Положение о спасательной коммунально-технической службе (коммунально-технической службе гражданской обороны) субъекта Российской Федерации
Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы

Положение о спасательной коммунально-технической службе (коммунально-технической службе гражданской обороны) субъекта Российской Федерации

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2022.

Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СПАСАТЕЛЬНОЙ КОММУНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ (КОММУНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Общие положения

 

1.1. Спасательная коммунально-техническая служба (коммунально-техническая служба гражданской обороны) субъекта РФ (далее – спасательная коммунально-техническая служба) – это нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны организаций жилищно-коммунального комплекса, обладающих сходным профилем деятельности и способных независимо от формы собственности к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны.

Спасательная коммунально-техническая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами субъекта РФ, распоряжениями и постановлениями Губернатора субъекта РФ и Администрации субъекта РФ, а также настоящим Положением и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, с другими спасательными службами (службами гражданской обороны) субъекта РФ.

1.2. Организационно-методическое руководство спасательной коммунально-технической службой возложено на департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса субъекта РФ.

Акты департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса субъекта РФ по коммунально-техническому обеспечению мероприятий гражданской обороны в мирное и военное время обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления, а также организациями независимо от форм собственности.

1.3. Спасательная коммунально-техническая служба состоит из спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ, создаваемых на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства независимо от форм собственности.

По решению руководителя гражданской обороны субъекта РФ – Губернатора субъекта РФ силы и средства спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней могут использоваться в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

2. Основные задачи спасательной коммунально-технической службы

 

2.1. Спасательная коммунально-техническая служба решает свои задачи на всех этапах деятельности гражданской обороны в мирное время, с возникновением угрозы нападения противника и при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

2.2. Основными задачами спасательной коммунально-технической службы являются:

планирование и контроль за выполнением специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем спасательной коммунально-технической службы;

контроль за созданием и подготовкой в организациях нештатных аварийно – спасательных формирований;

подготовка необходимых сил и средств спасательной коммунально-технической службы к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

управление подчиненными органами управления и силами спасательной коммунально-технической службы, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими спасательными службами (службами гражданской обороны) субъекта РФ, с органами военного командования;

руководство рассредоточением сил и средств службы, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования предприятий, на базе которых они созданы;

ведение учета сил и средств, входящих в состав спасательной коммунально-технической службы и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

поддержание в готовности пунктов управления;

организация и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований субъекта РФ;

организация и осуществление ликвидации аварий на объектовых сетях коммунального хозяйства муниципальных образований субъекта РФ;

организация и осуществление дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженных территорий, различных сооружений и транспортных средств;

контроль за проведением мероприятий по защите источников хозяйственно – питьевого водоснабжения;

обеспечение водой сил гражданской обороны;

срочное захоронение трупов.

 

3. Силы спасательной коммунально-технической службы

 

3.1. Силы спасательной коммунально-технической службы:

организации, входящие в состав спасательной коммунально-технической службы;

формирования спасательной коммунально-технической службы.

3.2. Формирования спасательной коммунально-технической службы создаются в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, организациями, которые разрабатывают организационную структуру и табели положенности материальных средств, осуществляют комплектование, оснащение материальными средствами и подготовку этих формирований.

3.3. Формирования спасательной коммунально-технической службы привлекаются для выполнения задач гражданской обороны согласно планам гражданской обороны, разрабатываемым организациями, на базе которых они созданы, а также для решения внезапно возникающих задач в соответствии со сложившейся обстановкой. Решение о привлечении спасательной коммунально-технической службы или формирований для решения задач мирного времени принимает Губернатор субъекта РФ.

3.4. Количество и численность формирований спасательной коммунально-технической службы определяются характером и объемом задач, решаемых в мирное и военное время.

3.5. При необходимости для выполнения задач, возлагаемых на спасательные коммунально-технические службы всех уровней, решением руководителя гражданской обороны субъекта РФ в ее составе могут создаваться и другие формирования.

 

4. Управление спасательной коммунально-технической службой, организация ее деятельности

 

4.1. Спасательная коммунально-техническая служба создается постановлением Администрации субъекта РФ.

Спасательные коммунально-технические службы (коммунально-технические службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления.

4.2. В состав спасательной коммунально-технической службы входят: руководство, органы управления, спасательные коммунально-технические службы (коммунально-технические службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ.

4.3. Руководителями спасательных коммунально-технических служб являются:

субъекта РФ – начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса субъекта РФ;

муниципальных образований – заместители руководителей муниципальных образований субъекта РФ, в компетенцию которых входят вопросы жилищно-коммунального хозяйства.

4.4. Органами управления спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней являются:

штаб спасательной коммунально-технической службы;

штабы спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ.

Штабы спасательных коммунально-технических служб создаются в мирное время руководителями спасательных коммунально-технических служб всех уровней.

В состав штаба коммунально-технической службы включаются:

начальник штаба – директор государственного казенного учреждения субъекта РФ «Служба оперативного контроля за работой систем жизнеобеспечения»;

члены штаба – начальники структурных подразделений департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса субъекта РФ.

4.5. В состав спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ входят организации жилищно-коммунального комплекса независимо от форм собственности.

4.6. В состав штаба спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ включаются должностные лица муниципальных образований и организаций.

4.7. Начальники штабов спасательных коммунально-технических служб всех уровней являются заместителями соответствующих руководителей спасательных коммунально-технических служб всех уровней.

4.8. К формированиям спасательной коммунально-технической службы относятся аварийно-технические команды, группы, в том числе по водопроводно-канализационным, тепловым сетям и захоронению трупов, создаваемые на базе организаций жилищно-коммунального комплекса.

4.9. Руководитель спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) подчиняется руководителю гражданской обороны субъекта РФ, при его отсутствии – заместителю руководителя гражданской обороны субъекта РФ.

4.10. Руководитель спасательной коммунально-технической службы осуществляет руководство непосредственно или через штаб. Он имеет право отдавать приказы, распоряжения, обязательные для исполнения руководителями организаций, входящих в состав спасательной коммунально-технической службы, в интересах гражданской обороны субъекта РФ.

4.11. Начальник штаба спасательной коммунально-технической службы является заместителем руководителя спасательной коммунально-технической службы и имеет право от его имени отдавать приказы, распоряжения (указания), касающиеся мероприятий гражданской обороны.

Он осуществляет контроль за организацией подготовки и обучения личного состава формирований спасательной коммунально-технической службы и несет ответственность за организацию работы штаба спасательной коммунально-технической службы.

4.12. Повседневная деятельность по подготовке спасательной коммунально-технической службы, спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ осуществляется структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.99 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций".

4.13. Управление спасательной коммунально-технической службой осуществляется ее руководителем и направлено на поддержание в постоянной готовности формирований к работе по коммунально-техническому обеспечению мероприятий гражданской обороны в условиях военного времени.

4.14. Основой управления спасательной коммунально-технической службой (коммунально-технической службой гражданской обороны) является решение руководителя спасательной коммунально-технической службы по коммунально-техническому обеспечению как в мирное, так и в военное время.

В решении руководитель определяет замысел действий в сложившейся обстановке, основные задачи и сроки их выполнения, порядок взаимодействия сил и средств спасательной коммунально-технической службы, порядок всестороннего обеспечения, места и время развертывания пунктов управления.

Для определения задач по организации управления заблаговременно разрабатываются документы в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями.

Руководитель спасательной коммунально-технической службы осуществляет непосредственное руководство планированием и организацией выполнения мероприятий коммунально-технического обеспечения как в мирное, так и в военное время.

4.15. План коммунально-технического обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны спасательной коммунально-технической службы на военное время утверждается руководителем гражданской обороны субъекта РФ после согласования с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ и руководителем вышестоящего органа.

Руководитель спасательной коммунально-технической службы осуществляет непосредственное руководство планированием коммунально-технического обеспечения мероприятий гражданской обороны.

4.16. Для обеспечения устойчивого управления спасательными коммунально-техническими службами (коммунально-техническими службами гражданской обороны) всех уровней в мирное время готовятся основные и запасные пункты управления.

Пункты управления должны быть оснащены средствами связи и иметь необходимое оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы личного состава штабов спасательных коммунально-технических служб всех уровней.

4.17. Эффективность управления спасательными коммунально-техническими службами всех уровней в военное время обеспечивается уровнем подготовки руководящего состава, организации системы связи, состоянием пунктов управления, непрерывным сбором и анализом данных об обстановке, своевременным принятием решений о коммунально-техническом обеспечении мероприятий гражданской обороны и доведением задач до подчиненных, осуществлением постоянного контроля за исполнением отданных распоряжений.

4.18. Для обеспечения непрерывности управления спасательной коммунально-технической службой при условии выхода из строя основного пункта управления приказом руководителя спасательной коммунально-технической службы назначается пункт управления – дублер, который обеспечивается необходимыми для управления документами, разработанными заблаговременно штабом спасательной коммунально-технической службы.

4.19. Руководители спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ ежегодно в ноябре представляют руководителю спасательной коммунально-технической службы доклад о состоянии готовности спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ.

 

5. Полномочия руководителя спасательной коммунально-технической службы

 

5.1. На руководителя спасательной коммунально-технической службы возлагается:

руководство разработкой документации по организации обеспечения коммунально-техническими услугами в военное время и подготовке коммунально-технической службы к выполнению задач по предназначению, контроль за их выполнением;

организация и контроль за подготовкой штабов и формирований коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ к работе в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

контроль за поддержанием пунктов управления коммунально-технической службы в постоянной готовности;

руководство и контроль за специальной подготовкой работников по вопросам организации обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в военное время;

организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций жилищно-коммунального комплекса в военное время;

организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими спасательными службами (службами гражданской обороны) субъекта РФ, с органами военного командования;

организация и контроль за деятельностью органов управления (штабов), организаций и формирований спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ по выполнению ими задач в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

руководство разработкой и корректировкой планирующих и отчетных документов.

5.2. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав спасательной коммунально-технической службы, несут руководители коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ, а также руководители организаций, на базе которых они созданы.

 

6. Организация подготовки личного состава спасательной коммунально-технической службы

 

6.1. Специальная подготовка личного состава спасательной коммунально-технической службы является составной частью подготовки объектов жилищно-коммунального комплекса к работе в условиях военного времени.

6.2. Специальная подготовка в органах управления планируется и проводится дифференцированно с различными категориями обучаемых в ходе плановых занятий и учений, на учебных сборах.

Тематика занятий с личным составом штабов, формирований спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней определяется исходя из уровня подготовки обучаемых.

Основными формами подготовки к выполнению задач являются:

для штабов спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней – командно-штабные учения и командно-штабные тренировки;

для формирований спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) – тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.

Периодичность и продолжительность учений со штабами, формированиями устанавливаются организационно-методическими указаниями и рекомендациями МЧС России.

Подготовка руководящего состава спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) проводится в УМЦ ГО и ЧС и его филиалах согласно плану комплектования на текущий учебный год по программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны.

6.3. Руководители органов управления спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней:

организуют специальную подготовку работников органов управления спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны);

осуществляют контроль и оказывают необходимую помощь руководителям занятий и учений;

проводят мероприятия, способствующие повышению эффективности обучения подчиненных;

систематически проверяют и анализируют уровень подготовки подчиненных и принимают меры по поддержанию профессиональных знаний на должном уровне.

6.4. Повышение уровня подготовленности руководящего состава органов управления спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) проводится на учебных сборах в установленном порядке.

 

7. Порядок комплектования, материально-технического и финансового обеспечения спасательной коммунально-технической службы

 

7.1. Комплектование спасательной коммунально-технической службы специалистами, оснащение техникой, имуществом и материально-техническими средствами осуществляются руководителями спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет собственных ресурсов.

7.2. Финансирование мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны), осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

8. Ответственность за готовность спасательной коммунально-технической службы к решению поставленных задач

 

8.1. Руководитель спасательной коммунально-технической службы несет персональную ответственность за готовность спасательной коммунально-технической службы к выполнению задач гражданской обороны.

8.2. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав спасательной коммунально-технической службы, несут руководители спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ, а также руководители организаций, на базе которых они созданы.

8.3. При приватизации (реорганизации) организаций с сохранением профиля их деятельности, на базе которых созданы спасательные коммунально-технические службы (коммунально-технические службы гражданской обороны), их функции закрепляются за правопреемниками имущественных прав и обязанностей приватизируемой (реорганизуемой) организации на основе соответствующего договора.

8.4. Должностные лица, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении установленных настоящим Положением и иными нормативными правовыми документами требований по созданию и обеспечению деятельности спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны), несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Другие статьи по теме
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (27.04.2025)
Просмотров: 33