Организация и ведение гражданской обороны в органе управления образованием и подведомственных организациях
Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании

Организация и ведение гражданской обороны в органе управления образованием и подведомственных организациях

Гражданская оборона (ГО) в органах управления образованием (ОУО) и подведомственных организациях организуется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положением о гражданской обороне в Российской Федерации[1] и иными нормативно-правовыми актами в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по организации обеспечения защиты персонала и учащихся, а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении ОУО и его подведомственных организаций, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом РФ Плана ГО и защиты населения Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»). Ведение ГО заключается в выполнении мероприятий ГО и осуществляется на основе планов ГО.

 

Организация управления ГО

Общее руководство ГО в ОУО осуществляет руководитель ОУО, в подведомственных организациях – соответственно их руководители.

Руководители организаций по должности являются руководителями ГО в своих организациях. При необходимости руководитель организации может делегировать часть своих полномочий в области ГО своим заместителям или иным должностным лицам.

Планирование и организация мероприятий по ГО, подготовка необходимых сил и средств ГО, а также контроль состояния ГО осуществляется:

- в ОУО – структурным подразделением ОУО (или специалистом), уполномоченным на решение задач в области ГО в соответствии с положением о данном структурном подразделении;[2]

- в подведомственных организациях – работниками, уполномоченными на решение задач в области ГО в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) указанных работников.

Для оповещения и обмена информацией в сфере ГО и защиты от ЧС в ОУО создается служба оперативных дежурных (далее – дежурная служба).

Дежурная служба ОУО осуществляет:

- прием сигналов ГО и доведение их до руководящего состава и работников ОУО, руководителей и дежурных служб подведомственных организаций;

- сбор докладов о результатах доведения сигналов оповещения до дежурных служб и руководителей подведомственных организаций;

- контроль за выполнением мероприятий ГО в ОУО и подведомственных организациях;

- обмен информацией и взаимодействие с органами МЧС России, органами ГО и ЧС администрации местного муниципального образования, иными органами и организациями, задействованными в ГО и защите от ЧС;

- информационное обеспечение ОУО и подведомственных организаций о складывающейся и сложившейся обстановке.

Планирование и организация мероприятий ГО и контроль за их выполнением возлагается:

- в ОУО – на структурное подразделение ОУО, уполномоченное на решение задач в области ГО;

- в подведомственных организациях – на работников подведомственных организаций, уполномоченных на решение задач в области ГО в соответствии с их должностными регламентами (должностными инструкциями).

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий (при необходимости) в ОУО и подведомственных организациях заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные органы. Деятельность эвакуационных органов регламентируется положениями о них, а деятельность членов эвакуационных органов – их должностными обязанностями.

Для планирования, подготовки и проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования в ОУО и подведомственных организациях заблаговременно в мирное время создаются комиссии (группы) по повышению устойчивости функционирования. Деятельность комиссий (групп) по повышению устойчивости функционирования регламентируется положениями о них, а деятельность членов указанных комиссий (групп) – их должностными обязанностями.

Для выполнения мероприятий ГО в ОУО и подведомственных организациях могут создаваться нештатные формирования по выполнению мероприятий ГО (НФГО) и нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Деятельность НФГО и НАСФ регламентируется положениями о них, а деятельность их членов – их должностными обязанностями.

 

Основные задачи и функции в области ГО, а также при ЧС природного и техногенного характера

Основными задачами ОУО и подведомственных организаций в области ГО являются:

- подготовка работников ОУО и подведомственных организаций в области ГО;

- подготовка учащихся подведомственных организаций в области ГО;

- оповещение работников ОУО и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- эвакуация (при необходимости) в безопасные районы работников ОУО и подведомственных организаций, членов их семей, учащихся, материальных и культурных ценностей;

- предоставление работникам и учащимся средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в случае возникновения опасностей для работников ОУО и подведомственных организаций при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (при наличии плана-задания);

- первоочередное жизнеобеспечение работников и учащихся, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- организация борьбы с пожарами на объектах ОУО и в подведомственных организациях, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению);

- организация проведения (при необходимости) санитарной обработки работников подведомственных организаций, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники;

- поддержание и восстановление общественного порядка среди работников ОУО и подведомственных организаций при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- организация взаимодействия со специализированными службами ГО по вопросу срочного захоронения трупов работников и учащихся в военное время (в случае применения противником современных средств поражения и массовой гибели работников и учащихся);

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования ОУО и подведомственных организаций и выживания их работников в военное время;

- обеспечение постоянной готовности имеющихся НФГО и НАСФ для выполнения задач ГО.

Не все 15 задач ГО, содержащихся в законе о ГО, подлечат выполнению ОУО и его подведомственными организациями. Все зависит от количества работающих и учащихся, а также принадлежности организации к категории ГО (таких образовательных организаций крайне мало), наличия НФГО и НАСФ. Часть из вышеприведенных задач подлежат выполнению при наличии их в плане-задании по ГО для органов управления и организаций. В первую очередь это касается работ, связанных с наличием соответствующих НФГО и НАСФ с необходимой техникой и обученным персоналом. Соответственно при отсутствии планов-заданий на решение таких задач они при планировании мероприятий по ГО не учитываются.

ОУО в соответствии с возложенными задачами в области ГО осуществляет следующие полномочия и выполняет следующие функции:

- принимает в пределах своих полномочий и в установленном порядке нормативно-правовые акты в области ГО, доводит их до подведомственных организаций, осуществляет контроль за их выполнением;

- осуществляет деятельность по организации и ведению ГО в ОУО и подведомственных организациях;

- организует, планирует и проводит мероприятия по ГО в сфере деятельности ОУО;

- организует финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий ГО в ОУО и подведомственных организациях;

- разрабатывает план ГО ОУО и реализует его при введении в действие;

- разрабатывает и реализует годовые планы основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в ОУО и подведомственных организациях;

- осуществляет управление ГО в ОУО и подведомственных организациях;

- осуществляет сбор и обработку информации в области ГО;

- осуществляет подготовку работников ОУО и подведомственных организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также их защиту от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в том числе при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- планирует, организует и контролирует обучение (подготовку) учащихся подведомственных организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также их защиту от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в том числе при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- организует подготовку руководителей подведомственных организаций в области ГО;

- осуществляет пропаганду в области ГО среди служащих ОУО и подведомственных организациях, а также учащихся;

- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности пункты управления, технические системы управления ГО, системы связи, а также системы оповещения работников ОУО и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- обеспечивает прием сигналов ГО и контролирует их доведение до руководящего состава, работников ОУО и подведомственных организаций, учащихся;

- осуществляет оповещение работников ОУО и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- осуществляет планирование и проведение эвакуационных мероприятий (в случае расположения в зонах возможной опасности: радиационного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления, возможных разрушений);

- осуществляет создание, хранение и освежение запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях обеспечения выполнения мероприятий ГО;

- осуществляет накопление средств индивидуальной защиты (в случае расположения в зонах возможной опасности: радиационного загрязнения или химического заражения), приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля для НАСФ и НФГО (при их наличии), организует их хранение и содержание;

- обеспечивает постоянную готовность к использованию имеющихся защитных сооружений ГО (при их наличии), к укрытию работников ОУО в имеющихся заглубленных и других помещениях подземного пространства;

- организует проведение мероприятий по световой маскировке;

- организует проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для служащих ОУО при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- осуществляет первоочередное жизнеобеспечение служащих ОУО, работников и учащихся подведомственных организаций, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- организует проведение мероприятий по оказанию первой помощи служащим ОУО, работникам и учащимся подведомственных организаций, пострадавшим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- организует доставку в учреждения здравоохранения служащих ОУО, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- организует предупреждение и тушение пожаров на объектах ОУО, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- организует взаимодействие с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению);

- организует взаимодействие с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления по осуществлению санитарной обработки (при необходимости) служащих ОУО, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;

- организует поддержание и восстановление общественного порядка среди служащих ОУО при ведении военных конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- организует срочное восстановление функционирования коммунальных служб, необходимых для деятельности структурных подразделений ОУО в военное время;

- осуществляет взаимодействие с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления по организации срочного захоронения трупов служащих ОУО, погибших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- определяет подведомственные организации, создающие НАСФ и НФГО;

- осуществляет материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий ГО в ОУО, а также деятельности созданных сил ГО;

- определяет перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО ОУО;

- осуществляет внутренний (ведомственный) контроль в области ГО в сфере деятельности ОУО;

- проводит в установленном порядке проверки готовности своих структурных подразделений, подведомственных организаций к выполнению мероприятий ГО;

- осуществляет иные полномочия в области ГО в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ.

Организации, подведомственные ОУО, в соответствии с возложенными задачами в области ГО осуществляют следующие полномочия и выполняют следующие функции:

- осуществляют планирование и деятельность по организации ведения и ведению ГО;

- разрабатывают план ГО организации и реализуют его при введении в действие;

- разрабатывают и реализуют годовые планы основных мероприятий организаций по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

- принимают локальные акты в области ГО и доводят их до своих работников, осуществляют контроль за их выполнением;

- осуществляют управление ГО;

- организуют финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий ГО;

- осуществляют подготовку своих работников и учащихся в области ГО и защиты их от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- осуществляют пропаганду в области ГО;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности пункты управления, системы связи, а также системы оповещения (при их наличии) руководящего состава и работников организации;

- обеспечивают прием сигналов ГО и доведение их до руководящего состава, работников и учащихся;

- осуществляют оповещение руководящего состава, работников и учащихся своей организации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- осуществляют сбор и обработку информации в области ГО;

- осуществляют планирование и проведение эвакуационных мероприятий (в случае расположения организаций в зонах возможной опасности (зонах радиационного загрязнения, химического заражения, зонах катастрофического затопления, зонах возможных разрушений);

- создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях обеспечения мероприятий ГО, осуществляют их хранение и освежение;

- осуществляют накопление средств индивидуальной защиты (в случае расположения организаций в зонах возможного радиационного загрязнения или химического заражения), приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля для имеющихся НАСФ и НФГО, а также их хранение и содержание;

- обеспечивают постоянную готовность к использованию имеющихся защитных сооружений ГО (в случае их наличия), а при их отсутствии обеспечивают укрытие работников в защитных сооружениях иных организаций или в имеющихся заглубленных и других помещениях подземного пространства;

- планируют и проводят мероприятия по световой маскировке и другим видам маскировки;

- осуществляют АСДНР в случае возникновения опасностей для работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (в случае наличия сил ГО) или организуют взаимодействие с органами ГО и ЧС местного самоуправления по привлечению необходимых сил и средств для проведения работ на подведомственных объектах (в случае отсутствия задания на создание сил ГО);

- принимают участие в осуществлении первоочередного жизнеобеспечения работников и учащихся, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- проводят мероприятия по оказанию первой помощи своим работникам и учащимся, пострадавшим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- организуют доставку в учреждения здравоохранения своих работников и учащихся, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- организуют предупреждение и тушение пожаров на объектах организаций, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- организуют взаимодействие с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению);

- организуют взаимодействие с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления по вопросу санитарной обработки работников и учащихся, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий в случае отсутствия соответствующих формирований в организациях;

- организуют поддержание общественного порядка среди работников организаций при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления по проведению срочного захоронения погибших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования организаций и выживания своих работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления по организации срочного восстановления коммунальных систем, поврежденных при военных конфликтах или ЧС природного и техногенного характера;

- создают, осуществляют учет, оснащение и подготовку имеющихся НАСФ и НФГО для выполнения задач ГО и обеспечения их постоянной готовности к действиям по предназначению;

- организуют материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий ГО в своих структурных подразделениях, в том числе обеспечивают деятельность созданных сил ГО;

- осуществляют другие полномочия и функции в области ГО в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ.

 

Основные мероприятия ГО, организация и порядок их выполнения в ОУО и подведомственных организациях

К основным мероприятиям ГО, проводимым ОУО и подведомственными организациями при подготовке в области ГО, относятся:

- организация, планирование и осуществление подготовки, повышения квалификации или курсового обучения в области ГО руководителей ОУО, его структурных подразделений, подведомственных организаций, а также работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, личного состава имеющихся НАСФ и НФГО;

- подготовка и обучение учащихся в области ГО;

- разработка и реализация программы проведения вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми служащими и работниками в течение первого месяца их службы (работы);

- разработка, с учетом особенностей деятельности ОУО и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, рабочих программ подготовки личного состава формирований ГО, а также рабочих программ подготовки работников в области ГО;

- осуществление организационно-методического руководства и контроля за подготовкой руководителей, работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, личного состава имеющихся НАСФ и НФГО;

- планирование и проведение учений и тренировок по ГО;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы в области ГО;

- осуществление пропаганды знаний в области ГО среди работников и учащихся.

К основным мероприятиям ГО по оповещению об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, проводимым ОУО и его подведомственными организациями, относятся:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения работников ОУО и подведомственных организаций, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования работников ОУО и подведомственных организаций и иных лиц, находящихся в зданиях ОУО и подведомственных организаций;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, радиосетей, а также других технических средств передачи информации;

- информирование работников ОУО и подведомственных организаций о складывающейся обстановке;

- сбор и обмен информацией в области ГО.

К основным мероприятиям ГО по эвакуации (при необходимости) работников ОУО и подведомственных организаций, учащихся, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в безопасные районы из зон возможных опасностей;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;

- подготовка безопасных районов для размещения работников ОУО и подведомственных организаций и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- разработка, согласование с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления планов эвакуации и размещения работников ОУО и подведомственных организаций, членов их семей в безопасных районах;

- получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).

К основным мероприятиям ГО по предоставлению работникам ОУО и подведомственных организаций средств индивидуальной и коллективной защиты, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- обеспечение работников и учащихся средствами индивидуальной защиты (для подразделений, расположенных в зонах возможной опасности);

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников и учащихся;

- разработка планов распределения и выдачи средств индивидуальной защиты работникам и учащимся;

- обеспечение выдачи средств индивидуальной защиты работникам и учащимся подведомственных организаций;

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание находящихся в ведении ОУО защитных сооружений ГО и их технических систем;

- предоставление работникам и учащимся защитных сооружений ГО (убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий), при их отсутствии – обеспечение укрытия работников и учащихся в имеющихся заглубленных и других помещениях подземного пространства;

- планирование, подготовка к строительству (в мирное время) и строительство (при приведении ГО в готовность) быстровозводимых защитных сооружений ГО и укрытий простейшего типа (при недостаточности имеющихся защитных сооружений ГО, приспособленных заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства);

- обеспечение укрытия работников ОУО и подведомственных организаций в имеющихся защитных сооружениях ГО, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства или в быстровозводимых защитных сооружениях ГО с упрощенным внутренним оборудованием.

К основным мероприятиям ГО по световой и другим видам маскировки, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- определение перечня объектов, зданий и сооружений, подлежащих световой маскировке;

- разработка планов осуществления комплексной маскировки объектов, зданий, сооружений, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки (при наличии соответствующих критериев для организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО);

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков.

К основным мероприятиям ГО по проведению АСДНР, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО, а также разработка планов их действий;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий своих сил при проведении АСДНР;

- организация взаимодействия с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления при организации и проведении АСДНР;

- учет и ведение реестров имеющихся НАСФ и НФГО.

К основным мероприятиям ГО по первоочередному обеспечению работников и учащихся, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- планирование и организация основных видов жизнеобеспечения работников и учащихся;

- создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников и учащихся подведомственных организаций, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- определение численности работников ОУО и подведомственных организаций, оставшихся без крова, и организация их размещения в сохранившихся зданиях и сооружениях, а также в служебных помещениях;

- организация оказания первой помощи пострадавшим работникам и учащимся, организация их доставки в учреждения здравоохранения;

- организация информационно-психологической поддержки работникам ОУО и подведомственных организаций.

К основным мероприятиям ГО по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- создание в составе НАСФ и НФГО нештатных противопожарных подразделений, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка к действиям по предназначению;

- организация взаимодействия с подразделениями Государственной противопожарной службы и другими подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров на объектах ОУО и подведомственных организаций.

К основным мероприятиям ГО по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению), проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- введение режима радиационной защиты (при необходимости) в ОУО и подведомственных организациях, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- создание и организация деятельности постов радиационного и химического наблюдения из состава НАСФ и НФГО, обеспечение их средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля.

К основным мероприятиям ГО по санитарной обработке служащих ОУО, работников и учащихся подведомственных организаций, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий относится организация взаимодействия с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления по этому направлению деятельности.

К основным мероприятиям ГО по восстановлению и поддержанию общественного порядка среди работников ОУО и подведомственных организаций, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- создание, оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО сил охраны общественного порядка в составе НФГО;

- осуществление пропускного режима на объектах ОУО и подведомственных организаций, поддержание общественного порядка на них и на маршрутах эвакуации работников ОУО и подведомственных организаций;

- принятие мер по охране имущества ОУО и подведомственных организаций, оставшегося без присмотра.

К основным мероприятиям ГО по обеспечению срочного захоронения трупов работников ОУО и подведомственных организаций в военное время, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- организация взаимодействия с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления по вопросам срочного захоронения трупов работников ОУО и подведомственных организаций в военное время;

- участие в опознании трупов работников ОУО и подведомственных организаций, дача показаний для идентификации их личности, приглашение их родственников для участия в опознании;

- направление неопознанных трупов работников ОУО и подведомственных организаций в экспертно-криминалистические подразделения Министерства внутренних дел РФ или судебно-медицинские учреждения Министерства здравоохранения РФ.

К основным мероприятиям ГО по обеспечению устойчивого функционирования объектов ОУО и подведомственных организаций при военных конфликтах, а также при ЧС природного и техногенного характера, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов ОУО и подведомственных организаций;

- мероприятия, направленные на повышение надежности функционирования систем энергоснабжения, водоснабжения и канализации объектов ОУО и подведомственных организаций, проводной и мобильной телефонной связи;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ на объектах ОУО и подведомственных организаций;

- создание страхового фонда документации.

К основным мероприятиям ГО по обеспечению постоянной готовности сил и средств ГО, проводимым ОУО и подведомственными организациями, относятся:

- создание и оснащение пунктов управления ГО, НАСФ и НФГО;

- подготовка НАСФ и НФГО, проведение учений и тренировок по ГО;

- разработка и уточнение планирующих документов по ГО;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

 

Осуществление взаимодействия при организации и ведении ГО в ОУО и подведомственных организациях

Взаимодействие ОУО и подведомственных организаций по вопросам ГО с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления, а также с органами военного управления организуется в целях обеспечения согласованности действий в ходе выполнения задач ГО.

При организации взаимодействия по вопросам ГО с органами, осуществляющими управление ГО, согласовываются следующие вопросы:

- порядок обмена информацией в области ГО;

- порядок оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- сопряжение систем управления, оповещения и связи;

- организация планирования совместных действий при военных конфликтах и ЧС природного и техногенного характера;

- порядок действий по сигналам оповещения ГО;

- порядок взаимного оповещения о начале ведения ГО;

- организация работы оперативных групп на запасных пунктах управления;

- выделение и закрепление защитных сооружений ГО для укрытия работников ОУО и подведомственных организаций;

- организация применения сил и средств ГО для ведения АСДНР в очагах поражения;

- организация управления действиями объединенных сил сторон при совместном ведении АСДНР, а также обеспечении этих действий;

- выделение сил и средств для ведения борьбы с пожарами;

- организация разведки очагов ядерного поражения, зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения и катастрофического затопления;

- организация введения режимов радиационной защиты;

- организация мероприятий по взаимному оказанию помощи транспортными, медицинскими, инженерными и другими материальными средствами;

- другие вопросы.

При организации взаимодействия по вопросам ГО с органами военного управления согласовываются следующие вопросы:

- порядок использования во взаимных интересах местности в безопасном районе, путей сообщения, мостов и переправ, транспорта и средств связи;

- исходные районы сил ГО, выделяемые для проведения АСДНР;

- пути выхода сил ГО к объектам проведения работ;

- порядок проведения силами ГО АСДНР на объектах проведения работ;

- порядок организации комендантской службы и регулирования движения на маршрутах выхода в безопасные районы;

- другие вопросы.

При организации взаимодействия по вопросам ГО с органами ГО и ЧС исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления согласовываются следующие вопросы:

- взаимное информирование об эвакуации населения, местах развертывания сборных эвакуационных пунктов, посадки на транспорт и высадки из транспорта, использовании зданий, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- организация рассредоточения и размещение эвакуируемых работников ОУО и подведомственных организаций в безопасных районах;

- организация снабжения эвакуируемых работников ОУО и подведомственных организаций продуктами питания, предметами первой необходимости и медицинского обеспечения;

- организация мест размещения пунктов управления и организация с ними связи;

- организация санитарной обработки эвакуированных работников ОУО и подведомственных организаций, специальной обработки техники на стационарных обмывочных пунктах и станциях обеззараживания транспорта;

- ведение радиационной, химической и биологической разведки на сборных эвакопунктах и маршрутах движения в безопасные районы;

- другие вопросы.

Обмен информацией в области ГО осуществляется между ОУО, органами МЧС России, органами ГО и ЧС администраций муниципальных образований, а также между ОУО и подведомственными организациями.

 

Обеспечение выполнения мероприятий по ГО

Номенклатура и объемы создаваемых в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее – запасы ГО) определяются с учетом возможного характера военных конфликтов на территории РФ, величины возможного ущерба, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, на которых размещаются объекты ОУО и подведомственных организаций, норм необходимой достаточности.

Создание запасов ГО осуществляется для обеспечения работников и учащихся, находящихся в зонах возможного поражения, а также для оснащения НАСФ и НФГО при проведении ими аварийно-спасательных и других неотложных работ.

При определении номенклатуры и объемов запасов учитываются имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера и (или) имеющееся имущество текущего довольствия.

Создаваемые запасы ГО хранятся, освежаются и учитываются отдельно от материальных ресурсов, накопленных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также другого имущества.

Подведомственные организации ОУО обеспечиваются запасами ГО за счет соответствующих статей лимитов бюджетных обязательств и за счет субсидии на выполнение государственного задания.

Разрешается использовать запасы ГО (кроме расходных материалов) для занятий и учений с последующим приведением их в порядок или восполнением пришедших в негодность.

Обеспечение учебной литературой, наглядными пособиями, средствами имитации и другими видами учебного имущества, изготовление и тиражирование кино- и видеоматериалов для подготовки работников ОУО и подведомственных организаций в области ГО осуществляются по соответствующим статьям бюджетных обязательств ОУО и подведомственных организаций.

Обеспечение работников и учащихся средствами индивидуальной защиты органов дыхания и медицинскими средствами индивидуальной защиты производится с учетом риска возникновения ЧС техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу их жизни и здоровью.

Финансирование выполнения мероприятий ГО в подведомственных организациях осуществляется за счет средств организаций, а также за счет средств бюджета. Финансирование накопления, хранения, освежения, использования запасов ГО, содержания, ремонта, аренды и охраны мест их хранения, оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок имущества ГО, осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Определение потребности в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий ГО в сфере деятельности ОУО проводится довольствующими органами ОУО, которые:

- организуют разработку предложений по объемам финансирования мероприятий ГО системы ОУО на очередной финансовый год, готовят материалы и документы, необходимые для обоснования бюджетной заявки и ее защиты в уполномоченных органах государственной власти;

- обеспечивают получение и использование бюджетных средств подведомственными организациями в соответствии с утвержденной бюджетной росписью;

- организуют контроль за эффективным использованием выделенных бюджетных средств;

- разрабатывают в пределах своей компетенции предложения по формированию и реализации единой государственной политики в области ГО в РФ.

Финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для обеспечения мероприятий ГО, включаются в планы, сметы и заявки, представляемые в соответствующие довольствующие органы.

 

Контроль в области ГО

В целях проверки установленных требований в области ГО, а также реальности выполнения планов ГО, готовности подведомственных организаций к выполнению мероприятий ГО в ОУО осуществляется внутренний (ведомственный) контроль в области ГО.

Внутренний (ведомственный) контроль в области ГО осуществляет структурное подразделение ОУО, уполномоченное на решение задач в области ГО, в соответствии с планом основных мероприятий ОУО. Контроль организуется и проводится в ходе подготовки и выполнения мероприятий ГО, а также в ходе инспектирования, проверок, ревизий, учений, тренировок и занятий. Методы, элементы, показатели состояния ГО, сроки и периодичность проверок определяются правовыми актами МЧС России.

В целях проверки установленных требований в области ГО, а также реальности выполнения планов ГО, готовности органов, осуществляющих управление ГО (структурных подразделений и работников, уполномоченных на решение задач в области ГО), сил и средств ГО к выполнению мероприятий ГО, осуществляется государственный надзор в области ГО МЧС России и его территориальными органами.

Неисполнение должностными лицами ОУО и подведомственных организаций требований, мероприятий и обязанностей в области ГО влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 1/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

 

[1] Утверждено постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804.

[2] См. постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций».

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022)
Просмотров: 333