Организация гражданской обороны в территориальном органе управления образованием и подведомственных ему организациях
Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании

Организация гражданской обороны в территориальном органе управления образованием и подведомственных ему организациях

Для организации и ведения гражданской обороны (далее – ГО) в территориальном органе управления образованием (далее – ОУО[1]) и его подведомственных организациях разрабатывается соответствующее Положение, утверждаемое приказом ОУО. Документ определяет задачи, порядок подготовки к ведению и ведение ГО в ОУО и подведомственных ему организациях, структуру управления и систему контроля в области ГО, основные мероприятия по ГО и порядок их обеспечения. На его основе в подведомственных организациях разрабатываются и утверждаются руководителем образовательной организации локальные положения по ГО.

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по организации обеспечения защиты работников ОУО и подведомственных учреждений (далее – организации), обучающихся (студентов, учащихся), а также материальных и культурных ценностей, находящихся в распоряжении ОУО и подведомственных организаций, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – ЧС).

Ведение ГО в ОУО и подведомственных организациях начинается с момента введения в действие Президентом России Плана ГО и защиты населения Российской Федерации (далее – РФ).

Ведение ГО заключается в выполнении мероприятий по защите работников и обучающихся, а также материальных и культурных ценностей, находящихся в распоряжении ОУО и подведомственных организаций, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, и осуществляется на основе планов ГО ОУО и подведомственных организаций.

Общее руководство ГО в ОУО осуществляет руководитель (начальник) ОУО, в подведомственных организациях – руководители организаций.

Организация выполнения мероприятий ГО, подготовки необходимых сил и средств, контроля за состоянием и готовностью ГО осуществляется в ОУО – структурным подразделением ОУО, уполномоченным на решение задач в области ГО, в организациях – структурными подразделениями (работниками), уполномоченными на решение задач в области ГО.

Для организации и проведения мероприятий ГО в структурных подразделениях ОУО назначаются работники, уполномоченные на решение задач в области ГО.

Для выполнения мероприятий ГО по защите работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся создаются:

- служба ответственных дежурных ОУО (далее – дежурная служба);

- дежурно-диспетчерские службы (далее – ДДС) подведомственных организаций;

- эвакуационные комиссии (далее – ЭК) ОУО и подведомственных организаций;

- группы контроля ОУО и подведомственных организаций за состоянием и выполнением мероприятий ГО.

Дежурная служба ОУО осуществляет прием и доведение сигналов оповещения до руководства ОУО, а также до подведомственных организаций:

- о внезапном нападении противника;

- о введении плана ГО и защиты населения РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

- о начале выполнения мероприятий по ГО и других сигналов ГО.

ДДС подведомственных организаций осуществляет доведение сигналов оповещения до руководства организации и ее работников:

- о внезапном нападении противника;

- о введении плана ГО и защиты населения РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

- о начале выполнения мероприятий по ГО и других сигналов ГО.

Деятельность ЭК ОУО и подведомственных организаций регламентируются положениями о них, а ее членов – функциональными обязанностями.

Группа контроля за выполнением мероприятий ГО ОУО осуществляет:

- сбор докладов о результатах доведения сигналов оповещения до ДДС и руководителей организаций;

- контроль за выполнением мероприятий ГО в ОУО и подведомственных организациях;

- сбор и обмен информацией в области ГО с МЧС России;

- взаимодействие с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления;

- информационное обеспечение руководства ОУО о складывающейся и сложившейся обстановке;

- подготовка донесений в МЧС России.

Функции органа управления ГО ОУО осуществляются структурным подразделением ОУО, уполномоченным на решение задач в области ГО.

ОУО в целях взаимодействия с органами МЧС России организует с ними информационный обмен, в том числе автоматизированный.

Планирование и организация мероприятий ГО, контроль за их выполнением возлагается в ОУО – на структурное подразделение ОУО, уполномоченное на решение задач в области ГО в соответствии с положением о данном структурном подразделении, а в организациях – на структурное подразделение (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО в соответствии с положениями о данных структурных подразделениях (должностными инструкциями указанных работников).

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в ОУО и подведомственных организациях заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные органы. Их деятельность регламентируется положениями о них, а деятельность членов эвакуационных органов – их функциональными обязанностями. Положение и функциональные обязанности членов эвакуационных органов утверждаются локальным актом ОУО.

Для планирования, подготовки и проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных организаций заблаговременно в мирное время создаются комиссии по повышению устойчивости функционирования (далее – ПУФ). Деятельность комиссий по ПУФ организаций регламентируется положениями о них, а членов указанных комиссий – их функциональными обязанностями.

Для выполнения мероприятий ГО в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, создаются и поддерживаются в состоянии готовности нештатные формирования (далее – НФГО). Деятельность НФГО регламентируется положениями о них, а личного состава НФГО – их функциональными обязанностями.

Ведение ГО в ОУО и подведомственных организациях осуществляется на основе разрабатываемых ими планов ГО, которые определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

 

Основные задачи, полномочия и функции в области гражданской обороны ОУО и подведомственных организаций

Основными задачами в области ГО ОУО и подведомственных организаций являются:

- подготовка работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся в области ГО;

- оповещение работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- эвакуация в безопасные районы работников ОУО и подведомственных организаций, а также членов их семей, обучающихся, материальных и культурных ценностей;

- предоставление работникам ОУО и подведомственных организаций, а также обучающимся средств индивидуальной и коллективной защиты;

- организация проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- организация взаимодействия с МЧС России при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- организация первоочередного жизнеобеспечения работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также ЧС;

- организация борьбы с пожарами на объектах ОУО и подведомственных организаций ОУО, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- организация проведения санитарной обработки работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники;

- поддержание и восстановление общественного порядка среди работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- организация срочного захоронения трупов работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования ОУО и подведомственных организаций, выживания работников и обучающихся в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств для выполнения задач ГО.

ОУО в соответствии с возложенными задачами в области ГО осуществляет следующие полномочия и функции:

- принимает нормативно-правовые акты в области ГО, доводят их до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

- разрабатывает и реализует планы ГО, согласованные с МЧС России;

- организует проведение мероприятий по ГО, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

- осуществляет меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы управления ГО и системы оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- организует создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических и иных средств;

- определяет перечень подведомственных организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО.

Подведомственные организации в соответствии с возложенными задачами в области ГО осуществляют следующие полномочия и функции:

- планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время и в условиях ЧС;

- осуществляют подготовку своих работников и обучающихся в области ГО;

- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических и иных средств.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

Руководитель структурного подразделения уполномоченного на решение задач в области ГО ОУО имеет следующие обязанности:

- организация разработки, уточнения и корректировки плана ГО ОУО;

- осуществление методического руководства планирования мероприятий ГО в подведомственных организациях;

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий;

- организация разработки проектов документов, регламентирующих работу в области ГО;

- формирование предложений по мероприятиям ГО, обеспечивающим выполнение мобилизационного плана ОУО;

- организация приема сигналов ГО и доведение их до подведомственных организаций;

- организация оповещения работников ОУО и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении ЧС;

- организация планирования и подготовки работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся по ГО;

- планирование и организация проведения учений и тренировок по ГО, а также участие в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке;

- формирование предложений по созданию, накоплению, хранению и освежению запасов материально-технических и иных средств;

- организация и создание страхового фонда документации;

- осуществление контроля за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО;

- внесение предложений руководству по совершенствованию планирования и ведения ГО;

- привлечение к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по ГО структурных подразделений ОУО и подведомственных организаций.

Руководители структурных подразделений ОУО в пределах своих полномочий:

- назначают своими распоряжениями должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области ГО;

- организуют разработку и уточнение документов по ГО структурного подразделения ОУО;

- организуют взаимодействие с другими структурными подразделениями ОУО по вопросам ГО;

- обеспечивают участие структурного подразделения ОУО в подготовке и проведении учебных, учебно-практических мероприятий ОУО в области ГО;

- создают условия для подготовки работников структурного подразделения ОУО в области ГО;

- осуществляют представление в структурное подразделение ОУО уполномоченного на решение задач в области ГО, материалов и информации по вопросам ГО;

- осуществляют контроль за выполнением мероприятий ГО в своем структурном подразделении.

Руководители образовательных организаций в пределах своих полномочий:

- разрабатывают, уточняют и корректируют планы ГО организаций;

- планируют подготовку и проведение эвакуационных мероприятий;

- разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области ГО;

- формируют предложения по мероприятиям ГО, обеспечивающих выполнение мобилизационного плана ОУО;

- организуют прием сигналов ГО и доведение их до ОУО;

- организуют оповещение своих работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении ЧС, информируют ОУО о получении сигнала;

- осуществляют планирование и подготовку работников по ГО;

- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- создают страховой фонд документации;

- осуществляют планирование и подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- ведут учет защитных сооружений и других объектов ГО, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием;

- планируют и проводят мероприятия по ГО, направленные на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и осуществляют их учет;

- организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- планируют и проводят учения и тренировки по ГО, а также участвуют в проведении учений и тренировок по мобилизационной подготовке;

- принимают участие в подготовке и проведении учебных, учебно-практических мероприятий ОУО и МЧС России;

- представляют в структурное подразделение ОУО, уполномоченного на решение задач в области ГО, доклады о состоянии ГО, о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера и итогах подготовки работников в области ГО и защиты от ЧС по итогам года и иные информационные материалы в данной области;

- осуществляют контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО.

 

Основные мероприятия по ГО в ОУО и подведомственных организациях

В целях реализации основных задач в области ГО в ОУО и подведомственных организациях проводится комплекс мероприятий по ГО.

1. Подготовка работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся в области ГО:

- организация, планирование и осуществление подготовки, повышения квалификации или курсового обучения в области ГО работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся;

- разработка и реализация программы проведения вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми работниками ОУО и подведомственных организаций, в течение 30 дней с даты фактического начала трудовой деятельности;

- планирование и проведение учений и тренировок по ГО;

- осуществление организационно-методического руководства и контроля за подготовкой работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы в области ГО для подготовки работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся;

- осуществление пропаганды знаний в области ГО среди работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся.

2. Оповещение работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования в зданиях ОУО и подведомственных организаций;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, а также других технических средств передачи информации;

- информирование о складывающейся обстановке;

- сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. Эвакуация в безопасные районы работников ОУО и подведомственных организаций, членов их семей, обучающихся, материальных и культурных ценностей:

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;

- подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемых.

4. Предоставление работникам ОУО и подведомственных организаций средств индивидуальной и коллективной защиты:

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;

- обеспечение выдачи средств индивидуальной защиты в установленные сроки;

- строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

- приспособление в мирное время и при приведении ГО в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства;

- подготовка в мирное время и строительство при приведении ГО в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений ГО, с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

- обеспечение укрытия в защитных сооружениях ГО, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства.

5. Организация проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки объектов ОУО и подведомственных организаций:

- определение перечня объектов, зданий и сооружений, подлежащих световой маскировке;

- разработка планов осуществления комплексной маскировки объектов, зданий, сооружений и организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков.

6. Организация взаимодействия с МЧС России при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС:

- создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также планирование их действий;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических и иных средств для всестороннего обеспечения действий своих сил при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организация взаимодействия сил ГО с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;

- учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области ГО, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

7. Организация первоочередного жизнеобеспечения работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС:

- планирование основных видов жизнеобеспечения;

- создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- осуществление эвакуации в лечебные учреждения;

- определение численности работников ОУО и подведомственных организаций, оставшихся без жилья;

- инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и тому подобное), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

- информационно-психологическая поддержка.

8. Организация борьбы с пожарами на объектах организаций ОУО, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание в составе НФГО нештатных противопожарных подразделений, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка к действиям по предназначению;

- тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

- тушение пожаров на объектах организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, в военное время.

9. Организация обнаружения и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, а также введение режимов радиационной защиты, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению).

10. При проведении мероприятий по санитарной обработке работников ОУО и подведомственных организаций, а также обучающихся, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники организуется взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

11. Поддержание и восстановление общественного порядка при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС:

- создание сил охраны общественного порядка в составе НФГО, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО;

- организация охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

12. Организация срочного захоронения трупов работников ОУО и подведомственных организаций и обучающихся в военное время:

- взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

- проведение мероприятий по осуществлению опознания, учета и захоронения трупов с соблюдением установленных законодательством правил.

13. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования ОУО и подведомственных организаций, выживания работников и обучающихся в военное время:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по ПУФ объектов подведомственных организаций;

- проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения и канализации объектов подведомственных организаций;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, продолжающих работу в военное время;

- создание страхового фонда документации.

14. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ОУО и подведомственных организаций для выполнения задач ГО:

- создание и оснащение современными техническими средствами сил ГО;

- подготовка сил ГО, проведение учений и тренировок по ГО;

- планирование действий сил ГО;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

 

Финансирование и контроль

Планирование и финансирование выполнения мероприятий по ГО в ОУО осуществляется за счет бюджетных средств, в подведомственных организаций – за счет средств организаций (в бюджетных организациях финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня).

В целях проверки установленных требований в области ГО, а также фактического выполнения планов, готовности подведомственных организаций к выполнению мероприятий осуществляется внутренний (ведомственный) контроль.

Ведомственный контроль в области ГО осуществляет структурное подразделение ОУО, уполномоченное на решение задач в области ГО в соответствии с планом основных мероприятий ОУО.

Неисполнение должностными лицами требований, мероприятий и обязанностей в области ГО влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 11/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

 

[1] В качестве ОУО могут выступать министерства, департаменты, управления, отделы, комитеты образования. Структура управления и названия ОУО определяются решениями органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022)
Просмотров: 235