Как проводится смотр-конкурс на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны
Главная » Статьи » Защитные сооружения ГО

Как проводится смотр-конкурс на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны

Смотр-конкурс на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО) в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях проводится в соответствии с Положением о его проведении, утвержденным приказом МЧС России от 13.05.2021 N 308. Правовую основу смотра-конкурса составляют федеральные законы от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», от 23.04.1994 N 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», а также приказы МЧС России от 15.12.2002 N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», от 05.04.1996 N 225 «О сохранении фонда средств коллективной защиты».

Смотр-конкурс проводится в целях:

- оценки состояния работы органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций по совершенствованию защиты и жизнеобеспечения населения, обеспечению бесперебойного функционирования объектов экономики в условиях возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также военного времени;

- сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, обеспечения требуемых условий их содержания и эксплуатации, поддержания в постоянной готовности к использованию по предназначению;

- формирования общественного мнения о важности и необходимости заблаговременного проведения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, связанных с предоставлением населению средств коллективной защиты;

- информирования о деятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами смотра-конкурса являются:

- выявление эффективных форм и способов использования фонда ЗС ГО в условиях мирного времени для поддержания в готовности к приему укрываемого населения;

- распространение передового опыта работы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций по вопросам содержания, эксплуатации и использования ЗС ГО;

- обеспечение сохранности фонда ЗС ГО и их готовность к использованию по назначению;

- обеспечение постоянного контроля за ведением учета ЗС ГО, их состоянием и использованием.

 

Порядок проведения смотра-конкурса

Участие в смотре-конкурсе является добровольным.

Смотр-конкурс организовывается и проводится в отношении убежищ с учетом их вместимости, разделенных на следующие группы:

I группа – убежища вместимостью до 150 человек;

II группа – убежища вместимостью от 150 до 600 человек;

III группа – убежища вместимостью от 600 человек и более.

В каждой группе присуждаются три призовых места.

Смотр-конкурс проводится в четыре этапа:

На первом этапе муниципальными комиссиями по проведению смотра-конкурса в муниципальных образованиях (далее – муниципальная комиссия) проверяется состояние и документация всех убежищ, имеющихся в районе, городе (городском округе), муниципальном образовании, и определяются лучшие убежища, которые представляются на второй этап смотра-конкурса. Срок проведения – май – июль.

Составы муниципальных комиссий по проведению смотра-конкурса утверждаются соответствующими руководителями органов местного самоуправления (организаций) по согласованию с начальниками главных управлений МЧС России по субъектам РФ (далее – ГУ МЧС России).

На втором этапе территориальными комиссиями по проведению смотра-конкурса на территории соответствующего субъекта РФ (далее – территориальная комиссия) определяются лучшие убежища в субъектах РФ, представляемые на третий этап смотра-конкурса. Срок проведения – август – сентябрь.

Составы территориальных комиссий утверждаются соответствующими председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в субъектах РФ.

На третьем этапе региональными комиссиями по проведению смотра-конкурса в федеральных округах РФ (далее – региональная комиссия) определяются лучшие убежища в федеральных округах РФ. Срок проведения – октябрь.

Составы региональных комиссий определяются начальниками главных управлений МЧС России по субъекту РФ, осуществляющими координацию деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах федерального округа, в рамках полномочий, установленных МЧС России, дислоцированных в субъектах РФ, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов (далее – ГУ МЧС России, осуществляющее координацию деятельности).

На четвертом этапе комиссией МЧС России по рассмотрению итогов проведения смотра-конкурса на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях в 2021 году (далее – Комиссия МЧС России) определяются лучшие убежища в РФ. Срок проведения – ноябрь – декабрь. Состав Комиссии МЧС России определяется приказом МЧС России.

В составы муниципальных, территориальных и региональных комиссий по проведению смотра-конкурса включаются сотрудники соответствующих ГУ МЧС России, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, представители органов местного самоуправления и должностные лица территориального органа Росимущества.

Оценка состояния защитного сооружения гражданской обороны при проведении смотра-конкурса на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях осуществляется на первом этапе смотра-конкурса в соответствии с утвержденными критериями (см. табл. 1).

Результаты оценки отражаются в протоколе с приложением фотоматериалов (не менее 20 качественных фотографий), отражающих реальное состояние ЗС ГО, в том числе:

- фильтро-вентиляционного оборудования (в каком состоянии находятся установленные фильтры, дата их изготовления);

- защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставень;

- элементов систем жизнеобеспечения (электроснабжения, в том числе дизельных станций, водоснабжения, водоотведения, отопления, технологии обитания, противопожарного оборудования);

- строительных конструкций (стен, колонн, полов и перекрытия);

- качество и правильность окраски инженерных систем;

- наличие документации и наглядных пособий.

Победители на этапах смотра-конкурса определяются по наибольшей сумме баллов. Максимально возможное количество баллов – 3000 (см. табл. 1). При наличии недостатков из максимального количества баллов вычитается сумма баллов, снижающая оценку защитного сооружения гражданской обороны. В случае равного количества баллов предпочтение отдается ЗС ГО, получившим большее количество баллов по оценке герметичности убежища и состояния ограждающих конструкций и защитных устройств.

 

Таблица 1

 

Критерии оценки состояния ЗС ГО при проведении смотра-конкурса на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны

 

Основные недостатки, снижающие готовность ЗС ГО

Количество баллов, снижающих оценку состояния ЗС ГО

Оценка герметичности убежища и состояния ограждающих конструкций и защитных устройств

Герметичность убежища не обеспечена, величина эксплуатационного подпора меньше, чем предусмотрено проектом (в этом случае остальные показатели не оцениваются, убежище выставляется для участия в конкурсе только после устранения выявленных неисправностей)

Убежище выставляется для участия в конкурсе только после устранения выявленных неисправностей

В защитных конструкциях (стенах, перекрытии) имеются проемы, не предусмотренные проектом

500

Неисправны защитные и защитно-герметические ворота, двери, ставни (перекос полотна, неисправность затворов), нет уплотнительной резины

10 (за каждую дверь, ставень)

Неисправны противовзрывные устройства, а именно малогабаритные защитные секции (далее – МЗС), унифицированные защитные секции (далее – УЗС), клапан избыточного давления (далее – КИД) установлены негерметично, сопряженные детали не смазаны

10 (за каждое устройство)

Гермоклапаны (далее – ГК) неисправны, закрываются с применением инструмента

20 (за каждый ГК)

Отсутствует маркировка на воротах, дверях, ставнях и др.

5 (за каждое наименование)

Помещения убежища влажные, имеют протечки

30

Планово-предупредительный ремонт сооружения и/или техническое обслуживание не проводятся

50

Примечание: При наличии сборно-разборных нар начисляются баллы в количестве 50 (с приложением фотографий, подтверждающих наличие указанного элемента).

Оценка состояния инженерно-технического обслуживания

Срок эксплуатации фильтров-поглотителей истек (свыше 20 лет)

60 (за каждый комплект)

Фильтровентиляционное оборудование содержится с нарушением правил их эксплуатации

30

Отсутствуют отдельные виды оборудования, предусмотренные проектом

60 (за каждый агрегат)

Воздуховоды, трубы имеют коррозию, их окраска не соответствует установленному цвету

15

Емкости запасов воды имеют нарушение теплоизоляции

10

Неисправны унитаз, раковина, писсуар, запорная арматура

20 (за каждый прибор)

Оборудование, предназначенное для обеспечения жизнеобеспечения в автономном режиме, находится в неисправном состоянии.

Примечание. Наличие оборудования, предназначенного для обеспечения жизнеобеспечения убежища в автономном режиме, обязательно (согласно проектной документации).

200

Отсутствует противопожарное имущество (ручной пенный или углекислотный огнетушитель, ящик с песком, передвижная углекислотная установка)

20 (за каждое наименование)

В сооружении отсутствуют измерительные приборы (тягонапоромер, психрометр, термометр и др.)

10 (за каждый прибор)

В сооружении отсутствует телефонная связь с пунктом управления

50

Оценка технической и эксплуатационной документации

В защитном сооружении отсутствуют:

График приведения защитного сооружения в готовность

50

Паспорт защитного сооружения

20

Журнал содержания и табель оснащения защитного сооружения

10

Журнал проверки состояния защитного сооружения

10

Правила поведения укрываемых

10

План внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств

10 (по каждой из сетей)

План защитного сооружения с указанием оборудования для сидения, лежания и путей эвакуации

10

Инструкции постам по эксплуатации фильтровентиляционного и другого оборудования

10 (по каждой из систем)

Оценка готовности личного состава формирований по обслуживанию защитных сооружений

Формирования по обслуживанию защитных сооружений созданы с нарушением требований Правил эксплуатации ЗС ГО

100

Личный состав недостаточно подготовлен к выполнению мероприятий по приведению защитного сооружения в готовность к приему укрываемых

150

Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты, РХР, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам, установленным Правилами эксплуатации ЗС ГО

100

Оценка готовности к заполнению защитных сооружений укрываемыми

Подходы к защитным сооружениям не расчищены, входы загромождены

100

Ключи хранятся с нарушением установленного порядка. На дверях убежищ нет надписей с указанием мест хранения ключей

300

Оценка эффективности использования защитного сооружения для нужд народного хозяйства и обслуживании населения

Защитное сооружение не используется в соответствии с проектным предназначением в народнохозяйственных целях

50

Не выполняются все требования, обеспечивающие пригодность помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения (материальные ценности хранятся без стеллажей, которые могут быть использованы для сидения и лежания укрываемых, отсутствуют средства механизации для освобождения помещений и др.)

100

 

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 11/2021.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Защитные сооружения ГО | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022)
Просмотров: 545