Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2022. Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.
ПОЛОЖЕНИЕ О СПАСАТЕЛЬНОЙ КОММУНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ (КОММУНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Спасательная коммунально-техническая служба (коммунально-техническая служба гражданской обороны) субъекта РФ (далее – спасательная коммунально-техническая служба) – это нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны организаций жилищно-коммунального комплекса, обладающих сходным профилем деятельности и способных независимо от формы собственности к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны. Спасательная коммунально-техническая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами субъекта РФ, распоряжениями и постановлениями Губернатора субъекта РФ и Администрации субъекта РФ, а также настоящим Положением и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, с другими спасательными службами (службами гражданской обороны) субъекта РФ. 1.2. Организационно-методическое руководство спасательной коммунально-технической службой возложено на департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса субъекта РФ. Акты департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса субъекта РФ по коммунально-техническому обеспечению мероприятий гражданской обороны в мирное и военное время обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления, а также организациями независимо от форм собственности. 1.3. Спасательная коммунально-техническая служба состоит из спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ, создаваемых на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства независимо от форм собственности. По решению руководителя гражданской обороны субъекта РФ – Губернатора субъекта РФ силы и средства спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней могут использоваться в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Основные задачи спасательной коммунально-технической службы
2.1. Спасательная коммунально-техническая служба решает свои задачи на всех этапах деятельности гражданской обороны в мирное время, с возникновением угрозы нападения противника и при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. 2.2. Основными задачами спасательной коммунально-технической службы являются: планирование и контроль за выполнением специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем спасательной коммунально-технической службы; контроль за созданием и подготовкой в организациях нештатных аварийно – спасательных формирований; подготовка необходимых сил и средств спасательной коммунально-технической службы к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны; управление подчиненными органами управления и силами спасательной коммунально-технической службы, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими спасательными службами (службами гражданской обороны) субъекта РФ, с органами военного командования; руководство рассредоточением сил и средств службы, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования предприятий, на базе которых они созданы; ведение учета сил и средств, входящих в состав спасательной коммунально-технической службы и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом; поддержание в готовности пунктов управления; организация и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований субъекта РФ; организация и осуществление ликвидации аварий на объектовых сетях коммунального хозяйства муниципальных образований субъекта РФ; организация и осуществление дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженных территорий, различных сооружений и транспортных средств; контроль за проведением мероприятий по защите источников хозяйственно – питьевого водоснабжения; обеспечение водой сил гражданской обороны; срочное захоронение трупов.
3. Силы спасательной коммунально-технической службы
3.1. Силы спасательной коммунально-технической службы: организации, входящие в состав спасательной коммунально-технической службы; формирования спасательной коммунально-технической службы. 3.2. Формирования спасательной коммунально-технической службы создаются в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, организациями, которые разрабатывают организационную структуру и табели положенности материальных средств, осуществляют комплектование, оснащение материальными средствами и подготовку этих формирований. 3.3. Формирования спасательной коммунально-технической службы привлекаются для выполнения задач гражданской обороны согласно планам гражданской обороны, разрабатываемым организациями, на базе которых они созданы, а также для решения внезапно возникающих задач в соответствии со сложившейся обстановкой. Решение о привлечении спасательной коммунально-технической службы или формирований для решения задач мирного времени принимает Губернатор субъекта РФ. 3.4. Количество и численность формирований спасательной коммунально-технической службы определяются характером и объемом задач, решаемых в мирное и военное время. 3.5. При необходимости для выполнения задач, возлагаемых на спасательные коммунально-технические службы всех уровней, решением руководителя гражданской обороны субъекта РФ в ее составе могут создаваться и другие формирования.
4. Управление спасательной коммунально-технической службой, организация ее деятельности
4.1. Спасательная коммунально-техническая служба создается постановлением Администрации субъекта РФ. Спасательные коммунально-технические службы (коммунально-технические службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления. 4.2. В состав спасательной коммунально-технической службы входят: руководство, органы управления, спасательные коммунально-технические службы (коммунально-технические службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ. 4.3. Руководителями спасательных коммунально-технических служб являются: субъекта РФ – начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса субъекта РФ; муниципальных образований – заместители руководителей муниципальных образований субъекта РФ, в компетенцию которых входят вопросы жилищно-коммунального хозяйства. 4.4. Органами управления спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней являются: штаб спасательной коммунально-технической службы; штабы спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ. Штабы спасательных коммунально-технических служб создаются в мирное время руководителями спасательных коммунально-технических служб всех уровней. В состав штаба коммунально-технической службы включаются: начальник штаба – директор государственного казенного учреждения субъекта РФ «Служба оперативного контроля за работой систем жизнеобеспечения»; члены штаба – начальники структурных подразделений департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса субъекта РФ. 4.5. В состав спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ входят организации жилищно-коммунального комплекса независимо от форм собственности. 4.6. В состав штаба спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ включаются должностные лица муниципальных образований и организаций. 4.7. Начальники штабов спасательных коммунально-технических служб всех уровней являются заместителями соответствующих руководителей спасательных коммунально-технических служб всех уровней. 4.8. К формированиям спасательной коммунально-технической службы относятся аварийно-технические команды, группы, в том числе по водопроводно-канализационным, тепловым сетям и захоронению трупов, создаваемые на базе организаций жилищно-коммунального комплекса. 4.9. Руководитель спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) подчиняется руководителю гражданской обороны субъекта РФ, при его отсутствии – заместителю руководителя гражданской обороны субъекта РФ. 4.10. Руководитель спасательной коммунально-технической службы осуществляет руководство непосредственно или через штаб. Он имеет право отдавать приказы, распоряжения, обязательные для исполнения руководителями организаций, входящих в состав спасательной коммунально-технической службы, в интересах гражданской обороны субъекта РФ. 4.11. Начальник штаба спасательной коммунально-технической службы является заместителем руководителя спасательной коммунально-технической службы и имеет право от его имени отдавать приказы, распоряжения (указания), касающиеся мероприятий гражданской обороны. Он осуществляет контроль за организацией подготовки и обучения личного состава формирований спасательной коммунально-технической службы и несет ответственность за организацию работы штаба спасательной коммунально-технической службы. 4.12. Повседневная деятельность по подготовке спасательной коммунально-технической службы, спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ осуществляется структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.99 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций". 4.13. Управление спасательной коммунально-технической службой осуществляется ее руководителем и направлено на поддержание в постоянной готовности формирований к работе по коммунально-техническому обеспечению мероприятий гражданской обороны в условиях военного времени. 4.14. Основой управления спасательной коммунально-технической службой (коммунально-технической службой гражданской обороны) является решение руководителя спасательной коммунально-технической службы по коммунально-техническому обеспечению как в мирное, так и в военное время. В решении руководитель определяет замысел действий в сложившейся обстановке, основные задачи и сроки их выполнения, порядок взаимодействия сил и средств спасательной коммунально-технической службы, порядок всестороннего обеспечения, места и время развертывания пунктов управления. Для определения задач по организации управления заблаговременно разрабатываются документы в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями. Руководитель спасательной коммунально-технической службы осуществляет непосредственное руководство планированием и организацией выполнения мероприятий коммунально-технического обеспечения как в мирное, так и в военное время. 4.15. План коммунально-технического обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны спасательной коммунально-технической службы на военное время утверждается руководителем гражданской обороны субъекта РФ после согласования с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ и руководителем вышестоящего органа. Руководитель спасательной коммунально-технической службы осуществляет непосредственное руководство планированием коммунально-технического обеспечения мероприятий гражданской обороны. 4.16. Для обеспечения устойчивого управления спасательными коммунально-техническими службами (коммунально-техническими службами гражданской обороны) всех уровней в мирное время готовятся основные и запасные пункты управления. Пункты управления должны быть оснащены средствами связи и иметь необходимое оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы личного состава штабов спасательных коммунально-технических служб всех уровней. 4.17. Эффективность управления спасательными коммунально-техническими службами всех уровней в военное время обеспечивается уровнем подготовки руководящего состава, организации системы связи, состоянием пунктов управления, непрерывным сбором и анализом данных об обстановке, своевременным принятием решений о коммунально-техническом обеспечении мероприятий гражданской обороны и доведением задач до подчиненных, осуществлением постоянного контроля за исполнением отданных распоряжений. 4.18. Для обеспечения непрерывности управления спасательной коммунально-технической службой при условии выхода из строя основного пункта управления приказом руководителя спасательной коммунально-технической службы назначается пункт управления – дублер, который обеспечивается необходимыми для управления документами, разработанными заблаговременно штабом спасательной коммунально-технической службы. 4.19. Руководители спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ ежегодно в ноябре представляют руководителю спасательной коммунально-технической службы доклад о состоянии готовности спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ.
5. Полномочия руководителя спасательной коммунально-технической службы
5.1. На руководителя спасательной коммунально-технической службы возлагается: руководство разработкой документации по организации обеспечения коммунально-техническими услугами в военное время и подготовке коммунально-технической службы к выполнению задач по предназначению, контроль за их выполнением; организация и контроль за подготовкой штабов и формирований коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ к работе в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; контроль за поддержанием пунктов управления коммунально-технической службы в постоянной готовности; руководство и контроль за специальной подготовкой работников по вопросам организации обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в военное время; организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций жилищно-коммунального комплекса в военное время; организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими спасательными службами (службами гражданской обороны) субъекта РФ, с органами военного командования; организация и контроль за деятельностью органов управления (штабов), организаций и формирований спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ по выполнению ими задач в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; руководство разработкой и корректировкой планирующих и отчетных документов. 5.2. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав спасательной коммунально-технической службы, несут руководители коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ, а также руководители организаций, на базе которых они созданы.
6. Организация подготовки личного состава спасательной коммунально-технической службы
6.1. Специальная подготовка личного состава спасательной коммунально-технической службы является составной частью подготовки объектов жилищно-коммунального комплекса к работе в условиях военного времени. 6.2. Специальная подготовка в органах управления планируется и проводится дифференцированно с различными категориями обучаемых в ходе плановых занятий и учений, на учебных сборах. Тематика занятий с личным составом штабов, формирований спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней определяется исходя из уровня подготовки обучаемых. Основными формами подготовки к выполнению задач являются: для штабов спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней – командно-штабные учения и командно-штабные тренировки; для формирований спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) – тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения. Периодичность и продолжительность учений со штабами, формированиями устанавливаются организационно-методическими указаниями и рекомендациями МЧС России. Подготовка руководящего состава спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны) проводится в УМЦ ГО и ЧС и его филиалах согласно плану комплектования на текущий учебный год по программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны. 6.3. Руководители органов управления спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней: организуют специальную подготовку работников органов управления спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны); осуществляют контроль и оказывают необходимую помощь руководителям занятий и учений; проводят мероприятия, способствующие повышению эффективности обучения подчиненных; систематически проверяют и анализируют уровень подготовки подчиненных и принимают меры по поддержанию профессиональных знаний на должном уровне. 6.4. Повышение уровня подготовленности руководящего состава органов управления спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) проводится на учебных сборах в установленном порядке.
7. Порядок комплектования, материально-технического и финансового обеспечения спасательной коммунально-технической службы
7.1. Комплектование спасательной коммунально-технической службы специалистами, оснащение техникой, имуществом и материально-техническими средствами осуществляются руководителями спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) всех уровней на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет собственных ресурсов. 7.2. Финансирование мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны), осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
8. Ответственность за готовность спасательной коммунально-технической службы к решению поставленных задач
8.1. Руководитель спасательной коммунально-технической службы несет персональную ответственность за готовность спасательной коммунально-технической службы к выполнению задач гражданской обороны. 8.2. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав спасательной коммунально-технической службы, несут руководители спасательных коммунально-технических служб (коммунально-технических служб гражданской обороны) муниципальных образований субъекта РФ, а также руководители организаций, на базе которых они созданы. 8.3. При приватизации (реорганизации) организаций с сохранением профиля их деятельности, на базе которых созданы спасательные коммунально-технические службы (коммунально-технические службы гражданской обороны), их функции закрепляются за правопреемниками имущественных прав и обязанностей приватизируемой (реорганизуемой) организации на основе соответствующего договора. 8.4. Должностные лица, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении установленных настоящим Положением и иными нормативными правовыми документами требований по созданию и обеспечению деятельности спасательной коммунально-технической службы (коммунально-технической службы гражданской обороны), несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Другие статьи по теме | |
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (27.04.2025) | |
Просмотров: 33 |