 %) и крупными природными пожарами (на 316,67 %).

Рост количества ЧС биолого-социального характера связан с увеличением случаев инфекционной заболеваемости сельскохозяйственных животных (на 314,29 %) и поражением сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (на 100 %).

Вместе с этим благодаря своевременно принимаемым мерам по защите населения и территорий от ЧС, количество погибших уменьшено на 38,72 %, а количество пострадавших – на 94,83 %.

В 2020 году количество пожаров уменьшилось на 6,8 % (зарегистрировано 439394 пожаров), количество погибших людей при пожарах – на 3,0 % (всего погибло 8313 человек, получивших травмы при пожарах – на 11,0 % (всего травмировано 8434 человек).

На пожарах спасены 34661 человек и материальные ценности на сумму более 71,9 млрд. рублей. Однако прямой материальный ущерб увеличился на 14,9 %.

Среднее время прибытия первого пожарного подразделения на пожары незначительно увеличилось по сравнению с 2019 г., вместе с тем не превысило нормативного.

В 2020 году продолжалось развитие добровольной пожарной охраны. Численность личного состава общественных объединений пожарной охраны составляет 461 тыс. человек. В течение 2020 г. подразделения добровольной пожарной охраны участвовали в тушении 39,3 тыс. пожаров, в том числе самостоятельно потушили 8,4 тыс. пожаров, в качестве дополнительных сил приняли участие в тушении 30,8 тыс. пожаров.

В 2020 году проведено 4952 проверки противопожарного состояния объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, в ходе которых выявлено 2035 организаций, где зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности.

В ходе проведенного комплекса надзорно-профилактических мероприятий выявлено и пресечено 9692 нарушения противопожарных требований.

В 2020 году отмечается увеличение происшествий на водных объектах на 3 % по сравнению с 2019 г. (произошло 3588 происшествий). Количество погибших людей на водных объектах в 2020 г. увеличилось на 4 % и составило 3154 чел., что на 120 чел. больше, чем в 2019 году. На рост количества происшествий и гибели людей на водных объектах в 2020 г. повлияло увеличение в 2-3 раза количества отдыхающих в летний период на водоемах в связи с невозможностью организации других видов отдыха в условиях карантинных ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В связи с этим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления необходимо принять дополнительные меры по обеспечению безопасности мест массового отдыха людей на водных объектах, в том числе увеличить количество таких мест с соблюдением установленных требований безопасности.

В 2020 году подразделениями военизированных горноспасательных частей МЧС России на обслуживаемых объектах ликвидировано 30 аварий. Выполнено 304 выезда на обслуживаемые предприятия, в результате которых была оказана медицинская помощь 248 работникам, 39 из них – в подземных условиях.

Силами МЧС России на двусторонней основе проведено 22 гуманитарных операции за пределами Российской Федерации.

В целом, силы и средства РСЧС своевременно реагировали на возникавшие ЧС, пожары и происшествия.

Вместе с тем требуется принятие дополнительных мер, направленных на подготовку органов управления и сил к ликвидации ЧС, связанных с нефтеразливами, а также с распространением заболеваний, представляющих опасность для окружающих. При этом учитывая, что одним из основных источников ЧС в Арктической зоне Российской Федерации являются аварии на объектах добычи, переработки и транспортировки углеводородов, аварийные разливы нефтепродуктов, особую актуальность приобретает развитие сил и средств для реагирования на ЧС в Арктической зоне Российской Федерации.

В 2020 году продолжалась работа по развитию органов управления РСЧС. В Российской Федерации функционирует система органов повседневного управления, основу которой составляют Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России – на федеральном уровне, центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ – на региональном уровне, а также 2315 ЕДДС на муниципальном уровне. Реализованы задачи по обмену информацией в области защиты населения и территорий от ЧС во всех режимах функционирования.

При этом на муниципальном уровне необходимо завершить работу по заключению соглашений и регламентов по информационному взаимодействию.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации МЧС России проводит цифровую трансформацию РСЧС, в рамках которой создается цифровая платформа, позволяющая перевести всю систему реагирования на предупреждение ЧС.

Принята в эксплуатацию «Автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС» (АИУС РСЧС), в которой ведется база более 800 тыс. паспортов территорий и объектов и моделируются чрезвычайные ситуации с последующим формированием предложений для принятия решения руководителями органов исполнительной власти.

В рамках формирования единого информационного пространства органов повседневного управления РСЧС проводится разработка регламентов информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и организациями с целью последующей интеграции информационных ресурсов с АИУС РСЧС.

Создана информационная система «Атлас опасностей и рисков»[4], которая является публичной частью АИУС РСЧС. В ее составе функционирует сегмент, в котором содержатся информация для обеспечения безопасности жизнедеятельности, сведения и предупреждения о рисках, имеется доступ к статистическим и оперативным данным, моделям развития обстановки, результатам аэрофотосъемки беспилотной авиации МЧС России, ежедневному оперативному прогнозу, экстренным предупреждениям и метеорологической информации.

В 2020 году продолжалась работа по накоплению финансовых и материальных резервов. Во всех субъектах РФ созданы резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в объеме 178,2 млрд. руб. По сравнению с 2019 годом объем финансовых резервов увеличился на 45,5 % (81,1 млрд. руб.).

В 2020 году объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, накопленный органами исполнительной власти субъектов РФ, составил 81,2 % от планируемого объема накопления (11,5 млрд. руб.). По сравнению с аналогичным периодом 2019 г. он уменьшился на 0,4 % (49 млн. руб.). В республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Ивановской, Нижегородской, Псковской, Самарской, Томской, Ульяновской областях и Еврейской автономной области созданы резервы в объеме менее 50 % от запланированного. Таким образом, субъектам РФ необходимо продолжить целенаправленную работу по накоплению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Резервы материальных и финансовых ресурсов общим объемом 374,9 млн. руб. использовались в 2020 году на выполнение превентивных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости COVID-19, предупреждение и ликвидацию последствий ЧС, в том числе при ликвидации аварий на объектах ЖКХ, на проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ и другие цели.

В 2020 году в целях законодательного обеспечения развития системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру» 112» (далее – система-112) принят Федеральный закон от 30.12.2020 «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проведены государственные испытания системы-112 в 80 субъектах РФ, в 63 из них она введена в постоянную эксплуатацию. Изданы приказы Минцифры России об использовании операторами связи номера «112» на территориях 55 субъектов РФ, еще для 8 субъектов РФ приказы находятся в стадии подготовки.

Количество обработанных вызовов в системах-112 составило более 63,8 млн (что на 6 % превышает аналогичный показатель за 2019 год).

Последовательно совершенствуется порядок организации информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении ЧС на региональном и муниципальном уровнях.

В 2020 году осуществлялся контроль готовности региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения (далее – РАСЦО). Результат проверок показал, что в 46 субъектах РФ РАСЦО оценены как «готовы к выполнению задач», в 37 субъектах РФ –»ограниченно готовы к выполнению задач», в двух субъектах РФ (Еврейская автономная область и Оренбургская область) – «не готовы к выполнению задач». Субъектам РФ необходимо продолжить работу организационного и технического характера по приведению и поддержанию РАСЦО в готовности к выполнению задач.

В рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС в 2020 году повысили квалификацию более 278 тыс. чел. руководителей всех уровней и работников РСЧС.

В 2020 году совместно с территориальными органами МЧС России по субъектам РФ организована работа по подготовке и проведению межрегиональных соревнований «Школа безопасности» и межрегиональных полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный» и «Юный водник». В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации (COVID-19) все мероприятия были организованы и проведены в дистанционном формате.

Организовано и проведено 27 мероприятий, из них 3 – межрегиональные соревнования «Школа безопасности» и 24 – межрегиональные полевые лагеря «Юный спасатель», «Юный пожарный» и «Юный водник». Общее количество участников межрегиональных соревнований и полевых лагерей составило 2231 чел.

В 2020 году выполнены мероприятия по реализации документов стратегического планирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в соответствии с утвержденными Правительством РФ планами.

Совершенствовались вопросы нормативно-правового регулирования в целях обеспечения гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства, в том числе в рамках «регуляторной гильотины»[5].

Принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», уточняющий понятие «чрезвычайная ситуация» и наделяющий Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по установлению при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения.

В целях повышения эффективности обеспечения экологической безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, принят подготовленный совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введены новые обязанности для лиц, осуществляющих деятельность по добыче, производству, транспортированию, хранению и реализации углеводородного сырья и продукции из него, в том числе по разработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении вышеуказанной деятельности.

Утвержден ряд нормативных правовых актов Правительства РФ и МЧС России в области пожарной безопасности, оповещения населения, развития системы управления и обеспечения готовности сил и средств РСЧС к действиям по предназначению.

Подготовлены и проходят процедуры рассмотрения проекты федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства РФ в сфере безопасности жизнедеятельности.

В 2020 году была продолжена разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов при чрезвычайных ситуациях. Приняты постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам и критически важным объектам.

При этом федеральным органам исполнительной власти необходимо активизировать работу по разработке и принятию нормативно-правовых актов, утверждающих критерии отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам и критически важным объектам.

В 60 субъектах РФ расположено 3256 бесхозяйных гидротехнических сооружений, что на 4 % меньше соответствующего показателя 2019 году и составляет 14,1 % от их общего количества (23169), внесенных в базу данных Ростехнадзора. В связи с этим субъектам РФ необходимо особое внимание уделить выполнению планов мероприятий по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.10.2020 N 1606 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался».

В целях развития системы управления РСЧС разработано Типовое положение о функциональных подсистемах (ФП) РСЧС федерального органа исполнительной власти (уполномоченной организации), которое одобрено на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Федеральными органами исполнительной власти проводится работа по актуализации положений о ФП РСЧС.

Проведенный анализ показал, что 21 из 45 функциональных подсистем РСЧС фактически не участвовали в ликвидации ЧС в 2020 г. по причине отсутствия соответствующих полномочий и необходимых сил и средств. Поэтому необходимо провести работу по уточнению перечня и задач создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями ФП РСЧС с учетом прогнозируемых опасностей и возможностей реагирования на современные угрозы.

В субъектах РФ продолжается развитие систем раннего обнаружения быстроразвивающихся опасных природных явлений и процессов, модернизация существующих и разработка современных технологий и методов прогнозирования, а также расширение сетей мониторинга и повышение эффективности предупреждения ЧС.

 

Заключение

Деятельность органов управления и сил РСЧС была направлена на предупреждение возможных угроз природного и техногенного характера, а также снижение уровня возможного ущерба от них. Мероприятия по защите населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах выполнены в объемах, необходимых для обеспечения общественной безопасности. Совершенствовалась нормативно-правовая база исходя из новых организационных и технологических решений в области безопасности жизнедеятельности населения.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2021.

 

 

[1] Полный текст доклада можно скачать с https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5304.

[2] Утверждены Указом Президента РФ от 11.01.2018 N 12.

[3] Утверждены Указом Президента РФ от 01.01.2018 N 2.

[4] По информации МЧС России мобильные приложения «Термические точки» и информационная система «Атлас опасностей и рисков», успешно апробированные в 2020 году, будут доступны на всей территории нашей страны. В настоящее время она содержит данные о различных природных и техногенных опасностях и угрозах, актуальных для регионов России на текущий момент. Среди них природные пожары, паводки, наводнения, нарушения энергоснабжения населенных пунктов и транспортного сообщения, эпидемии и прочие. В дальнейшем информация будет пополняться и обновляться. Сервис уже доступен гражданам в открытом доступе в сети Интернет. В «Атлас опасностей и рисков» интегрировано мобильное приложение «Термические точки». Оно содержит информацию о термических аномалиях, выявленных с помощью космического мониторинга на территории России, оперативно поступает к заинтересованным службам и ответственным за безопасность территорий должностным лицам. Так они предупреждаются об угрозе возникновения природных пожаров и их возможном переходе на населенные пункты. Оперативность доведения информации экономит время: быстрее удается принять управленческие решения, рассчитать необходимые силы, средства и незамедлительно приступить к выполнению необходимых мероприятий. Пока приложение доступно только для должностных лиц. Планируется, что в 2021 году с информацией смогут ознакомиться все желающие. Внедрение в постоянное пользование информационных сервисов позволит сократить количество пострадавших, снизить материальный ущерб, в частности за счет раннего обнаружения термоточек, и повысит оперативность реагирования на возникающие природные и техногенные угрозы.

[5] «Регуляторная гильотина» – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативно- правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ. Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.

 

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022)
Просмотров: 706